статья для независимой газеты Астраханской области ВОЛГА
№ 152 (24073) 12 Октября 2001 года
ДЕТИ ЦВЕТОВ
Откровения старого хиппи
Так называют неформальную молодежь, ведущую довольно неординарный образ жизни, полный путешествий и свободы от всякого рода условностей современного общества. Конечно, многие догадались, что я имею в виду хиппи, ставших в свое время притчей во языцех, мнения о которых чрезвычайно противоречивы. Возникло это движение более двадцати лет назад и не угасло до сих пор, но...
В последнее время среди астраханской молодежи все чаще и чаще слышатся утверждения о том, что хиппи канули в небытие. Стали забывать о том, что это за движение и культура. Реальные понятия и основы искажаются (я, конечно, не говорю об “олдовых” (истинных) хиппи, коих в нашем городе остались единицы). Поэтому так и хочется напомнить об истоках нашего “хиппового братства”, о его вкладе в отечественную культуру и о том, что же оно представляет на самом деле.
Итак, с самого начала. Идеальную почву для развития этого движения создали именно “застойные” годы. В тот период и расцвело “хипповое братство” со своими маршрутами путешествий по “трассе”, “флэтами” и довольно четко оформленным катехизисом. По словам одного из “олдовых” хиппи, Сольми, манифест их звучит примерно так: “Все, что объединяет людей, есть добро, зло – все, что их разъединяет. Объединяющая сила – это любовь. Любовь есть Бог. Бог есть Любовь”. В основе движения - пацифизм, свобода самовыражения, равнодушие к материальным благам и, самое главное, новые формы взаимоотношений.
“Мы не скучаем, - говорит Сольми. – Сочиняем стихи, пишем маслом картины. Многое из этого андеграундного творчества выходит на поверхность”. Между прочим, говоря о новых формах взаимоотношений между людьми, хиппи имеют в виду не только свободу передвижения. Несмотря на рост в обществе потребительских настроений, стяжателям среди хиппи делать нечего, потому что тот, у кого сегодня есть деньги, кормит всех остальных, а тот, у кого есть крыша над головой, дает приют нуждающимся в нем. Вот таковы истинные убеждения, чуждые желающим “подделаться” под них. А между тем хипповый “прикид”, то есть внешнее обличье: потертые джинсы, подвязанные веревочкой длинные волосы, “ксивник” (холщовая сумочка для документов, которая вешается на шею), цепочки, “фенечки” – легко позволяют обрядиться в хиппи кому угодно. Не случайно “олдовые” хиппи часто жалуются, что к ним “грязь всякая липнет”. Но, по их словам, “хиппи терпимы ко всем людям, и эта терпимость создает благоприятную почву для всяческой гнили, но иначе хиппи не могут – страшна не грязь, ведь цветок лотоса, как известно, расцветает на болоте”. Лотос, конечно, замечательная штука, но вот расцветает редко.
Движение хиппи, основа андеграундной культуры, породило таких деятелей искусства, которых сегодня знают не только у нас, но и во всем мире. Отчего же именно из этого движения вышло так много известных людей? Вот как объясняет этот факт Сольми, ныне живущий в Петербурге.
- Началось это давно, лет 30-40 назад. Тогда в Ленинграде было лишь три места, где варили черный кофе, и одним из них было кафе на Малой Садовой. Здесь собиралась довольно необычная публика: сторожа, дворники и кочегары с дипломами о высшем образовании, называвшие себя поэтами, художниками, писателями и просто хорошими людьми и говорившие между собой о том, из-за чего запросто можно было “загреметь”. Сидя подолгу в кофейне, они читали друг другу свои стихи, рассказы, передавали свежайший “самиздат”. Здесь бывали позже известные всему миру люди, вроде Бродского. Видные представители литературного авангарда, а также тогда еще юные и неизвестные никому Гребенщиков и Куракин. В общем, это кафе на Малой Садовой было культурным центром питерского андеграунда (от англ. подземный, подпольный). Но этот английский термин был более безобидным, чем официальный – “диссидентство”. Трудности с властями, постоянная борьба за право писать, думать и говорить, хоть и была чревата высылкой за кордон или “отсидкой”, но она сплачивала людей, одновременно дав мощный творческий толчок многим и многим.
Кстати, добавлю к рассказу Сольми от себя. Вот перечень симптомов шизофрении, указанный в любом справочнике по психиатрии: отгороженность, чудаковатость, манерность, неопрятность, гиперактивность, экзальтация или, наоборот, вялость, рассеянность, капризность, раздражительность. И, кроме того, проявление особого интереса к религии и искусству. Ну как, любите пофилософствовать? Дерзайте! В общем, для хиппи диагноз что надо. Прямо в самую точку.
Но через горнило именно этой “шизоидной” культуры прошли и Гребенщиков, и Курехин, и Цой, и “митьки”, и еще многие и многие из тех, кому-таки удалось оставить свой след в истории музыки, живописи и поэзии, и тех, кто сейчас все еще созидает на пике творческой активности.
- Например, когда-то, - продолжает Сольми, - было так. После закрытия кафе оказываемся в питерских подвалах с гулкими переходами и изгибами труб. В одном из переходов есть некая дверь из фанеры, открыв которую, попадаешь в каморку с низкими потолками, из которой открывается еще одна дверь. Переходы, переходы, а за ними, словно в преисподней, бушует пламя, в которое полуобнаженный парень зашвыривает лопатами уголь. Это Цой на дежурстве в своей котельной, вполне удовлетворенный своей работой кочегара. Гости просят его поиграть, и он берет гитару и поет, потому что и этот подвал – лишь материал для творчества. Это наиболее яркий, но не единственный пример.
Многие, многие из современных рок-звезд обязаны именно этому течению, этой культуре, этому стилю жизни. Конечно, ничего бы не было, не имей они собственной индивидуальности и великого терпения, но именно андеграунд и сделал их такими.
Юлия ШАШКОВА.
|