hippy.ru

 

Дороги

Из Вики: Христиания (Свободный город Христиания, Вольный город Христиания) — частично самоуправляемое, неофициальное «государство внутри государства», расположившееся в районе Христиансхавн Копенгагена, датской столицы. Христиания, вопреки противникам среди датских властей, имеет особый полулегальный статус в Дании и частичную независимость.

Целью Христиании провозглашается «создать самоуправляемое общество, в котором каждый индивид ответственен за благополучие всей общины. Общество должно быть экономически самодостаточным, и быть непреклонным в убеждении, что физиологической и физическое разрушение может быть предотвращено».

Христиания представляет собой квартал Копенгагена в который ведут лишь два входа, на которых лежат большие камни, неоднократно устранённые правительством, но возвращаемые на место жителями Христиании.

Жители Христиании соблюдают собственные законы, независимые от законов Дании. Среди них: запреты на автомобили, воровство, тяжёлые наркотики, огнестрельное оружие и бронежилеты.

Главной улицей является Пушер-стрит. На ней идёт торговля лёгкими наркотиками и запрещена фотосъёмка.

В Христиании находятся несколько водоёмов.

Вход в Свободный Город Христианию
Вход в Свободный Город Христианию

Христиания возникла в 1971 году, когда группа хиппи незаконно вселилась в заброшенные военные казармы в Копенгагене. Одним из наиболее значимых людей в истории Христиании был Якоб Лудвигсен, издававший анархистскую газету, в которой объявил провозглашение свободного (вольного) города.

Легальный статус Христиании был долгое время неопределён, и власти неоднократно пытались очистить помещения казарм, но безуспешно. Позже, в течении некоторого времени Христианию контролировала группа байкеров.

В 1995 году жители Христиании заключили соглашение с Министерством Обороны Дании, владеющим казармами, и с тех пор платят налоги.

Население с постоянным упорством, но и с чувством юмора, противостоит попыткам правительства ликвидировать Христианию. Например, когда в 2002 году правительство критиковало неприкрытую уличную торговлю гашишем в Христиании, продавцы закамуфлировали свои стенды в военном стиле. В 2004 стенды были разрушены самими же жителями, ради сохранения независимой Христиании. Один из уцелевших стендов был приобретён и выставлен Датским национальным музеем.

В 2000-х годах давление со стороны правительства и попытки ликвидации Свободного Города Христиании были усилены. Полиция регулярно проводит «чистки», сопровождаемые арестами. В 2004 году датским правительством был принят закон, отвергающий Христианию как коллектив с общей собственностью, согласно которому все жители Христиании являются отдельными индивидуами и имеют право на частную собственность. Это привело к возможности распродажи христианийской земли, как во владение отдельных жителей, так и прочих лиц (предприятий), но вызвало упорные митинги протеста среди жителей.

 

 

 

христиания, фото Андреенко А.

Христиания

 

Свободный город хиппи - Христиания

источник

 Христиания —утопия, ставшая реальностью

Евдокия Жеребцова, Сергей Тимофеев

В Дании, а точнее, в Копенгагене, а точнее, в той его части, что расположена на острове Амо, есть уникальное поселение. Город в городе, государство в государстве. Это место известно во всем мире и называется оно Христианией.

Вы, наверное, думаете, что название "Христиания" имеет религиозные корни? Отнюдь. На самом деле, по-датски это пишется Kristiania и имеет непосредственное отношение к казармам короля Кристиана, а вовсе не к христианам.

История Христиании достаточно длинна и полна разнообразнейших событий: она пережила немалое количество битв, оборачивавшихся и победами, и поражениями. Многих из тех, кто начинал этот эксперимент, уже нет в живых, но продолжает жить мечта о свободной жизни, воплощенная в этом чудесном городе, которым управляют его же жители.

А всё начиналось в 1970 году, когда несколько горожан сломали забор, что стоял на углу улиц Prinsessegade и Refshalevej недалеко от Gray Hall. В том же году в андеграундной газете "Movetbladet" была опубликована статья, посвященная заброшенным казармам "Badsmandsstr?des Kaserne", и предлагалась куча идей по их использованию, самой банальной из которых была использовать постройки как жилые помещения. Это дало бы возможность найти жильё многим молодым людям.

Более того, хиппи и альтернативному движению "Новое общество" также было нужно место для летнего лагеря, в котором они смогли бы воплотить некоторые свои мечты в реальность. В общем и в целом, статья, как выяснилось, своё дело сделала. А результатом её явилось то, что множество людей из различных слоёв общества поселилось-таки в этих казармах с надеждой на новую жизнь, которая должна была стать жизнью общины, где каждый мог быть свободным. Так родилась Христиания.

За ними последовали очень многие. Казармы благоустраивались, здесь теперь звучала музыка, курились благовония и дикий, степной аромат марихуаны разносился над озерами Христиании. Копенгаген, как и любой город, выстроенный у моря, был всегда максимально открыт для новых идей и заносящих эти идеи пришельцев.

Теперь у космополитичной длинноволосой молодёжи, искренне верящей в свободную любовь и открытое, регулирующее само себя (без механизмов подавления) общество, появилась здесь своя база, да ещё и с бесплатным электричеством и водоснабжением.

Это-то прежде всего и смутило датское правительство. Вопрос долго дискутировался в парламенте, и в конце концов Общественный Совет Христиании, где заседали выборные из всех десяти её микрорайончиков (впрочем, сюда мог прийти и высказаться любой её житель), принял решение платить государству за коммунальные услуги. А государство, в свою очередь, придало коммуне благонадёжный статус "социального эксперимента". Его, кстати, планировалось продолжить лишь до тех пор, пока власти не придумают более полезного, на их взгляд, использования территории.

Нельзя сказать, чтобы городские власти с лёгкостью уступили поселенцам владения, на которые имели свои виды. Времена тогда были жёсткие. Полиция поливала всё вокруг слезоточивым газом и штурмовала баррикады при поддержке служебных собак и дубинок. Хиппи, соответственно, швырялись кирпичами и коктейлем Молотова. СМИ плакали от счастья и вели прямые репортажи. Hо жители Христиании оказались стойкими, к тому же их поддерживали не только копенгагенцы, не только датчане, но и прочие европейцы. Каждая попытка властей избавиться от Христиании вызывала активный протест общественности.

Надо отметить, что за эти годы Христианию заметили в частности за театральные представления и политическую активность. В 1974 году было выдвинуто аж 12 списков кандидатов на выборы в городской совет Копенгагена от Христиании. В итоге, одна женщина была туда избрана. Но и она одна умудрилась вызвать несказанный переполох в городском совете и, соответственно, в средствах массовой информации.

После напряжённых дебатов правительство постановило: очистить район до 1 апреля 1976 года. Демонстрации обитателей Христиании вышли на улицы Копенгагена, датские рок-музыканты записали специальную пластинку в защиту свободного города. В последний момент парламент приостановил свое решение. Христиания отпраздновала победу.

В 1982 году правительство снова вспомнило свою старую песню и даже наняло частную градостроительную фирму, чтобы та разработала какой-нибудь проект для использования территорий Свободного Города. Нанятая государством фирма выдвинула наконец-таки гениальный проект: пусть Христиания считается экспериментальным городом, который живёт и развивается по своим законам и осуществляет самоуправление. Так отношения с властями были кое-как налажены.

Гораздо более серьезной проблемой стали наркотики, которые в немалом количестве употреблялись и продавались в Христиании. Осознав ситуацию, Общественный Совет решил, что все, кто связан с героином или с любыми тяжёлыми (вызывающими привыкание) наркотиками, должны уйти из Христиании. К сожалению, и дилеры, и героиновые наркоманы оказались совершенно несознательными и наотрез отказались куда-либо уходить. Так в Христиании началась гражданская война. Самая настоящая, опять с баррикадами, стрельбой, коктейлем Молотова и прочим весельем. Противники наркотиков победили, изгнали драгдилеров и изменили законодательство.

С тех пор в Христиании разрешена только марихуана. И продавать её можно только в одном месте, которое прозвали Pusher-Street. Остальная часть считается "чистой". То есть траву курить можно, но торговать нельзя. А за попытку продать тяжёлые наркотики в любом месте Христиании могут серьезно избить. Причем самое забавное, что охранные функции осуществляют сами продавцы травки. Им от этого прямая выгода — пока нет героина, полиция не особенно цепляется.

В принципе, стычки с полицией, которая периодически решала прикрыть торговлю травкой, бывали, но не очень серьезные. Полиция совершала почти что партизанские налёты, захватывала несколько килограммов гашиша, пару торговцев и быстро покидала Христианию, пока хиппи не разозлились. Гашиш торжественно сжигали, пушерам давали пару месяцев тюрьмы — короче, жили почти мирно. Но однажды в эту историю вмешались шведы.

