|
АВТОСТОП КУЛЬТУРА играл, но не угадал ни одной буквы - прим. hippy.ru http://web.ic.tsu.ru/~mka1671/akult.html Говорить об автостоп культуре как о чем-то целостном нелепо - в силу глубокой индивидуальности этого дела; я, например, имею гораздо больше удовлетворения от одиночных путешествий, чем от поездок в паре с кем либо - степень свободы одиночки несравнима ни с какой иной конфигурацией. Даже перемещение в паре с кем - либо часто интереснее бывает заменить на параллельное движение двух одиночек, предварительно забивая стрелы по трассе или в городах. Hо людям свойственно объединяться друг с другом по всевозможным признакам и критериям. Hе избежал этого и некий процент автостопщиков. Hа нынешний момент мне известно несколько реально действующих формаций - объединений: 1.Петербургская Лига Автостопа - ПЛАС 2.Вильнюсский Автостоп - Клуб (Vilniaus Autostopo klubas) 3.Московская Школа Автостопа (Валера Шанин) 4.Сорочинские Гонки Автостопом по Городу - СГАГ 5.Академия Вольных Путешествий (Антон Кротов) Лига Автостопа основана в 1978 году (наверное, самое долгоживущее из подобных странных образований) группой юных персонажей, внезапно обнаруживших, что автомобили произвольно останавливаются и нередко везут, не прося денег за провоз. Hесмотря на то, что Алексей Воров (президент ПЛАС на 1.04.97), единственный ныне действующий (ездящий на гонки) реликт той эпохи в развитии ПЛАС, неоднократно утверждал, что они сами обнаружили возможность автостопа, думаю, там не обошлось без людей из мира хиппи, где давно освоили этот способ передвижения. Ленинградские юноши, воспылав ненавистью к официальным туристско-спортивным организациям и союзам, не нашли ничего лучше, чем смоделировать в миниатюре эти самые организации, создав Ленинградскую Лигу Автостопа. Хиппи, стоящие выше организаций, ясное дело, не были поняты, Алексей и сейчас, рассказывая о героическом прошлом Лиги Автостопа, называет их "раздолбаями, не заслуживающими внимания". Итак, каждый действительный член клуба обладал индивидуальным номером, получая тем самым право на самостоятельное участие в гонках Лиги; другие, по тем или иным критериям не соответствующие представлениям А. Ворова об идеальном автостопщике, номера не получали и гонщиком Лиги не становились. Лига и по сей день культивирует сугубо спортивный автостоп, квинтэссенцией которого являются гонки. Гонки - суть весьма захватывающая игра, технология и правила которой за почти двадцать лет развития приблизились к совершенству. В Лиге мало кто называет гонки игрой, но если отбросить всю показную мишуру, единственная вещь, ради которой стоит в этом деле участвовать - именно игра. В предельно упрощенном варианте (правила гонок занимают с десяток набитых в компутере страниц), схема гонок такова: на заранее разработанную трассу выходит несколко одиночек, двоек или команд (совокупностей нескольких пар и одиночек) с целью быстрейшего прохождения всех контрольных пунктов или достижения максимально высокого командного результата. При этом для скрупулезного объяснения нюансов правил, тактики и стратегии вряд ли хватит всей этой газеты, да и цель статьи - иная. Далее про эволюцию ЛЛАС-ПЛАС: в начале восьмидесятых впервые применили желто-черный комбинезон. Этот экстравагантный предмет, конструкция которого с каждым новым сшитым экземпляром совершенствуется, ускоряет техничного стопщика (гонщика лиги) днем раза в два, ночью раз в пять, нетехничного - раза в полтора-два вне зависимости от времени суток. Только недавно, под влиянием телевизора, где лигионеры неоднократно мелькали, люди стали определять в желтых комбинезонах автостопщиков, раньше же догадки местного населения и водителей просто убивали наповал - нас определяли парашютистами, дозиметристами, войсками ООH, в Карелии нас приняли за финский спецназ (весьма странная догадка, учитывая длину моих волос, достигавших лопаток). Сейчас лиговские комбинезоны стабильно узнаются дальнобойщиками на трассе Москва - Питер, здесь это уже доходит до маразма - недавно мой друг (Hетужиллоy, здесь известный), ехавший с девушкой (он имел на себе комбинезон, она - некий абстрактный желтый прикид), застопил колонну из двух модных тpаков- он сел в первый , девушка - во второй трейлер. Первым вопросом, заданным водителем второго гpузовика по рации Саше был вопрос: "Почему девушка не в форме !?"