Весёлая, приводимая ниже, книга получена из архива
Александра Иосифова
(Москва), перепечатана 1 октября 2004 года.
Отдел пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ. Москва,
1988, ОРИЕНТИР Серия: проблемы и опыт работы с самодеятельными объединениями
молодежи.
Х И П П И
Этим выпуском начинается серия обзоров публикаций о проблемах и опыте
работы с различными самодеятельными объединениями молодежи как позитивной,
так и асоциальной направленности.
Первый выпуск посвящается проблемам молодых подражателей хиппи в нашей
стране.
Вопросы и предложения просим присылать в отдел пропаганды и агитации
ЦК ВЛКСМ т.Филатову А.Н.
ЧТО ТАКОЕ "ХИППИЗМ"
"Хиппизм" - это не просто следствие "известных упущений в воспитательной
работе и организации досуга молодёжи" и, значит, нельзя сводить эту
работу к "более современной организации досуга". Ибо здесь мы имеем
дело не просто с увлечением, принявшем характер массового психоза, элементами
организации, как это было с "футбольными фанатами", а, если угодно,
"своеобразной жизненной позицией" по отношению к обществу, примером
нравственного и социального самоустранения (7).
По мнению одного из авторов писем в газету "Комсомольская правда" ярко
выразиться, оформиться неформально сегодня им позволили определенные
тенденции: застой в нашем обществе, существующий в других странах пример,
определенный материальный тыл, терпимость к ним и поиск истины (2).
Хиппи - это не просто мода, хиппи - явление, вызванное к жизни определенными
процессами в нашей жизни, породившими очевидные деформации в сознании
части молодежи, в ее восприятии действительности (7).
КОГДА И КАК ПОЯВИЛАСЬ "СИСТЕМА" (из воспоминаний бывшего хиппи).
Кончались шестидесятые годы. Кто-то из наших ровесников занимался в
кружках технического творчества, кто-то мечтал о спортивных рекордах,
кто-то активно готовился к поступлению в ВУЗ. Мы - валяли дурака. Ходили
длинноволосые. Без устали слушали то, что потом станет классикой рок-музыки.
С остервенением терли джинсы, чтобы они из синих превратились в бледно-голубые.
Ругались с родителями и учителями, подводя философскую базу под свой
образ жизни. Мы "хипповали"...
"Хиппизм" не нравился старшим. Именно потому он нравился нам. Для нас
он был одновременно формой протеста против неискренности, способом самоутверждения
и модой. И еще -игрой, где в любой момент можно было сказать: "Чур-чура!"
- и вернуться домой, и, изголодавшись, наброситься на только что снятый
с плиты обед, и, надев приличный костюмчик, отправиться в театр или
кино...
Мне кажется, "система" как раз и возникла в момент раздела "вписавшихся"
и "не вписавшихся" в общество. Когда кончилась игра, где каждый старался
перещеголять остальных в "самовыражении", поскольку остальных не осталось.
И началась жизнь с поисками ночлега и куска хлеба. Сколько близнецов-одиночек
родилось в то время! Жить было трудно, и они собирались в стаю, чтобы
выжить. И стаю почему-то назвали "системой" (4).
ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ МОЛОДЁЖЬ В СРЕДУ ХИППИ?
Карлсону 26 лет, десять из них - хипповые, жизнь "системы" он знает
как никто.
- Ребята не знают, куда ткнуться. А хиппи - это же только название.
"Система" удовлетворяет главную потребность подростка - потребность
в самовыражении. Ведь таких как я "стариков" сейчас совсем мало: Сталкер,
Ипатий, Никодим, ну еще кто-то. А вон кругом - кому из них больше двадцати?
Система растет и молодеет, и не только в Москве - по всему Союзу. Если
раньше приезжали из Прибалтики, Ленинграда, Киева, да с юга, то теперь
и из Уфы, и из-за Урала, и из Саратова, и, черт знает, откуда приезжают
на попутных машинах и говорят: я - хиппи. Такие дела.
Религия? К религии интерес большой, многие увлекаются буддизмом, йогой,
ну а христиан самых разных - так просто толпа. Правда, из них почти
половина - модники.
И вообще - бестолковых хватает. Таблетки едят, травку по квартирам покуривают,
дерутся со шпаной... Не мне их судить, живут, и пусть живут, как умеют.
