hippy.ru

 

Летопись

Прыжок, рассказы Хлорки и Любавы

Страница Виктора Данильченко

 

 

 

 


22.04.2007 Прыжок, фоторассказ Виктора Данильченко

Третьим потоком или как я прыгал с парашютом.

Часть 1-я (подготовка)

«Помни!!!
Настоящий герой
Входит в землю головой!»
Из надписей на стене
Киржачского аэроклуба


Все начинается с идеи. Или желания. Или и того и другого вместе, как в этот раз. Согласно легендам и мифам, в 1960 Бог знает каком году, 22 апреля в одной заморской стране решили назвать вещи своими именами. То есть субкультуру хиппи назвать субкультурой хиппи и никак иначе. С тех пор в день маленького Ленина у некоторых хипповых, околохипповых, далекохипповых, приблизительнохипповых и других принято чего-нибудь отчебучивать. Концерты, хэппенинги, квартирники, шествия, фаер-шоу – у кого на что хватит фантазии. В апреле 2007 г. команде «хиппи.ру» фантазия подсказала приурочить к сей дате парашютный прыжок. Знай я в совершенстве буддизм, или даосизм, или индуизм, или еще что-нибудь подобное – подвел бы под такую акцию серьезную философскую базу. Но поскольку у меня с базой туго, пришлось ограничиться простой Идеей прыжка-в-этот-день. Ну и банальным желанием хоть когда-нибудь спрыгнуть с неба с куском материи на веревочках.

По принятию решения самые активные «хиппирушники» отправились подбирать аэроклуб исходя из критерия «приемлемая стоимость/возможность прыжка 22-го числа». После долгих прений, консультаций и рекомендаций выбор был остановлен на аэроклубе города Киржача. Да-да, мне уже известно, что у многих московских дропперов Киржачский а/клуб фигурирует под названием «Клуб самоубийц». И известно об этом стало за день до прыжка. Что придало бодрости. Я же говорю – идея+желание.

Смесь идеи и желания – тот самый коктейль, что заставляет людей не останавливаться перед мудреными вещами. Например, если начало полетов в Киржачском аэроклубе (почти 200 км от Москвы) назначается на 9-00 утра, то группа людей (5 человек) в здравом уме и твердой памяти (кажется, не перепутал) всю ночь готовится, потом спит два-три часа, в 5-30 уже ловит машину на улице, всем гамбузом в нее утрамбовывается, в 6-00 оказывается на Щелковском автовокзале, там подбирает еще двух таких же бодрых, в 6-30 разживается билетами, несмотря на толпу у кассы (спасибо женькиной настойчивости), в 6-40 грузится в киржачский автобус, в 8-30, не приходя в сознание, приезжает в Киржач.

В Киржаче небо дает нам понять, что не хотело бы, чтоб с него в этот субботний день что-либо сыпалось, кроме капель и снежинок. Поэтому в аэроклуб снаряжается разведочная партия. Разведочная партия никого не находит на аэродроме, зато возле него находит группу припанкованных ребят с палатками, костром и гитарой. Ребята были из Москвы и прибыли на прыжки несколько отличным от нас путем: с вечера приехали на электричке, поставили палатки возле клуба и всю ночь праздновали предстоящие полеты. За что я уважаю наших отечественных припанкованных ребят, так это за отвагу. Всю ночь мешать коньяк, водку с пивом, а наутро пойти прыгать с парашютом – попробуйте повторить. Лично я наутро после попойки боюсь прыгать даже с табурета.

Остальная часть «хиппирушной» команды вскоре подтянулась и самые активные пошли в а/клуб на поиски хоть кого-нибудь. «Кто-нибудь» нашелся и объяснил активным, что погода-фигня, были бы деньги, что мы, конечно, молодцы, что приехали к девяти, но инструкторы еще спят, поэтому рекомендуется подойти к десяти. После чего одни отправились общаться с припанкованными ребятами, другие - обозревать материальную часть аэроклуба. В легкой дымке виднелись облезлые гиганты Ан-12 и Ми-6, покосившийся полураздетый кукурузник, замотанный в ветошь Як-12, Ми-8 без винтов и прочее тяжкое наследие ДОСААФа. На фоне этой старческой туманности молодцевато бодрились два «линейных» Ан-2 и сверкал яркими красками Ан-28 с ободряющей надписью «Родина». Как выяснилось, с него-то нам сигать и придется.

