hippy.ru

 

библиотека

 

 

20.10.2006

Любава

Тенденции. 2006.

Перемены есть. Хорошие перемены. Можно сказать, движение перешло на новый уровень понимания, выстроило новую систему ценностей, способно сделать следующий шаг.

Как вы понимаете, мне удобно об этом говорить – много писем приходит, но приходят они, скорее, для вот такого анализа ситуации, среза времени.

Веганство распространилось. Веганы есть и в крупных хиповых центрах, и в маленьких городах. Чаще всего они активисты и, стало быть, лидеры движения. Изменилась точка зрения на вопрос о вегетарианстве, пиплы поняли то, что раньше нивелировалось людьми, не способными осознавать или, наоборот, желающими использовать систему просто как источник дохода. Если раньше «паролем» было: «что ты слушаешь», а отзывом – до 90-х «Аквариум», после - «Умку», теперь один из первых вопросов, который задают друг другу хипы: «ты вегетарианец?» Люди приходят в движение мало что безубойниками, веганами! Наконец-то и до нас дошла волна понимания проблемы.

Почти все пиплы занимаются духовным поиском. Сейчас всё стало проще – много инфы – сеть, книги, полно центров и учителей. Йога, как я с удивлением обнаружила, когда пошла на хатху – вообще распространена среди хиппи. Мягко говоря, почти все занимаются йогой, особо ленивые – по книгам:)

О прочих духовных практиках я не очень осведомлена. Но: среди людей, которых я лично знаю, встречаются ивановцы, холотропщики, буддисты – их больше всего, христиане всех типов, агнийожцы, кришнаиты.

Люди стали устраивать домашние концерты, на которых не пьют и не курят. Не говорите теперь, что эволюция необратима. Если только в биологии:)

В Минске есть пиплы-эсперантисты. Это довольно интересно и, вероятно, эсперанто - следующее перспективное направление развития движения.

Каждый год увеличивается численность движения. Если вначале хипов было 200 человек и все всех знали, затем – число доходило до 100 000 в 85 году, сейчас – примерно – хипов в стране около 10 000. 3 – 5 000 хипов есть в Москве.

Движение снова стало красочным. Самые красивые хипы сейчас в Киеве, это особый стиль. Они узнаваемы даже издалека. Законодателем современных мод является, конечно, Лена Раста.

Современники мои стали терпимы к прогрессу. Усвоили пользу сотового на трассе и интернета дома, ноутбука, фотоаппарата и видеокамеры на радуге, для них это больше не признак цивильности и не атрибут провокатора или демона. Даже пожилые хипы перебороли свой ужас перед компами и перестали говорить шаблонами при упоминании компа, несмотря на то, что многим это давалось тяжело. Следствие существования хиппи ру - повышение интенсивности общения на порядок (если не на несколько). Даже люди с прививкой совкового ужаса познакомились со всеми остальными, сидевшими в своих норах, именно из-за сайта:)

Раньше автостоп был другой. Человек, сделавший 10 000 км, считался богом, стоп был сопряжен с катастрофическим риском для жизни. Ездили группами, тройками-пятерками, на грузовиках и иномарках. Сейчас одна безопасная поездка – в одиночку - на Радугу, которая, как правило, и является первым автостопным опытом, дает человеку пару тысяч километров высококачественного прочного понимания мира. Быстро и просто.

Я уже молчу о существовании людей, которые не по одному разу пересекали континенты. Я хочу сказать, что сейчас очень много ездят. Старые хипы (не все, есть парочка путешественников) находятся в какой-то зашоренности, они давно оставили этот способ передвижения, перемещаются с помощью общественного транспорта и уверенно говорят о смерти системы. Не верьте. Всё как всегда. Поезжайте и посмотрите. Есть и дом, есть и дорога.

Очень многие вписывают. Здесь можно даже расширить понимание проблемы. Вписки сейчас существуют во всех населенных пунктах. Если отсутствуют хипы, неструктурированные нефоры или дружественные субкультуры - вписывают. Многие люди вписывают всю жизнь – уже по 30-40 лет (!) и не испытывают – как это часто пытаются изобразить в целях ненужного акцента - никакого разочарования в избранной жизни. Скорее наоборот, люди, изучаемые мною, старожилы движения, по-прежнему улыбаются, по-прежнему молоды и счастливы. А это и есть индикатор.

Выводы из вышесказанного – всё очень замечательно, мы движемся. Или так – мы – движение. Мы существуем и мы растем.

Про любовь писать не стану, с этим у нас вроде все хорошо. Правда, очень странно в современной хиппи-культуре то, что, при абсолютной аморфной терпимости к любым проявлениям сексуальности, лесбиянки и женщины-транссексуалы составляют большой процент движения. Мужчин нетрадиционной для цивилов ориентации практически сейчас среди хипов не встречается.

Негативные тенденции тоже есть. Я (для себя) объясняю появление этих тенденции у людей отклонением от положительного направления. Надеюсь, ни для кого не секрет, что, кроме прочих, есть два вектора – позитивный и негативный. Кроме того, всегда предлагается выбор. Если человек изначально позитивен и выбирает ненасилие, чистоту, духовность, доброжелательность, открытость, творчество, у него не начнется ничего, о чем я говорю дальше.

