В этой главе описывается несколько самых важных событий в движении хиппи. Эти события определяют природу, цели и результаты штурма истеблишмента нашей контркультурой. Каждый, кто участвовал в этих событиях, разделял хотя бы часть убеждений хиппи и является частью истории.
Кен Кизи, Ангелы Ада и Кислотные Тесты
Поп Фестиваль Монтерей 16-18 июня 1967
Лето Любви: Сан-Франциско 1967
Демократическая конвенция, Чикаго: 1968
Вудсток, Фестиваль музыки и искусства: 1969
Война не показывает, кто прав, только кто ошибается.
Бертран Рассел
Сила и мощь движения за мир особенно ярко проявили себя во время многочисленных антивоенных демонстраций, проходивших по всей стране. Студенты, преподаватели, дети, женщины, ветераны войны, писатели, музыканты, пацифисты, радикальные элементы, даже родители и старики приложили усилия, чтобы прекратить войну во Вьетнаме. Хотя многие из этих протестующих никогда не считались хиппи дома или на работе, тем не менее, руководство страны и консервативные элементы подогнали всех под один ярлык – «хиппи». И на самом деле, если желание остановить войну и высказать свое мнение делает тебя хиппи, будь им. Это навешивание ярлыков послужило лишь большему разделению страны. Если оглянуться назад, то становится ясно, что, применяя ярлык «хиппи» для всех протестующих, политики могли смело рассматривать их, как не представляющих собой ИСТИННЫХ американцев, и, соответственно, игнорировать их мнение.
Это же позволило им оправдывать применение силы и порой жестокости при подавлении мирных демонстраций и при отклонении требований на разрешение устраивать марши мира, тем самым, превращая правомочные протесты в незаконные действия. Тысячи молодых людей были арестованы и теперь имеют отметки о правонарушениях, у многих из них на всю жизнь остались шрамы и раны, нанесенные им полицейскими дубинками или прикладами ружей гвардейцев.
Миллионы с сознанием партизан…возвышающих дух мира и любви, а не войны.
Джон Леннон (Игры разума)
Студенты возглавляли движение против войны, поскольку они были одними из тех, кого призывали служить и кто умирал во Вьетнаме. СДО, Студенты за демократическое общество, помогали организовывать и координировать действия протестующих по всей стране. Они устраивали курсы в университетских городках, на которых рассказывали студентам, что на самом деле происходит на войне и как протестовать более эффективно.
Это не я, это не я,
Я не сын войны.
Creedence Clearwater Revival (Удачливый сын)
Количество студенческих отсрочек было резко сокращено. У студентов, желающих избежать призыва и службы во Вьетнаме, было несколько выходов. Некоторые студенты сжигали свои призывные листы во время протестов, скрываясь затем от призыва в Канаде. Когда ветераны войны возвращались из Вьетнама, будь то из-за полученных ран или из-за окончания их «путешествия», они занимали место в рядах антивоенного движения. Во время протестов многие из них бросали свои медали через ограждение Капитоля.
Тысячи людей на улицах.
Поющих песни и держащих транспаранты…
Буффало Спрингфилд (Чего это стоило)
Почти все протесты были относительно мирными. Большинство арестов происходило из-за сидящих забастовок, проходивших на территории, являющейся собственностью правительства или частной собственностью. Более радикальные элементы пытались возбуждать беспокойство. Это было отчасти из-за отчаяния, а отчасти из-за того, что у некоторых радикалов была революционная идеология, требующая для достижения успеха вооруженной борьбы. Черные пантеры и Метеорологи сеяли страх в сердцах многих своей насильственной тактикой. Большинство хиппи не поддерживало их сомнительные методы.
Насколько было успешно антивоенное движение? Оно определенно повысило осведомленность всех американцев, особенно при помощи СМИ. К сожалению, наше правительство не знало, как прекратить войну, сохранив при этом лицо. Поэтому продолжало тянуть до тех пор, пока мирные переговоры не зашли в тупик.
Невероятно, сколько понадобилось лет и жертв, прежде чем правительство США прекратило войну и вывело войска из Вьетнама (1973). Наша страна оказалась неспособной принять поражение и до сих пор отказывается признать, насколько большой ошибкой была эта война.
Демонстрации против войны подняли вопрос, чего стоит людям в демократическом обществе законный протест против политики правительства, чего стоит быть услышанным и принятым избранными чиновниками, а не быть подавленными и заглушенными. Поскольку избиратели никогда не устанавливают политику, как можно ее изменить, если она ошибочна? Только не предлагайте нам перевыборы. Когда последний раз кандидат исполнил то, что обещал в предвыборной программе?
Почему те, кто выступали с протестами и организовывали их, сразу попадали под пристальное внимание правительства? Почему в их личную жизнь вторгались, заводили на них засекреченные личные дела, отражающие каждый их шаг, и проверяли их корреспонденцию?