В 10-00 тучи проредились, пропустили наконец лучи светила к земле и аэроклуб ожил. По трансляции объявили подготовку к вылетам и громогласно призвали инструктора для «перворазников». К нам вышел упакованный в десантный костюм инструктор, похожий на медведя-летуна, и решительно повел нас на тренажеры. По пути объяснив, что погода пока летная, но может ею и перестать быть, поэтому инструктаж будет ускоренный. Сперва показал принципы управления «парашютом десантным 6-ой модели». Предупредил, что садиться нужно по ветру, чтобы не ушибить спинку, а посадочный ориентир лучше выбрать еще на земле. И начать группироваться нужно за 100 метров до касания («когда травинки видеть будете»).

Затем объяснил, как правильно приземляться. После чего народ долго прыгал с деревянной эстакады, старательно пытаясь держать ноги вместе и приземляться «на всю стопу». Убедившись, что ребята худо-бедно на это способны, десантный медведь отвел всех в пункт выдачи парашютов. Где долго и обстоятельно рассказывал о строении парашюта Д-6, о том, что помимо кольца тот снабжен автоматом раскрытия купола, но лучше все же через три секунды после прыжка дернуть кольцо и не рассчитывать на автомат. О видах отказов основного купола (основных и частичных), и о том, в каком случае нужно дергать кольцо запасного парашюта, в каком случае нужно дернуть запасное кольцо и отшвырнуть купол запасного подальше от себя («чтобы смог наполниться») и в каком случае уже можно ни за что не дергать. На этой ноте в нарукавном кармане инструктора ожил мобильник и масяниным голосом произнес: «Ой, мама звОнит!».

Дальше все двадцать два человека (команда «хиппи.ру», припанкованные ребята, два солдатика и еще кто-то) были построены в шеренгу. Я удивился, не услышав от медведя-инструктора «равняйсь-смирно!!!». Началась «отработка выхода», т.е. все 22 человека, выставив левую ногу вперед и скрестив руки на груди в районе предполагаемого кольца, по команде «Пошел!» дружно прыгали вперед, дружно отсчитывали трехзначными цифрами три секунды («Пятьсот один! Пятьсот два! Пятьсот три!»), столь же дружно «вырывали кольцо» (под крики «Кольцо!») направо вниз, затем громогласно считали две секунды («Пятьсот четыре! Пятьсот пять!»), и, проорав «Купол!», застывали с задранными лицами и поднятыми руками. Иногда давалась команда «Запасной!», после чего все рвали на пузе воображаемую чеку запасного парашюта. Забегая вперед, замечу, что подобная метода тренировки оказалась весьма доходчивой.

На десерт показали способ сматывания парашюта по приземлению: «складываете стропы, вот так делаете петлю, просовываете, потом следующую петлю, просовываете и так, пока не получите такую «косу» и все завертываете в парашют…»

После этого всем выдали согласно комплекту: зеленый защитный шлем десантника СА (при виде которого мне вспомнилось детство и передача «Служу Советскому Союзу!»), основной парашют и запасной парашют. На вытяжном кольце основного парашюта красовалась веревочная петелечка, в которую при прыжке предписывалось просунуть выдергивающую руку. Сразу предупредили, что за утерянное кольцо – штраф 200 рублей. «Хиппирушная» часть коллектива примотала к своим джинсам картинки сообразно моменту. И пошли мы в командный домик впрягаться в парашюты.

