Весёлая, приводимая ниже, книга получена из архива Александра Иосифова (Москва), перепечатана 1 октября 2004 года.


Отдел пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ. Москва, 1988, ОРИЕНТИР Серия: проблемы и опыт работы с самодеятельными объединениями молодежи.



Х И П П И

Этим выпуском начинается серия обзоров публикаций о проблемах и опыте работы с различными самодеятельными объединениями молодежи как позитивной, так и асоциальной направленности.
Первый выпуск посвящается проблемам молодых подражателей хиппи в нашей стране.

Вопросы и предложения просим присылать в отдел пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ т.Филатову А.Н.

ЧТО ТАКОЕ "ХИППИЗМ"

"Хиппизм" - это не просто следствие "известных упущений в воспитательной работе и организации досуга молодёжи" и, значит, нельзя сводить эту работу к "более современной организации досуга". Ибо здесь мы имеем дело не просто с увлечением, принявшем характер массового психоза, элементами организации, как это было с "футбольными фанатами", а, если угодно, "своеобразной жизненной позицией" по отношению к обществу, примером нравственного и социального самоустранения (7).

По мнению одного из авторов писем в газету "Комсомольская правда" ярко выразиться, оформиться неформально сегодня им позволили определенные тенденции: застой в нашем обществе, существующий в других странах пример, определенный материальный тыл, терпимость к ним и поиск истины (2).

Хиппи - это не просто мода, хиппи - явление, вызванное к жизни определенными процессами в нашей жизни, породившими очевидные деформации в сознании части молодежи, в ее восприятии действительности (7).

КОГДА И КАК ПОЯВИЛАСЬ "СИСТЕМА" (из воспоминаний бывшего хиппи).

Кончались шестидесятые годы. Кто-то из наших ровесников занимался в кружках технического творчества, кто-то мечтал о спортивных рекордах, кто-то активно готовился к поступлению в ВУЗ. Мы - валяли дурака. Ходили длинноволосые. Без устали слушали то, что потом станет классикой рок-музыки. С остервенением терли джинсы, чтобы они из синих превратились в бледно-голубые. Ругались с родителями и учителями, подводя философскую базу под свой образ жизни. Мы "хипповали"...

"Хиппизм" не нравился старшим. Именно потому он нравился нам. Для нас он был одновременно формой протеста против неискренности, способом самоутверждения и модой. И еще -игрой, где в любой момент можно было сказать: "Чур-чура!" - и вернуться домой, и, изголодавшись, наброситься на только что снятый с плиты обед, и, надев приличный костюмчик, отправиться в театр или кино...

Мне кажется, "система" как раз и возникла в момент раздела "вписавшихся" и "не вписавшихся" в общество. Когда кончилась игра, где каждый старался перещеголять остальных в "самовыражении", поскольку остальных не осталось. И началась жизнь с поисками ночлега и куска хлеба. Сколько близнецов-одиночек родилось в то время! Жить было трудно, и они собирались в стаю, чтобы выжить. И стаю почему-то назвали "системой" (4).

ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ МОЛОДЁЖЬ В СРЕДУ ХИППИ?

Карлсону 26 лет, десять из них - хипповые, жизнь "системы" он знает как никто.

- Ребята не знают, куда ткнуться. А хиппи - это же только название. "Система" удовлетворяет главную потребность подростка - потребность в самовыражении. Ведь таких как я "стариков" сейчас совсем мало: Сталкер, Ипатий, Никодим, ну еще кто-то. А вон кругом - кому из них больше двадцати?

Система растет и молодеет, и не только в Москве - по всему Союзу. Если раньше приезжали из Прибалтики, Ленинграда, Киева, да с юга, то теперь и из Уфы, и из-за Урала, и из Саратова, и, черт знает, откуда приезжают на попутных машинах и говорят: я - хиппи. Такие дела.

Религия? К религии интерес большой, многие увлекаются буддизмом, йогой, ну а христиан самых разных - так просто толпа. Правда, из них почти половина - модники.