Надо заметить, что Швеция очень не любит Христианию из-за того, что шведские школьники имеют обыкновение сбегать из дома и тусоваться... угадайте, где. И вот однажды прошёл слух, что Швеция пообещала Дании закрыть ядерную электростанцию, которую в свою очередь очень не любят датчане. Если Дания в ответ закроет Христианию.

Неизвестно, насколько эти слухи были справедливы, но за Христианию взялись серьезно. Это было неприятное время. Полиция начала врываться два раза в день и всех обыскивать, даже детей и ничего не подозревающих туристов. (С тех пор в Христиании вошло в моду носить нечто похожее на полицейскую униформу, на которой сзади вместо "POLITI" (полиция) таким же шрифтом написано "IDIOTI" (и так ясно)).

Наиболее радикально настроенные жители Христиании уже принялись готовить традиционные коктейли Молотова. Более хладнокровные и образованные в юридических вопросах снимали действия полицейских на видео, обращались к адвокатам и международным правозащитным организациям. Но тут неожиданный и изящный ход сделали торговцы травой. Они объявили бессрочную забастовку.

Забастовка пушеров была совершенно уникальной — они просто раздавали траву и гашиш всем желающим. Совершенно бесплатно. Вся копенгагенская молодежь немедленно собралась защищать Христианию. Баррикад на этот раз не было. Последняя война больше напоминала народные гуляния. Журналисты всего мира и лично министр юстиции Дании посетили Христианию, пытаясь понять — что же там на самом деле происходит. После этого полиция прекратила какое бы то ни было патрулирование в Христиании.

Современная Христиания выглядит как оживший сон. Pusher-Street стала напоминать современно оформленный торговый центр. Гашиш разложен аккуратными плитками, как шоколад. Травка уже расфасована по пакетикам, впрочем, тут же стоят весы. Изобилие трубочек и кальянов. И над всем этим зазывающие, вполне рекламные надписи.

Торговля травой — это сейчас скорее местный колорит, чем основная статья дохода. Теперь здесь масса магазинчиков: экологические продукты, букинист, коллекционные печки, сувениры. Кроме того, за 30 лет своего существования Христиания стала крупнейшим культурным центром Копенгагена. Здесь находится несколько арт-галерей и четыре концертных зала. Тысячи людей со всей Европы съезжаются на андеграундные концерты в "Gray Hall".

Ну и, конечно, толпы туристов. Многие жители Христиании зарабатывают на жизнь тем, что водят по ней экскурсии. Этим, например, занимается шестидесятилетний Билл Севентидрам, американец, сбежавший некогда в Данию от Вьетнамской войны. Он появился в Христиании в 1971 году одним из первых вместе со своей женой-датчанкой. "Тогда никто ещё ничего не строил, люди не были уверены, что мы сможем здесь остаться надолго..." — вспоминает Билл. Кроме всего прочего, он — поэт и каждую неделю читает свои стихи. "Baboon on the Moon" — называет он современную цивилизацию, сравнивая её с павианом, оседлавшим космическую ракету и отправившимся на Луну.

С конца 80-х годов все магазинчики и кафе, расположенные на территории Христиании, должны платить налоги в общую казну, из которой определённая часть перечислялась правительству. Коммунальный бюджет "свободного города" достиг 9,6 млн. крон в год. Совет старейшин на эти деньги нанимает жителей Христиании на общественно-полезные работы. Это может быть уборка территории, ремонт дорожек и т.д.

Забавная история случилась с первыми выходцами из России, приехавшими жить в Христианию. Их наняли пилить дрова для общественной бани. И тут произошло столкновение культур %-) Парни бодро взялись за работу и за три часа перепилили, накололи и сложили в поленницу все имеющиеся в распоряжении доски. После чего поспешили сообщить работодателям об успешно выполненном задании. Однако результатам их труда совершенно не обрадовались, а, наоборот, ужасно разозлились. Из-за плохого знания английского, парни далеко не сразу поняли, в чём же дело. Оказывается, crazy Russians за три часа сделали полуторамесячный объём работ, оставив без заработка не только себя, но и еще десяток коренных жителей. Можно сказать, подорвали экономику страны. Дело в том, что оплата в Христиании почасовая. Это значит, что работать следует не торопясь, без надрыва. Каждые пятнадцать минут положен перерыв на джойнт или бутылочку пива. Гореть на работе не принято :-)

Обитатели Христиании выглядят более чем жизнерадостно. Девушки в ярких свитерах, парни, почитывающие газетку в кофейнях, где можно, кажется, вот так вот просидеть всю жизнь: листая журналы, болтая со знакомыми, попивая лимонад, покуривая джойнт. Здесь вообще никто никуда не торопится. Общее ощущение от района (особенно в дождь), как от какого-то тихого, романтичного парка с небольшими одноэтажными домиками и улочками без машин (Христиания — район, абсолютно свободный от автомобилей), без оград, повсеместного асфальта и злых овчарок (местная порода собак смахивает на волкодава, но отнюдь не агрессивна). Здесь масса тропинок, которые, петляя, ведут через заросли кустарников от одного строения к другому.

Живут уже, конечно, не только в казармах. Казармы не вместили всех желающих. Как незабвенный Карлсон, каждый строит здесь то что хочет и там где хочет. Очень много деревянных террас, разрисованных голубыми и зелеными красками. Можно увидеть дом в виде пагоды, а рядом с озером возвышается точная копия Сиднейского оперного театра — гордости Австралии. В этой "точной копии" тоже живут люди. Сменилось уже несколько поколений. А многие селятся прямо в старых строительных вагончиках, неведомо откуда притащенных на берега здешних озёр.

Приехать в Христианию может каждый и когда захочет. Но поселиться здесь чужаку практически невозможно. Вас примут, только если вы придёте под руку с женщиной или мужчиной, "гражданами Христиании", выбравшими вас в качестве спутника жизни. Поэтому, несмотря на всеобщий интерес, постоянное население в Христиании по-прежнему небольшое — около 600 человек. Этого более чем достаточно для небольшого района. При общей перенаселённости в Христиании до сих пор можно найти абсолютно пустые строения бывшего арсенала: здесь жить нельзя — земля до сих пор отравлена тяжёлыми металлами, применявшимися в военном деле.

Идеалисты первых поколений, старожилы Христиании не любят торговцев травкой и гашишем. Особенно, если это люди, которые пришли со стороны. Но это часть финансовой и духовной самостоятельности Христиании, часть отвоёванной в многолетних стычках свободы. Вообще, трудно сказать, чем на сегодня является коммуна для Копенгагена. Вряд ли угрозой. Христиания не разрастается и не претендует на это. Просто в любом поколении находится определённое количество людей, готовых выбрать именно этот образ жизни.

В остальном же жители Христиании живут как обычные датчане. Ходят на работу или получают пособие — правительство открыто заявляет, что безработные в Свободном Городе обходятся ему дешевле, чем где-либо ещё. А чьи-то дети, подрастая, задумываются о большем комфорте и уходят в другой, внешний мир. Кого-то из тех, кто в 1970 году первым проломил дырку в историческом заборе, уже нет на свете. Но их страна Утопия живёт по своим законам. Здесь прилично зарабатывают на мифологии для туристов. Но, в конце концов, налоги от этого пойдут в общую казну. И деньги на покупку лимузинов для чиновников отчисляться оттуда не будут.

Из газеты "Иностранец"

 

Сказание о Христиании

источник

История Христиании достаточно длинна и полна разнообразнейших событий: она пережила немалое количество битв, оборачивавшихся и победами, и поражениями. Многих из тех, кто начинал этот эксперимент, уже нет в живых, но продолжает жить мечта о свободной жизни, воплощенная в этом чудесном городе, которым управляют его же жители.

Сейчас Свободный город продолжает привлекать людей из дальних и близких мест. В нем царит какая-то волшебная атмосфера, смесь Анархии и Любви. А всё начиналось в 1970м, когда несколько горожан сломали забор, что стоял на углу улиц Prinsessegade и Refshalevej недалеко от Gray Hall. Им всего лишь хотелось сделать площадку для детских игр, а еще видеть зеленые деревья вместо старого забора.

В том же году в Charlottenborg прошла выставка под названием "Noget for Nogot"("Бери и Отдавай"), где красовались хиппи и просто всякие чудаки, и заодно продавали свои фенечки, картины и демонстрировали собственные пьесы. В связи со всем этим действом была выпущена целая газета под названием "Movetbladet".