Вообще-то, если здесь с пиплом поговорить, массу интересного узнать
можно, а еще лучше - на флэт к кому-нибудь вписаться ("флэт" - значит
квартира), посмотреть, как мы живем, так сказать, под крышей. Это только
со стороны рвань да безделье, а на самом деле - поиск. Правда, каждый
ищет своё. Кто-то новые ценнности, формы отношений между людьми, без
лжи, без корысти, подозрительности, а кто-то - приключений на свою голову,
только не о таких сейчас речь. А о тех, кому трудно, болезненно, мучительно
ищут свое место в мире(7).
Письмо в газету: У нас в поселке есть своя группа, нас называют хиппи-пацифисты.
Мы не спорим - сами не знаем, как себя назвать. Хотя, как мне думается,
мы самые нормальные люди и объединяет нас несколько общих страстей:
1. Музыка. Конечно же рок, но рок, не теряющий идеи классики. Но этим
не ограничиваемся. С таким же успехом мы "торчим" под Баха, Моцарта,
Чайковского.
2. Литература. Достоевский, Гюго, По, Булгаков, Брюсов - любимые писатели.
3. Мы любим танцевать рок-н-ролл. Везде - дома, на улице - парами, толпой.
4.Нас объединяет антипатия к насилию - не ко всякому, а к неоправданному.
Мы проповедуем пацифизм, но не тот, от которого шарахались в войну,
а стремление жить нормально - в любви и дружбе.
Мы хотим жить под безоблачным небом среди людей, которые не убивают...
Нас называют хиппи. Но от хиппи мы берем только пацифизм да внешний
вид(3).
Комментарий журналиста: Все подражатели хиппи с одинаковым рвением носят
и рисуют, вышивают "пацик": трехпалую лапку голубя на фоне земного шара.
Всё бы хорошо, да только недосуг хиппи разбираться кто прав, кто виноват,
кто действительно борется за мир, а кто саботирует эту борьбу, кто действительно
представляет угрозу для планеты, а кто вынужден нести военные расходы,
чтобы сохранить баланс и таким образом дать возможность парить в небе
этому самому голубю. "Все виноваты!" - единым махом решает хиппи и всеми
правдами и неправдами избегает военной службы. Подводит базу: "антигуманно".
Могу предположить, что если бы военная служба состояла в том, чтобы
тебя день-деньской кормили плюшками со сгущенным молоком, а время от
времени просили бы пострелять в свое удовольствие, армия потеряла бы
для многих подражателей хиппи свою "антигуманность". Кто-то из "системы"
зарабатывает выезд за рубеж. Для этого нужен политический капитал. А
именно: уличные скандалы. Желательно с привлечением максимального количества
публики. Желательно перед объективами иностранных корреспондентов. В
записных книжках многих хиппи есть телефоны иностранных корреспондентов
(5).
Хиппи убеждены, что в "системе" накоплен колоссальный культурный багаж
- философская и художественная литература, живопись, музыка всех времен
и народов. Это, конечно же, не так, однако яркие и творческие личности
среди них встречаются.
Газета "Московский комсомолец", например, поместила недавно статью о
хиппи, в которой рассказывает о судьбе творчески одаренного юноши- художника
и поэта Сольми, который попал в "систему", в сущности, случайно.
В журнале "Юность" недавно было опубликовано письмо Сольми:
"Я люблю свой город. Я живу в нем и вместе с ним. Брожу по его улицам,
вглядываюсь в старые дома, словно в лица друзей, любуюсь декорами на
фасадах и причудливыми чугунными решетками. Мой город - это огромная
книга - ее писали красивые, смелые и добрые люди. Мне странно, что в
моем городе есть Электрический и банный переулки, но нет улицы Любви.
Есть проспект Мира, улица Свободы, улица Вешних вод, Сиреневый бульвар,
но нет улицы Любви. Любовь... Мой язык беден, чтобы сказать всё о тебе.
Но я говорю, потому что не могу иначе. Любовь, ты стоишь за моей спиной,
давая мне силы.
Я люблю свою Родину, я люблю свой город и хочу, чтобы в нем была улица
Любви! Пусть эта улица будет самой красивой - я хочу там жить. Если
нельзя изменить какое-нибудь бездушное название, то пусть будет объявлен
конкурс на лучший проект этой улицы, а я и мои друзья готовы ее построить.
И пусть на улице Любви стоит лучший памятник. Памятник Ромео и Джульетте."(8).