В командном домике уже кипела жизнь. «Родина»-28 готовилась принять на борт первую партию спортсменов. Оживленно носились в разные стороны люди в цветных комбинезонах, стремительно укладывая спортивные парашюты. Забыл сказать, что в киржачском аэроклубе (как и во всяком) прыгуны делятся на две категории: круглые зеленые и цветастые крылатые. Круглые зеленые – в зеленых ЗШ (десантный защитный шлем) с круглыми ранцами Д-6 и круглыми куполами. Сиречь новички. Цветастые крылатые – в цветастых комбезах с гладкими ранцами спортивных парашютов и куполами-крыльями. Сиречь спортсмены. Кои должны были помочь нам зашнуроваться. Мне начал помогать шустрый парнишка лет 15-ти. Все справлялся с затяжкой ремней, не справился и позвал на помощь следующего юного спортсмена. Совместными усилиями им удалось наконец упаковать меня в основной и запасной ранцы и я заковылял, как робот Вертер в отечественном бронежилете, на построение.



Третьим потоком или как я прыгал с парашютом.

Часть 2-я (полет)

Все двадцать два будущих парашютиста построены на рулежке. Вдоль ряда идут «медведь» с краснолицым руководителем полетов и оценивают боеготовность каждого. Что не на месте – пристегивают на место, где слабо – затягивают, где туго – ослабляют. «Хиппирушная» часть десанта стоит в строю уверенно, девчонки держатся молодцом, некоторые даже бурно радуются. Еще раз всех переписывают и перекликают. Делят на две группы по очередности вылетов. Успел в первую.

Нашей первой группе назначили выпускающего – сурового деда лет 60, при взгляде на которого становилось ясно, что парашют он не снимает даже на ночь. Суровый дед поделил всю развеселую команду на три потока по очередности выкидывания, по 6 человек в каждом (от тяжелых к легким). Я был определен четвертым в третий поток. После всего нас окончательно построили для погрузки. Дали расписаться в меджурнале, технике безопасности и еще в чем-то. Учтя поменявшийся ветер, показали направление снижения и ориентиры для посадки: «целитесь на стоянку самолетов, слева должен быть лес, справа – Киржач!». Народ усек, выстроился и напрягся.

Тем временем улетевшие перед нами спортсмены закончили свой воздушный балет и вывалились из облаков. Надо видеть, как они вываливаются из облаков. Надо слышать, с каким громоподобным хлопком раскрываются их «крылья». Надо следить глазами за их пируэтами на снижении. Поэма! Песнь о буревестнике! Обязательно крутой заход на посадку, посадочная глиссада почти по головам построенных «перворазников», и изящное приземление. Люди-Аисты!

Вскоре после спортсменов из облаков вывалился Ан-«Родина», спикировал на посадку, плюхнулся, немного передохнул и подрулил к нам. Преодолевая вихри от винтов, народ пополз в его чрево. Засунулись, расселись и полетели, переваливаясь на кочках. Залезли на 800 метров и принялись нарезать круги. Дед тем временем пристегнул к фалу первую шестерку, открыл дверь и скомандовал подъем. Ребята первого потока полетели вниз с напутственным хлопком по плечу, радостно отсчитывая первый десяток пятой сотни.

28-ой сделал второй круг. Встал и вышел второй поток, после чего в самолете стало как-то неуютно пусто.

Третий круг. Щелчки карабинов стабилизирующих куполов на фале. «Третий поток, встали!»

Подъем. Так. Сейчас самое главное – не думать… Третий поток начал сыпаться. Вот уже я стою у среза люка, левая нога вперед. Хлопок по плечу. «Пошел!». Пошли.

За спиной клацкнуло, воздушный поток в рожу, тело в свистящей пустоте, сердце ухнуло куда-то в живот, там и осталось.

«Пятьсот один!!! Пятьсот два!!!» Старательно и громко пятьсоткая, чую что-то не совсем то. Ребята, пошедшие передо мной, планировали относительно прямолинейно. Меня же начинает раскручивать в горизонтальной плоскости – нечто наподобие «плоского штопора». «Пятьсот три!!! Чека!!!» Млин, какая «Чека», надо было «Кольцо!!!» крикнуть… Рвем колечко направо вниз. Над головой хлопнуло, за шкирку дернуло. Высший пилотаж прекратился, уже не падаем.