Если еще проще сказать – люди, развитие которых остановилось, которые либо ленивы, либо употребляют психоактивы или же не понимают, что на каждом новом уровне развития от существа требуется больше благодеяний, оказываются в яме. А вот из чего состоит яма.

Я убеждена, что лидерство в системе иное, временное, связанное с подъемом сил у людей. Лидерство используется только на благо всех и держится на абсолютной честности человека, на доверии, вернее. Лидерство встречается в коммунах, в арт-группах или при организации крупных хиповых конгрессов, фестивалей и концертов и, как правило, заканчивается вместе с мероприятием, никак не влияя на статусность пипла, ибо статусности нет и если вам говорят иное - убегайте. Организатора на хиповых мероприятиях не видно-не слышно, он тихонько несет свои материальные убытки и сражается с администрацией. И именно это и есть его работа, на которую его никто не направлял и награды за которую нет и не может быть. Ибо это большая честь. И, кроме того, долг такой. Долг перед системой. Каждый отдает столько, насколько система повлияла на него, столько, на сколько сумел продвинуться. Как видите, и здесь всё прагматично. Увы.

Оттого еще удивительнее авторитарные элементы, впитавшие в себя идеи, но не умеющие их применять, выступающие в роли конферансье (!) на концертах, «открывающие и закрывающие» фестиваль, со сцены говорящие что-то типа: «Это я, я, Аципут Питерский, сделал это для вас!» (Узнавшим себя я это и лично говорила, ведь так?).

Удивительны люди, пытающиеся имитировать благотворительные акции, за аренду (!!!) устраивающие сомнительные концерты с платным (!!!) входом; общий сбор таких акций смехотворен и, как правило, эквивалентен арендной плате. Я, честно говоря, совсем не по этой теме, поэтому мне мотивы таких поступков непонятны. Но, видимо, зачем-то это всё надо. Неужели так малопонятно слово СВОБОДА?

Эгоцентризм бывает разный. Четырех видов эгоцентризм у хипов я могу описать – это самые распространенные типы.

Есть люди, работающие в хиповых костюмах и имеющие за это деньги, находящиеся даже в теме и помогающие так или иначе хипам. Это относительный гуд. Типа, могли бы и так, как я скажу дальше.

Есть люди, закрывшиеся в своих элитных домах, переставшие контактировать со всеми, кроме старых собутыльников, и забывшие идеалы. Тупо зарабатывающие деньги. Они уже никогда никого не впишут, чтобы не испачкать паркет:)

Есть люди, считающие, что к ним должны относиться с пиететом из-за каких-то их древних хиповых заслуг, трясущие хиповыми медалями, требующие общения на «вы», живущие очень уединенно и полагающие, что хиппи больше нет, не помогающие даже своим старым товарищам, попадающим в беду.

Самая крупная эгоцентричная группа – имитаторы. Зарабатывающие деньги стилем, атрибутикой, зарабатывающие на хипах и не являющиеся хипами. А, скорее, являющиеся даже чем-то наоборот. Настолько наоборот, что это даже заметно:) В каждом городе есть свои карабасы-барабасы с коллективами марионеток, традиционно практикующие хиповый сленг, чтобы аскалось лучше. Существование этой группы происходит отчасти оттого, что определения не могут быть чёткими - исходя из наших принципов, а думать самостоятельно могут не все.

Пьющие хипы обычно скатываются в национализм, плавно переходящий в фашизм. Эту тему нечего и обсуждать, думаю, все примеры лично знают. Жалко, что многие молодые хипы также страдают этой болезнью. Довольно грубо это проявилось в Киеве во времена оранжевого передела и при организации хипового украинского феста. Хотя что дураков жалеть.

Знаете, всё это не так страшно, как то, что люди перестают врубаться. Это бывает в разных возрастах и я прошу Джона Леннона, чтобы мне дали побольше времени понимать, потому как сильно сомневаюсь, что являюсь исключением и не стану со временем невосприимчивой к новому и нетерпимой к доброму.

Многие пиплы, прочитав в какой-нибудь советской псевдоэзотерической книжке пару этических норм, годящихся разве что для древнего Тибета и в те времена, когда правила писались, не могут учитывать иных опытов, иных путей, иных условий жизни и иных уровней понимания, не чутки к изменениям, происходящих с телом движения.

И, видимо, это и есть возраст, который, якобы, не свойственен системным. Не свойственен он ведущим поиск. А остановившийся начитает стареть и твердить догматические принципы. Вспомните - когда вы менялись так, чтобы это почувствовать? Подумайте – есть ли для вас что-то в других людях, к чему вы стремитесь и что вы уважаете. И пусть всегда будет повод меняться.

Следует понимать, что по определению в системе не бывает конкуренции. Бывает солидарность, совместное движение, уважение и радость при виде чужих успехов. Завись и жадность, какие-то странные для хиппи качества, встречаются. Я видела это всего несколько раз, но полагаю, что надо на всякий случай упомянуть.