Есть в "системе" особое понятие - "трасса". Так называются традиционные
маршруты путешествий, которые время от времени предпринимают подражатели
хиппи в одиночку или группами. В этой роментике странствий - важный
притягательный момент для новичка. Подумать только: ни с того, ни с
сего сорваться с места - и в дорогу. Естественно, без копейки денег,
автостопом, на "аске". ПРеобладают три направления - в Прибалтику, в
Ленинград и Москву, в Среднюю Азию, где "дурь"(наркотики) (5). Хиппи
пытаются жить коммунами. По словам хиппи в летнее время они существудют
в Прибалтике, на Украине, под Москвой, зимой - на квартирах (10).
Биография хиппи:Анюта - одна из тех, кто в "системе" не первый год.
Анюте хотелось любви, свободной любви, безудержной, не скованной цепями
общественной морали. И она любила - многих, меняя любимых через неделю,
а то и через день, как получалось. Потом карнавал кончился, стали одинаково
скучными лица, руки, слова. Пришло опустошение, в себе уже не находилось
ни эмоций, ни жизненных токов. И Анюта решила любить одного - самого
достойного .... бога. (9) В "систему" приходят юноши и девушки, оставшись
одни, попав в экстремальную ситуацию, потеряв возможность по той или
иной причине жить по-прежнему.
Юргис. Он из Вильнюса. В 14 лет ушел из дома, узнав, что его отец не
только директов магазина, но и вор.
Люси. Ей 20. Москвичка. Из профессорской семьи. Ее пытались выдать замуж
по-старинке, подобрав подходящую партию. Она сбежала от родителей, и
от светившей карьеры переводчицы с какого-то полузабытого языка.
Сержант. Работал в милиции. Кого-то избил и попал под суд. Отсидел.
Вышел и стал бродяжничать. Попал к хиппи. И стал один из них. (4)
От составителя: отдельные юноши и девушки действительно живут в "системе",
находя в ней выход из жизненных ситуаций, путь решения волнующих их
проблем. Из разговора на улице: Наш девиз - мир и любовь. Живем тихо,
никого не трогаем, спокойно тусуемся, или родители думают, что вино
по подъездам глушить или балдеть под "тяжелый металл" лучше? Говорят:
общайся с одноклассницами, они девочки приличные, из хороших семей,
а теперешних твоих друзей и на порог пустить страшно. А чем мои одноклассницы
лучше? У них в голове и на языке только шмотки, фирма, видеомагнитофоны,
кто из знакомых лучше одет, а к то лучше танцует брейк, сами одеты с
иголочки, а внутри - пустота. У меня дома шкаф шмоток, туфли, сапоги,,
ведь главное - не одежда, а внутреннее содержание человека. Вы согласны?
(7)
ЧТО ТАКОЕ ТУСОВКА ХИППИ?
Итак, Большие Гоголя, центр города, Гоголевский бульвар, площадка вокруг
памятника Николю Васильевичу. Здесь встречаются московские хиппи. Летом
в этом месте собирается человек 30-40, а то и 100. Мне не удалось найти
данных о том, сколько хиппи в Москве, сами же они говорят, что наберется
тысячи две. И вот лохматые, в залатанной и сильно потертой одежде, иногда
босые, с холщовыми торбами и рюкзаками, расшитыми цветами и исписанными
антивоенными лозунгами, с гитарами и флейтами парни и девушки прохаживаются
по скверу, сидят на скамейках, на лапах бронзовых львов, поддерживающих
фонари, прямо на траве. Оживленно беседуют , поют в одиночку и хором,
закусывают, покуривают... Не коноплю, нет. Коноплю курят не здесь. Ко
мне подходят парень с девушкой, просят закурить. Поеживаясь на ветру
и с наслаждением затягиваясь, новые знакомые Ник и Карина, говорят:
- Здесь вы никого не найдете. -А где же? -Весь пипл сидит в "Туристе",
на Кировской (пипл - жаргонное словечко со значением "люди", "народ").
Хиппи - не просто встречаются - они тусуются, и в этом слове всё - и
телефонный звонок, и прогулка, и драка, и свидание с девушкой, и вообще
всё, чем занимаются хиппи, но наиболее часто оно употребляется для обозначения
встречи большой группы людей, с целью общения. В кафе "Турист" сейчас
как раз такая тусовка. Больше половины посетителей, сидящих в зале и
стоящих в очереди - хиппи. На столиках - кофейные чашки, пирожки. Бутылок
нет. В кафе не продают спиртного, не курят, ассортимент не велик, зато
кофе - отменный. То и дело хлопает дверь, люди входят, уходят, здороваются,
прощаются - создается впечатление: здесь все друг друга знают, все друзья.