И вообще - бестолковых хватает. Таблетки едят, травку по квартирам покуривают, дерутся со шпаной... Не мне их судить, живут, и пусть живут, как умеют. Вообще-то, если здесь с пиплом поговорить, массу интересного узнать можно, а еще лучше - на флэт к кому-нибудь вписаться ("флэт" - значит квартира), посмотреть, как мы живем, так сказать, под крышей. Это только со стороны рвань да безделье, а на самом деле - поиск. Правда, каждый ищет своё. Кто-то новые ценнности, формы отношений между людьми, без лжи, без корысти, подозрительности, а кто-то - приключений на свою голову, только не о таких сейчас речь. А о тех, кому трудно, болезненно, мучительно ищут свое место в мире(7).

Письмо в газету: У нас в поселке есть своя группа, нас называют хиппи-пацифисты. Мы не спорим - сами не знаем, как себя назвать. Хотя, как мне думается, мы самые нормальные люди и объединяет нас несколько общих страстей:
1. Музыка. Конечно же рок, но рок, не теряющий идеи классики. Но этим не ограничиваемся. С таким же успехом мы "торчим" под Баха, Моцарта, Чайковского.
2. Литература. Достоевский, Гюго, По, Булгаков, Брюсов - любимые писатели.
3. Мы любим танцевать рок-н-ролл. Везде - дома, на улице - парами, толпой.
4.Нас объединяет антипатия к насилию - не ко всякому, а к неоправданному. Мы проповедуем пацифизм, но не тот, от которого шарахались в войну, а стремление жить нормально - в любви и дружбе.

Мы хотим жить под безоблачным небом среди людей, которые не убивают...

Нас называют хиппи. Но от хиппи мы берем только пацифизм да внешний вид(3).


Комментарий журналиста: Все подражатели хиппи с одинаковым рвением носят и рисуют, вышивают "пацик": трехпалую лапку голубя на фоне земного шара. Всё бы хорошо, да только недосуг хиппи разбираться кто прав, кто виноват, кто действительно борется за мир, а кто саботирует эту борьбу, кто действительно представляет угрозу для планеты, а кто вынужден нести военные расходы, чтобы сохранить баланс и таким образом дать возможность парить в небе этому самому голубю. "Все виноваты!" - единым махом решает хиппи и всеми правдами и неправдами избегает военной службы. Подводит базу: "антигуманно".

Могу предположить, что если бы военная служба состояла в том, чтобы тебя день-деньской кормили плюшками со сгущенным молоком, а время от времени просили бы пострелять в свое удовольствие, армия потеряла бы для многих подражателей хиппи свою "антигуманность". Кто-то из "системы" зарабатывает выезд за рубеж. Для этого нужен политический капитал. А именно: уличные скандалы. Желательно с привлечением максимального количества публики. Желательно перед объективами иностранных корреспондентов. В записных книжках многих хиппи есть телефоны иностранных корреспондентов (5).

Хиппи убеждены, что в "системе" накоплен колоссальный культурный багаж - философская и художественная литература, живопись, музыка всех времен и народов. Это, конечно же, не так, однако яркие и творческие личности среди них встречаются.

Газета "Московский комсомолец", например, поместила недавно статью о хиппи, в которой рассказывает о судьбе творчески одаренного юноши- художника и поэта Сольми, который попал в "систему", в сущности, случайно.

В журнале "Юность" недавно было опубликовано письмо Сольми:
"Я люблю свой город. Я живу в нем и вместе с ним. Брожу по его улицам, вглядываюсь в старые дома, словно в лица друзей, любуюсь декорами на фасадах и причудливыми чугунными решетками. Мой город - это огромная книга - ее писали красивые, смелые и добрые люди. Мне странно, что в моем городе есть Электрический и банный переулки, но нет улицы Любви. Есть проспект Мира, улица Свободы, улица Вешних вод, Сиреневый бульвар, но нет улицы Любви. Любовь... Мой язык беден, чтобы сказать всё о тебе. Но я говорю, потому что не могу иначе. Любовь, ты стоишь за моей спиной, давая мне силы.

Я люблю свою Родину, я люблю свой город и хочу, чтобы в нем была улица Любви! Пусть эта улица будет самой красивой - я хочу там жить. Если нельзя изменить какое-нибудь бездушное название, то пусть будет объявлен конкурс на лучший проект этой улицы, а я и мои друзья готовы ее построить. И пусть на улице Любви стоит лучший памятник. Памятник Ромео и Джульетте."(8).