Среди прочего, там была опубликована статья, посвященная заброшенным казармам в районе Badsmandsstraedes kaserne и предлагалась куча идей по использованию оных, самой банальной из которых была использовать постройки как жилые помещения. Это дало бы возможность найти жилье многим молодым людям. Более того, хиппи и альтернативному движению "Новое общество" так же было нужно место для летнего лагеря, в котором они смогли бы воплотить некоторые свои мечты в реальность.

В общем и в целом, статья, как выяснилось, своё дело сделала. А результатом её явилось то, что множество людей из различных слоёв общества поселилось-таки в этих казармах с надеждой на новую жизнь, которая должна была стать жизнью общины, где каждый мог быть свободным. Так родилась Христиания.

Что ж, полиция в это время не дремала и начала предпринимать попытки выкурить из казарм счастливых новоселов, но вскоре она отказалась от этих мер, так как территория была достаточно велика, да и людей там было не так уж и мало. Через какое-то время Христиания стала предметом для политических споров и этот вопрос был вынесен на рассмотрение Парламента.

В результате жители Христиании согласились платить за воду и электричество, и заодно им теперь разрешили существовать легально, правда, в качестве "социального эксперимента". Его, кстати, планировалось продолжить лишь до тех пор, пока власти не придумают более полезного, на их взгляд, использования территории.

В следующем году (а это был уже 1973) поменялось правительство, а вместе с ним и отношение к Христиании. Решено было очистить территорию, а затем и вовсе закрыть. В том же году НАТО проводило саммит в Копенгагене. По этому поводу театральная группа Salvoes сотворила грандиозную "постановку", в которой учавствовали сотни актеров. "Армия НАТО" захватывает датское радио и другие стратегические точки. Впечатление было такое, что НАТО и впрямь оккупировала Данию. Несколько часов вся страна не могла понять, действительно ли всё случившееся правда или только чей-то ловкий трюк.

Тем временем Христиания занималась собственной организацией. Территория подразделялась на 10 районов, в каждом из них - собственное "правительство". Высшим органом власти стало общее собрание в котором учавствовали ВСЕ жители. Была создана группа, ответственная за сбор и сортировку мусора, а так же группа кузнецов, которая занялась переделыванием мустых металлических бочек из-под масла в обогреватели для домов.

В клубе Loppen в тоже время можно было услышать любую музыку - от народной турецкой до рока и джаза.

Надо отметить, что за эти годы Христианию заметили в частности за театральные представления и политическую активность. В 1974м было сделано аж 12 списков кандидатов на выборы в городской совет от Христиании. В итоге, одна женщина была туда принята. Но она умудрилась вызвать несказанный переполох в городском совете и, соответсвенно, в средствах массовой информации, появляясь на собраниях предварительно забаррикадировав своё чадо дома(???). Могло ли это быть принято обществом?

Еще в 1974м был организован первый Рождественский праздник для бедных и одиноких людей. Solvognen снарядил целую армию Санта Клаусов, которые благороднейшим образом вручали подарки всем от мала до велика. Подарки брались в магазинах, но за благородство было некому платить. Всех участников арестовали, но следствием этого стали фотографии "Полиция избивает Санта Клаусов", которые не замедлили появиться на первой полосе газет всего мира. Однако, традиция Рождества для бедных продолжается. Ежегодно примерно 2000 людей получают бесплатных рождественский обед.

Скрытые угрозы и Воины Радуги.

В 1975 году Христиания стала пешкой в политических играх государства и Городского Совета. В очередной раз правительство решило, что территорию следует очистить к апрелю 1976го.

К этому времени Христиания уже многое успела: была построена общественная баня, ясли и детский садик, организован сбор и переработка мусора, заработали магазины и фабрики, которые, надо сказать, преуспевали.

Всё тот же Solvognen поставил очередное творение "Elverhoj", которая являлась пародией на популярную националистическую пьесу. Эта её версия опять привлекла внимание к Свободному Городу. Люди начали готовится к очередной конфронтации с государством. Была создана Армия Радуги: люди делились на группы, каждая из которых носила одежду своего цвета, который соответствовал роду занятий. Красный носили люди, занимавшиеся "внешней политикой" Христиании, Зелёный - те, кто обеспечивал питание Города и поставлял продукты, синий - организаторы и "идеологи".

В Христианию приглашались все датчане, в итоге явилось около 10 тысяч человек. Многие популярные рок-группы выпускали альбомы в помощь Христиании.

Тем временем подошел конец апреля 1976. Ничего не случилось. В последний момент правительство решило отложить закрытие Христиании. Вместо этого апрель превратился в затянувшуюся манифестацию свободной, альтернативной Дании.

Национальный музей даже выпустил книгу, посвященную альтернативной общине в Христиании, а архитекторы и градостроители с энтузиазмом принялись обсуждать идею свободного города.

Судебный процесс против государства

Христиания тем временем копила обиды на государство. Состязание между ними, планировавшееся ещё в 1973, так и не произошло. Так как парламент разрешил Христиании существовать, то попытка разрушить всё в апреле 1976 расценивалась как предатеьство.

Ожидалось, что судебный процесс поможет отложить закрытие Христиании. В 1977 проходит очередная выставка Христиании "Любовь и Хаос" в Charlottenborg. Заодно был проведен грандиозный, как сказали бы у нас, субботник. Свободный Город вымыли, почистили и починили. Некоторые его жители выпустили совместный альбом "Voves musik" ("Наша музыка"). Туда были включены творения местных авторов, которых(имеются в виду творения) больше нигде нельзя было найти. Так что запись по праву можно считать раритетной.

В 1978 судебный процесс в Верховном суде был проигран, и Христиания вновь начала мобилизовывать свои силы. Был запущен в действие план по сбору сотен тысяч людей, которые могли бы встать на защиту Свободной Земли. А еще опять попытались продвинуть своего кандидата на выборы в городской совет.

На повестке дня было требование Христианией защиты на тот срок и на тех условиях, которые были её выгодны(для блага всех, конечно же). Что ж, представитель Свободного города вновь попал в городской совет. Этот человек вскоре прославился своими выступлениями против расчистки будьдозерами районов трущоб, определенных под снос и застройку их немецкими подрядчиками.

А Парламент в очередной раз решил, что территории Христиании следует придумать более полезное применение, хотя идей по этому поводу ни у кого не имелось.

Новые угрозы в адрес общины

В это время в Копенгагене полицейские начали "охоту на ведьм", а именно на наркоманов и торговцем наркотиками. И тогда же в Дании распространился героин. В Христиании это стало быстро заметно по двум причинам: во-первых, сильно развилась торговля наркотиками, а во-вторых, стало очень много наркоманов.

Община попыталась сотрудничать с полицией с целью очистить рынок "травки" от более тяжелых наркотиков, но была обманута. Полициейские вместо этого совершили неожиданный набег на торговцев "травой".

Христиания была вынуждена сама бороться с наркоманией. Наркоманы выгонялись из общины, так же предпринимались меры относительно распространителей кайфа. Это обострилось в 79-80х годах. Наркоманом предлагалось лечение, наркодилеров просто вышвыривали вон.

Это были черные годы Христиании, но у картины всегда есть другая сторона. Творчество Свободного Города процветало. Клуб "Rockmaskinen"("Рок-Машина") в Freders Ark (Ковчег Мира) стала в 1978 году колыбелью панк-сцены в Копенгагене. Вокруг Христиании расположилось множество кабаре, кафе, шоу. В клубах Operaen, Manifeskeren, Rockmaskinen и Bossenuset (последний - клуб для геев) местная культура развивалась, и при том достаточно бурно. А в 1981 одна из групп по приглашению посла поехала в Modena(Италия) представлять своё искусство. А в 1982 Правительство вспомнило свою старую песню и даже наняло частную градостроительную фирму, чтобы та разработала какой-нибудь проект для использования территорий Свободного Города.

Пока мирная Христиания строила новые здания, выращивала сады, и в ней рождалась куча детишек, нанятая государством фирма выдвинула наконец-таки, гениальный проект: пусть Христиания считается экспериментальным городом, который живет и развивается по своим законам и осуществляет самоуправление.

В этом же 1982 году опять меняется правительство. Социал-демократов сменили консервативные либералы. В соседней Швеции началась агрессивная информационная война против Христиании.

Свободный Город теперь называли корнем всех зол, так как он заочно считался центром распространения наркотиков в Северной Европе.