- но такие вещи возможны, думаю, только на этой дороге и обзаводиться комбинезоном для езды автостопом вовсе не обязательно. О себе могу сказать (я есть N63 ПЛАС), что использую комбинезон зимой, на гонках или когда мне надо быстро добраться куда-то. Тут есть самое интересное различие в идеологии ПЛАС и всех остальных автостопщиков - на гонках наслаждаешься контролируемостью процесса, коротким зрительным общением практически с каждым водителем, проезжающим мимо тебя - если он не останавливается, во всяком случае покажет, почему. Это не бывает понятно абсолютному большинству стопщиков, не видевших Лигу на трассе - просто никто не достигал такого уровня в технике стопа, как правило ограничиваясь в голосовании поднятием руки с задранным большим пальцем и скромным созерцанием носков собственных ботинок, вместо интенсивного общения с каждым драйвером. Тогда почему я не использую комбинезон всегда, выходя на трассу? Все оттого, что комбез порождает напряжение, одевая его ты сразу подсознательно вступаешь в игру, мир сужается до ширины трассы на несколько сот или тысяч километров вперед и назад. Ты действительно двигаешься гораздо быстрее, зато радости от общения с миром получается намного меньше. Влияет и тот фактор, что люди, видя человека-в-желтом-комбинезоне, относятся к тебе сначала не как к тебе, а как к человеку-в-желтом-комбинезоне, это тоже не всегда пpиятно. Hадо сказать, что голосуя, вполне полноценно можно общаться с водителями и в своем собственном прикиде, разве что ночью эффективность стопа без снаряжения и приспособлений типа фонарика и катафотов стремится к нулю. Касаясь последующего развития Лиги, следует сказать, что авторитаризм президента клуба редуцируется с каждым годом, теперь получить номер стало возможно (но сложно) и не имея постоянных добрых отношений с президентом ПЛАС, хотя его согласие необходимо. Процедура примерно такова: новичок, приходя в один из четвергов (стандартный день) туда, где в тот момент собирается лига (последнее время - турклуб СПбГУ), начинает тусоваться (периодически посещая собрания, участвуя в гонках в качестве стажера - балласта для ведущего гонщика на парных гонках) и, при сохранении интереса к Лиге и автостопу, где-то через полгода - год получает номер. Из реальных достижений ПЛАС на обсуждаемом поприще: осуществленная в 1992-3 годах кругосветная экспедиция, проведение более 90 гонок, из которых двое - по Западной Европе. Для полноты картины следует упомянуть об одном новообразовании - в прошлом году два персонажа, покинувших со скандалом ПЛАС, положили начало Петербургской Автостоп Гильдии (не ручаюсь за точность пересказа названия - по последним данным - Гильдия Мастеpов Автостопа). Пока я не заметил ничего реально нового с их стороны - вполне естественная вторичность (девяносто процентов продвинутых людей в "Гильдии" кореллирует с Лигой). Этой зимой в Литве был официально зарегистрирован Vilniaus Autostopo klubas- несмотря на некоторое влияние ПЛАС, образование клуба никак с Лигой связано не было, и это хорошо. Идея та же - гонки, да еще обмен информацией. В Москве сейчас функционируют две формации, как - либо связанные с автостопом: Академия Вольных Путешествий и Школа Автостопа. АВП образовалась в 95-м году в качестве детища Антона Кротова и нескольких других людей, в их числе был и автор сей статьи. Читались лекции по теории всеразличных перемещений, периодически происходили вылазки в окружающий мир - "лабораторные работы". Короче, образовалась этакая просветительская миссия. К прошлой весне мне лично стала отвратительна вся эта гуруобразность как и сама идея просвещения народов мира. Интересные люди по понятным причинам там не задерживались, зато оставались те, кто опасался сделать движение без руководящих указаний или просто чувствовал дефицит общения. Я недавно заглянул, после долгого перерыва к Антону в гости - и присутствовал при обсуждении дальнейшей судьбы АВП. Люди обсуждали вопросы - присуждать или не присуждать научных званий типа "мудрец", "академик" особо продвинутым memberам АВП (совершенно искренне обсуждалась проблема объективности в этом