Есть в "системе" особое понятие - "трасса". Так называются традиционные маршруты путешествий, которые время от времени предпринимают подражатели хиппи в одиночку или группами. В этой роментике странствий - важный притягательный момент для новичка. Подумать только: ни с того, ни с сего сорваться с места - и в дорогу. Естественно, без копейки денег, автостопом, на "аске". ПРеобладают три направления - в Прибалтику, в Ленинград и Москву, в Среднюю Азию, где "дурь"(наркотики) (5). Хиппи пытаются жить коммунами. По словам хиппи в летнее время они существудют в Прибалтике, на Украине, под Москвой, зимой - на квартирах (10).

Биография хиппи:Анюта - одна из тех, кто в "системе" не первый год. Анюте хотелось любви, свободной любви, безудержной, не скованной цепями общественной морали. И она любила - многих, меняя любимых через неделю, а то и через день, как получалось. Потом карнавал кончился, стали одинаково скучными лица, руки, слова. Пришло опустошение, в себе уже не находилось ни эмоций, ни жизненных токов. И Анюта решила любить одного - самого достойного .... бога. (9) В "систему" приходят юноши и девушки, оставшись одни, попав в экстремальную ситуацию, потеряв возможность по той или иной причине жить по-прежнему.

Юргис. Он из Вильнюса. В 14 лет ушел из дома, узнав, что его отец не только директов магазина, но и вор.

Люси. Ей 20. Москвичка. Из профессорской семьи. Ее пытались выдать замуж по-старинке, подобрав подходящую партию. Она сбежала от родителей, и от светившей карьеры переводчицы с какого-то полузабытого языка.

Сержант. Работал в милиции. Кого-то избил и попал под суд. Отсидел. Вышел и стал бродяжничать. Попал к хиппи. И стал один из них. (4)

От составителя: отдельные юноши и девушки действительно живут в "системе", находя в ней выход из жизненных ситуаций, путь решения волнующих их проблем. Из разговора на улице: Наш девиз - мир и любовь. Живем тихо, никого не трогаем, спокойно тусуемся, или родители думают, что вино по подъездам глушить или балдеть под "тяжелый металл" лучше? Говорят: общайся с одноклассницами, они девочки приличные, из хороших семей, а теперешних твоих друзей и на порог пустить страшно. А чем мои одноклассницы лучше? У них в голове и на языке только шмотки, фирма, видеомагнитофоны, кто из знакомых лучше одет, а к то лучше танцует брейк, сами одеты с иголочки, а внутри - пустота. У меня дома шкаф шмоток, туфли, сапоги,, ведь главное - не одежда, а внутреннее содержание человека. Вы согласны? (7)

ЧТО ТАКОЕ ТУСОВКА ХИППИ?

Итак, Большие Гоголя, центр города, Гоголевский бульвар, площадка вокруг памятника Николю Васильевичу. Здесь встречаются московские хиппи. Летом в этом месте собирается человек 30-40, а то и 100. Мне не удалось найти данных о том, сколько хиппи в Москве, сами же они говорят, что наберется тысячи две. И вот лохматые, в залатанной и сильно потертой одежде, иногда босые, с холщовыми торбами и рюкзаками, расшитыми цветами и исписанными антивоенными лозунгами, с гитарами и флейтами парни и девушки прохаживаются по скверу, сидят на скамейках, на лапах бронзовых львов, поддерживающих фонари, прямо на траве. Оживленно беседуют , поют в одиночку и хором, закусывают, покуривают... Не коноплю, нет. Коноплю курят не здесь. Ко мне подходят парень с девушкой, просят закурить. Поеживаясь на ветру и с наслаждением затягиваясь, новые знакомые Ник и Карина, говорят: - Здесь вы никого не найдете. -А где же? -Весь пипл сидит в "Туристе", на Кировской (пипл - жаргонное словечко со значением "люди", "народ").

