hippy.ru

 

06.02.2007

Марина Антонова

Насколько этична живопись?

Речь пойдет о тех этических проблемах, с которыми можно столкнуться, занявшись живописью. Текст наиболее интересен будет веганам и вегетарианцам, а так же просто людям не безразличным к страданиям животных.

Прежде чем говорить о красках, скажу о кистях. Многие вегетарианцы игнорируют этот вопрос, а так же вопрос красок. Так как рисование мехом белок, колонков, барсуков равноценно покупке меха.

Самые распространенные кисти для масляной живописи – щетина. И многие даже не задумываются о том, как эта самая щетина добывается, чья она и какова ее истинная цена. Ее просто-напросто сбривают со свиней, обычно с живых и безболезненной эту операцию я бы не назвала, бывает и с мертвых. А, впрочем, какая разница? В любом случае производство таких кистей сопряжено с самой кровавой индустрией нашего мира. Нельзя закрывать глаза на столь очевидные вещи. Ужаснула меня такая фраза студентки художественного училища, вегетарианки: «щетинистая кисть это мой стиль, только она создает мои особые эффекты и вообще, щетина дешевле синтетики».

Я не вижу не малейшего оправдания использованию неэтичных кистей, равно как и любому другому насилию. Сейчас в продаже имеется огромное количество синтетических кистей прекрасного качества, способных заменить любой натуральный аналог. Что касается цен, то они ненамного выше, иногда и ниже. Другое дело человеческая привычка. Но тут - как с мясом. В любом случае человеческие предрассудки не стоят смерти невинных животных.

Что касается красок, то сразу же придется разочаровать акварелистов, так как эта краска наряду с гуашью, содержит бычью или свиную желчь в качестве пластификатора, то есть обязательной составляющей. Печально, но факт. В определенной степени эти две краски может заменить акрил, изготавливаемый полностью на синтетической основе.

Гуашь, так же можно заменить темперой. Только надо проявлять внимательность при ее выборе. Она бывает трех видов: яичная (на ней пишутся все иконы), казеиновая и имеющая в своей основе клей пва. Соответственно выбирать надо последнюю, к счастью она довольно таки распространена, найти ее не проблема. По своим рисующим качествам она очень напоминает гуашь, только цвета более насыщенные и приятные.

Ходят слухи о том, что у Peta есть этичные варианты этих красок, но точной информации по этому поводу у меня нет, так как организация на мои письма по этому поводу не отвечает.

Масляные краски в основе своей имеют пигмент (который иногда делают из насекомых и животных), льняное масло и пенен. Повышенна вероятностью содержания животных компонентов в следующих цветах: сепия, пурпур, индиго, краплаки, кармин (насекомые), жженая кость, индийская желтая (моча слонов).

По поводу последнего цвета: очень смешно было читать, про его «потрясающий золотистый оттенок и глубину». Оно то, может и так, но вот мочой по холсту, лично меня писать не прет.

Если говорить о масляной живописи, то нельзя упустить и момент проклейки и грунтовки холста. Многие предпочитают для этих целей покупать готовые смеси. В таком случае надо внимательно изучить состав продукта, так как могут быть не этичные компоненты.

Проблема состоит в том, что многие производители состав целиком не пишут, поэтому советую все делать самим, это совсем не трудно и даже интересно.

Самые распространенные виды проклейки это желатиновая (хрящи животных) и пва. Тут все просто – выбираем последний вариант и не паримся.

Грунт лично я делаю из смеси пва и зубного порошка + какой-нибудь золотистый цвет акрила, для придания приятного тона. Имеющиеся в продаже готовые грунты могут содержать в себе глицерин, желатин, осетровый клей, костный клей, фото желатин, хозяйственное мыло, казеин и еще какую-нибудь гадость. Так что лучше делать самим) D.I.Y.

Вообще на рынке художественных товаров сейчас появилось огромное количество синтетических красок по ткани, стеклу, металлу и проч. Что безусловно радует)

Вот, пожалуй, и все о красках. Для подготовки материала я использовала свой конспект по технике и технологии живописи, а так же информацию, полученную из ответов производителей красок на мои вопросы.

Если кто-то обладает еще какой-то интересной и необходимой информацией по этому поводу, то я всегда рада общению.

В заключение хотелось бы сказать, что альтернативы есть всегда. Придумывать же отговорки можно бесконечно, в конечном счете это просто самообман. Художники при создании своих произведений должны быть максимально честными и открытыми, а иначе зачем вообще рисовать? Искусство должно нести созидательную, гуманистическую и нравственную идею и уж никак не должно строиться на боли и страдании других существ. Всего вам доброго и творческих успехов!