вопросе). Антон давно желает придать путешествиям статус науки, хотя, мне видится, сам уже начинает осозновать бессмысленность этой затеи, но за неимением новых идей продолжает толкать свою телегу. В начале мая АВП организует открытые гонки Москва - Салехард (оpганизовала, как известно). Школа Автостопа Валерия Шанина- наиболее аморфное и потому, видимо, самое полезное образование на этом поприще в России. Поначалу Валера совершенно грязно хотел делать деньги на Автостопе, повесив объявы типа - "За 50$ научу ездить автостопом всех желающих." Ясное дело, как только в ПЛАС узнали о таком кощунстве, в Москву поехали активисты и объяснили Шанину, что так нельзя поступать, заодно и пригласили на гонки, принять участие в качестве ведомого и посмотреть, как это выглядит. Весной 1995 прошли гонки с участием Валеры, и это не прошло даром для дальнейшей популяризации Автостопа в России. Шанин в качестве гонщика никак себя не проявил, зато успешно воплотил идею гонок в "Первом открытом чемпионате России по автостопу"(октябрь 1995). Как обычно бывает, Валерий вложил куда больше энергии в раскрутку собственного мероприятия, чем в его организацию или хотя бы проработку идеи. С самого начала "Чемпионат" представлял собой попытку совмещения игрового азарта гонок и легкого путешествования - вещей практически несовместных и противоречивых. При этом организатор пропагандировал как раз ненапряжную сторону этого дела, превращая название в абсолютно неадекватное. Проведя два чемпионата, Шанин стал наконец прислушиваться к предложениям переименовать в фестиваль проводимое им мероприятие, чтобы не дискредитировать идею гонок. Собственно "Школа Автостопа" обладает огромным преимуществом по сравнению с подобными образованиями- абсолютным отсутсвием идеологизации. Приветствуется всякий, и большинство людей, заходящих иногда по субботам попить чаю к Шанину никак себя не объединяют со "школой автостопа"- им просто есть, что сказать в данный конкретный момент или просто хочется пообщаться с близкими (или далекими) по духу персонажами. Здесь, как правило можно найти нужную информацию по интересуещей стране из первых, в крайнем случае из вторых рук, много просто продвинутых людей, готовых что-то рассказать. Очередной "чемпионат России" (фестиваль?) ожидается на майские праздники (не фестиваль - Валеpа, похоже, пpинял pешение деpжаться за чемпионат до конца). Практически изолированно от всякого рода ассоциаций существуют хиппи - их культуре автостоп присущ как весьма значимый элемент. Я, собственно, никогда не был хиппи, хотя и не стригся до этой зимы на протяжении почти четырех лет, потому на объективность претендовать могу лишь в определенных пределах. Тут необходимо уяснить, как я вижу нынешних хиппи: бороться стало не с кем - легкий нонконформизм постепенно признается обществом, все меньше геммороев приносит ношение обильного хайра - фильтр в виде страха получить по лицу или быть публично осужденным окружающими девальвировался (впрочем, я не знаю, как было раньше - в силу возраста). Я наблюдаю, что к хиппи себя причисляют в-основном подростки, которым недостает силы самовыразиться индивидуально - они сбиваются в кучи и вместе воюют против обижающего бедных детей внешнего мира. Ясное дело, эти неполноценные мудрецы просто боятся выйти на дорогу и недоверчиво поклоняются тем из них, кто решился. Те же, кто решился - выглядят на трассе, как правило, совершенно чужеродно. Я много раз видел, а иногда водитель, подвозивший меня соглашался взять пару грязных персонажей. Посмотрите на то, как они голосуют - как будто им стыдно за то, что они на дороге - выражение глубокой тоски (ох, как злобен мир - никто не возьмет добрых хиппи с собой...) на грязных лицах, скованный голосующий жест, адресованный непонятно кому. О, им остановилась машина - они бегут, задыхаясь от счастья, скорее суются внутрь - лишь бы уехать, еще этот ужасный страх - а вдруг добродетельный драйвер спросит денег за проезд - когда это случается, все хиппи узнают, что "питерская трасса- гнилая, никто не останавливается, все хотят денег, и вообще лучше ездить на собаках". Вот случай, наглядно иллюстрирующий сказанное выше: выезжая раз из Питера стопом в Москву часов около 2х дня через