|
Мангуп
БСЭ
То, что непременно нужно прочесть о Мангупе: Мангуп, новогодние прогулки Владимира Крымского, рассказ 2004 года
Михаил, житель Мангупа: "Первую неделю идет как бы ломка, весь этот мох как слазит. А что я буду сегодня есть? Никакой информации. А через неделю нормально. Просто идешь по дороге, сама дорога тебя ведет куда-то и, в принципе, больше ничего не надо". Когда появляется желание окунуться в облака, можно лечь на спину. Молочно-белые пушистые комочки щекочут обветренное лицо. Погружаясь в полуденную дрему, седлаешь воздушные качели. И уже засыпаешь, а кто-то невидимый продолжает нашептывать тебе о вечном покое. "Мы хотим мира, а нас заставляют брать в руки камни. Мы вынуждены защищать своих детей. У нас нет выбора". И пришел этот день, и древний город утонул в крови. И скалы плакали. Тогда здесь жили феодориты.
Они
не исчезли, а просто притаились за камнями. Сотни глаз настороженно
следят за пришельцами. Кто Тени все больше становятся похожими на людей. Древняя крепость обитаема - это также понятно, как и то, что встреча с ее жителями неизбежна. И уже слышишь в темноте легкие шаги и голоса.
Игорь, житель Мангупа: "У каждого свои тараканы в голове, свои проблемы. Кто, зачем сюда пришел. Кто пришел с открытым сердцем, тот остается. Кто-то от чего-то бежит. Он поздно или рано, но, в конце концов, у нас находится". Наверное,
в одной из прошлых жизней Игорь был вороном. Черные птицы живут
иногда по триста лет. Но памяти одного вороньего поколения вряд
ли хватит, чтобы поведать нынешней цивилизации историю этих мест.
Столица древнего христианского княжества Феодоро пала в пятнадцатом
веке. Не осталось ни архивных документов, ни даже церковных записей.
Все уничтожили огни пожарищ той бурной эпохи. Неприступный Баба-даг
- отец-гора - до последнего защищал своих детей, но чья-то предательская Турецкие янычары, полгода осаждавшие крепость, но так и не взявшие ее приступом, жестоко расправились с непокорными князьями. Иуда обрек на вечные страдания жителей города, в том числе и последнего отпрыска знаменитого мангупского рода. Печальная легенда гласит, что маленький принц бросился вниз с отвесной скалы, не дожидаясь, пока его пленят враги. С тех самых пор нет покоя чужеземцам на Мангупе. Полтысячи лет появляется в лунном свете прозрачная фигурка. Задержишь на ней взгляд и уже не оторвешь. Легко вскакиваешь на поросшую мхом каменную стену и, забыв обо всем, бежишь наперегонки с собственной тенью. Странный танец совсем не пугает, и вслед за призраком делаешь последний шаг в темную пропасть. И только эхо бесконечно повторяет крик, словно предостерегая тех, кто еще жив.
Игорь,
житель Мангупа: "Отец-гора тянет к себе больных людей. Я очень
много видел вылечившихся, Где грань между умом и безумием? Каждый сумасшедший - по-своему философ, а философ часто слывет безумцем. Как запретить летать во сне, если расправить крылья можно только в полете. Мир Мангупа никому не принадлежит, потому что так близко к солнцу еще никто не подбирался.
Никто точно не знает, сколько они здесь. Никто не скажет, кто был первым. Смотреть, спрашивать и слушать - только так можно постичь тайны предков. Только им, своим детям, так непохожим друг на друга, отец-гора иногда позволяет прикоснуться к началу начал. Главная
стоянка мангупских индейцев - на третьем, иудейском пальце. А всего
на Мангупе их четыре. Говорят, это огромный дракон, пролетая, коснулся
своей лапой каменных склонов. Кто знает, может
Абсурдные
сны часто повторяются: фантастические казематы без дверей и охраны,
лагерь особо
Коммуна мангупских индейцев, как прозвали их туристы, если можно так сказать, разношерстна. Есть среди них бывшие панки, хиппи, воры, наркоманы. Есть лентяи и трудяги. Есть те, кому было что оставлять в той жизни и кому нечего терять. Непризнанные музыканты и вольные художники, каменотесы и краснодеревщики - вся суета из прошлого уже не имеет значения. Главное сейчас - это свобода и никто не хочет ничего менять. Николай, житель Мангупа: "Мне тоже было нелегко. Но я ж говорю, я не могу никак понять, зачем? Я не могу отсюда уйти, я когда ухожу отсюда, я себя очень плохо чувствую, я даже начинаю болеть".
