2005
Ольга Чепиль Львовские хиппи - кто они? Часть 2. часть 1
видео 529Мб
Перевел с украинского Антон
Долгое время разнообразных чудаков, которые всеми способами пытались найти своё место в обществе, обнаружить на улицах Львова было почти невозможно. Сегодня разноцветная одежда, модная причёска и своеобразный языковой код попадаются слишком часто. Кто они - настоящая субкультура, или просто последователи старых идей с колоритной внешностью? Такой вопрос задаёт себе каждый настоящий хиппи, который ещё в 60-х годах стоял у истоков новой массовой культуры - "дети цветов".
|
Есть во Львове люди, для которых любовь - прежде всего. Для них длинные волосы, перевязанные лентой, являются главным символом независимости, а целью существования они считают наслаждение жизнью. Культура хипстеров во Львове - давно забытое прошлое или новые пророки будущего?
|
До 1971 года Львов был своеобразной Меккой хиппи. Тогда в городе установились связи с различными уголками Советского Союза: Прибалтикой, Питером, Москвой. В то время на рок-фестивали в Эстонии приезжало от 5 до 10 тысяч хиппи. Именно тогда это движение распространилось и в нашем родном Львове.
Ещё с 1978 года тут существовала культовая точка движения хиппи - кофейная "Армянка". Сюда приходила публика богемного штаба: художники, поэты, фотографы. Съезжались люди отовсюду, ведь это былo однo из первых кафе, где появились во Львове экзотические фрукты, было лучшее в городе кофе. Тут можно было обменяться книжками, найти самиздат или вещи, которые были дефицитом.
Позже сюда начали приезжать и хиппи. Для них она стала феноменом тусовки.
|
|
|
Алик Олисевич - один из патриархов движения хиппи во Львове.
Тут была достаточно уютная атмосфера, и люди начали собираться такие - творческие: из искусства, богемные люди. А затем много начало приходить сюда львовских хиппи и приезжих. И это стало Меккой, местом встречи, можно сказать, хиппи, богемы из разных городов Украины и бывшего Советского Союза.
|
Знакомьтесь: Алик. Человек, независимый от материального достатка. Человек искренний, товарищеский, чрезвычайно энергичный и деятельный.
Принципов хиппового братства Олег Олисевич придерживался всегда. Он и теперь носит длинные волосы, перевязанные ленточкой, которые для него, как и для каждого хиппи, есть главным символом независимости. Алик верит, что каждый человек может изменить мир в лучшую сторону, а в "Армянку" он приходит постоянно: увидеть друзей или отдохнуть. Для него это островок многообразия.
|
|
|
Философией хиппизма он интересовался ещё с детства. Его тогда, ещё маленького, тянуло к романтическому и оригинальному. Он читал книжки о индейцах, увлекался их волосами и нарядами. Хиппи высказывались в одежде: шили себе из брезента широкие штаны-клёш, вышивали на них цветочки, бабочек. Были разные выдумки: вшивали себе фонарики в штаны - идёшь, и светишься!
|
Хиппи первые начали шорты носить, футболки, на которых рисовали разные пацифики, пацифистические знаки, разные рисунки, цветы и так далее... монашеские рясы, разные камзолы. Это было противопоставление серым будням - карнавальные, можно сказать, наряды разных эпох.
|
|
|
Конечно, я носил джинсы, и начинал их со школы ещё носить, и были и потёртые, всякие были. Каждый раз они меняются. Но что самое интересное - что это всегда джинсы. Штанов, как таковых, не носим.
|
У 60-х годах джинсы высылались из-за границы. Стоили, правда, они недорого. В 1968-м Алик Олисевич за 3 рубля купил у знакомого парня изрядно потёртые "Левисы".
Алика тогда выгнали из школы, а те джинсы отец ему сжёг. В то время многое запрещалось. Старшее поколение боролось практически со всем.
|
|
|
До 1991 года движение хиппи преследовалось: людей с длинными волосами не брали на работу, не принимали в высшие учебные заведения. Поэтому наши хиппи вырастали более бунтарскими, чем за границей. Вот так, после громкого судового процесса над одним из зачинателей движения хиппи - Шарниром, около пятидесяти хипстеров начали собираться возле Доминиканского собора на ступеньках.
|
Они кучей сидели тут и исповедовали свой лозунг: наслаждайся жизнью. Она - это дар богов, и не стоит тратить её на такие ничтожные и пустые вещи, как богатство, роскошная жизнь и всё то, что мешает человеку существовать в гармонии с этим миром и богами. Святое для хипстеров - это любовь и свобода. Любовь к людям и природе, свобода тела и духа.
С середины 70-х годов хиппи собирались в легендарном Святом саду. Святой сад - явление уникальное. Он находился во дворе монастыря кармелиток босых, теперь здесь церковь архистратига Михаила.