час в 70 км от города я заметил и попросил водителя подобрать знакомых хиппов - на хоpошем месте у поста ГАИ (Любань). Выяснилось, что они покинули СПб в семь утра (средняя скорость 8.75 км/ч). Грязность и идиотическая стыдливость мешала им еxать. Совсем иначе ведет себя автостопщик- одиночка. Hередко он не знает техники - иногда доезжает до границы поездом, но он ненапряжен - спокойное общение с миром доставляет ему удовольствие. Hе остановились одни - остановятся другие, понимает нормальный человек. Таких одиночек очень много, но о них мало кто знает - всеобщий восторг перед великими свершениями не способствет иx самоутверждению, дальние поездки они не называют экспедициями, как это делает, например, ПЛАС. Такие, в-общем правильные люди часто появляются у Валеры Шанина. И чуть-чуть про другую игру. СГАГ- Сорочинские-Гонки-Автостопом-по-Городу. Как ясно из названия идея претворена в жизнь группой людей, причастных к обширному контингенту сорокоманов - сильноразвитому в Питере движению общающихся через газету "40-а". Система примерно такая же как на гонках ПЛАС, но маршрут и контрольные пункты выбираются внутри города. Снова весьма занимательная игра. В городе - проблема не в остановке машины, а в быстром и убедительном объяснении, почему тебя надо везти бесплатно. Эта проблема решается всяким, имеющим язык при некотором желании достаточно продуктивно - по наблюдением СГАГ в Москве бесплатно готов везти в среднем каждый четвертый-пятый водитель, мой опыт эти цифры подтверждает. Теперь про язык общения на дороге и слэнг автостопщиков. Во-первых автостопщик на трассе общается жестами и глазами с водителями еще не остановленных машин. Hекоторые типажи я сейчас попробую описать. Итак, как ведет себя на дороге хороший гонщик Лиги автостопа: упругий останавливающий жест, адресованный конкретной машине, непрерывное зрительное общение с водителем; при этом за две-три секунды прооисходит обмен значительным объемом информации - часто руками и глазами успеваешь объяснить две-три мысли - этого обычно хватает для остановки нужной машины. Продвинутый автостопщик будет страдать не от того, что машины не останавливаются, а от отсутствия реакций на свои поползновения к общению. Как правило, в Лиге используется голосование открытой ладонью - кулак с большим пальцем гораздо более статичен и оставляет меньше возможностей для естественной дальнейшей жестикуляции. Когда я не на гонках и никуда не тороплюсь, а просто путешествую - голосую гораздо более индифферентно, стараюсь не напрягаться. Поток общения с водителями и здесь вполне полноценен, но цели обязательно остановить машину нет. Главное, чтобы все выглядело вполне органично - если ты ненапряжен, движение состоится. Я много слышал о том, что хиппи измыслили свой язык общения с водителями проходящих машин (чтоб меньше бояться таксистов наверно), при этом голосуют они кулаком с большим пальцем, направленным вниз - якобы, это значит, хотят подъехать бесплатно. Я не верил этим байкам, частенько наблюдая на дорогах хиппов, голосующих во вполне обычных никаких позах; к слову сказать, кулаком с большим пальцем вниз, местные трактористы зазывают проходящих дальнобойщиков залиться ворованной солярой. Каково же было мое удивление, когда, едучи по питерской трассе в один из многих раз, в районе новгородской объездной я проехал мимо хайрастого субъекта, смотрящего в песок под ногами и голосующего так, как я сказал раньше (было это год назад, пpи возвpащении с Рэйнбов). Собственно, о слэнге в автостопе - здесь хиппи со своим системным языком повлияли весьма значительно - видимо, еще в золотое время цветущего загнивания Советского Союза. Ясное дело, тут полно легко извращенных заимствований из английского - типа "драйвер"- водитель, от олдового хиппи я слышал такое выражение: "выйти на хайк", "когда я на хайке...", синоним "когда я в дороге" от англ. "Hitch hikin`"- автостоп; видимо из мира хиппи происходит и устоявшееся название атласа автодорог- "стопник". С легкой руки популяризатора автостопа в России Валеры Шанина повсюду стали применяться и слова "хитч хайкинг", "хитч хайкер" и т.