Ответом же на это была акция "Elsk Sverige"("Love Sweden" - "Любимая Швеция"). Христиания отправилась в Швецию и завоевала Стокгольм, Гётеборг, Мальмо своими представлениями, кабаре, выставками и просто процессиями, проходящими по городам. В следующие годы Христиания была опять забыта, но таким образом мир был установлен, а община снова получила возможность построить новые мастерские и работать с большими перспективами на будущее.

В Grey Hall проводились концерты в поддержку индейцев в Big Mountain.

С течением времени Христиания устанавливала всё больше международных контактов. В 1985 было выпущено довольно интересное видео "Rodder pa CA"(Дети Христиании). В долгожданном 1987 правительство выпускает-таки план, который включает в себя легализацию положения Христиании, и учреждает специальную группу чиновников, которые должны были наладить отношения Свободного Города с различными органами власти.

Ответом на это был "Viola from Christiania" - документ, утверждающий, что община была в состоянии сана содержать административные здания и институты при условии некоторого снижения налогов. Взамен магазины, мастерские и др. предложили отдавать общине излишки своих товаров, которые потом могли бы идти на нужды администрации.

Нормализация и легализация

Власти продолжали стремиться к легализации Свободного Города, особенно баров и ресторанов. Люди, работающие там также стремились получить лицензию на торговлю спиртным через полицию. Однако все закончилось тем, что в конце 1989 года все места подобного рода были закрыты.

Вслед за этим инцидентом, некоторые бары все-таки выбили разрешение у своих местных властей. За этим последовали официальные разрешения центральных властей государства.

В том же году Парламент рассмотрел закон о легализации Христиании, а заодно и план использования этой территории, разработанный Министерством Окружающей среды. Это и явилось базой для "нормализации" Христиании.

По плану Свободный Город делился на две части. Одна, менее заселенная, должна была вовсе быть освобождена от жителей. Другая, более походившая на город, могла продолжать существовать как легальная структура.

Летом 1989 the Grey Hall перестал быть строго андеграундной сценой и стал местом сбора любителей хип-хопа, дискотек и граффити.

"Vote 4 Truckers" - рэп-группа Христиании выпускает первый видео сингл "Hands of Christiania".

Вместе с теми, кто принял новый закон, Министерство Обороны, которое "шефствует" над Христианией, утверждает Секретариат, который, в свою очередь, выпускает статью "Mal og Midler"("Цели и средства"). В ней рассказывается, как администрация видит управление "нормализацией и легализацией".

Но жителям Христиании есть что возразить. Их не устраивает, главным образом, разделение Города, а также удаление домов части территории, что предписывал вышеуказанный план.

Ответом же на вновь возникшие угрозы стала манифестация "Declaration of Love". Все жители Копенгагена были приглашены в Свободный Город, чтобы увидеть своими глазами то, за что боролась Христиания, что представляет собой ежедневная жизнь в этой части датской столицы.

Режисер Нильс Вест снял фильм под названием "Christiania - du har mit hierte" ("Христиания - моё сердце с тобой"), рассказывающий о жизни в Свободном городе.

Диалог с властями

В 1990 выходит газета, рассказывающая о Настоящей Христиании, в отлиции от множества "буржуазных" газет, пытавшихся нарисовать "сгнившее" общество, живущее в грязи и насилии. Теперь же о Христиании узнали как об обществе, ориентированном на экологический образ жизни, основывающемся на скромной экономике и самоуправлении.

Министерство Обороны все еще хотело добиться соглашения на использование зданий и территорий Христиании. Поэтому была выбрана группа людей, которые должны были решить данный вопрос.

В то же время Христиания уже отмечает своё двадцатилетие. Много сил затрачено на препирательства с властями. В конце концов решили, что соглашение должно пересматриваться каждый год.

После отчета за первую четверть года власти потребовали, чтобы уходу за зданиями уделялось больше внимания. По-видимому, они упустили из виду, что в Христиании учредили специальное Управление по технической Эксплуатации зданий, для того чтобы ускорить их реставрацию. Эта служба сама проводила наиболее серьезный ремонт, а также помогала в менее масштабных делах. Например, отремонтировали водопроводную систему, а лет ей, кстати, было больше ста. Таким образом, удалось уменьшить расход воды и плату за неё соответственно.

Христиания издает свой "Зеленый план", как альтернативу уже имеющемуся у правительства. В нем предполагается, что жизнь города не портит экологическую обстановку, а именно: воду можно использовать несколько раз, мусор можно перерабатывать, внедрять экологически чистые источники энергии, а для строительства домов можно использовать такие материалы, как земля, дерн, а еще можно сделать плавучие дома на канале.

В 1992 пособие по безработице увеличилось до 800 крон, но Городской совет выделил деньги на пособие, исходя из расчета 545 крон на человека. В результате в Христиании возникло бурное недовольство. Государство требует, чтобы Христиания умерила расходы на мастерские и бары, и последняя соглашается. Тогда государство согласилось увеличисть плату безработным. Оно прекрасно осознавало, что безработные в Свободном Городе обходятся ему дешевле, чем где-либо еще.

А культурная жизнь тем временем продолжается. В опере - русский рок, в молодежном клубе - техно, в Rock Machine - экспериментальный театр, в клубе для геев - кабаре. Тысячи людей хотят послушать андеграундные концерты в the Gray Hall, а на Meadow of Peace(Луч Мира) проводятся соревнования по футболу. Ну и конечно, толпы туристов... За оградой Христиании стоит охрана из девушек, изображающих "Консервативных Женщин за Союз", пытающихся убедить всех приезжих голосовать за Европейский Союз.

Оккупация полицией

В сентябре 1992 полиция Копенгагена начинает очередную кампанию, цель которой - попытаться очистить Христианию от наркотиков. Был создан полицейский отряд для патрулирования Христиании, состоящий из 70 человек, которым предстояло держать территорию под жестоким надзором. Правда, торговля гашишом не уменьшилась, но несколько раз полиция создавала довольно-таки опасные ситуации, применяя дубинки и слезоточивый газ, что обернулось проблемами с населением и построением баррикад на улице Prinsessegade. Настойчивость гражданской полиции повредила многим невинным людям. Обыскивали всех: школьников, ничего не позревающих туристов и даже местного священника(причем несколько раз).

Поэтому Христиания проводит акцию "Неделя 12 против насилия": выступает уличный театр, проводятся развлекательные мероприятия. Некоторые люди носят нечто похожее на полицейскую униформу, на которой сзади вместо "POLITI"(полиция) написано IDIOTI(и так ясно). Выпускаются документальные видео; специальная группа пытается добиться провосудия, сотрудничая с адвокатами, юристами и международными организациями.

В 1993 состоялся продолжительный диалог между Христианией, юристами, госкомиссией по правосудию, руководителями полиции, но Патруль, действующий в Свободном Городе, не ослабил хватки.

В тоже время Public Record Office решил составить письменную историю Христиании и запросил материал для создания особого архива.

Ведомство по технической эксплуатации решило составить полное описание зданий. Antropopip ставит "Животных в одежде" в the Gray Hall.

Движение за легализацию гашиша празднует нулевое мая большим таким перекуром в одном из парков Копенгагена. А Loppen празднует своё двадцатилетие.

Ежегодные переговоры с Министерством Обороны привели, наконец к тому, что Христиания должна платить налоги местным властям, включая и подоходный. Свободный Город, ко всему прочему, становится объектом изучения исследовательского института. Исследователи пришли к заключению(очень оригинальному - прим.пер.), что государство может многому научиться у Христиании, а заодно некоторый опыт можно было бы использовать и в организации других государств.

К концу 1993 анти-наркотическая кампания, все еще проводимая полицией, вылилась в набеги и арресты прямо на рождественской ярмарке. После переломной встречи между людьми Христиании и министром юстиции, мирное существование Свободному Городу было наконец-таки обеспечено, а Патруль распущен. Однако на весеннем собрании, где присутствовали Министры Обороны и Юстиции, довольно грубо прозвучала угроза опять очистить территорию Христиании, если та не умерит торговлю наркотиками. Христиания, в свою очередь, пожалела, что Парламент не способен следовать своей официальной политике в отношении наркотиков.

Организация "Датские медсестры" и международная организация по защите прав человека Amnesty International доказали незаконное применение полицией слишком жестоких мер. После просмотра документальных видео сьемок и долгих исчерпывающих споров полиции запретили применять удары ногами.

Правительство выработало новую политику относительно наркотиков, но складывалось такое впечатление, что её вообще никто не обдумывал. В марте 1994 это привело к первой в мире hash-Демонстрации. Работа на одной из улиц(Pusherstreet) была полностью остановлена в знак протеста против неверной политики государства относительно наркотиков. Целых пять дней в Христиании не продавали гашиша. Собирались подписи, проводились демонстрации против тяжелых наркотиков в Копенгагене. Кампания называлась "Plant a Seed"("Посади семя").