Эти действия служили двум целям. Ограничить свободу слова и преследовать тех, кто не боится, открыто высказываться. И это не изменилось со времен войны. Да, теперь у нас есть акт «О свободе информации», но это не мешает федеральному и локальному правительству шпионить за людьми, всего лишь из-за того, что они высказывают свое мнение и протестуют против ряда действий правительства. Существуют сотни, если не тысячи служащих, которые занимаются только тем, что проверяют и роются в личной жизни американских граждан, как впрочем, и иностранных подданных.
Почему же правительство чувствует такую большую угрозу? Ну, потому что существуют террористы, заговорщики, торговцы наркотиками, которые нарушают закон. Хорошо, но я говорю об активистах, которые выступают против политики правительства. Сегодня, если ты выступаешь против чего-либо, признанного незаконным, это воспринимается как то, что ты либо сам вовлечен в это, либо содействуешь незаконной деятельности, и, следовательно, гарантированно попадаешь под пристальное наблюдение. Факт оппозиции правительственной политике уже сам по себе считается незаконной деятельностью. Это приближает всех к диктаторскому режиму и Большому брату.
Мы устанавливаем политику и правление исходя их числа, денег и статистики, не обращая внимания на нужды и чувства людей. Это большой недостаток нашей технократической системы. Раньше наша система правосудия допрашивала человека, совершившего преступление, изучала обстоятельства, вклад этого человека в дело общества, свидетельства друзей и т.д. перед тем, как вынести приговор. Часто после этого отпускали, сделав предупреждение. Теперь у нас есть обязательный минимальный приговор, который рассматривает людей как статистику, а не человеческие существа, представляя собой издевательство над правосудием.
Необходимо произвести реформу этой системы, пока она еще больше не выйдет из-под контроля. У правительства слишком много власти над личностью. Агентам выдали предписания, противоречащие гражданским правам и праву на собственность. Наше руководство стремиться защитить собственные интересы и положение, чего бы это ни стоило индивидуальной свободе. Наша системы не должна работать подобным образом. И в наших силах изменить ее. Система охраны, созданная Биллем о правах, и юридическая система должны использоваться для защиты наших общих интересов. Мы должны получить, гарантированную нам власть. Или мы станем нацией с самоуправлением, или полностью лишимся свободы в Полицейском Государстве!
Либо ты в автобусе, либо вне автобуса.
Кен Кизи
Кен Кизи, автор таких бестселлеров, как «Пролетая над гнездом кукушки» и «Иногда великая нация», был на передовой психоделического движения. Он участвовал в нескольких ранних экспериментах с ЛСД в Стэнфордском университете. Ему удалось скрыться с некоторым количеством этого вещества, которое он использовал в дальнейшем, чтобы врубать каждого встречного. У себя в Ла Хонде, штат Калифорния, Кизи устроил бесконечную вечеринку с друзьями, назвав себя Прикольщиками.
В 1964 Кизи собрал вместе своих Прикольщиков и усадил в автобус (ставший иконой движения хиппи). Они отправились в психоделическое путешествие через всю страну, изрядно заправившись ЛСД, пересекая не только континент, но и два социальных движения – хиппи и битников. Объединение таких личностей, как Нил Кэссади, Аллен Гинзберг, Джек Керуак с Кизи, Тимоти Лири и Ричардом Алпертом (Рам Дасс) было символической передачей факела одним движением другому.
В один из августовских деньков 1965 года заехал Хантер С. Томпсон (автор книги «Страх и отвращение в Лас-Вегасе») в сопровождении банды Ангелов Ада. Кизи пригласил их и принял, как людей не представляющих какой-либо угрозы. Как обычно он врубил их под ЛСД (впервые для них). В тот судьбоносный день у Кизи также были Аллен Гинзберг и Ричард Алперт два самых знатных философа бит/хиппи/психоделического движения. От такого смешения энергий и идей можно было ожидать любого фейерверка.
Ангелы прониклись речами Кизи (как и все остальные), что положило начало продолжительным отношениям (четыре с половиной года) между Ангелами Ада и Движением Хиппи. Они определялись обеспечением Ангелами Ада охраны на многих концертах, событиях хиппи и личной охраной рок звезд. Мало сомнений в том, что Ангелы Ада были связаны с распространением наркотиков, которые употребляли хиппи в тот период. Отношения испортились после трагического концерта в Альтамонте в 1969, когда Ангела Ада обеспечивали охрану Джефферсон Эйрплейн и Роллинг Стоунз. Человека, размахивающего пистолетом, Ангелы убили прямо перед сценой. Фильм «Gimme Shelter» отражает эти события и показывает, что Ангела Ада просто выполняли свою работу в этой очень сложной ситуации. Этот инцидент был одним из многих эпизодов насилия того года.
Кизи и Прикольщики вдохновляли и координировали кислотные тесты (смотри далее). У Кизи были некоторые проблемы с законом, и он был вынужден уехать в Мексику. Кизи и оставшиеся Прикольщики ежегодно отправляются в тур вокруг США и Англии на своем знаменитом автобусе. Они всегда окружены все прибывающими хиппи.