Это, конечно, не так, но хиппи вовсе не обязательно знать собеседника,
им свойственны необыкновенная свобода и расколванность в общении, нет,
не хамоватая развязанность, а именно непринужденность и доброжелательность
к любому, даже незнакомому человеку. (7)
Комментарий составителя: автор статьи - учитель Д.Петров явно симпатизирует
хиппи. Однако данная частьт его материала, опубликованная в "Учительской
газете" достаточно социологически точно определяет сам дух, атмосферу
тусовки.
ЕСТЬ ЛИ У ХИППИ ИДЕОЛОГИЯ?
В целостном виде идеологии у хиппи нет. Скорее - это винегрет из обрывков
различных учений и философских концепций, составленный по принципу газетной
рубрики "Коротко об интрересном"... Каждый черпает из винегрета то,
что ему ближе, часто не принимая всё остальное... набрав энное количество
- чем больше, тем лучше, тусовко-часов, недавний новичок может запросто
сойти за бывалого хиппи (5). Взгляды людей "системы" очень противоречивы.
Они хотят воспитывать в себе доброту, которой, по их мнению, не хватает
обществу. И в то же время они безразличны друг к другу. На их глазах
умирают товарищи по несчастью, а они рассуждают о том, что никто не
в праве вмешиваться в чужую жизнь. Они презирают деньги и вместе с тем
вынуждены добывать их противозаконными путями. Они говорят, что не могут
найти своего места в обществе. И даже не пытаются искать его (3).
Несколько примеров:
Основополагающее их понятие - свобода. Прежде всего - от общества. Хиппизм
считает любое общество "антигуманным". Аргумент: ведь и марксизм считает
государство "аппаратом насилия". Но если марксизм предлагает, собравшись
с силами, взять и перевернуть положение вещей, и показывает, как это
сделать, то хиппизм ничего менять не предлагает. Обидевшись на "антигуманное"
общество, хиппи предоставляют возможность ему самому вариться в собственных
проблемах, сам же отказывается от всех связей с ним. Ну, а так самая
сильная связь, соединяющая человека с обществом, - это необходимость
общественно полезного труда, то, следовательно, хиппи и его отрицают.
Правда, до поры до времени. По крайней мери трижды в день хиппи вспоминают
о покинутом обществе. Есть понятие "жить на аске". Так красиво, по-английски,
называется обычное попрошайничество: дядя, дай 15 копеек. Но и у него
в конце концов терпение лопается. Когда общество требует от "системных
людей" участия в полезном труде, проще говоря, когда пахнет привлечением
к ответственности за тунеядство, подражатели хиппи устраиваются на работу.
Чаще временную. И всегда попроще. Правда, не в смысле физическом: знаю
среди них грузчиков. Скорее в том смысле попроще, что не требует эта
работа приложения всех духовных сил, которыми обладает здоровый 20-летний
молодой человек с не самыми скудными мозговыми ресурсами. (5)
В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ АСОЦИАЛЬНОСТЬ ХИППИ
"Система" в принципе не может дать общественно значимого творческого
результата. Ибо творить (а не вытворять) - значит работать, действовать.
А тут единственное, что по настоящему объединяет - отказ от действительности.
Автоматически - отказ и от творческого результата. Его без работы, только
на "божественном осенении" не бывает. Более того, лишая человека общественно
значимых целей и ориентиров, "система " создает предпосылки к его деградации
как существа мыслящего. Сознание и ум "гомо сапиенс" - это продукт общества.
Навыки и понятия, которыми он оперирует, сообщаются с обществом в раннем
детстве в ходе процесса, который так и называется в науке - социализация.
Любая попытка изолдяции человека от общества противна самой его природе.