Хиппи - не просто встречаются - они тусуются, и в этом слове всё - и телефонный звонок, и прогулка, и драка, и свидание с девушкой, и вообще всё, чем занимаются хиппи, но наиболее часто оно употребляется для обозначения встречи большой группы людей, с целью общения. В кафе "Турист" сейчас как раз такая тусовка. Больше половины посетителей, сидящих в зале и стоящих в очереди - хиппи. На столиках - кофейные чашки, пирожки. Бутылок нет. В кафе не продают спиртного, не курят, ассортимент не велик, зато кофе - отменный. То и дело хлопает дверь, люди входят, уходят, здороваются, прощаются - создается впечатление: здесь все друг друга знают, все друзья. Это, конечно, не так, но хиппи вовсе не обязательно знать собеседника, им свойственны необыкновенная свобода и расколванность в общении, нет, не хамоватая развязанность, а именно непринужденность и доброжелательность к любому, даже незнакомому человеку. (7)

Комментарий составителя: автор статьи - учитель Д.Петров явно симпатизирует хиппи. Однако данная частьт его материала, опубликованная в "Учительской газете" достаточно социологически точно определяет сам дух, атмосферу тусовки.

ЕСТЬ ЛИ У ХИППИ ИДЕОЛОГИЯ?

В целостном виде идеологии у хиппи нет. Скорее - это винегрет из обрывков различных учений и философских концепций, составленный по принципу газетной рубрики "Коротко об интрересном"... Каждый черпает из винегрета то, что ему ближе, часто не принимая всё остальное... набрав энное количество - чем больше, тем лучше, тусовко-часов, недавний новичок может запросто сойти за бывалого хиппи (5). Взгляды людей "системы" очень противоречивы. Они хотят воспитывать в себе доброту, которой, по их мнению, не хватает обществу. И в то же время они безразличны друг к другу. На их глазах умирают товарищи по несчастью, а они рассуждают о том, что никто не в праве вмешиваться в чужую жизнь. Они презирают деньги и вместе с тем вынуждены добывать их противозаконными путями. Они говорят, что не могут найти своего места в обществе. И даже не пытаются искать его (3).

Несколько примеров:
Основополагающее их понятие - свобода. Прежде всего - от общества. Хиппизм считает любое общество "антигуманным". Аргумент: ведь и марксизм считает государство "аппаратом насилия". Но если марксизм предлагает, собравшись с силами, взять и перевернуть положение вещей, и показывает, как это сделать, то хиппизм ничего менять не предлагает. Обидевшись на "антигуманное" общество, хиппи предоставляют возможность ему самому вариться в собственных проблемах, сам же отказывается от всех связей с ним. Ну, а так самая сильная связь, соединяющая человека с обществом, - это необходимость общественно полезного труда, то, следовательно, хиппи и его отрицают. Правда, до поры до времени. По крайней мери трижды в день хиппи вспоминают о покинутом обществе. Есть понятие "жить на аске". Так красиво, по-английски, называется обычное попрошайничество: дядя, дай 15 копеек. Но и у него в конце концов терпение лопается. Когда общество требует от "системных людей" участия в полезном труде, проще говоря, когда пахнет привлечением к ответственности за тунеядство, подражатели хиппи устраиваются на работу. Чаще временную. И всегда попроще. Правда, не в смысле физическом: знаю среди них грузчиков. Скорее в том смысле попроще, что не требует эта работа приложения всех духовных сил, которыми обладает здоровый 20-летний молодой человек с не самыми скудными мозговыми ресурсами. (5)

В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ АСОЦИАЛЬНОСТЬ ХИППИ

"Система" в принципе не может дать общественно значимого творческого результата. Ибо творить (а не вытворять) - значит работать, действовать. А тут единственное, что по настоящему объединяет - отказ от действительности. Автоматически - отказ и от творческого результата. Его без работы, только на "божественном осенении" не бывает. Более того, лишая человека общественно значимых целей и ориентиров, "система " создает предпосылки к его деградации как существа мыслящего. Сознание и ум "гомо сапиенс" - это продукт общества. Навыки и понятия, которыми он оперирует, сообщаются с обществом в раннем детстве в ходе процесса, который так и называется в науке - социализация. Любая попытка изолдяции человека от общества противна самой его природе. Неестественна. Антигуманна. (5)