Свободой
заболеть непросто. Только кажется, что легко расстаться с привычными
вещами вроде Михаил, житель Мангупа: "Чтобы врубиться, что здесь происходит на Мангупе, надо месяца 2 прожить, и потом начинаешь понимать, что не надо никаких телевизоров. Просто ходишь как дурак, наслаждаешься тем, что видишь, тем, что чувствуешь".
Четырехпалая
гора не зря была выбрана древними для поселения. Глубокие овраги
и остроконечные мысы, как будто самой природой были созданы для
защиты от врагов. Еще одно преимущество Баба-дага - два никогда
не пересыхающих источника: женский и мужской. Последний знаменит
среди туристов тем, что вода в нем содержит большое количество серебра.
Гора, кажется, даже слишком благосклонна к тем, кто нашел в ее известняковых
пещерах себе кров. Но "индейцы" подходят Николай, житель Мангупа: "Прежде всего, не навреди окружающим и природу береги. Это первое. А все остальное прибудет".
Николай - местный, родился в долине, еще мальчишкой облазил Мангуп вдоль и поперек. А позже перебрался насовсем. По местным меркам, у него "крутая" квартира: три комнаты в трех уровнях и балкон. Да и поуютнее будет, чем у других. Но не то, чтобы важны были для индейца такие мелочи - просто Николай уже не один. Подруга Яна в прошлом мае родила ему сына. Сказала - забеременела на Мангупе, на Мангупе буду и рожать. Пытаться отправить ее вниз, в долину было невозможно. И Илюшка появился на свет в древней пещере. Вопросы
Яне задавать бесполезно, тем более о сыне. Индейцы предупредили
нас сразу - нервная она стала, даже злая. Как волчица бросается
на непрошеных гостей, заслоняя собой волчат, так и молодая мать
запросто может взять в руку камень. А кто ее осудит - ведь здесь
почти каменный век. Но, кажется, такое суеверие имеет под собой
основу. Предание о мангупском мальчике имеет продолжение. Когда-нибудь
появится новый сын пещер, родившийся на Баба-даге. Станет он защитником
всем незаслуженно обиженным и воскреснет древняя столица, и только
тогда перестанет маяться
Известняк хорошо впитывает воду. Древние феодориты, жившие на Мангупе 10 веков назад, об этом знали. Обычай почитания предков у них сводился к тому, что покойников клали в специальные углубления в скале и через какое-то время они мумифицировались. Местные аборигены сегодня видят в этом особый, даже потайной смысл". Не зря Мангуп считают загадочным местом. Наукой доказано, что как раз здесь пролегает так называемый пространственно-временной крест. Средоточие какой-то неземной энергии концентрируется на плато, время будто замедляет ход. Мангупские индейцы говорят, что изредка общаются с древними феодоритами. Медитировать проще, вызывая духа огня. Сами камни словно считывают с тебя информацию, пополняя знания предков. Но взамен обязательно отдают свою.
Евгений
Петров, директор Бахчисарайского историко-культурного заповедника:
"Неформально я стал
Территория всего Бахчисарайского заповедника, куда входит и Мангуп, охраняется государством. Но, кажется, Баба-даг сам нашел себе достойных защитников.
"Аба-хаба, Баба-даг", - приветствуют гору ее дети - "Аба-хаба".
Но вряд ли кто-то знает, как нужно прощаться с Мангупом. Просто
этого еще никто не делал. Никогда не уходил отсюда навсегда. Вот
и мы не будем. И не только потому, что не хотим. У детства нет возраста,
а у фантазии - предела. И, наверное, хорошо, что всегда остается
выбор: привычней жить в реальном мире - тогда живи в нем,
http://www.rusf.ru/~dv/photos/ Пещерный средневековый город Эски-Кермен. В хорошо видимые входы ставились деревянные двери. И таких пещер там ДЕСЯТКИ! Поскольку Эски-Кэрмен сравнительно труднодоступен и поселений рядом нет, летом там часто тусуются хиппи, тихо покуривая травку. ;)
http://music-world.narod.ru/archive/020514.html Они побывали в пещерном поселении ранних христиан Эски-Кермен, совершили восхождение на Мекку всех советских хиппи Мангуп-Кале, посетили стоянку первобытного человека, что на горе Шулдан.
http://www.tavrika.ru/relate/larisa/holecity.htm Практически
до самого третьего "крымского похода" 2000 года, который
назывался "По пещерным городам Крыма", я абсолютно ничего
не знала о существовании таких городов. Сейчас мне это кажется невероятным.
