СДРХ    roofles    Правые хиппи    Левые хиппи    Официальный вход    Вход в никуда    Лестница в небо    Стена    On the road    То чего здесь нет


N

ЦВЕТЫ НА АСФАЛЬТЕ (Жизнь и смерть неформальных движений ХХ века)

Костромская молодежная газата №25 13 июня 2002, перепечатка из "Известий"

В субботу в парке Царицына тусовались странные люди. 1июня, объявленное Днем защиты детей, избрали своим днем рождения русские хиппи, восприемники идей бунтарей 60-х. Отцы семейства сняли деловые костюмы и надели украшения из бисера. И стали теми самыми волосатыми, с которыми боролась милиция. Теми, без кого не было бы сегодняшнего разговорного языка и современной музыки.

В тени развалин Екатерининского дворца под сенью исторического дуба взрослые люди с тоской вспоминали, как они пытались заставить мир подчиняться одной Любви. И чем это все закончилось. Некогда самые популярные из всех "неформалов", они на правах живого анахронизма переживают собственный распад.

Структура общества быстро меняется, и никто не знает, кто идет им на смену. Но любой социальный прогноз стоит начинать с уроков недавнего прошлого.

Хиппи

Период активности: 70-е -- конец 90-х.

Идеи: 1) отрицание общества потребления; 2) свобода от условностей; 3) пацифизм; 4) идея жизни в гармонии с природой; 5)свободная любовь; 6) гедонизм.

Воплощение. Уличное "тусование", путешествия автостопом, употребление наркотиков, занятия музыкой и прикладными искусствами.

Социальная база. Бунтующие дети дипломатической и партийной элиты, затем -- студенчество, богема и деклассированная молодежь.

Почва. Эхо социального и культурного взрыва 60-х годов в Америке.

Атрибутика. Чрезвычайно богата: длинные волосы, джинсы (часто клеш), бисерные украшения (фенечки), висящие на шее мешочки для документов (ксивники), тесемки для волос, знак "пацифик".

Враги. В советские годы -- комсомольские "патрули", КГБ, милиция (выслеживали, арестовывали, стригли), психиатрия (принудительное лечение), любера (жители города Люберцы, помогавшие "очищать город от подонков"). С начала 90-х -- агрессивно настроенные панки, уличная шпана и скинхеды.

Идейные противники -- социально оптимистичные мещане, адепты общества потребления, называемые хиппи "цивилами".

Иконы. Рок-музыканты 60-х годов (в особенности "Битлз"), Тимоти Лири, проповедник ЛСД, и Теренс Маккена, проповедник употребления псилобиновых грибов-психоделиков.

Мнение эксперта. Федор Рожанский, лингвист, автор словаря "Сленг хиппи": "Хиппи дали стране немещанский взгляд на мир. Атмосферу общей доброжелательности, открывающей многие новые возможности.


В советские времена это движение привлекало как некий выход из неблагоприятной социальной среды, а толкало туда желание противопоставить себя официальной общественной доктрине. Важным моментом были поездки. Едешь по трассе, встречаешь кого-то, берешь у него какие-то телефоны и адреса, оставляешь ему свои, потом приезжаешь в большие города, связываешься с этими людьми, знакомишься с ними и так далее -- это был другой способ жизни, противоположный общепринятому.

В условиях тоталитарного общества это параллельное действительности сообщество заражало своей свободой от многих дурных условностей".

Панки

Период активности: 80-е -- наши дни.

Идея. Предельно обостренный и агрессивный протест против структурированного общества, отрицание всех институтов подавления, проповедь анархизма и нередко сатанизма.

Воплощение. Уличное "тусование", употребление наркотиков и алкоголя, совмещенное с агрессивным поведением (драки, дебоши).

Внешняя атрибутика. "Ирокезы" на голове, нередко исписанная именами кумиров одежда и разрисованные джинсовые куртки, нередко фашистские знаки, обильный пирсинг и вызывающий макияж, нередко грязные одежда и тело.

Социальная база. Деклассированное студенчество (как правило, не старше 20 лет) и молодежь, жаждущая социального протеста.

Почва. Эхо "панковской революции" в Британии середины 70-х.

Враги. В 80-х -- те же, что у хиппи, в 90-х -- скинхеды, уличная шпана, милиция.