Сереже - 17 лет... Давно, еще в школе, когда Сережа был пионером, его обидела вожатая, потом учительница высмеяла его стихи. И он замкнулся, со свойственным детству максимализмом, решил , что весь мир несправедлив и злобен. А умного старшего друга, способного объяснить, что мир состоит не только из черного и белого, он многолик, - такого человека, к сожалению, рядом не оказалось. Зато Сережа приглянулся "системе". Здесь, наконец-то поняли и оценили его стихи (о "подлой" природе человечества). Потом постепенно убедили, что вовсе не обязательно учиться писать их и вообще в жизни можно обойтись без труда. Уверили, что каждый волен распоряжаться собой, как ему хочется, и не обременять себя заботой о других. Ну, а если тебя кто-то не понял, учит "система", не спорь с ним, ничего не доказывай - игнорируй его. Не понял твой друг, сосед, матиь - делай отсюда глобальный вывод: значит и всё общество такое-же непонятливое. Игнорируй его - отдельный факт возводится до вселенского уровня. Раз общество не приняло тебя... откажись от него. "Система" это называет пассивным протестом: протестуй не признавая, уходи в себя, и ты станешь свободным. Причем понятие "свобода личности" "система" сводит лишь к возможности иметь длинные волосы, носить потертые джинсы и часами "балдеть" в парке на скамейке.... (1).

...Глубина деградации личности прямо пропорциональна времени ее пребывания в "системе". Она может привести к сколь угодно тяжелым последствиям. Вплоть до физической смерти. Многие "олдовые" хиппи-долгожители "сдринчились", "сторчались", просто "сблатовались". В переводе: спились, умерли от наркотиков, сошлись с уголовниками и сели в тюрьму. (5)

ЧТО ДЕЛАТЬ С "СИСТЕМОЙ": ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ

"Система" возникла не сама по себе, а в качестве стихийного противовеса тем застойным явлениям в работе с молодежью, в том числе, с творческой, о которых мы сегодня говорим в полный голос. А раз так, можно ли продолжать работать с п одражателями хиппи теми же методами, что в предыдущие годы, взвалив основную ношу на правоохранительные органы? Думается, нет. Это - назовем вещи своими именами - социальное явление, и оно противостоит не только и не столько правопорядку, сколько обществу в целом. Значит работать с ним надо сообща, многими силами общества. Может ли быть узаконена "система", иными словами, создан некий заповедник подражателей хиппи, зарегистрированный в установленном порядке, скажем, как клуб? Думается, нет. Хиппи - мировоззренчески отличное от наз движеие, суть его - антиобщественна и регрессивна. Но если не удалось в предыдущие 20 лет погасить это явление, трудно всерьез ожидать, что это удастся завтра же, в одночасье.

Самым реальнгым шагом, на мой взгляд, было бы внимательно разобраться, пусть не в большом колимчестве, но все же вливающихся в "систему". Среди них можно различить три группы: одних влечет романтика тунеядства, других - "идеологические" причины, которые на поверку оказываются не чем иным, как политическим инфантилизмом и неспособностью дать отпор встречающимся еще пока уродливым явлениям в нашей жизни, и, наконец, третьих привлекает в "системе" наличие творческих личностей. С первыми разговор короток, и вести мы его умеем неплохо. Вторые, как правило, взрослеют, начинают самостоятельную жизнь с ее проблемами и с улыбкой вспоминают свой ребячий экстремизм. как раз больше всего тех, третьих, кто приходит в хиппизм за общением с яркими личностями. Но на примере Сольми мы видели, что сами-то эти личности попали в "систему" случайно, из-за того, что общшество - будем самокритичны до конца - не предоставляет им возможности реализовать себя в избранном творческом направлении. Значит, если исправить положение и вывести их из "тусовки", движение хиппи будет обескровлено как движение и превратиться в то, чем на самом деле и призвано быть: горсткой тунечдцев и демагогов. Как вывести? Да очень просто. Для этого не надо создавать новых организаций и учреждений, надо лишь демократизировать деятельность уже существующих. Зачастую пустуют сегодня выставочные залы, имеющиеся в каждом районе. Почему бы не открыть туда путь самодеятельным художникам? Естественно, при этом нужен контроль за содержанием их творчества, но не на принципах демагогической вкусовщины, и уж подавно не на принципах членства или нечленства в творческом союзе....