Неестественна. Антигуманна. (5)
Сереже - 17 лет... Давно, еще в школе, когда Сережа был пионером, его
обидела вожатая, потом учительница высмеяла его стихи. И он замкнулся,
со свойственным детству максимализмом, решил , что весь мир несправедлив
и злобен. А умного старшего друга, способного объяснить, что мир состоит
не только из черного и белого, он многолик, - такого человека, к сожалению,
рядом не оказалось. Зато Сережа приглянулся "системе". Здесь, наконец-то
поняли и оценили его стихи (о "подлой" природе человечества). Потом
постепенно убедили, что вовсе не обязательно учиться писать их и вообще
в жизни можно обойтись без труда. Уверили, что каждый волен распоряжаться
собой, как ему хочется, и не обременять себя заботой о других. Ну, а
если тебя кто-то не понял, учит "система", не спорь с ним, ничего не
доказывай - игнорируй его. Не понял твой друг, сосед, матиь - делай
отсюда глобальный вывод: значит и всё общество такое-же непонятливое.
Игнорируй его - отдельный факт возводится до вселенского уровня. Раз
общество не приняло тебя... откажись от него. "Система" это называет
пассивным протестом: протестуй не признавая, уходи в себя, и ты станешь
свободным. Причем понятие "свобода личности" "система" сводит лишь к
возможности иметь длинные волосы, носить потертые джинсы и часами "балдеть"
в парке на скамейке.... (1).
...Глубина деградации личности прямо пропорциональна времени ее пребывания
в "системе". Она может привести к сколь угодно тяжелым последствиям.
Вплоть до физической смерти. Многие "олдовые" хиппи-долгожители "сдринчились",
"сторчались", просто "сблатовались". В переводе: спились, умерли от
наркотиков, сошлись с уголовниками и сели в тюрьму. (5)
ЧТО ДЕЛАТЬ С "СИСТЕМОЙ": ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ
"Система" возникла не сама по себе, а в качестве стихийного противовеса
тем застойным явлениям в работе с молодежью, в том числе, с творческой,
о которых мы сегодня говорим в полный голос. А раз так, можно ли продолжать
работать с п одражателями хиппи теми же методами, что в предыдущие годы,
взвалив основную ношу на правоохранительные органы? Думается, нет. Это
- назовем вещи своими именами - социальное явление, и оно противостоит
не только и не столько правопорядку, сколько обществу в целом. Значит
работать с ним надо сообща, многими силами общества. Может ли быть узаконена
"система", иными словами, создан некий заповедник подражателей хиппи,
зарегистрированный в установленном порядке, скажем, как клуб? Думается,
нет. Хиппи - мировоззренчески отличное от наз движеие, суть его - антиобщественна
и регрессивна. Но если не удалось в предыдущие 20 лет погасить это явление,
трудно всерьез ожидать, что это удастся завтра же, в одночасье.
Самым реальнгым шагом, на мой взгляд, было бы внимательно разобраться,
пусть не в большом колимчестве, но все же вливающихся в "систему". Среди
них можно различить три группы: одних влечет романтика тунеядства, других
- "идеологические" причины, которые на поверку оказываются не чем иным,
как политическим инфантилизмом и неспособностью дать отпор встречающимся
еще пока уродливым явлениям в нашей жизни, и, наконец, третьих привлекает
в "системе" наличие творческих личностей. С первыми разговор короток,
и вести мы его умеем неплохо. Вторые, как правило, взрослеют, начинают
самостоятельную жизнь с ее проблемами и с улыбкой вспоминают свой ребячий
экстремизм. как раз больше всего тех, третьих, кто приходит в хиппизм
за общением с яркими личностями. Но на примере Сольми мы видели, что
сами-то эти личности попали в "систему" случайно, из-за того, что общшество
- будем самокритичны до конца - не предоставляет им возможности реализовать
себя в избранном творческом направлении. Значит, если исправить положение
и вывести их из "тусовки", движение хиппи будет обескровлено как движение
и превратиться в то, чем на самом деле и призвано быть: горсткой тунечдцев
и демагогов. Как вывести? Да очень просто. Для этого не надо создавать
новых организаций и учреждений, надо лишь демократизировать деятельность
уже существующих. Зачастую пустуют сегодня выставочные залы, имеющиеся
в каждом районе. Почему бы не открыть туда путь самодеятельным художникам?
Естественно, при этом нужен контроль за содержанием их творчества, но
не на принципах демагогической вкусовщины, и уж подавно не на принципах
членства или нечленства в творческом союзе....
Иными словами, тем, кто хочет что-то делать, надо дать возможность делать.