Идейные противники -- любые "добропорядочные" граждане.

Иконы. Группа "Sex Pistols" и ее участник Сид Вишез, умерший в 1979 году от передозировки героина. Российский певец-экстремист Егор Летов и его группа "Гражданская оборона", еще в начале 90-х отмежевавшаяся от своей "панковости".

Клубы самодеятельной песни (КСП)

Период активности: 60-70-е гг.

Идея. Самодеятельное песенное творчество как отражение протеста против всеобъемлющего диктата. Искренность взамен официоза.

Воплощение. Туристические походы, сборы-костры в лесу с гитарами.

Социальная база. Студенчество и научно-техническая интеллигенция.

Почва. Хрущевская оттепель. Процесс пересмотра ценностей.

Атрибутика. Свитер грубой вязки, дешевая гитара. Отсутствие заботы о внешнем виде.

Враги. Партийные месткомы (мешали деятельности КСП), милиция, КГБ (сеть информаторов, державшая "контору" в курсе политических настроений участников), комсомол. Культурным врагом КСП была
советская эстрада, воплощавшая фальшивое благодушие.

Мнение эксперта. Кирилл Гущинский, активист движения КСП: "Так называемые шестидесятники -- нормальные советские люди, дети своей эпохи. Когда исчезла возможность выходить на площади, они стали ездить в лес. Во времена оттепели пытались подружиться с властью, а после падения Хрущева разделились на диссидентское и нейтральное крылья. С наступлением эпохи гласности движение пополнилось представителями деклассированной интеллигенции, а в 90-е -- выдохлось".

Клубы любителей фантастики

Период активности: 60-е и по наши дни.

Идея. В 60-80-е -- конструирование и описание параллельных миров.

Воплощение. Конференции, премии. Частые слеты, ролевые игры.

Атрибутика. Не имели и не имеют. Одежда и бутафорское оружие отличают только участников ролевых игр (по "фэнтезийным" книгам).

Враги. КГБ, партячейки. Разрозненные клубы превратились в движение благодаря прессингу властей, обвинивших активистов в создании фантастической действительности взамен наличной, советской. Хотя научно-техническая фантастика уступила место эскапистскому, конструирующему параллельные миры "фэнтези" только в 90-е годы.

Социальная база. Студенчество, научно-техническая интеллигенция,в последние годы -- среда писателей и критиков.

Имена и иконы. Аркадий и Борис Стругацкие.

Кибердвижения

Периоды активности -- конец 80-х -- наши дни.

Идея. Компьютерные сети как область неподцензурной коммуникации и беспрепятственного обмена информацией.

Воплощение. С 1995 года -- начало сайтостроительства в России. До этого -- образование сообщества пользователей сети конференций ФИДО, праматери Интернета. С его появлением прасеть не утратила объединяющего значения и популярности.

Социальная база. Научно-техническая интеллигенция, сетевые журналисты и строители сайтов.

Почва. Развитие интереса общества к компьютерной технике.

Враги. Не имеют.



ИДЕОЛОГИЯ-2, или МЕТАНИЕ БИСЕРА

К XXI веку хиппи в нашей стране практически исчезли. Те, кто уцелел, уже не представляют собой организованного движения и никакого влияния на общественную жизнь не оказывают. Причин того, что они бесследно растворились в новейшей истории, много.

Первая причина -- атрибутика. Хиппи всегда придавали сакральное значение своим "фенечкам", "мулькам", тертым джинсам, длинным "хайрам" и т.д. Это был код, увидев (или услышав -- сленг был тоже своего рода "фенечкой") который хиппи понимали: перед ними -- свой. В каноническом хипповском манускрипте -- юношеской пьесе Гребенщикова "В объятиях джинсни" -- героиня ухитряется не узнать своего возлюбленного, поскольку тот в конспиративных целях подстригся, побрился и надел "цивильные" штаны.

Советский агитпроп и любера, знаменитые борцы за чистоту нравов, полагали,
что стоит "хиппана" помыть, постричь и поставить к станку, как все его идеи улетучатся. Как выяснилось, они были не так уж неправы.