Я целенаправленно изучала русскую и мировую историю, я привыкла
считать себя в достаточной мере эрудированным человеком, но как
можно было пропустить ТАКОЕ... Каждый из этих городов - уникален, неповторимо своеобразен, однако у них есть и общая история, история зарождения, существования и конца... Время жизни пещерных городов - это где-то 5-15 века н.э. В истории Крыма случались моменты, когда местное население, а оно было всегда довольно разнородным - тавры, скифы, греки - вынуждено было бежать в горы от самых разных завоевателей, а Крым кто только не завоевывал, по нему прошлись и племена скифов, и гунны, затем татары, здесь были греки, итальянцы, турки.... Другая версия - что первыми жителями скальных городов были монахи, которые уходили в горы по всяким религиозным соображениям - например, иконопочитатели, которые укрывались в горах от, совсем даже наоборот, иконоборцев. Пещерный город возникал на высоте 400-600 метров, на той высоте, куда еще поднимается вода. Выше этого порога источников нет. Пещерный город был защищен мощной крепостной стеной, иногда двумя; стена окружала всю гору, на которой стоял город, и перегораживала долину. Родник, как правило, находился не в самом городе, а ниже по склону горы, но в пределах крепостной стены. Он был в буквальном смысле слова источником жизни города. Однако на случай осады и захвата источника во всех городах имелся так называемый "осадный колодец" - пробитая в скале вручную очень глубокая, на много сот метров, яма, доходящая до воды. В некоторых городах осадный колодец еще не найден, но то, что он должен быть - очевидно. Скалы, на которых стоят пещерные города, снизу напоминают осиные гнезда - они испещрены дырами-кельями, выдолбленными киркой в мягком известняке. Эти скальные помещения обычно использовались для хозяйственных нужд, а люди жили в домах, построенных из камня, который оставался после вырубки скальных помещений. Мы можем лишь примерно представить себе облик города, потому что большая часть городов до сих пор скрыта под землей, и лишь в некоторых из них сейчас ведутся систематические раскопки. В
каждом скальном помещении - множество разных форм и размеров хозяйственных
дырок в камне: для свечей, для укрепления деревянных частей помещения,
"ушки" в потолке для светильников... По стенам - "ясли"
непонятного назначения, в полу - ямы для хранения зерна, для вин.
Почти всегда - гробницы в полу, закрытые плитами (где-то же надо
было людей хоронить, а места в таком городе часто не хватало). Костотеки
- большие гробницы, куда перекладывались кости, пролежавшие три
года в обычной скальной гробнице. Братские могилы, другими словами.
В городе обязательно найдется маленькая, выдолбленная в скале, церковь
с алтарем, нишами для икон и скамеечками по стенам. На открытых
площадках - вырубленные в камне торопаны, давильни для винограда. Вдоль стены бежит тропинка. Мы идем по ней и наконец доходим до ворот. Здесь был вход в город. Здесь в кельях жили караульные. Теперь эти кельи занимают перебравшиеся на лето в теплые края дети-цветы - хиппи, а также просто бомжи.
Он лежит в каменной гробнице - значит, был не бедным или занимал высокое положение, потому что гробницы здесь попадаются нечасто, других хоронили просто так, в грунте. Поза нетрадиционная, одна рука вытянута вдоль туловища, хотя обычно обе руки бывают сложены на груди. Кажется, при жизни имел некоторые чисто мужские проблемы. Обо всем об этом нам рассказывает судмедэксперт Владимир. Он ведет эту работу уже то ли третий, то ли пятый год. За это время на участке 15 на 15 метров найдено и раскопано около 800 погребений. Захоронения - одно над другим, часто вперемежку. Мы присматриваемся: господи, то, что мы сначала приняли за белые камни в грунте - это же человеческие черепа и кости, огромное количество черепов, по несколько на каждом квадратном метре.(Позже, когда наша группа обменивалась фотографиями, выяснилось, что каждый из нас сфотографировал скелет с того места, где стоял, и, наверное, ни одно место захоронения никогда не фотографировалось столь подробно и со стольких ракурсов, и, извлекая из очередного альбома очередную фотографию "жмурика", мы дружно смеялись над собой...)
Храм мы еще не увидели, хотя он был прямо перед нами. Маленькая пещерка в скале, необычно чистая и аккуратная, с алтарем - выпиленным из камня возвышением. На стенах, говорят, сохранились фрески. Говорят - потому что мне удалось разглядеть только, что на стенах действительно когда-то что-то было нарисовано красками. Позже мы рассказали про этот храм археологу Петровскому. Он сказал: а, храм донаторов, это тот, в котором на центральной стене изображение самих донаторов - мужа с женой, у алтаря - изображение Христа, на потолке - еще какие-то изображения... я открыла рот от изумления... КАК ему удалось все это разглядеть??