Знаменитые кислотные тесты проводились Кеном Кизи и Прикольщиками в середине 60’х в Калифорнии. Эти психоделические хеппенинги были частью сцены Сан-Франциско, прокладывающей путь к Лету Любви. То, что сделал Кизи, так это смешал музыку, кислоту и световые шоу в мощный напиток расширяющей сознание фантасмагории. Многие, ожидавшие этих кислотных вечеринок, принимали ЛСД в первый раз. Слава росла, и кислотные тесты посещало все больше и больше людей.
Кизи продвигал ЛСД, как новый способ переживания чего бы то ни было. Его психоделический автобус, вечеринки у него дома, кислотные тесты – все это было экспериментами с расширяющей сознание анархией. Те, кто участвовал в этих событиях были настоящими авантюристами, исследователями неизведанного. Сложно измерить влияние этих событий, но вскоре мы увидим некоторые из результатов, проявившихся в Сан-Франциско (смотрите далее). В конце концов, Кизи ввел церемонию награждения для костяка участников кислотных тестов. Им выдавался сертификат, удостоверяющий то, что они пережили.
Кислотные тесты вдохновили Стюарта Бранда на создание Фестиваля Путешествий в Сан-Франциско в январе 1966. Это был трехдневный фестиваль музыки в Лонгшормен Холл с танцами и световым шоу, которое имитировало «опыт ЛСД без самого ЛСД». Здесь же появились сам Кизи и Прикольщики (вместе с Grateful Dead и множеством настоящей кислоты), превратив фестиваль в самый крупный кислотный тест. Успех этого мероприятия вдохновил Билла Грехема на проведение подобных вечеринок на регулярной основе в Филлмор Аудиториум.
Это был объявленный, как «Сбор племен», первый подобного рода слет. 14 января 1967 50.000 хиппи собрались в Поло Граундз послушать Тимоти Лири, Аллена Гинзберга, Ричарда Алперта (Рам Дасс), Дика Грегори, Джерри Рубина, Лоуренса Ферлингетти и Гари Снайдера говоривших о жизни, любви, просветлении и мире. Рок группы Сан>-Франциско> The Grateful Dead, The Jefferson Airplane и Quicksilver Messenger Service развлекали толпу. Здесь же были диггеры, бесплатно раздавшие еду, часть которой была с ЛСД.
Это было весьма символичное событие, которое собрало вместе политических, духовных, литературных, музыкальных и шаманских лидеров поколения. Это было отличное и своевременное событие, где можно было просто собраться вместе и переживать вибрации. Оборачиваясь назад, можно сказать, что это был шанс для нас увидеть, насколько мы многочисленны, почувствовать нашу мощь, передать нашу любовь и наметить цели. Таков был подтекст. Аллен Гинзберг говорил, что мы должны использовать нашу «силу цветов» в мирных целях. Тимоти Лири учил, что мы должны «врубиться, настроиться и выпасть» из социальной программы. Джерри Рубин призывал нас быть более активными в политике. Рам Дасс убеждал нас «быть здесь и сейчас» и найти просветление в этот момент. Музыканты играли, чтобы мы могли танцевать, вспомнив, что жизнь полна удовольствий.
Многие, кто участвовал в этом событии, вспоминают особенный свет, который окружал нас. Внутри коллективного опыта, внутри света ощущалось сильное чувство общности, близости и единства. Затем свет спал, и мы опять оказались в парке, слушая музыку, вновь разделившись. Но это чувство задержалось, как ощущение зимы, переходящей в весну…
Объявленный, как «Музыка, Любовь и Цветы» поп-фестиваль Монтерей не только оправдал название, но и оказался гораздо большим. На фестиваль люди одевались как можно более дико. Это был первый большой рок фестиваль на музыкальной сцене Западного побережья. 200.000 человек приехало на трехдневный некоммерческий концерт в Калифорнию в Монтерей Каунти Фэйрграундз, место ежегодного джазового фестиваля.
Организованный Луи Адлером и Джоном Филлипсом из The> Mamas and Papas, с помощью рок импресарио Билла Грехема и прочих, Монтерей привлек к себе сливки музыкальной массовки. Пол МакКартни посоветовал пригласить Джими Хендрикса и The Who (для них это был первый концерт в Америке). Среди других исполнителей были Eric Burdon & The Animals, Simon & Garfunkel, Canned Heat, Big Brother & The Holding Company с Дженис Джоплин, The Steve Miller Band, The Byrds, The Jefferson Airplane, Ravi Shankar, Buffalo Springfield, The Grateful Dead, Scott McKenzie и
, The Mamas and Papas.Это был крупнейший рок концерт того времени. Он оказался прелюдией к тем большим рок фестивалям, которые стали появляться позже. Посетители были отлично приняты, концерт был великолепно организован, и все началось довольно гладко. На входе раздавали гавайские орхидеи, обслуживающий персонал указывал посетителям их места, здесь же можно было достать пакетики с пурпурной кислотой от Оусли. К психоделическому ощущению фестиваля было добавлено типичное для Сан-Франциско световое шоу.
