ИДЕОЛОГИЯ-2, ИЛИ МЕТАНИЕ БИСЕРА
"Известия", газета за 02.06.2002
К XXI веку хиппи в нашей стране практически исчезли. Те, кто уцелел, уже не представляют собой организованного движения и никакого влияния на общественную жизнь не оказывают. Причин того, что они бесследно растворились в новейшей истории, много.
Первая причина - атрибутика. Хиппи всегда придавали сакральное значение своим "фенечкам", "мулькам", тертым джинсам, длинным "хайрам" и т.д. Это был код, увидев (или услышав - сленг был тоже своего рода "фенечкой") который хиппи понимали: перед ними - свой. В каноническом хипповском манускрипте - юношеской пьесе Гребенщикова "В объятьях джинсни" - героиня ухитряется не узнать своего возлюбленного, поскольку тот в конспиративных целях подстригся, побрился и надел "цивильные" штаны. Советский агитпроп и любера, знаменитые борцы за чистоту нравов, полагали, что стоит "хиппана" помыть, постричь и поставить к станку - как все его идеи улетучатся. Как выяснилось, они были не так уж не правы.
В конце 80-х годов кооперативы завалили страну джинсами. Длинные волосы отрастили поп-звезды и футболисты. Сленг стал достоянием журналистов и модной "тусовки". Доставаемые раньше с огромным трудом и являвшиеся огромной ценностью пластинки западных музыкантов стали продаваться открыто. Вся милая сердцу хиппи атрибутика была растащена людьми, которым не было дела до высоких хипповских материй. Эту проверку на прочность хиппи не прошли - не смогли, сомкнув ряды и стиснув зубы, переждать, пока общество не наиграется с их святынями.
Перестройка была временем, когда все, особенно молодежь, мечтали о сытой, богатой жизни под флагом ожидаемого со дня на день капитализма. Зовущие в подвалы хиппи, питающиеся плавлеными сырками, в эти розовые эмпиреи не вписывались. На них даже сочувствующие стали посматривать как на бездельников, оправдывающих свою лень утопическими идеями. Соцопросы давали жуткие результаты: самыми популярными среди школьников профессиями были бандит и проститутка. Хипповское движение перестало пополняться новыми кадрами - молодежи больше нравились деньги, чем добровольный отказ от них во имя неизвестно чего.
Звонкая монета блеснула и другой своей стороной. Если в СССР хиппи могли сносно существовать на студенческие стипендии и крошечные зарплаты "дворников и сторожей", то обвал советской экономики вынудил их зарабатывать на хлеб. Работы некоторых хипповских художников и музыкантов начали покупать, и они волей-неволей оказались за бортом движения, презирающего материальные вознаграждения за творчество. Движение, таким образом, лишилось мощной подпорки - громких имен, привлекавших новообращенных.
Существует несколько исследований быта и нравов хиппи. Все они сходятся в одном: вся знаменитая идеология хиппи построена на отрицании. Они отрицают войну, насилие, сексизм. В советском обществе хиппи отрицали советское общество. Но на самом деле они были плоть от плоти невольно породившей их советской системы, ее пассивным зеркальным отражением. Примечательно, что сами себя хиппи тоже называли "Система". А любая организация, строящаяся на отрицании, жива, покуда жив отрицаемый предмет. И "Система" не пережила "систему". Хиппи выполнили свою задачу, создав культурную среду, выжившую под советским идеологическим прессом. Но на этом их миссия была закончена. В свое время из рядов хиппи вышла масса талантливых художников, музыкантов, поэтов. Но на поверку это волосатое сообщество оказалось отнюдь не закрытым клубом интеллектуалов. Для творческих натур это было временное пристанище, для посредственностей - заманчивое приключение. Личности ушли реализовывать свой потенциал, как только появилась возможность. Длинные волосы и расшитые бисером "ксивники" были им уже ни к чему. Праздношатающиеся увлеклись другими игрушками - вечеринками, модными журналами, Интернетом.
Хиппи были полурелигиозной организацией. У них были свои иконы (Beatles, БГ, от которого "сияние исходит"), свои символы веры ("фенечки", голуби, знак "пацифик"), свои проповеди (знаменитые хипповские "телеги"), свои причисленные к лику святых (сведенные с ума мученики "за идею", погибшие от рук полицейских участники первых хипповских демонстраций). Многие принципы этого движения позаимствованы у христианства, однако их век оказался куда короче. Разница в том, что христианство предлагает блаженство лишь в обмен на тяжкий труд и страдания. Хиппи полагали, что его можно достичь более простым путем - идеологически оправданным бездельем, подкрепленным курением "травы" и употреблением алкоголя.
Хиппи считали, что каждый равен каждому и что высовываться грешно, потому что другим обидно. Помимо них, миру пришлось столкнуться со множеством идей, предлагавших равенство всех, независимо от пола, таланта и коэффициента интеллекта. При этом большинство из них давали ответы на все вопросы. Слава богу, мир их успешно пережил. Впрочем, не исключено, что через десяток лет дети нынешних новых русских, презрев родительские джипы и дачи, отрастят волосы и уйдут в подвалы. И вырастет новое поколение хиппи, упрекающее "предков" в излишней буржуазности. Возможно, они назовут себя антиглобалистами, новыми марксистами или еще как-нибудь. Круг вечного возвращения.
А что Вы думаете об этом?
Святослав БИРЮЛИН
|