Подступ к городу охраняет небольшой камень, некогда скатившийся с вершины. На нем много сотен лет назад чья-то рука с надеждой процарапала охранительный крест, обведя его рыцарским щитом. Кто-то же уже из наших современников недрогнувшей рукой дописал рядом: "Рома". А еще меня поразила церквушка, расположенная в большом камне, который едва держался на склоне горы. Этот камень некогда был сброшен с горы землетрясением, он практически висел, имея всего лишь одну точку опоры, и, казалось, нужно было его лишь слегка подтолкнуть плечом, чтобы сбросить в долину - и даже этот камень в 8 веке н.э. люди умудрились выдолбить как спелую тыкву, организовав здесь храм Святой Софии.
"Черные археологи" - так во всем мире называют тех, кто, не имея ни совести, ни культуры, ни уважения к памятникам, ни даже естественного страха наказания если не в этом, так в другом мире, с невероятным цинизмом тащат из земли все, что попадется, тащат ради минутной наживы, обкрадывая науку, обкрадывая мировую культуру, лишая историков, археологов единственной, последней возможности заполнить белые пятна в создаваемой по крупицам картине прошлого. "Черные археологи" - настоящий бич Крыма с его богатейшей историей, богатейшей землей, и особенно в последние годы, когда этот "бизнес" стал практически безнаказанным, когда эти, с позволения сказать, люди, обеспечив себе криминальную "крышу", зачастую внаглую обращаются к археологам за наводкой, за прикрытием, предлагая им деньги или угрожая...
Потом эти вещи всплывают где-нибудь на аукционе Сотбис. Грабители прекрасно знают, что брать: случалось, что, вытащив все, что представляло ценность, воры "с юмором" складывали то, что осталось, в кучку перед входом. К сожалению, то, что осталось, не позволяет даже надежно датировать памятник. Петровский за два года провел систематические раскопки восьми погребений, но результат - нулевой, время появления могильника по-прежнему колеблется в пределах шести веков, и уж теперь точно не узнать, что за люди были эти тепе-керменцы, как они жили, откуда пришли...
Сергей СТЕПАНОВ, Олег САННИКОВ Крымские пещеры становятся роддомами Гора Мангуп — одно из самых популярных среди туристов мест в Крыму. Но есть на Мангупе и местные жители, которых называют «индейцами». Это обросшие, длинноволосые, люди. Чтобы познакомиться с ними, мы нагрянули в одну мангупскую пещеру, где в прошлом турки держали пленных из завоеванного княжества Феодоро. А уже вечером к нам пожаловали первые «индейцы» — Ян и Лера. — Я живу с «индейцами» всего несколько недель, — рассказывает Ян. — Приехал из Донецка. «Индейцы» очень добрые, миролюбивые. Любой человек может рассчитывать на то, что они не дадут ему умереть с голоду.
Большинство жителей Мангупа — молодые люди, самому старшему из которых
около сорока. Живут в нескольких пещерах, разбросанных по разным
сторонам плато. Их быт лишен привычных нам благ. Единственное напоминание
о цивилизации — это радио. Спать приходится на сухой траве, постеленной
на полу. В холодные дни «индейцев» греют костры, разведенные прямо
внутри пещер. Зимой вход в пещеру затягивается полиэтиленом или
одеялом. Лера на плато уже с год. Сейчас она беременна и собирается рожать здесь же. — Знаете легенду о мангупском мальчике, который разбился, упав с горы и дух которого приходит по ночам в палатки туристов? Он будет пугать гостей Мангупа до тех пор, пока тут не родится ребенок. Но я уже не первая женщина, которой придется рожать здесь. В последний раз такое было на Мангупе, кажется, в 1997 году. Родился мальчик — нормальный, здоровый малыш. Отужинав, наши гости отправились к себе на ночевку. Ночь в сырой и холодной пещере, казалось, длилась целую вечность. Наутро слезящиеся глаза с трудом позволили обнаружить выход. — Ребята, не осталось ли у вас каких «ништяков»? — У входа в наше закопченное жилище стоял босоногий парень лет двадцати. — Привет, меня Птицей зовут, — представился он. Птица узнал от Яна с Лерой, что на плато поднялись новые туристы, и решил зайти. «Ништяками» на Мангупе называют еду, сигареты или спиртное. Узнав, что мы поделимся картошкой и макаронами, Птица