В течение трех дней слушатели наслаждались лучшей музыкой юных творческих талантов. Джими Хендрикс и Дженис Джоплин создали рок историю, затронув душу каждого из присутствующих. До Монтерея они были почти совсем неизвестны. Дженис была первой, кто похитил сердце аудитории, исполнив блюз Большой Мамы Тортон «ball and Chain». Ни одной другой женщине до Дженис или после нее не удалось так глубоко тронуть публику своими эмоциями.
У Пита Таунсенда и Джими Хендрикса вышел спор, кому за кем выступать. Питу выпал жребий выступать первым. Во время своего выступления его группа разнесла сцену, свои гитары и прочие инструменты. Джими такие трюки не понадобились. Он завел толпу своим мастерством, своим искусством извлекать всевозможные звуки из гитары. Слушая его игру, каждый понимал, что такая музыка не повторится. Чтобы превзойти Таунсенда Хендрикс бросил свою гитару в огонь, после того, как занялся с ней любовью.
Рави Шанкар отыграл трехчасовой гипнотический сет и удостоился продолжительных бурных оваций стоя. Его исполнение превратило его в икону индийской музыки. Некоторые команды типа TheByrds и The Mamas and Papas были на грани развала, и их выступление отражало внутренне недовольство.
О Монтерее сняли фильм, который при первом выпуске не получил большого успеха. Сегодня он считается классическим документальным фильмом о том периоде, в основном, благодаря Джими Хендриксу и Дженис Джоплин. Фестиваль вдохновил других учредителей на проведение крупных концертов, и психоделическая рок сцена охватила всю страну. Ее успех был основан на профессионализме организаторов. Как предшественник Вудстока, фестиваль Монтерей показал, что существует большой рынок для концертов под открытым небом. Начиналось лето, которое невозможно забыть…
Если ты собираешься в Сан-Франциско,
убедись, что у тебя в волосах цветы.
Джон Филлипс / Скотт МакКензи (Если ты собираешься в Сан-Франциско)
Сан-Франциско всегда был отмечен атмосферой терпимости. В конце 50’х – начале 60’х он был городом богемы. Джек Керуак, Аллен Гинзберг и другие писатели, художники и музыканты жили здесь и устраивали дикие вечеринки в местечках типа North Beach или за заливом в Беркли. В 1964 Калифорнийский Университет в Беркли был обителью движения за свободу слова. Так что это был прекрасный отправной пункт для революции в стиле, отношениях и сознании.
Настоящее развитие пошло, когда в 1965 Кен Кизи и Прикольщики устроили здесь кислотные тесты. Эти электрокислотные тесты с музыкой сродни Grateful Dead и первыми появившимися световыми шоу были первыми искрами, которые зажгли тысячи свечей. Эта волна пошла дальше, так в 1966 проходил Трип Фестиваль, где были партизанский театр, пантомима и боди-арт на психоделическую тему.
В 1967 все собралось до кучи: музыка, наркотики и, конечно, тысячи «прекрасных людей». Этот год начался со «Сбора Племен, Первого Слета». Бизнесмены начали осознавать, что в городе происходит нечто, что привлекает тысячи молодых людей. Они начинают активно продвигать наступающее «Лето Любви», чтобы и самим поживиться.
Принял решение взять новый старт.
Отправляясь в Калифорнию с болью в сердце.
Кто-то сказал мне, что там есть девушка.
С любовью в глазах и цветами в волосах.
Лед Зеппелин (Отправляясь в Калифорнию)
Сан-Франциско – один из великолепнейших городов мира. Голден Гейт Парк – культурный центр и место, где все собираются. Рядом с парком находится район Хэйт. Что за сцена это была в 1967 с легендарной психоделической музыкой, световыми шоу, свободным потоком наркотиков, новой модой и молодыми людьми повсюду! Хайт-Эшбери пытался приспособиться к этому наплыву и развивался в соответствии с нуждами этих первопроходцев новой культуры. Большинство хиппи убежали из дома, и, как правило, были на мели. Бесплатные больницы, бесплатная еда (спасибо диггерам) и бесплатная одежда – все это помогало справляться с проблемами. А поскольку здесь царил настрой любить друг друга и всем делиться, то можете добавить в эту смесь свободную любовь и наркотики.
Но реклама зашла слишком далеко. В Хэйт были организованы экскурсионные туры. Люди пялились из окон автобусов на нечто чужеродное, это напоминало посещение цветастого космического зоопарка с мельтешащими повсюду экскурсоводами. Средства массовой информации обыграли сложившуюся ситуацию, и сюда хлынули подростки, став частью сцены.
16 июне фестиваль Монтерей Поп привлек внимание всей страны, представив такие группы, как Grateful Dead, Big Brother and the Holding Companyс Janis Joplin, Jimi Hendrix и Jefferson Airplane. И Хендрикс, и Дженис были относительно неизвестны до из легендарного выступления на Монтерее. 21 июня хиппи устроили концерт Летнее солнцестояние в Голден Гейт Парке. 25 июня состоялся первый показ по телевидению песни Битлз “All You Need Is Love”, и 100.000 детей цветов собрались в Хайт-Эшбери отметить это событие. 1 июля альбом Битлз Sgt. Pepper, на который их вдохновили эксперименты с ЛСД, стал хитом номер один. 7 июля журнал Тайм Мэгезин опубликовал статью «Хиппи: Философия субкультуры». 7 августа Джордж Харрисон со своей женой, Патти, посетили Хэйт. 26 августа альбом Джими Хендрикса “Are You Experienced?” побил чарты.