И в рамках не некоей культурной революции, а именно государственных
институтов - молодежных секций городских организаций союзов писателей,
художников, кинематографистов и т.п. Кто должен играть активную роль
в этих начинаниях, кто должен убеждать творческие организации, пробивать
бреши в бюрократических стенах, лечить политическую близорукость иных
ведомственных чинуш, созывать худсоветы, открывать двери клубов? В Москве
на себя эту раль взял на себя комсомол. Это отдел культуры горкома комсомола
настоял на необходимости организовать выставку нескольким художникам
"системы" в выставочном зале Пролетарского района столицы. Это горком
комсомолапредложил некоторые из картин вниманию Москвоской организации
Союза художников СССР. И, к чести последней, там вдумчиво и доброжелательно
отнеслись к ним, дав пусть и скромные, но неплохие отзывы (5).
От составителя: Опыт работы с "системой" есть и в других территориях.
Дискуссии на страницах печати более года ведуться на страницах газеты
"Комсомольское знамя" на Украине. ЦК комсомола республики владеет ситуацией,
имеет контакты с лидерами "системы", пытается не допускать использование
ее нашими идеологическими противниками, направлять усиливающуюся гражданскую
активность в их среде на охрану памятников истории и культуры. Серия
острых проблемных передач о хиппи "Взгляд" прошла по каналам ленинградского
телевилдения. горком комсомола, созданная при нем лаборатория исследования
молодежных проблем внимательно изучают положение в среде хиппи, попытки
отдельных групп "системных людей" проявить себя в сфере экологической
деятельности.
ЕСТЬ ЛИ У ХИППИ ЗАВТРА?
Изрядное число "державы детей цветов", переболев ею, принимаются затем
за серьезную, взрослую жизнь, со всеми ее заботами и обязанностями.
Но...соообщество подражателей хиппи живуче и гордится тем, что справило
уже 20-ю годовщину своего существования. В Москве их от силы пара сотен
и несколько тысяч в стране.
К хиппи часто примыкают "выбывшие" из других негласных союзов, привлеченные
"стремлением к духовнлму совершенству, максимальному проявлению творческих
потенций, нетерпимостью к бездушию и формализму в человеческих отношениях",
которые вроде бы проповедуют хиппи. (5)
Очень серьезный вывод делает М.Володин на страницах журнала "Рабочая
смена":
Пройдет время. Повзрослеют нынешние:"...надцатилетние". Разойдутся по
работам, семьям, вечерам "Для тех, кому за тридцать". Большинство, но
не все. Так же, как двадцать лет назад, в бункерах, на дачах, на "тусовках"
в одиноческтве могут остаться теперь новые "крутые" ребята, для которых
игра в "металл" обернется жизнью. И, возможно, появится новая - "металлосистема".
С большой тревогой М.Володин пишет о бичах - бывших интеллигентных "человеках",
которые представляют еще более глубокую степень морального падения человека
и во многим близки подражателям хиппи... (4)
От составителя: Надо признать, что у системных людей есть завтра, это
явление нашей жизни, тесно связанное со мнеогими нерешенными проблемами
нашей жизни. И, следовательно, нужно работать с ними расчитывая на длительный
период, проявляя к ним определенный такт и используя весь арсенал средств
искусства воспитания.
От себя хотел бы добавить: уважаемые работники средств массовой информации!
Не пишите так часто о хиппи - не надо давать им лишнюю рекламу. Работа
с хиппи требует в основном индивидуального и, реже, коллективного воздействия.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Белецкая Л. Пустыня, оказывается, бывает и в душе человека//Комс.знамя.-Киев.-1986
- 6 декабря
2. Возвращаясь к "Пустыне"//Комс.знамя. - Киев.-1987.-4 февраля
3. Вокруг "Пустыни"//Комс.знамя.-Киев.-1986.-18 января
4. Володин М. Остров "система"//Рабочая смена.-Минск.-1987.-№2.-c.56-62.
5. Дибров Д. Пустоцветы.
Подражатедлей хиппи не так уж много, но они есть...//Моск.комсомолец.-М.-1987-17
сентября
6. Додолев Е. Аромат бумаюных роз//Смена.-М.-1987.-№17-с.22-23.
7. Петров А. Пришельцы//Учительская газета.-М.-1987.-22,24 января
8. Улица любви//Юность.-М.-1987.-№8.-с.8
9. Дорога в никуда//Крымский комсомолец.-Симферополь.-1986-26 августа
10.Щекочихин Ю. На перекрестке//Лит газета.-М.-1986.-22 октября
|