Иными словами, тем, кто хочет что-то делать, надо дать возможность делать. И в рамках не некоей культурной революции, а именно государственных институтов - молодежных секций городских организаций союзов писателей, художников, кинематографистов и т.п. Кто должен играть активную роль в этих начинаниях, кто должен убеждать творческие организации, пробивать бреши в бюрократических стенах, лечить политическую близорукость иных ведомственных чинуш, созывать худсоветы, открывать двери клубов? В Москве на себя эту раль взял на себя комсомол. Это отдел культуры горкома комсомола настоял на необходимости организовать выставку нескольким художникам "системы" в выставочном зале Пролетарского района столицы. Это горком комсомолапредложил некоторые из картин вниманию Москвоской организации Союза художников СССР. И, к чести последней, там вдумчиво и доброжелательно отнеслись к ним, дав пусть и скромные, но неплохие отзывы (5).

От составителя: Опыт работы с "системой" есть и в других территориях. Дискуссии на страницах печати более года ведуться на страницах газеты "Комсомольское знамя" на Украине. ЦК комсомола республики владеет ситуацией, имеет контакты с лидерами "системы", пытается не допускать использование ее нашими идеологическими противниками, направлять усиливающуюся гражданскую активность в их среде на охрану памятников истории и культуры. Серия острых проблемных передач о хиппи "Взгляд" прошла по каналам ленинградского телевилдения. горком комсомола, созданная при нем лаборатория исследования молодежных проблем внимательно изучают положение в среде хиппи, попытки отдельных групп "системных людей" проявить себя в сфере экологической деятельности.

ЕСТЬ ЛИ У ХИППИ ЗАВТРА?

Изрядное число "державы детей цветов", переболев ею, принимаются затем за серьезную, взрослую жизнь, со всеми ее заботами и обязанностями. Но...соообщество подражателей хиппи живуче и гордится тем, что справило уже 20-ю годовщину своего существования. В Москве их от силы пара сотен и несколько тысяч в стране.

К хиппи часто примыкают "выбывшие" из других негласных союзов, привлеченные "стремлением к духовнлму совершенству, максимальному проявлению творческих потенций, нетерпимостью к бездушию и формализму в человеческих отношениях", которые вроде бы проповедуют хиппи. (5)

Очень серьезный вывод делает М.Володин на страницах журнала "Рабочая смена":
Пройдет время. Повзрослеют нынешние:"...надцатилетние". Разойдутся по работам, семьям, вечерам "Для тех, кому за тридцать". Большинство, но не все. Так же, как двадцать лет назад, в бункерах, на дачах, на "тусовках" в одиноческтве могут остаться теперь новые "крутые" ребята, для которых игра в "металл" обернется жизнью. И, возможно, появится новая - "металлосистема". С большой тревогой М.Володин пишет о бичах - бывших интеллигентных "человеках", которые представляют еще более глубокую степень морального падения человека и во многим близки подражателям хиппи... (4)

От составителя: Надо признать, что у системных людей есть завтра, это явление нашей жизни, тесно связанное со мнеогими нерешенными проблемами нашей жизни. И, следовательно, нужно работать с ними расчитывая на длительный период, проявляя к ним определенный такт и используя весь арсенал средств искусства воспитания.

От себя хотел бы добавить: уважаемые работники средств массовой информации! Не пишите так часто о хиппи - не надо давать им лишнюю рекламу. Работа с хиппи требует в основном индивидуального и, реже, коллективного воздействия.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Белецкая Л. Пустыня, оказывается, бывает и в душе человека//Комс.знамя.-Киев.-1986 - 6 декабря
2. Возвращаясь к "Пустыне"//Комс.знамя. - Киев.-1987.-4 февраля
3. Вокруг "Пустыни"//Комс.знамя.-Киев.-1986.-18 января
4. Володин М. Остров "система"//Рабочая смена.-Минск.-1987.-№2.-c.56-62.
5. Дибров Д. Пустоцветы. Подражатедлей хиппи не так уж много, но они есть...//Моск.комсомолец.-М.-1987-17 сентября
6. Додолев Е. Аромат бумаюных роз//Смена.-М.-1987.-№17-с.22-23.
7. Петров А. Пришельцы//Учительская газета.-М.-1987.-22,24 января
8. Улица любви//Юность.-М.-1987.-№8.-с.8
9. Дорога в никуда//Крымский комсомолец.-Симферополь.-1986-26 августа
10.Щекочихин Ю. На перекрестке//Лит газета.-М.-1986.-22 октября