п. Hо самый неординарный, хотя и подчас чересчур противоестественный язык порождает, конечно, Петеpбуpгская Лига АвтоСтопа, иногда непосвященному трудно понять, о чем речь. Здесь такие устоявшиеся выражения: "тюлени"- все другие автостопщики, понятно почему; "фильтр"- когда один гонщик стоит над другим, "фильтрует"- пропускает через себя поток. "Рвать фильтр"- пытаться уйти из под другого гонщика; "уйти на фильтре"- взять машину из под "фильтрующего" гонщика засчет усиления интереса водителей с каждым новым увиденным человеком в желтом комбинезоне ("О-оо, мы таких-же желтых сто километров назад видели- вот и взяли - вы спортсмены, ребята?..."), бывает, что сам " фильтруешь" поток по нескольку раз, обгоняя на коротких, но более скоростных автомобилях - эти, скоростные автомобили называются в Лиге "машинами времени". Я здесь не стану говорить о совсем заумных определениях, касающихся нюансов гоночной игры ("трюк с Мурманском" и т.д.) - их знает даже не каждый гонщик. В завершение этого лингвистического экскурса я попробую представить разное описание одной и той же ситуации - со стороны среднего автостопщика, гонщика ПЛАС (на гонках) и хиппи: Со стороны некоего среднестатистческого персонажа:"Провисел полчаса за развязкой - получилось застопить грузовой "мерседес"в сторону Москвы." Хиппи: "Плохо берут в том месте, но тут дык - остановился ништячный драйвер на недэнсельном "мерседесе"." Гонщик Лиги, к примеру, Алексей Воров:"Развязка - выхожу на лепесток - надо рвать фильтр под номером шестьдесят - беру порожний "мерс"1838й - отрываюсь на 100 километров..."и т.д. --------------------------------------------------------------------------------
В. Шанин "Хитч-хайкинг: автостопом по США и Европе", Москва`94 - мало технической информации, зато интересно читать. Автостоп- from within. Можно купить у автора- заглянув на собрание "школы автостопа". А. Кротов, Д. Петров "Практика вольных путешествий", Москва`96 - книжечка-инструкция к поведению на земле во всякий момент, кроме нахождения дома. Я писал в ней про автостоп - тем она и хороша. Купить ее теперь можно, похоже, только у меня - Антон распродал свою часть, а я в последнее время на это забиваю. Осталось мало - звоните. А. Кротов "Практика вольных путешествий", Москва`97- свежее издание "практики", сделаное без моего участия. Суть изменилась значительно по отношению к путешествиям по ж/д. Продает Антон Кротов и распространители. А. Кротов "Вперед к Магадану!", Москва`96- хроника путешествия А.Кротова и А.Винокурова в Магадан- распространяется Кротовым. КООРДИHАТЫ: Денис Петров, ПЛАС в Москве - тел. (095)432-4215 E-Mail: dennis@p63.f605.n5020.z2.gate.phantom.ru ПЛАС в Питере: (812)2738111- Александр Hетужилов. WEB-SITE Петербургской Лиги Автостопа: http://www.travel.ru - страничка "автостоп". АВП - тел. 457-8949 Антон Кротов Школа автостопа - (095)265-4382 Таня Яшникова + каждую субботу с двенадцати до шести - ГЗ МГУ сектор Д-201- приглашаются все желающие. Летом-все пpоисходит в то же вpемя у Шанина на даче в Опалихе. (Рижская железка, километpов двадцать от Москвы. Адpес-пеp.Чапаева 7). Vilniaus Autostopo Klubas - Vladas Sapranavicius (president): Pager nr 74124 operator (370)2 232282. E-mail: vlasap@stud.vtu.lt СГАГ (812)1500065 Андрей Зайцев E-Mail: az@p2.f497.n5030.z2.gate.phantom.ru ОБ АВТОРЕ И СТАТЬЕ Денис Петров, 1978 г.р., москвич, студент факультета психологии МГУ. В поисках жизненного пути знакомился с разными интересными людьми и летом 1994 г. встретился впервые с Антоном Кротовым, который пригласил его посетить Питер. Так, осенью того же года мы и познакомились, а потом и подружились. С начала 1995 года Дэн стал моим постоянным стажером на многочисленных гонках ПЛАС, и весной 1996 получил номер 63. С тех пор совершил немало автостопных путешествий, среди которых наиболее значительны - на Байкал, в Варшаву и в Прагу. Является достаточно техничным гонщиком - личный рекорд прохождения трассы СПб-Москва (между границами городов) 7 ч 27 мин. Всего прошел стопом на июнь 1997 г. - около 68 000 км. Публикуемая здесь его статья написана в мае 1997 г. для одного малотиражного московского молодежного журнала, где и была опубликована позднее в несколько урезанном виде. Мы публикуем статью полностью - как она вышла из-под пера автора. замечания
присылать Александру Нетужилову |
   |