Монастырь был закрыт - там когда-то сделали общежитие техникума, а сад был настоящий, хотя и запущенный - с природными деревьями и цветами.
|
|
|
Тусовку Святого сада, куда входила молодёжь из разноообразных социальных групп - от сына дворничихи до дочери директора, от людей, отсидевших за злостное хулиганство, до маменьких сыночков - рассматривали как неформальную ячейку общества.
На таких собраниях выступалa рок-группа "Вуйки", сразу же завоевавшая благосклонность молодёжи.
|
"Супервуйки", как их тогда ещё называли, были абсолютно независимыми. Репетиции проводили подпольно, а выступали в школах. Эта группа объединила вокруг себя альтернативный народ.
Вот эта площадка, где мы находимся - тут выступала рок-группа "Вуйки". На той площадке хиппи танцевали, там - лежали, отдыхали возле деревьев фруктовых. Сейшн проходил где-то до 12 часов вечера. Музыку было слышно до самого центра города, потому что сам монастырь, как бы по иронии судьбы, находится напротив бывшего обкома коммунистической партии Львова. Сейчас здесь Облсовет. И это было такое соседство: партийные органы и неформальные органы.
|
|
В 1976 году на один из первых сейшнов в Святом саду было приглашено 100 хиппи со всего Советского Союза. На площадке все танцевали и пели так громко, что пришли милиционеры.
А уже через год тут собралось более 300 хиппи.
Когда-то хиппи часто устраивали сейшны в Эстонии и Латвии. Они пропагандировали здоровый образ жизни, выступали против наркотиков и алкоголя. K сожалению, были и люди, которые свободу трактовали специфически.
|
Попадались такие люди, которые думали, что свобода и заключается в том, что я могу делать что хочешь. Но это потому, что это был такой юный максимализм - им казалось, что нужно всё это делать, изменить всё, а потом люди просто превращались в таких ничтожных наркоманов, алкоголиков и так далее.
Но это уже не хиппи, а совсем другие люди.
|
Практически у всех взрослых хиппи существует неординарное увлечение. Например, хипстер Андрей имеет прозвище Бирман. В его коллекции - не только пивные кружки, пробки, бутылки и реклама пива, но и более 40 тысяч пивных этикеток. Их Андрей собирал всю свою жизнь, путешествуя по миру.
Для него это стиль его жизни.
|
|
...А во Львове, когда путешествуешь по городу, кажется, что каждое место имеет свою хипстеровскую историю.
|
Хипстеры толкуют между собой, что это место является памятником первому львовскому хиппи.
|
Ярко - представитель молодого поколения хиппи. Среди его друзей, к сожалению, настоящих хипстеров немного. А больше всего Ярко мечтает окунуться во времена 60-х, когда проходил знаменитый фестиваль "Вудсток".
В своё время выступали очень известные музыканты, такие как Джимми Хендрикс, Джо Кокер или Сантана, но теперь, в настоящее время, практически нет такого. То есть, есть металлические фестивали, есть другое, но чтобы именно такой фестиваль мира и любви... такого уже... не знаю... такое уже не думаю, что повторится, для всего человечества это было лучшее событие ХХ века.
|
|
|
Вещь, которую ему подарили с фестиваля, Ярко бережёт и сейчас.
Памятная куртка 1969 года с фестиваля "Вудсток", которая у меня до сих пор сохранилась - потертая вся, с рукавами оторванными. Я её берегу, как ценность такую уже... Мне подарили когда-то.
|
С наступлением независимости начался упадок львовского движения хиппи. После 1993 года в Карпатах возле живописного водопада Шипот ежегодно проходит сбор хиппи. Туда каждый раз прибывают сотни людей из Украины, России, Германии, Польши. Приезжают также другие свободолюбивые люди. Можно встретить буддистов, кришнаитов, христиан, панков - и все мирно уживаются. А культура настоящих хиппи не умирает - она живёт поколениями, передавая свои святыни последователям. Хиппи - это "дети цветов", для них абсолютное выражение человеческого естества - это мир, любовь и свобода.
Алик: Это любовь была превыше всего.
Ярко: Мир превыше всего!
Хиппи - это прошлое и будущее в одном.
Мало кто в этом мире творит дела любви, всё реже можна найти людей, мысли которых исполнены любви. Они - бескорыстные.
Ты можешь быть негром, украинцем, но если ты не вредишь другим своими поступками - тогда, и только тогда ты являешься Человеком.
|
|
Автор и ведущая: Ольга Чепиль
Режиссёр: Андрей Дорош
Оператор: Евгений Ржавский
Транспортное обеспечение: Дмитрий Зубченко
Редактор: Игорь Гулык
© ТРК «Телебойман», 2005
|