«Пятьсот четыре!!! Пятьсот пять!!! Купол!». Поднимаем очи вверх. Хм. Купол как купол. Без замечаний. А вот стропы… Черт, над самой головой закрутились в веретено! Не смертельно, но парашютом так хрен поуправляешь. Спокойно. Поднимаем ручки вверх… Аккуратно беремся за оба «пучка»… Ме-едленно разводим их в стороны… «Веретено» раскручивается… От молодец… Управление восстановлено.

Теперь самое время осмотреться, где же мы все-таки летим. Над головой – стада молочно-свинцовых тучек, а вокруг – Владимирская губерния во всей своей предвесенней красе – с темными голыми лесами, желто-серовато-бурыми полями, сизыми деревеньками и ниточками дорог с веселенькими разноцветными машинками. Кругом дождевые фронты с темно-серыми и белесыми струями небесными. Лишь над нами сухой пятачок. «Как красива наша Африка с высоты птичьего полета».

Кучно нас высадили. Парнишка, прыгнувший передо мной, болтается меньше чем в сотне метров и орет мне что-то восторженное. Отвечаю. Кстати, десантировали над самым центром аэродрома. Хорошо. Нехорошо только, что по правую руку у меня лес, по левую – город Киржач, а ветер – в лицо. Должно быть все строго наоборот, иначе спиной хряпнемся. Тянем за правую стропу управления. Да что ж так медленно-то крутимся? Попробуем со скольжением. Правые лямки – вниз. Мда, не шибко удачная идея. Начинает раскачивать и швырять. Лямки – в исходное! Но довернуть все же удается.

Обещанные сто метров до земли. Неожиданно прекращается ветер. Значит, сядем вертикально, и купол никуда не потащит. И гасить не придется, сам опадет. Смотрим вниз, убеждаемся, что ноги сомкнуты и из-под запасного видны только мыски слепленных вместе ботинок. Больше вниз не глядим, как нам и предписано, смотрим прямо перед собой. Земля приближается, как ей и предписано, со скоростью 5 м/с. Группируемся, группируемся, группируемся, группи… ТУМММ!!! Бля-я-а…

Как ни группировался, а все равно приземлился «на три точки». То есть, сперва на две сомкнутые ноги, потом на задницу. Рядом нежно опадает купол. Повезло, что земля после ночных дождей мягкая.

Несколько секунд уходит на то, чтобы собрать осколки мироздания воедино. Затем - несколько минут на то, чтобы собрать стропы в отдаленное подобие той «косы», которую показали на инструктаже. Затем комкаем парашют, и, поминутно на него наступая, бредем к пункту выдачи. По дороге бурно делясь впечатлениями с такими же куполоносцами. С облегчением узнаем, что все живы и относительно невредимы.

В пункте выдачи медленно рассупониваемся (причем самое сложное – расстегнуть застежку шлема), кладем на бочку шлем, бережно сохраненное вытяжное кольцо, запаску и получаем назад залоговый документ. Уже на выходе из пункта к «хиппирушной» команде приходит осознание того, что акция удалась. Осталось в командном пункте получить документ, удостоверяющий, что она удалась.

В командном домике уворачиваемся от тренирующихся воздушных фигуристов, что раскатывают на маленьких тележках, лежа на животах. Затем - вручение синенького удостоверения парашютиста, где синем по белому написано, что такого-то числа гр-н такой-то (в данном случае - Данильченко В.А.) при помощи парашюта Д-6 успешно срикошетировал от земли с высоты 800 м. С оценкой «отл». Наверное «отл». Им виднее.

После выдачи корочек вся братия, перед тем, как потопать на выход через дыру в заборе, долго-долго провожает взглядом «родной» Ан-28, утаскивающий за облака очередную (восьмую по счету) партию «людей в цветном» на фигурное летание.

P.S. Спуск с 800 м на Д-6 занимает чуть более 2-х минут.

P.P.S. И еще о Д-6. Из семи «хиппирушников» кольцо удалось выдернуть только троим (считая и меня), остальным пришлось воспользоваться услугами автомата раскрытия.

«… обнимая небо крепкими руками
Я сучу ногами на ветру
Ведь с кольцом меня, похоже, нае@@ли!
Как со «скорой» будет, посмотрю…»
Из надписей на стене Киржачского аэроклуба


[1]   [2]