В конце 80-х годов кооперативы завалили страну джинсами. Длинные волосы отрастили поп-звезды и футболисты. Сленг стал достоянием журналистов и модной "тусовки". Доставаемые раньше с огромным трудом и являвшиеся огромной ценностью пластинки западных музыкантов стали продаваться открыто. Вся милая сердцу хиппи атрибутика была растащена людьми, которым не было дела до высоких хипповских материй. Эту проверку на прочность хиппи не прошли -- не смогли, сомкнув ряды и стиснув зубы, переждать, пока общество не наиграется с их святынями.

Перестройка была временем, когда все, особенно молодежь, мечтали
о сытной, богатой жизни под флагом ожидаемого со дня на день капитализма. Зовущие в подвалы хиппи, питающиеся плавленными сырками, в эти розовые эмпиреи не вписывались. на них даже сочувствующие стали посматривать как на бездельников, оправдывающих свою лень утопическими идеями. Соцопросы давали жуткие результаты: самыми популярными среди школьников профессиями были бандит и проститутка. Хипповское движение перестало пополняться новыми кадрами -- молодежи больше нравились деньги, чем добровольный отказ от них во имя неизвестно чего.

Звонкая монета блеснула и другой своей стороной. Если в СССР хиппи могли сносно существовать на студенческие стипендии и крошечные зарплаты "дворников и сторожей", то обвал советской экономики вынудил их зарабатывать на хлеб. Работы некоторых хипповских художников и музыкантов начали покупать, и они волей-неволей оказались за бортом движения, презирающего материальные вознаграждения за творчество. Движение, таким образом, лишилось мощной подпорки -- громких имен, привлекавших новообращенных.

Существует несколько исследований быта и нравов хиппи. Все они
сходятся в одном:вся знаменитая идеология хиппи построена на отрицании. Они отрицают войну, насилие, сексизм. В советском обществе хиппи отрицали советское общество. Но на самом деле они были плоть от плоти невольно породившей их советской системы, ее пассивным зеркальным отражением. Примечательно, что сами себя хиппи тоже называли "Система". А любая организация, строящаяся на отрицании, жива, покуда жив отрицаемый предмет. И "Система" не пережила "систему". Хиппи выполнили свою задачу, создав культурную среду, выжившую под советским идеологическим прессом.


Но на этом их миссия была закончена. В свое время из рядов хиппи вышла масса талантливых художников, музыкантов, поэтов. Но на поверку это волосатое сообщество оказалось отнюдь не закрытым клубом интеллектуалов. Для творческих натур это было временное пристанище, для посредственностей -- заманчивое приключение.


Личности ушли реализовывать свой потенциал, как только появилась возможность. Длинные волосы и расшитые бисером "ксивники" были им уже ни к чему. Праздношатающиеся увлеклись другими игрушками -- вечеринками, модными журналами, Интернетом.

Хиппи были полурелигиозной организацией. У них были свои иконы (Beatles, БГ, от которого "сияние исходит"), свои символы веры ("фенечки", голуби, знак "пацифик"), свои проповеди (знаменитые
хипповские "телеги"), свои причисленные к лику святых (сведенные с ума мученики "за идею", погибшие от рук полицейских участники первых хипповских демонстраций). Многие принципы этого движения
позаимствованы у христианства, однако их век оказался куда короче. Разница в том, что христианство предлагает блаженство
лишь в обмен на тяжкий труд и страдания. Хиппи полагали, что его можно достичь более простым путем -- идеологически оправданным бездельем, подкрепленным курением "травы" и употреблением алкоголя.

Хиппи считали, что каждый равен каждому и что высовываться грешно,
потому что другим обидно. Помимо них, миру пришлось столкнуться со множеством идей, предагавших равенство всех, независимо от
пола, таланта и коэффициента интеллекта. При этом большинство из них давали ответы на все вопросы. Слава Богу, мир их успешно пережил. Впрочем, не исключено, что через десяток лет дети нынешних новых русских, презрев родительские джипы и дачи, отрастят волосы и уйдут в подвалы. И вырастет новое поколение хиппи, упрекающее "предков" в излишней буржуазности. Возможно, они назовут себя антиглобалистами, новыми марксистами или еще как-нибудь. Круг вечного возвращения.

 



   СДРХ    roofles    Правые хиппи    Левые хиппи    Официальный вход    Вход в никуда    Лестница в небо    Стена    On the road    То чего здесь нет