Определенно происходило что-то космическое. (Прочитайте главу «Астрология и движение хиппи», поясняющую, какие силы действовали летом 1967.) Хэйт на своем пике был сердцем движимой ЛСД революции в сознании, музыке, искусстве, моде и образе жизни. Эксперименты, которые мы проводили в течение тех лет не прошли понапрасну. Они открыли двери, через которые мы увидели свое истинное лицо и нашу общность. Конечно, были бэд-трипы, кражи, болезни, проблемы с властью, но все эти немногие инциденты были малой ценой, которую можно было заплатить за то, чтобы быть частью революции.
Через несколько лет СМИ укатили отсюда, также как и многие хиппи. Кто-то вернулся домой, кто-то уехал в другие коммуны штата, кто-то отправился в другие прибежища хиппи. В Хайт-Эшбери начался резкий спад, но сегодня ситуация отчасти восстановлена, хотя и являет собой скорее ностальгический аттракцион для туристов, чем сцену движения хиппи.
Наши демонстрации должны быть полностью мирными. Мы не ищем конфронтации.
Дэвид Деллинджер, лидер Национальной Мобилизации для Прекращения Войны во Вьетнаме и запланированных протестов в Чикаго.
Это должна была быть мирная демонстрация против продолжения Вьетнамской войны. Сама же конвенция была сущим фарсом, поскольку решение было заранее известно (Хамфри должен был занять пост). Ранее в этом году были убиты Мартин Лютер Кинг младший и Роберт Кеннеди. Потеря наших популярных, миролюбивых лидеров, назначение Хьюберта Хамфри и отказ от мирных переговоров послужили толчком к выступлениям.
В течение восьми ночей Америка наблюдала по телевидению за событиями в Чикаго. Демократическая конвенция и назначение Хамфри ушли на второй план тех событий, что происходили на улицах. Лидер иппи, Абби Хоффман, призвал 500.000 выступить с протестом в Чикаго. В ответ мэр Дели приказал выставить 12.000 полицейских вокруг центра Конвенции. В его распоряжение поступило дополнительно 7500 солдат, 6000 солдат национальной гвардии, 1000 агентов ФБР, ЦРУ и других отделов, чтобы разобраться с 10.000 мирных демонстрантов.
Иппи Джерри Рубина и Абби Хоффмана угрожали «грохотать, как дикие банды» по всему Чикаго и подмешать ЛСД в водопроводную воду. Но это была их обычная выходка, чтобы привлечь внимание СМИ. Том Хэйдн, Ренни Дэвис (лидеры СДО) и Дэвид Деллинджер организовали крупнейший протест. Все эти люди позднее станут частью суда над Чикагской семеркой, обвиняемой в заговоре.
Скандировали протестующие на улицах Чикаго во время Демократической конвенции 1968, в то время как полиция избивала демонстрантов, прохожих и телевизионщиков, снимающих все это.
Очевидно, уже заранее было задумало преподать урок демонстрантам. С одной стороны протестующим было приказано покинуть парк, где они собрались. С другой, все улицы, по которым можно было уйти, были перекрыты полицией и солдатами. Ясно, что стратегией было выбить всю дурь из демонстрантов. Репортажи из первых рук показывают жестокость со стороны властей по отношению не только к молодым протестующим, но и репортерам, операторам и прохожим. Многие лидеры, в том числе Аллен Гинзберг, уверяли, что демонстранты были настроены мирно. Но гнев и насилие, как тактика полиции, взяли свое. Все меньше демонстрантов становилось с каждым днем, но их встречало все больше полиции и гвардейцев. Этот полицейский заговор был транслирован по телевидению, и его свидетелями стали миллионы.
Благодаря событиям в Чикаго Хамфри потерял президентское предложение, а мэр Дели столкнулся с множеством последствий и отчасти потерял власть. Лидеры иппи и СДО были отправлены под суд по обвинению в заговоре и подстрекательстве к беспорядкам. Но Абби Хоффман и Джерри Рубин превратили судебный процесс в шоу, на котором глумились над всем этим лицемерием. В результате с них были сняты обвинения и в заговоре, и в подстрекательстве к беспорядкам. Тактика полиции, применяемая в Чикаго, убедила многие воинствующие группы, что мы на войне. Вскоре они прибегли к насильственным способам, применяя взрывчатку, как метод донести свое послание.
