Мария Чередникова

Семантика трассы

Газета Первое сентября N 3-2004.htm


Путешествовать автостопом, то есть задаром, далеко, на попутках стало уже традицией среди российской молодежи, традицией романтической, обросшей ритуалами и приметами


Автостоп стал массовым молодежным увлечением сравнительно недавно; такого слова даже нет в наиболее полном академическом словаре русского языка. Он начинался как непременная составная часть образа жизни неформальных групп восьмидесятых – начала девяностых годов. В то время автостоп воспринимался именно как отличительный знак “системы” – сообщества “хиппующей, богемствующей, просто неприкаянной публики, которая собирается на свои тусовки”.


В последние десять лет число сторонников такого способа бесплатного передвижения по стране выросло. Сами автостопщики говорят о трех типах путешествий по “трассе”.


Первый по-прежнему связан с “системой”: молодые люди автостопом добираются до мест “тусовок” – неформальных музыкальных рок-фестивалей, собраний на ролевые игры и так далее.

Отправившиеся по трассе могут достичь первоначальной цели, но могут от нее и отклониться – тут очень ценят импровизацию в поведении и ощущение полной внутренней свободы, с ней связанное.

Об этом говорит и “системный” фольклор, например, анекдоты. Хиппи-автостопщик никогда не знает, что с ним произойдет в следующую минуту. “Хиппи пошел выносить мусор. Через месяц возвращается в тех же тапочках, но без ведра”.

Или вот – о хиппи, отправившихся в путешествие: «Лежат хиппи. Чей-то голос: “Может, супчик сварим?” – “Ага”, – отзывается кто-то. И лежат дальше.

Проходит часов пять. “Может, супчик сварим?” – говорит еще кто-то. – “Ага”, – говорят все и засыпают. Утром просыпаются. Кто-то: “А давайте стопом в Питер!” – “Ага!” – говорят все. Собирают рюкзаки и уходят».

Второй тип – автостопщики-прагматики, для которых главное – добраться из одного пункта в другой за определенное время и бесплатно. Таких людей много, особенно среди студентов: из города, где учатся, едут к родителям, к друзьям и по прочим надобностям. У прагматиков такие поездки, как правило, не соотносятся ни с определенным типом культуры, ни с определенными культурными ассоциациями.

Третий тип – молодые люди, которые во время каникул или в отпуск отправляются в далекое путешествие; такие путешествия называют “вольными”. К ним готовятся: снаряжение автостопщика не должно быть громоздким, но должно содержать все необходимое для дальнего пути.

“Вольные” путешественники называют себя по-разному: “странники”, “романтики”, “бродяги”. Один из наших собеседников говорил: “Это люди, которые проезжают из точки А в точку Б так, как им хочется. Они могут проехать быстро, но не ставят себе это целью, они могут остановиться в итересующем их месте. При этом они примерно знают, когда могут достигнуть какой-то точки”.

Все странники говорят о том, что дорога связана для них с особым мироощущением. Оно формируется под влиянием культурных традиций.

Особо выделяется рок-музыкальная традиция восьмидесятых – девяностых годов прошлого века, в которой мотив дороги приобретает важное идеологическое содержание: она единственная возможность уйти от суеты и одиночества в толпе, от лицемерия городского мира в естественный, первозданный мир природы.

Роль странствующего хиппи в молодежном фольклоре может вызывать иронию, но может и поэтизироваться.

Как заявила студентка Ульяновского университета, "настоящий хиппи находится в состоянии вечного поиска, путешествия; он идет по дороге, срывая цветы. Перемещение – это свобода...”


Мифологизация трассы – общее место в рассказах практически всех автостопщиков: трасса мистически связана с человеком, ее надо уметь чувствовать. Прежде чем выйти на трассу, необходимо прислушаться к себе, к своему внутреннему голосу.

В плохом настроении выход на трассу бесполезен и даже опасен. «Дорога либо “тянет” человека, либо его “тормозит”. К одним людям она благосклонна, других “не терпит”, “не держит”: “Они вот сколько ни пробовали уезжать, то бьют их на дороге, то трассу, которую все проходят за два часа, они за три дня проходят...”


Трасса воспринимается как одухотворенное пространство (“Магия трассы – она определенно существует, может, это душа трассы”). На странника воздействуют некие таинственные силы. Потому, например, на трассе не стоит торопиться: если дорога задерживает странника – значит, в этом есть некий смысл, который откроется позже.

Один из наших собеседников заметил: “Трасса иногда ведет себя интересно”. Однажды неудачи преследовали одна за другой. Но в конце путешествия он помог проехать по трассе другим автостопщикам, остановив вместительный уазик: “Я для себя сделал вывод, что трасса задержала меня в общей сложности на три часа именно для того, чтобы я сократил время путешествия для восьми человек”.

Автостопщики уверены, что на трассе действует закон равновесия: “Если в начале поездки тебе очень везет, то это означает, что удачу, которая тебе выделена на всю дорогу, ты вначале всю спускаешь...

Или, наоборот, когда ты корчишься первую часть дороги – обратно всегда уедешь”. Считается легкомыслием радоваться везению на трассе: еще может резко измениться погода (“Под Омском дождь смыл нашу удачу”) или сама трасса начнет сопротивляться (невозможно остановить машину, невозможно найти долгожданный ночлег).

Один из наших собеседников рассказал, что под воздействием мистического ощущения трассы у него сложился определенный ритуал: “Когда я выхожу на трассу, минут 5–10 я просто стою, не поднимая руки, и при этом мысленно общаюсь со своим, видимо, воображаемым богом дороги, богом путешествия. К этому можно, конечно, относиться по-разному, но когда представляешь себе дорогу, причем не как кусок асфальта, а поднимаешься чуть выше и понимаешь, что дороги опутывают почти все обжитое пространство, они мощная такая система, каждый небольшой кусочек этой системы обладает аурой, которую в нее привнесли, и понимаешь, что какие-то законы непостижимые там действуют, и на всякий случай надо пообщаться с ней”.