Журналисты всего мира и министр юстиции посетили Христианию, пытаясь понять это явление. После демонстраций полиция прекратила какое бы то ни было патрулирование в Христиании.

Вперед, к рассеяным целям

Христиания учавствует в конференции NGC в Holmen, а туристы со всего мира нагрянули в Свободный Город.

В 1995 количество детей выросло настолько, что родителям с помощью всех желающих пришлось строить четвертое заведение для малышей. Так появилась первое общественное здание в Христиании, построенное собственными силами: экологический дом с солнечными батареями и биотуатетом. Однако из-за недостатка денежных средств здание не использовалось до лета 1996.

Много сил и средств тратиться на кампанию "Заплати арендную плату", на споры и взаимоотношения с властями.

Министерством Обороны создан "Совет управления", состоящий из незаинтересованных лиц, который должен организовать диалог между Полицией и Христианией. Последняя, однако, отказалась учавствовать, так как представителями со стороны полиции были не обычные полицейские, а начальство. После произошедшего "Совет управления" самораспустился с чувством выполненного долга.

К началу 1995 Министерство Обороны провозглашает жителей Христиании примером идеальных горожан в отношении уплаты налогов.

Культурная жизнь все продолжается, в Свободном Городе появляются новые группы, например URD и Babajay, которые выпускают свои CD. В the Gray Hall, в Dragonclub, в местной опере, на открытой площадке в Dyssen и на Meadow of Peace тусуются тысячи техно-рейверов и тех, кто слушает jungle. Они приезжают со всей Европы. В Strictly Underground проходят концерты звезд Blur, Bob Dylan, Alanis Morisseke, Green Day, Rage against the Machine, Portishead и многих, многих других.

Все это написано в июне 1996. На момент написания дела обстоят следующим образом: Министерство обороны и Христиания пытаются сообща написать "План развития", который бы явился компромиссом "Местного плана" 1989, выпущенного Министерством, и "Зеленым планом" самого Города. Что получится - покажет время. Еще готовятся праздновать 25-летие Свободного Города. Это будет 26-го Сентября 1996 года.

 

Христиания отметила тридцатилетие

15 октября 2001 года

источник

С торжественным маршем, танцами и песнями отметили жители района Копенгагена "Христиания" 30-летие этой уникальной административной единицы, какой нет, пожалуй, нигде в Европе. Лишь пара узких проливов отделяют от королевского дворца Христианию, где три десятка лет существует и теперь процветает альтернативный, так называемый свободный город, и где в открытую идет торговля "легкими" наркотиками.

Возможен ли такой "город" в процветающей и преуспевающей Дании? Да, и называется это "социальным экспериментом". Причем беспрецедентным, на который пошло и продолжает идти датское государство. Возникнув в начале 70-х как прибежище хиппи, а затем и панков, теперь "Христиания" стала самостоятельной городской коммуной со своим правительством, четкой структурой самоуправления, бюджетом и законами, которые необходимо выполнять.

Представители "коммунаров" заседают на равных в городском собрании Копенгагена. И в то же время здесь дадут приют всем страждущим, причем со всего мира. Есть поселенцы и из России. В настоящее время "Христиания" уже живет по писаным законам, которые определяют весь уклад. Обустраиваются обитатели, рождаются и растут дети. "Город" имеет бюджет, называемый общим фондом, в среднем составляющий в год около 10 млн. датских крон (1250 тысяч долларов США). Структура свободного города стала предметом изучения ученых и за пределами Дании. Об этом сообщает ИнтерВИЗА.

Христиания

источник

«Вольный город» Христианию создали хиппи. Тридцать лет назад они самовольно заняли пустующие казармы в центре Копенгагена и стали жить там большой коммуной. Датские власти не раз пытались избавиться от непрошеных гостей или хотя бы заставить их подчиняться законам страны. Из этого так ничего и не вышло. Марихуану здесь курят, не прячась, да и полиции в Христианию вход до сих пор заказан.

Всего в двадцати минутах ходьбы от Датского парламента находится одно из самых шокирующих мест Европы. Со всего мира туда съехались неформалы, радикалы и маргиналы. Обыватели этот район не любят и делают вид, что его попросту нет. Однако Христиания - сбывшаяся мечта хиппи - существует.

Три десятилетия лет назад отцы - основатели Христиании, следуя, видимо, средневековой традиции, объявили ее "вольным городом". Действительно, все признаки вольного города налицо: в Христиании свои законы, свое управление, своя казна и своя полиция, вернее, полное отсутствие таковой. Даже имеется собственный флаг. Связь с сюзереном, то есть с Копенгагеном, в центре которого Христиания расположена, минимальна - от нее требуется только исправно платить налоги.

Площадь этого анклава несколько десятков гектар, население около тысячи человек, но точно его никто не подсчитывал.

Формально жители Христиании - подданные Датской короны, но сами себя они считают гражданами мира. Ведь многие из них - бывшие хиппи, сохранившие верность идеалам этого мощного молодежного движения шестидесятых.

Зародилось оно в Сан-Франциско. Война во Вьетнаме и значительные потери, которые несли в ней Соединенные Штаты, заставили выплеснуться наружу антибуржуазные настроения, давно зревшие в студенческой среде. Протест против бессмысленной бойни в Юго-Восточной Азии вылился в протест против всякого насилия. Вообще, против всякой несвободы. Семья, государство, труд ради приобретения материальных ценностей - все это хиппи считали формой порабощения человека.

Они одевались в лохмотья, жили коммунами, питались чем бог пошлет и признавали только свободную любовь. В 1969 г. конфликт во Вьетнаме приобрели характер войны на уничтожение. Хиппи устраивали митинги протеста, жгли повестки в армию.

15 августа недалеко от маленького городка Вудсток штата Нью-Йорк они устроили фестиваль музыки, мира и любви, на котором выступили ведущие рок-музыканты. Это был звездный час движения - почти полмиллиона человек собралось на поле, арендованном у фермера Макса Ясгура. Молодые люди слушали своих кумиров, курили марихуану и пели "Fuck the war".

Левые настроения господствовали в среде не только американской, но и европейской молодежи. В 1971 г. в Копенгагене хиппи проводили нечто вроде выставки-продажи своих поделок. Ночевать им было негде и, сломав забор, окружавший заброшенные казармы короля Кристиана (отсюда и название Христиания), они заняли пустующие здания.

Поначалу власти особо не протестовали: когда антисоциальные элементы сконцентрированы в одном месте, за ними легче присматривать. Вслед за хиппи в Христианию стали перебираться люди, которые по тем или иным причинам не вписывались в западное общество. Кто-то мечтал обрести здесь свободу, кого-то влекла сюда возможность безбоязненно употреблять наркотики.

Вообще-то в Дании наркотики, как легкие, так и тяжелые, запрещены. Но свою территорию христианцы объявили свободной только от тяжелых наркотиков. А вот гашиш и тем более марихуану здесь за наркотики не считают - это просто средства для расширения сознания. Запретить их - значит ограничить свободу личности. К тому же продавцы травки платят налог, пополняя таким образом местный бюджет.

Торговля легкими наркотиками играет важную роль в экономике страны. Но большинство христианцев зарабатывают на жизнь не этим. Половина живет на пособия от соседней Дании. Некоторые граждане сколотили состояние еще до переселения в Христианию. Кто-то зарабатывает деньги, собирая велосипеды или продавая экологически чистые продукты. Художники живут за счет продажи собственных картин.

Художник Лаури Грундт родом из маленького норвежского городка. В Данию приехал в 60-х. Дома, обыватели показывали на него пальцем: "Бездельник, только и умеет, что махать кисточкой". Несколько лет Грундт прожил в Копенгагене, а когда стукнуло пятьдесят, взял, да и перебрался в Христианию. Сейчас художнику 80. Живет он на последнем этаже бывшей казармы. Единственная комната служат ему и супруге гостиной, спальней и мастерской.

Пламенная революционерка Роза Люксембург и собственная жена - две главные музы художника. Помимо занятий живописью Лаури Грундт играет на скрипке, пишет стихи... Как всякий художник, он немного чокнутый, но политику властей оценивает здраво. Казармой, где обитает Лаури, управляет домовый комитет. Он нанимает мастеров, когда надо сделать ремонт, разбирает споры между членами комунны. Если, к примеру, кого-то раздражают рисунки на стенах, он тоже обращается в комитет. И тот собирает мнения жильцов: надо закрашивать графити или нет. В Христиании нет диктатуры большинства - решения принимаются не голосованием, а путем достижения консенсуса. Вот такая народная демократия.