Насилие порождает насилие, и, кажется, что наше общество одно из самых насильственных на планете. Хиппи используют ненасильственные методы протеста. Однако события в Чикаго показали, что применение силы для подавления мирных демонстраций приводит к увеличению насилия на обеих сторонах. Благодаря изобилию записывающей техники и таким событиям, как, например, избиение Родни Кинга, легче отметить, что те, по отношению к кому во время демонстраций в Чикаго было применено насилие, в конечном счете, привели к справедливости и правосудию. Виновные, независимо от того, какую униформу они носят, были наказаны, а жертвы – вознаграждены.
Хайвеи штата Нью-Йорк перекрыты, дружище. И это замечательно!
Арло Гатри на Вудстоке
Вероятно, самым определяющим моментом движения хиппи был музыкальный фестиваль Вудсток, проходивший 16, 17 и 18 августа 1969 года на ферме Макса Ясгура в Безеле, штат Нью-Йорк. Несмотря на некоторые организационные проблемы, фестиваль оказался, как и было заявлено «Тремя днями Мира и Музыки».
Это событие отметило пик движения хиппи/силы цветов. До Вудстока не было концертов с аудиторией более 70.000 человек, не говоря уже о 500.000. Первоначально рассчитывая на 100.000 человек, организаторы сделали все возможное, чтобы справиться с таким приливом народа.
Доброе утро! То, о чем мы думаем, так это завтрак в постель 400.000.
Вэйви Грэйви из Hog Farm
Но прибывшая орда оказалась порядком самодостаточна, такие группы, как Hog Farm и Прикольщики помогали справляться с возникающими проблемами. На фестивале было лишь несколько полицейских (если они вообще были), да в них и не было нужды! Насилия не было как на самом фестивале, так и в близлежащих окрестностях. Так же, как и краж с взломом. Самым тяжким преступлением было то, что люди перелазили через заграждения, чтобы не платить за билеты.
Мы все пели песни мира.
Мэлани (Приляг)
Самым притягивающим в этом событии были, конечно же, выдающиеся музыканты того времени: Jimi Hendrix, The Who, Janis Joplin, Jefferson Airplane, Crosby, Stills и Nash (их второе выступление на публике), Grateful Dead, Santana, Joe Cocker, Ravi Shankar, Richie Havens, Creedence Clearwater Revival и многие другие.
Мы должно быть в Раю!
Вэйви Грэйви
Дети цветов не дали жаре, дождю и грязи погасить их энтузиазм. Они, так же, как и организаторы оказались неподготовлены. Некоторым пришлось пройти пешком 20 миль, чтобы добраться до фестиваля, поскольку хайвей был перекрыт. Многие не захватили достаточно для трех дней еды и питья, а грузовикам было почти невозможно подъехать, чтобы доставить продукты. Но люди делились друг с другом всем: едой, водой, наркотиками, палатками и даже одеждой. Они кайфовали друг от друга и от наркотиков, улетали по лучшую музыку и пропадали в космосе, чтобы почувствовать себя частью исторического момента в истории движения.
Люди этой страны должны гордиться этими ребятами.
Шеф полиции Безела
Вудсток, как и сами шестидесятые, не возможно повторить снова. Попытки уловить дух и чувства оказываются несостоятельными. Нам осталось только задаваться вопросом, что же это было за событие, и что за люди были в него вовлечены, что сделали его таким необычным.
9 декабря 1969 Роллинг Стоунз организовали бесплатный концерт, чтобы отметить их чрезвычайно успешный Тур по Америке. В последнюю минуту место проведения концерта было перенесено на Альтамонт Спидвей, что в 40 милях от Сан-Франциско. В программу вошли Santana, Jefferson Airplane, Crosby, Stills, Nash и Young, Flying Burrito Brothers, Grateful Dead (которые отказались выступать) и Rolling Stones.
Из-за того, что событие было плохо спланировано, возникли ряд осложнений. Во-первых, автострада – не самое лучшее место для концерта. Во-вторых, сцена была сооружена на скорую руку и оказалась слишком низкой и чересчур близко к публике. В-третьих, в качестве секьюрити были выбраны Ангелы Ада, которым заплатили 500$ на пиво. И, наконец, на концерт пришли 300.000 человек, что оказалось слишком много.
Фильм “Gimme Shelter” показывает некоторые критические моменты концерта. Ясно, что толпа была в необычном настроении для концерта. Счастливые, улыбающиеся «прекрасные люди» были наводнены (по крайней мере, около сцены) зомбиподобными космическими кадетами. В напряженной обстановке Ангелы Ада пытались сдерживать толпу, чтобы та не снесла сцену. Марти Балин из Джефферсон Эйрплейн оказался в гуще событий и был вырублен одним из Ангелов. Общий настрой не улучшился, когда Роллинг Стоунз вышли на сцену. Среди прочих композиций в их репертуар вошли такие агрессивные песни, как «Уличный боец» и «Симпатия к Дьяволу».
И когда я увидел его на сцене,
Я в ярости сжал кулаки.
Не родилось в аду ни одного ангела,
Который бы смог разбить заклятье Сатаны.
И когда пламя взвилось в ночи,
Освещая обряд жертвоприношения,
Я увидел Сатану, смеющегося от наслаждения,
В тот день, когда умерла музыка.