Наверное, надо написать о том, что высокий уровень культуры, к которому мы вроде как стремимся, из-за чего так и паримся, несовместим с типичными, к сожалению, для сетевых свор, атрибутивно близких, но идейно далеких от движения, попытками «затравливания» пиплов, подменой действия оскорблениями и прочего. Я могу просто посоветовать малышам избегать негативных людей и не тратить на них своё время – «сила нам нужна для добрых дел».

Самые негибкие люди заостряются в религии. Я думаю, люди, верящие искренне, правильно поймут эту часть текста. Веришь – верь себе. Но не лицемерно. Негатив я тут нашла лишь в лицемерии. Самые нетерпимые из религиозных хипов, среди тех, кого мне удавалось встретить – православные. И это не вызывает уважения. Равно как и поступки большей части этой публики.

Еще раз обращаю внимание, что есть и спокойные безобидные в личном общении православные. Есть даже добрые среди них. Но, как правило, религиозность – это признак того, что человек прекратил поиск. Он, что называется, нашел. Полагаю, в некоторой степени, в той, в которой вообще существует духовный поиск, религия – это духовная остановка. Пли! Кидайте ваши библии в монитор!

Многие современные пиплы, употребляющие психоактивные вещества, превращают свои дома в наркопритоны и плавно переходят в смежную субкультуру наркоманов, фенотипически идентичную хиповой. Это также финал. Плохой. Таких людей сейчас меньше, чем, к примеру, в Прибалтике в 80-е – в процентном соотношении. Вроде как выработались у системы антитела к провокаторам, наркоманам и драгдилерам. Но мышеловку всё еще заводят.

Наркотики и вообще ПАВ и были причиной первого раскола системы еще в начале движения в нашей стране. Ничего не изменилось. Есть предпочитающие чистоту, есть предпочитающие грязь. Последних стало меньше.

Отрицание ненасилия как основной идеи движения. Это бывает. Но легко классифицируется думающими как подмена. Вроде как инфы, чтобы это сделать, предоставлено достаточно.

Самое печальное, о чём я хочу написать, это слабая социальная активность современных хипов. Не считая нескольких десятков энтузиастов, убирающих леса, посещающих детские дома, приносящих деньги для инвалидов – я не вижу реальной социальной силы и просто самоуважения у современников. Из тысяч людей, которые приходили на наши концерты, выставки, фестивали, читали наши журналы, три калеки были на митингах и пикетах, никто не поддерживает единственно очевидного будущего движения – фонда помощи малоимущим хипам.

Особенно печально наблюдать моих близких друзей, которые годами игнорируют всё, что не касается их собственных проектов (см. выше про эгоцентризм), и, скажем, не имеют никакого представления о том, что молоко – это недостойное насилие. И это в наше время!

К грустным фактам следует отнести отсутствие хипового самиздата в стране. Если прибавить к самиздату неокупаемые Забриски, то в стране нет и пяти хиповых сми.

Нет хиповых студий звукозаписи и видеозаписи. Вернее, они есть, но работают для такого узкого круга и с таким необоснованным пафосом, что не имеют никакого влияния.

Уважительнее относиться к правам иных система стала, но как-то своеобразно, с налетом балалаек и медведей. Если пиплы и говорят о феминизме, то на практике их жизнь все равно состоит в причинении домостроевскими методами наибольших страданий женам и детям. Так же дело обстоит и с прочими правами, которые стоит защищать.

В Москве и вообще в городах исчезли тусовки. Видимо, это реалии времени. Возможно, установление контактов перенесено в интернет и стоит это принять. Но довольно печально наблюдать всю эту интерактивность. В Киеве и Москве есть зоны города, в которых реально встретить хипов. Но найти таким образом вписку или надеяться на взаимопомощь – проблематично. Если встретишь кого-то постарее и поумнее. Еще раз повторюсь – возможно, это связанно с новым уровнем общения. Типа – что же ты, дурак, не позаботился о вписке еще находясь дома. Или нет на хиппи ру списка? Свой ли ты? Не скажу, что это не в традиции. В традиции. Но элемент здоровой спонтанности, существовавший во времена предыдущего застоя, безвозвратно пропал.

Иерархичность, поддерживаемая ложными лидерами. Я нашла иерархическое хиповое поселение в Коктебеле. Это поразительно. Иерархичность обнаруживается всюду. Люди ориентируются на авторитеты, причем авторитеты, немотивированные ничем. Читатель! Оценивай людей, которых ты слушаешь и за которыми следуешь, адекватно, по жизни их, по делам их, а не по словам. Больше мне добавить к этому нечего.

И, наконец, нет ничего страшнее, чем платный квартирник. Потому как это удар, убивающий сразу и всё. Нечто бессмысленное. Цивильное. В наши времена, когда музыкант может наиграть денег в любом клубе - несовременное. Неискреннее. В общем, не делайте этого. Это ошибка. И это распространено сейчас.

Вот, вроде, все мысли, которые пришли мне в голову, когда я решилась написать первый текст, претендующий на приблизительную научность.

корректор VT