Лаури вспоминает случай, как в Копенгагене несколько молодых людей самовольно заняли здание пустовавшей фабрики. Они организовали там ателье, художественную школу, ресторан. Через год полиция их выгнала, и все это досталось муниципалитету. Точно так же, считает художник, поступят и с Христианией. Тем более что за тридцать лет вольный город оброс кое-какой собственностью. Здесь появились электричество и водопровод, аптеки и детские сады, мастерские, госпиталь.

Кстати, во всех этих учреждениях работают и обычные жители Копенгагена, ведь зарплаты в Христиании в среднем выше, чем в столице. Как вести бизнес, кого брать на работу, а кого нет - все это решается на общем собрании, которое проводится минимум раз в неделю. Местные рестораны, кафе и бары всегда полны.

Большинство посетителей - туристы. Им показывают магазины, торгующие экологически чистыми продуктами, свечной заводик, фабрику косметики, общественную баню, типографию. Со всей Северной Европы в Христианию едут скейтбордисты, чтобы пообщаться и показать свое мастерство. Здесь одна из лучших в мире площадок для занятия этим видом спорта. За состоянием окружающей среды в "вольном городе" следят специальные "зеленые бригады".

В восьмидесятых годах правительство Дании поручило частной фирме разработать план благоустройства территории бывших казарм. Была создана специальная комиссия, которая пришла к выводу, что благоустраивать в Христиании нечего. Здесь есть все, что нужно для нормальной жизни.

Мелина (гражданка Христиании): "Дома у нас без номеров, только с вывесками. На конвертах пишут так: Ричарду из Дома на дереве, Матильде в Дом башмаков, в Школу факиров - чародею Касперу, Дом оперы - Францу. Почтальону этого достаточно". Землей и наркотическими казармами владеет Дания. Дома и жилые вагончики находятся в общественном пользовании. Если жилплощадь освобождается, то большое собрание решает, кто может занять освободившуюся квартиру. Менее важными вопросами занимается общественный совет, который состоит из представителей от 10 микрорайонов Христиании.

Регет живет в бывшем пороховом складе - самом старом доме "вольного города". Построен он в 1688 г. Мать Регеты и ее отчим переехали в Христианию, когда девочке было 7 лет. Сейчас у нее своя семья: муж и четверо детей. Младшему 6, старшему 14: "Дом - собственность министерства обороны. Мы оплачиваем коммунальные услуги - это 700 крон - и фиксированный налог - 880 крон в месяц с человека". Налоги поступают в местный бюджет.

Несмотря на то что платят далеко не все, в год набирается около 10 млн. крон. Часть денег идет прямиком в Датскую казну, остальные тратятся на нужды города. Причем, если судить по чистоте, царящей в общественном туалете, весьма эффективно.

Регет платит налог, еще и как бизнесмен. Она содержит конюшню и школу верховой езды. У Регет 16 лошадей, несколько жеребят и два пони. Целыми днями она возится со своими питомцами. Для нее это и страсть, и заработок - школа, естественно, платная. Часть денников занимают лошади, принадлежащие частным лицам. Семья Регет за ними ухаживает, за что получает определенную плату. Если власти ликвидируют Христианию, лошадей придется продать. Для Регет - это катастрофа.

Плохо придется в этом случае и молодым музыкантам Христиании. В местной студии "Вентура Рекордс" их записывают бесплатно. Хозяин Ричард берет деньги только с пришлых клиентов - за счет них студия и существует: "Если чиновники закроют мою студию, придется искать новое помещение, перевозить аппаратуру. Не знаю, хватит ли у меня на это средств. А что будут делать музыканты, вообще непонятно". В любом случае, Ричард не собирается просто так дать себя выставить на улицу.

Оружие в "вольном городе" иметь запрещено, поэтому на случай, если к нему заявятся полицейские, хозяин студии завел бойцового пса Ивела. Но, может, зря беспокоятся обитатели Христиании? Насильно выселить тысячу человек сегодня практически невозможно - пресса и телевидение поднимут такой шум, что чиновникам не поздоровится. Да и раньше все попытки властей ликвидировать "вольный город" заканчивались ничем. Когда в последний раз полиция, вооруженная дубинками, вторглась в Христианию - жители преградили им путь баррикадами.

Нам предстояло встретиться с Пэром Далгаартом. Он возглавляет юридический отдел аппарата Народной партии, которая выступает за ликвидацию Христиании. Путь до загородного дома политика оказался неблизким. Датская Народная партия - организация правого толка. Она выступает за ужесточение законов, регулирующих иммиграцию.

Народники предлагают выдворить из страны даже тех, кто приехал сюда 30-40 лет назад. В парламенте партия имеет всего 22 места из 179, но она входит в коалицию правых партий и потому достаточно влиятельна. Христиания для правых - бельмо на глазу.

Господин Далгаард считает, что в "вольный город" нужно ввести полицейские части, под охраной которых рабочие снесут старые казармы и построят на их месте новые жилые дома. Обитателям Христиании будут выделены в них квартиры. Если же кто-то не сможет оплачивать новое жилье, что ж - пусть перебирается в район поскромнее. В апреле этого года фолькетинг потребовал от общины запретить торговлю наркотиками и допустить в Христианию полицию. Но вольный город эти требования отверг.

В сознании простых обывателей Христиания продолжает оставаться самым большим злом в Северной Европе. Все 30 лет своего существования она была горячей политической точкой. Полицейские говорят, что уничтожить эту независимую территорию можно только точечными бомбовыми ударами. Однако, по мнению датских аналитиков, город хиппи и панков, город наркоманов и бездельников будет ликвидирован. Это лишь вопрос времени.

Если планы народной партии будут реализованы, дом Кати снесут. Тридцать лет назад восемнадцатилетней девушкой она пришла в Христианию, просто чтобы посмотреть, как здесь живут люди. И осталась. В Христиании родились трое ее детей: два мальчика и девочка. Младшему 14, старшему 22. Дети, как и мать, уезжать отсюда не хотят.

Кати пригласила нас в мастерскую, где она работает. У нее необычная для женщины профессия - сварщик. Когда-то Кати работала педагогом и социальным работником, но подруги позвали ее в свою бригаду - пришлось осваивать новую специальность. В мастерской работают и мужчины, но у них своя отдельная бригада и в дела женщин они не лезут.

Все детские учреждения Христиании, а их три, содержатся на средства общины. Брит - воспитатель в Христиании. Она учит детей всяким поделкам. В ход идут только природные материалы. Воспитательница считает, что работа с ними развивает воображение. По средам группа Брит посещает бассейн. Вместе они ходят в музеи, гуляют по Копенгагену. С ликвидацией "вольного города" детские сады и группу продленного дня также придется закрыть.

Вечером мы отправились в самый популярный клуб Христиании, "Музиклопен". Он работает до шести утра. Здесь в свое время выступали Аланис Морисет, Блер, Боб Дилан, Грин Дэй, группы Рэйндж Эгейнст ве Машин, Портисхэд. Играть на такой сцене большая честь для молодых музыкантов. Посетители курят марихуану, гашиш, но атмосфера в клубе спокойная и дружелюбная.

Наркотики, действительно, серьезная проблема. Но это не повод, чтобы ломать судьбы сотен людей, никакого отношения к зелью не имеющих. В 2005 г. состоятся выборы в Датский парламент. Не исключено, что на них победят социал-демократы, которые по отношению к "вольному городу" настроены более миролюбиво. Но Христиании до этого надо еще дожить.

В Христиании больше не продают марихуану

источник

08.01.04 05:01

Торговцы гашишем, которые в течение нескольких десятилетий открыто покупали и продали наркотики в знаменитом анклаве хиппи под Копенгагеном, в воскресенье уничтожили все свои киоски. Им активно помогали жители городка. Это было сделано для того, чтобы избежать столкновения с властями, которое могло повлечь за собой выселение всех обитателей Христиании.

На месте "городка хиппи", занимающего около 34 гектаров земли, правительство планирует выстроить высококлассное жилье. Сейчас в бывших казармах военных моряков размещается вольное сообщество с населением в 1 000 человек.

Правительство и датчане призвали прекратить в Христиании продажу наркотиков, хотя очень долго полиция терпимо относилась к этому рассаднику наркомании. В ход пошли тракторы, разрушившие два десятка раскрашенных павильончиков, много лет "украшавшие" улицу Пушер, по которой любили прогуливаться туристы, приезжающие в Данию.