Дон МакЛин (Американский пирог)
Во время выступления Роллингов, к сцене направился человек, сжимавший в руке пистолет. Ангелы не проявили к нему милосердия, и человек был убит. Побоявшись больших беспорядков, Роллинг Стоунз продолжили свой сет, но закончив быстро исчезли. Возбужденное дело против Ангелов Ада было вскоре закрыто, поскольку судья счел, что они просто выполняли свою работу.
При лучшем планировании концерта в Альтамонте трагедии можно было бы избежать. Поспособствовал ли тот факт, что это был бесплатный концерт, случившимся событиям? Употреблялись ли на концерте «плохие» наркотики, которые добавили негативные вибрации? Ухудшило ли ситуацию то, что концерта проходил на хайвее? Слишком ли много было народа? Положил ли Альтамонт конец невинности Поколения Любви? Все эти вопросы навсегда останутся без ответа.
Шумиха в прессе и по телевидению, конечно же, привела к спаду тенденции проведения музыкальных фестивалей. Отношения между Ангелами Ада и хиппи были испорчены.
Никсон и оловянные солдатики уже в пути.
Кросби, Стиллс & Неш (Огайо)
30 апреля 1970 президент Никсон заявил, что хочет расширить военные действия и ввести войска в Камбоджу. Это привело к вспышке протестов в университетских городках по всей стране.
Будучи ярым студенческим активистом, я участвовал в одном из них, устроенном в моей школе. Я помню, что студенты были очень рассержены. Тогда я испытал столько волнений, сколько не испытывал еще долгое время. Вместо того чтобы закончить войну, мы все глубже погружались в нее. Нам талдычили годами, что до тех пор, пока мы не победим в этой войне, злостная коммунистическая система будет распространяться в Юго-восточной Азии. Оказалось, что эта теория домино права, только вторгаются не коммунисты, а Штаты.
Студентов сводило с ума то, что с увеличением военных действий шанс быть призванным значительно возрастает. К тому же складывалось впечатление, что годы протестов против войны прошли впустую. Никсон и военная машина делали все, что пожелают, не взирая на мнения миллионов американцев по этому поводу.
Всех протестующих давно пора поместить в концентрационные лагеря.
Пол Браун, министр юстиции из Огайо
Ситуация в кампусах колледжей накалялась. Серия событий в Государственном университете города Кент, штат Огайо, привела к тому, что пришлось вызвать Национальную гвардию. Вообще говоря, Кент был более консервативным, чем другие университетские городки в Огайо, но вторжение в Камбоджу вызвало тревогу среди студентов по всей стране. 2 мая одно из зданий городка было подожжено. Пожарники, пытавшиеся взять пламя под контроль, были закиданы камнями, а пожарные шланги разрезаны. Через час прибыла Национальная гвардия.
Власти посчитали, что это аутсайдеры, в частности СДО, возбуждают беспокойства. Кроме того, поступали анонимки, в которых была угроза водоснабжению города и бизнесу. Был объявлен комендантский час, а когда толпа студентов собиралась вместе, солдаты национальной гвардии, как правило, их разгоняли. Губернатор сказал, что «использует любую необходимую силу», чтобы подавить беспорядки.
Когда смутьяны носят длинные волосы, разговаривают на сленге, ходят босыми и разрушают собственность, они должны быть остановлены.
Житель Кента, Огайо, после бойни
Студенты сразу сориентировались, какая тактика будет использована против них. Они сопротивлялись, устраивая сидячие забастовки, выкрикивая непристойности, некоторые даже бросались камнями в гвардейцев. Студентов сгоняли силой, не гнушаясь работать дубинками. В этот роковой день 4 мая, один из солдат на 13 секунд открыл огонь, убив 4 студентов и попав 61 пулей в еще девятерых. Кровавые новости были на первой странице каждой газеты и транслировались по теленовостям, сопровождаемые фотографией плачущей молодой женщины, склонившейся на коленях над студентом, истекающим кровью. Ее мученическое лицо отражало чувства целого поколения и вопрос… Зачем?
Нужно было убить больше.
Житель Кента, Огайо, после бойни
Реакция студентов имела общенациональные масштабы. Треть всех университетских городков США были вовлечены в первую студенческую забастовку в Америке. В Вашингтоне сто тысяч студентов участвовали в марше против стрельбы в Кенте и войны во Вьетнаме. В Нью-Йорке на Уолл-Стрит строители набросились на участников антивоенной демонстрации. Через 10 дней после бойни в Кенте полиция убила двух студентов Государственного университета Джексона во время ожесточенной демонстрации.
Четыре жертвы не совершили ничего, что оправдывало бы их смерть.
Они не бросали камни. Они не были политически радикальными элементами.