согласился рассказать о себе. — В Крым из Полтавы я приехал как турист. На Мангупе познакомился с «индейцами» и решил остаться. Сейчас уже второй год идет, как я здесь... В город не хочу возвращаться. За все это время всего один раз спускался с Мангупа. Людей сюда много заходит. Можно сказать, что мы живем за счет туристов. Возвращаясь домой, они нам оставляют продукты. Зимой тут тоже полно народу, особенно на Новый год. Помню, у нас осталось еды на три недели после 1 января. А в одной пещере у людей есть козы, они их пасут и пьют молоко. У Птицы много свободного времени, которое он посвящает чтению Кастанеды. Он говорит, что размышляет, пытается стать лучше. Тем не менее «индеец» признался, что от бутылки хорошего вина или папиросы, забитой травкой, не откажется. Наш новый знакомый вызвался проводить нас до родника. По дороге Птицу окликнул высокий мужчина в широких одеждах, весь обвешанный бусами. — Это Мел, здешний старожил, — поведал Птица. — В первый раз я появился на Мангупе в начале 90-х, — говорит Мел. — Тогда в пещерах жили хиппи. Раньше были проблемы с милицией, как-то на плато поднялся ОМОН. Кому-то из хиппанов хорошенько досталось, а кого-то просто постригли. Здесь ведь заповедник, жить нельзя. Сейчас все поутихло, жизнь стала спокойнее. Но в начале весны милиция вновь побывала на Мангупе, нашу пещеру сожгли. — Теперь мы живем на Сосновом Мысе, что на северо-западе плато, — подключился Птица. Сейчас среди мангупских отшельников разные люди: кто-то остался по собственному желанию, как Птица, а кому-то просто негде жить. Большинство «индейцев» периодически появляются в городе, чтобы подработать. Но есть и такие, что не были внизу уже лет пять. — Самое веселое время года на Мангупе — это Пасха и 1 Мая, — продолжил свое повествование Мел. — На это время приходится самый большой наплыв туристов. В нынешние майские праздники с обрыва свалились четверо, «скорая» приезжала. Переборщили, видно. Обычно Мангуп принимает в жертву по одному человеку... К обеду пришло время возвращаться нам в мир денег, дымящих машин и шумных улиц. Напоследок Мел сказал, что, видимо, скоро «индейцы» оставят Мангуп: на лето они хотят перебраться куда-нибудь ближе к морю. Здесь будет слишком жарко, да и туристов станет гораздо меньше.
Водитель остановил нас у подножия Мангупа. Над нами высились поросшие лесом склоны плато. Было не очень понятно, где наиболее удобная тропинка. Мы, ничтоже сумняшеся, полезли вверх по первой попавшейся.
Впрочем, оказалось, что там есть люди, которые делали себе в пещере что-то типа жилья. Мы дошли по плато до другого "мыса" плато, где, собственно, и был "пещерный город".
Таксист уже замерз, но нас дождался. На верху нам сказали, что вкусно кормят в чайхане, в городке у Мангупа. Туда мы и отправились, вместе с водителем. В чайхане была простая домашняя атмосфера, чудесный плов. Я был голодный, уставший после восхождения и счастливый. Давно мне не было так хорошо…Говорили мы с Артемом о досократиках (в связи с "сократкой"!), о средневековых картах, о юртах… Вернувшись в Севастополь, я сразу купил билет на самолет на завтра в Москву. Было понятно, что Мангуп - это в прямом и переносном смысле высшая точка путешествия. Пора было возвращаться…
http://archeologia.narod.ru/krim/krimman.htm После долгой горной дороги автобус останавливается в живописной котловине, где – озеро, и небольшая шашлычная при деревне Хаджа Сала (в переводе Священное Село), в которой татары делают очень вкусные кушания и торгуют историческими книгами. По договоренности, татары следят за порядком на Мангупе, казаки – на Эски-Кермене. По своей простоте, татары ограничиваются соблюдением самых внешних приличий, и не выгоняют наркоманов и хиппи, которые живут на Мангупе (правда, ни на кого не нападают, курят травку, продают туристам безделушки и ничего не портят). Где сам Мангуп? Где-то наверху (рисунок 1). Он так огромен, что, глядя снизу, не понимаешь, что там, тем более, солнце слепит. Туда и надо лезть. Почти километр пешком. Придется Мангуп: столица княжества Феодоро История Крыма: Мангуп-Кале Мангуп |
                              |