Киоски, где еще недавно открыто продавались косячки с марихуаной, были сожжены на гигантском костре, разведенном в бывшем военном форте. "Мы не хотим, чтобы улица Пушер стала рычагом для противоправных и аморальных планов правительства, направленных на закрытие нашей Христиании", - говорится в заявлении жителей поселка хиппи.

В прошлом месяце правительственный адвокат сообщил, что жители анклава могут на законных основаниях быть выселены из Христиании, потому что в 1989 году Дания дала им право временно занимать, но не арендовать эту землю. Возникла же Христиания в 1971 году, когда множество хиппи перебрались в заброшенный морской форт XVIII века, расположенный за старинными оборонительными валами датской столицы на земле, принадлежащей государству. Об этом сообщает MIGnews.com.


Рай для неудачников

А.БАЛУЕВ

источник

"Внимание - вы покидаете территорию ЕС", - предупреждает надпись на воротах Христиании, самого вольного квартала Копенгагена. Это значит - впереди полная свобода. Отгородившись от капиталистического рая забором, ее жители создали собственный рай - социалистический.

Дюймовочка довела до истерики

Мечты о совершенстве датчанам чужды. В конце XVII века английский дипломат Роберт Моулсворт, три года проживший в Дании, написал о ней так: "Я никогда не знал страны, где умы людей были бы более похожи… Здесь не встретишь никого, кого можно было бы назвать необычным или выдающимся. Здесь нет энтузиастов, сумасшедших, дураков…"

Однако в Дании есть исключения, которые только подтверждают правило, например Андерсен. Андерсен и его сказки - это датское всё. Это триста культурных мероприятий, посвященных дню рождения писателя, это Тиволи с его бесчисленными гадкими утятами и дюймовочками, это шоколадки "Андерсен" в сувенирных магазинах, это белые следы на улицах - любопытный турист может пройти "по следам" писателя через весь центр города.

Согласно результатам соцопросов почти половине датчан Андерсен безразличен. Большинство не испытывает никаких чувств при упоминании его имени, а кое у кого оно вызывает отрицательные эмоции и нервные расстройства. Такие люди по ночам бродят по Копенгагену и расклеивают где попало портреты Андерсена, перечеркнутые жирной красной линией. "Хватит нам андерсеновского китча!" - приговаривают они, "украшая" плакатом очередной забор. Впрочем, обычно в Дании протестуют в специально отведенных для этого местах - например, в Христиании, где запрещены только три вещи: тяжелые наркотики, насилие и автомобили.

Дом-банан на курьих ножках

Пит живет здесь около 30 лет. На голове он всегда носит огромную шляпу, на носу - громадные очки, в руках - длиннющий зонтик. Персонаж весьма колоритный, хотя для здешних мест вполне типичный. Когда-то Пит преподавал в школе математику, но затем устал от жизни в буржуазном обществе и переселился в Христианию. Живет обычной холостяцкой жизнью, а каждую зиму ездит на отдых в Индию - в Дании в это время слишком холодно.

Каждый день в три часа у ворот Христиании собирается группа, и Пит проводит двухчасовую экскурсию, - впрочем, здесь этим зарабатывают многие старожилы. Вот навстречу группе едет легковая машина, и гид Пит грозно потрясает зонтиком: "Вы что, не знаете, что здесь запрещено ездить на автомобилях?" Водитель испуганно высовывается из окна и кивком указывает на заднее сиденье. Там громоздятся ящики с вином. Все понятно: люди готовятся к грандиозной вечеринке. Пропускаем.

В социалистическом раю находят себе пристанище художники и старые хиппи, музыканты и обыкновенные бездельники… Всего здесь 900 человек, из которых почти 300 детей. Хотя до центральной площади города идти минут сорок, Христиания больше напоминает деревню: старые деревянные дома, полное отсутствие автомобилей. На клумбах растут цветы вперемешку с марихуаной.

Первые поселенцы пришли сюда в конце 60-х. Небритые, с длинными волосами - это были классические хиппи, поклонники Джона Леннона и Дженис Джоплин. В сентябре 1971-го группа сквоттеров вторглась на эту территорию, которую только-только покинули военные, и заняла несколько пустовавших бараков. В те дни и был основан Свободный Город Христиания.

К сквоттерам вскоре присоединились докеры и студенты. Городскому правительству подобная выходка не понравилась. Полиция штурмовала хипповские баррикады, поливая все вокруг слезоточивым газом и избивая хиппи дубинками, но те оказались очень стойкими. К тому же их поддерживали многие датчане. Поэтому в 1973 году властям ничего не оставалось, как смириться с существованием Свободного Города, назвав его "социальным экспериментом". За развитием "экспериментального государства" наблюдают ученые всего мира, а некоторые даже пишут о нем диссертации и издают книги.

Войдя в Христианию, вы сразу попадаете на легендарную Пушер-стрит, которая одним напоминает турецкий базар, другим - Апраксин рынок. Чернокожие продавцы пытаются всучить трубки для воскурений, папиросную бумагу, носки с изображением конопли и прочую чепуху. Еще несколько лет назад здесь свободно торговали гашишем и марихуаной. Пакетики с "травкой" лежали прямо на прилавках, и продавцы взвешивали на особо точных весах нужное количество. Но наркотическому беспределу был положен конец - полицейские устроили несколько облав, и большая часть дилеров оказалась за решеткой. До сих пор при входе на Пушер-стрит посетителей встречает огромный плакат с надписью: No foto - наркоторговцы, которые тайком продолжают заниматься своим опасным ремеслом, опасаются, что кто-нибудь запечатлеет их за работой.

Тяжелые наркотики здесь, мягко говоря, не приветствуются. Некогда многие ими "баловались", но затем старейшины решили очистить от них Христианию. И началась настоящая гражданская война - со стрельбой и коктейлем Молотова. В конце концов торговцы тяжелыми наркотиками навсегда покинули Христианию. А вот стычки полиции с торговцами марихуаной никогда не были особенно серьезными - гораздо удобнее иметь под контролем одну точку, чем тысячи по всему городу. Полицейские лениво прогуливаются по Христиании, а им навстречу так же лениво вышагивают аборигены в похожей униформе - вот только вместо надписи Politi на спине красуется другая -- Idioti .

В центре Христиании всегда полно туристов, бомжей, молодых тусовщиков. Они толпятся на местном рынке, потягивают кофе в местных кафе, греются на солнце. Кто-то, выпив лишнего, растянулся прямо на дороге, поэтому по лесным тропинкам нужно ходить осторожно, чтобы ни на кого не наступить.

Впрочем, есть здесь и свои отшельники - они не общаются вообще ни с кем, кроме ближайших соседей. Сейчас Христиания поделена на 18 маленьких районов, и в каждом из них свои собственные законы. Чем дальше от центра, тем тише. Дети посещают обычные школы, а досуг проводят в детских клубах Христиании или на местной конюшне - учатся скакать на лошадях.

В здешних домах вы не увидите ничего лишнего, в них чаще всего царит минимализм: светлые дощатые полы, белые или желтые стены, лампы, висящие низко над столами. Даже если обитатели дома ограничены в средствах, чудесные интерьеры удается создавать из вещей, случайно купленных на блошиных рынках или найденных на помойках. Многие дома "христиане" построили сами - и, как правило, из уже использованных материалов. На огромном складе за копейки можно купить старые рамы, двери, доски. Некоторые жилища выглядят просто шикарно - чего стоит один только коричневый дом "Банан", который прозвали так из-за его изогнутой формы. Есть здесь и раскрашенные вагончики, и странной формы "курятники", и настоящие виллы на берегу озера. Сейчас новое строительство в Христиании запрещено - власти строго следят за этим, и если где-то появится новый дом, его немедленно снесут. Не исключено, что и сама Христиания через пару лет исчезнет с лица земли - ведь земля и здания по-прежнему принадлежат государству.

Коммунальная любовь

Художник Астерикс живет в Христиании почти со дня ее основания. На самом деле его зовут Лайфом, но кличку ему дали за большое сходство с персонажем из мультфильма. На несколько лет Лайф покидал "рай для лузеров" - жил в Испании со своей возлюбленной. Затем вернулся обратно - соскучился по Христиании.

- Жить только затем, чтобы зарабатывать на дом, на машину? Это не для меня. Общество - это как тюрьма. Многие люди умирают от стресса, потому что они много работают, но даже не спрашивают себя: зачем? Многие несчастны только потому, что уверены: деньги сделают их более счастливыми.