Расследование инцидента в Кенте
Было проведено множество расследований относительно стрельбы, каждое из которых выдавало разные заключения. Национальная гвардия утверждала, что был некий снайпер, что они были окружены и отравлены слезоточивым газом. Расследование, которое провело ФБР, показало, что все эти утверждения беспочвенны (тысячи страниц этого отчета все еще засекречены и недоступны публике). Окружная комиссия обелила событие, обвиняя во всем студентов и администрацию университета и расхваливая действия национальной гвардии. Губернатор отказался от дачи показаний о своих действиях, хотя многие считали именно его ответственным за произошедшую трагедию.
Некоторые считают, что это был преступный заговор, который включал ряд людей, которые в результате смогли продвинуться вверх по служебной лестнице. Противодействие администрации Никсона расследованию, последующее обвинение министра юстиции Джона Митчелла в препятствии правосудию и скандальная история Никсона с Вотергейтом показывают, что это был еще один его «грязный трюк». Считают, что первоначально было решено преподнести урок в университете Эйла, но отказ их шефа полиции от сотрудничества привел к выбору университета Кента.
Открытая рана на совести Америки.
Обозреватель христианской науки
Последствия этой бойни только увеличили разрыв между поколениями. Вьетнамская война нашла путь в сердце Америки. Это событие и юридический, политический и социальный ответ на него только подчеркнул то, против чего протестовали студенты. Равнодушие по отношению к гражданским правам, подавление законных демонстраций, обращение к насилию части правительства, политизация юридического процесса, злоупотребление властью, интрижки и заговоры коррумпированных лидеров – все это типичное лицемерие и отсутствие этики в системе.
В конечном счете, соглашение было достигнуто. Солдату национальной гвардии, губернатору и другим был предъявлен гражданский иск родителями скончавшихся и выжившими жертвами. Было принесено извинение. На месте происшествия был построен гимнастический зал, несмотря на протесты со стороны студентов и родителей жертв. Новые правила теперь определяют, как применять юридическое принуждение в университетских городках по отношению к протестующим. Но на сколько все, действительно, изменилось? Улучшилась ли система, или она просто стала лучше скрывать злоупотребления властью?
На космическом корабле, под названием Земля, нет пассажиров.
Мы все – экипаж.
Маршалл МакЛьюхан
В 1969 утечка нефти недалеко от Санта Барбары шокировала всю страну зрелищем мертвых чаек и рыбой покрытой нефтью, скачущей на экранах телевизоров и на страницах газет. В те дни никто не был готов к утечке нефти. Еще не существовало специального оборудования, способного собрать нефть, очистить пляжи или спасти животных. Оставалось только гадать, насколько далеко идущие последствия этой утечки. Новые скважины были пробурены по всему калифорнийскому берегу. Внезапно, все осознали угрозу дикой жизни, рыбным местам и пляжам, которую представляет собой эта промышленность. Это было еще одно неудачное событие, которое привлекло к себе внимание Америки.
Студенты уже были организованы для протестов против войны во Вьетнаме и призывной кампании. Так что им не составило труда мобилизироваться по новому поводу (он, в общем, то и не был новым, просто пришло время). У сенатора из Висконсина Гайлорда Нельсона возникла идея организовать студентов и устроить лекции об экологии в школах по всей стране. Дэнис Хайес, студентка юридического факультета Гарварда, была назначена национальным координатором. Первый День Земли прошел 22 апреля 1970. Это была крупнейшая организованная демонстрация за всю историю, в которой участвовало двадцать миллионов человек.
Взгляните на мать природу в бегах в 1970.
Нейл Янг (После золотой лихорадки)
Я помню, в Нью-Йорке студентов специально отпускали пораньше с занятий, чтобы они могли поучаствовать во всех мероприятиях, организованных по всему городу. Для этого случая движение автомобилей по Пятой Авеню было прекращено. 100.000 человек пришли на Юнион Сквеа. Здесь была демонстрация против предприятий, загрязняющих окружающую среду. Борьба с загрязнением воздуха, воды и земли была первоочередной задачей. Некоторые организовали уборку территорий и посадку новых деревьев. Конгресс закрылся, и фолк певец Пит Сигер пел на монументе Вашингтона. Общественные выступления, парады, марши и слеты в университетских городках, а также лекции повышали знание о нашей находящейся в опасности экосистеме.
День Земли дал полный ход экологическому движению, и уже к концу года было основано Общество по защите окружающей среды, и приняты акты о чистой воде и чистом воздухе. Были созданы новые экологические организации Green Peace и Earth First!, в то время как число членов в группах типа Sierra Club увеличивалось.
Не тем нужно гордиться, кто любит свою страну, но тем, кто любит весь мир. Земля – одна и все мы ее жители.
Баха’у’ллах
Чуть позже мы осознали, что экологические проблемы имеют глобальный масштаб. Перенаселение, озоновые дыры, глобальное потепление, вымирание видов – серьезные проблемы всего человечества. День Земли стал международным праздником, и в его двадцатую годовщину в 1990 году двести миллионов человек в более 140 странах мира приняли участие в событии, которое было направлено на сохранение тропических лесов, уничтожению опасных отходов, повторной переработке и кислотным дождям.
Президент Клинтон наградил Президентской медалью свободы Гайлорда Нельсона за его заботу и участие в вопросах об окружающей среде