В молодости Астерикс жил в коммуне - кроме него там было уже человек двадцать. В старом военном бараке - тут же находился ресторан и почта, где работали обитатели коммуны. Почта в Христиании всегда была своя собственная, ведь только ее жители точно знают, в каком доме проживает тот или иной человек - обычному почтальону вовек не разыскать какого-нибудь Анархоса, которому адресовано письмо. "Коммунары" много работали и много любили. Как раз случилась сексуальная революция, и в старых бараках процветала свободная любовь. Необычные отношения царят здесь и сейчас. Как-то приехал индийский друг Астерикса, и, чтобы помочь ему остаться в Дании, Астерикс выдал за него замуж свою собственную девушку. Девушка не протестовала - и по сей день индийско-датская супружеская пара счастливо живет в Христиании. А Астерикс иногда ходит к ним в гости.

-- Жить в Христиании хотят многие, -- рассуждает Астерикс. -- Однако свободных мест совсем мало. Нужно пройти конкурс - доказать старейшинам, что ты достоин стать жителем Свободного Города. Но даже если собеседование прошло успешно, не факт, что тебя сразу примут - свободного жилья не хватает для всех хороших людей. Поэтому многие начинают работать в Христиании, а живут в другом месте. Новичкам приходится подметать улицы, печь хлеб ранним утром… А самое простое - найти себе местную девушку или молодого человека.

Любопытную байку рассказал мне Астерикс про первых россиян, поселившихся в Христиании, которые едва не подорвали здешнюю экономику. Их наняли пилить дрова для общественной бани, а расплатиться обещали "натуральным продуктом". За три часа парни распилили все доски, о чем не без гордости сообщили старейшинам. Те были в ужасе - сумасшедшие русские выполнили полуторамесячный объем работ, оставив без заработка половину Свободного Города. Ведь спешить в Христиании не принято. Во время работы здесь каждые 15 минут делается перекур, и даже на Общем собрании, где решаются самые насущные проблемы, никогда не обсуждается более одного вопроса за раз.

Жилье в Христиании нельзя ни купить, ни продать. Новичкам выделяют площадь, и каждый платит в месяц налог - около 1200 крон (примерно 200 евро), что по датским меркам очень дешево. Большая часть собранных денег идет на оплату коммунальных услуг. Многие вкладывают тысячи крон в ремонт своих домов, несмотря на то что эти дома им не принадлежат, - покинув Христианию, никто не получает никакой денежной компенсации. В их жилище просто вселяют других людей. Однажды, уезжая, хозяин решил сжечь свой дом, чтобы он никому не достался.

- Потом мы выросли, - продолжил свой рассказ Астерикс, - каждому захотелось жить самостоятельно. Кто-то из тех, кто жил в коммуне, уехал и разбогател, превратившись в бизнесмена. Один даже стал членом парламента. Но до сих пор любит вспоминать свою хипповскую молодость. Он был волосатым хиппи. Носил прусский мундир XIX века, и, говорят, до сих пор его хранит как память о молодости. Мундир с секретом - в нем есть потайной карман, в котором удобно хранить марихуану… Хотя я и не стал членом парламента, мне тоже приходится принимать много решений. Ведь там, за забором, человек на самом деле ничего не значит. А здесь, в Христиании, мое мнение спрашивают всегда. Спрашивают о том, чему учить детей в клубе, как распределять доходы от арендной платы, где проложить новую улицу и еще много чего. Конечно, часто устаешь участвовать во всем - но зато это и есть настоящая демократия. Если становится совсем невмоготу принимать решения - все бросаю и уезжаю в Индию.

Астерикс играет на гитаре рок-н-ролл и пишет пьесы для местного театра. Заниматься этим начал еще в 70-х, когда театр был главным средством борьбы и пропаганды. В то время Астерикс сочинял политические пьесы, и актеры ездили с гастролями по всей Европе. Сюжеты были весьма незамысловатыми: в одной из пьес отец студента, переселившегося в Свободный Город, опасаясь за его судьбу, приходит в Христианию и беседует с ее жителями. Разумеется, каждый абориген ее расхваливает, и в конце концов отец и сам переселяется сюда … Хотя изредка актерам серьезно доставалось от полицейских, в целом спектакли пользовались большим успехом, многие зрители после просмотра переезжали в Христианию. Сейчас Лайф тоже пишет пьесы - но уже развлекательного характера. Большей частью эротические комедии.

А недавно он вывесил на стене своего дома огромную раму, в которой продолжает дописывать портрет своей дочери. Она живет отдельно от него - с матерью. Называется картина "Мечта, которая никогда не умрет". Беседуя со мной, Астерикс приделывает к раме лесенку, чтобы в картину можно было "войти". Все это он делает специально для туристов, беседы с которыми доставляют ему истинное наслаждение.

- Сейчас здесь больше туристов, чем раньше. Да и само место изменилось. Когда мы приехали сюда, повсюду кипела работа - шло строительство, люди хотели воплотить в жизнь свою мечту, искренне верили в свободную любовь… Нынешней молодежи Христиании не довелось испытать того, что испытали мы. Они не задают вопросов - они молча глотают то, что им дают. Может быть, они чувствуют себя так же, как некогда чувствовали себя мы, но у них нет возможности участвовать в создании Свободного Города. Все уже готово. Все цивилизованно. С новичками у нас случаются конфликты. Наиболее предприимчивые из них зарабатывают здесь неплохие деньги, открывая кафе или клубы, но не понимают самой идеи Христиании, поэтому их деятельность - разрушительная. Они не понимают, что Христиания - это сон, это мечта, в которую нужно верить. Это наша иллюзия, но пока мы в нее верим, она действительно существует.

Христиания - столица хиппи

источник

Христиания - легендарный "свободный город", государство в государстве. Как и Ватикан, расположенный в центре Рима, Христиания занимает остров Амо в центре Копенгагена. Вот только к религии, как может показаться с первого взгляда, этот город отношения не имеет. Название "Христиания" (а сами жители произносят его как "Кристиания") происходит от имени датского короля Кристиана.

История Христиании началась более тридцати лет тому назад, когда группа бездомных и кочующих хиппи по собственному произволу заняла старые казармы на острове Амо. К тому моменту, когда датские власти заметили "колонистов", их число уже превысило несколько сотен. И желания покидать освоенные территории у них не было. Напротив, заброшенные казармы стали для хиппи своего рода "землей обетованной", где они наконец-то избавились от давления общепринятых законов и могли жить по своим собственным.

Сохранить обособленность от всего остального города Христиании помогали высокие заборы и крепостные валы, которые, как и положено, окружали бывший военный объект. Именно эти укрепления помогли жителям Христиании отстоять свою независимость при первой осаде города силами полиции, еще в шестидесятых. Тогда в защиту "свободного города" выступили не только жители Копенгагена и всей Дании, но и множество европейцев.

Сегодня Христиания - своеобразный человеческий заповедник, привлекающий как бездомных, так и туристов, охочих до "экзотики". Все путеводители предупреждают гостей датской столицы о том, что эта территория остается вне закона, а следовательно - крайне опасна. Здесь нет полиции, и никто не защитит от нападения бродяги, которого заинтересовал ваш кошелек. Здесь процветает наркомания, а продажа гашиша и вовсе разрешена официально. Тем не менее, за последние годы в Христиании создано подобие туристической инфрастуктуры - есть свои бары с живой музыкой, несколько ресторанов, театр, сувенирные лавки. Все это, в сочетании с общительностью местных жителей привлекает в Христианию толпы любопытных туристов.

08.01.2004 

 

 

 

4/3/2007 В столице Дании продолжаются беспорядки, за последние сутки арестованы еще около 50 человек, сообщает британская телерадиокорпорация Би-Би-Си. Таким образом, число задержанных с момента начала беспорядков составило более 600 человек. Столкновения начались в прошлый четверг после того, как власти попытались освободить здание Молодежной организации, проданное муниципалитетом в другие руки. В ночь на воскресенье масштабные столкновения произошли в столичном районе Кристиания, где местные хиппи в минувшем веке создали общину, живущую по законам, отличным от установленных в Королевстве. В Кристиании протестующие перегородили улицы баррикадами. В районе Ноэрребро участники беспорядками забросали полицейских бутылками с зажигательной смесью - 'коктейлями Молотова'. В настоящее время протесты охватили новые районы датской столицы. На улицах Копенгагена дежурят сотни полицейских. В Дании принимаются беспрецедентные меры безопасности, так как властям стало известно, что протестующие призывают население присоединиться к ним посредством SMS-сообщений и интернета. Власти Швеции прислали в помощь датской полиции бронированные микроавтобусы. По сведениям полиции, в ходе рейдов в домах, окрестных школах и гостиницах арестовано около ста организаторов беспорядков. Половина из них иностранцы, которые вскоре будут депортированы. Источник

Шуруп о Христиании

Сайт Христиании

Сказ о Христиании в Забрисках