СПИА "Свобода» 4.03.2007 Антимеховой пикет в Самаре 16-18.05.2007 Межгалактический Либертарный Форум в Самаре&связанные с ним репрессии
|
30.05.2008 Любава Малышева Повседневное сопротивлениеинтервью с самарским правозащитником, независимым журналистом Александром Лашманкиным.Мы не хотим революции, навязанной сверху : она всегда оборачивается против тебя же. Мы не авангард. Мы здесь не для того чтобы заканчивать, а для того чтобы начинать. Мы не единственные и не самые лучшие. Мы не обладатели истины в последней инстанции, у нас нет ответов на все вопросы. Важно поставить хорошие вопросы, c нас этого хватит. Субкоманданте Маркос в разговоре с Режи Дебре в 1996 году.
Любава Малышева: Саша, почему тебя стали интересовать социальные проблемы? Александр Лашманкин: До 26 лет я жил, как все - жил, пил, не размышлял о том, как устроено общество. А вот когда я бросил пить и заметил странный разрыв между реальностью и представлениями о том, какая она должна быть. Основная мысль тогда была - что наркомания, алкоголизм и ВИЧ - социально обусловленные заболевания. Если они так распространены, то с обществом точно что-то не в порядке. Например, в Самарской области 60 тысяч ВИЧ-позитивных - это официально. По нашим оценкам - около 300. Это 10 процентов населения. Л: Не в это ли время в Москве работали радикалы социального движения Фронт AIDS? http://frontaids.org/ АЛ: Нет, это было раньше. В Самаре была коммерческая группа психологической поддержки для ВИЧ-позитивных. Мне это показалось отвратительным и мы стали делать бесплатную группу взаимопомощи типа групп анонимных алкоголиков. В этом участвовали Света, моя жена, и Михаил Федорович Иванов — психотерапевт. Оказалось, что людей с ВИЧ объединить сложно. Они приходили, уходили, один и тот же человек мог ходить в группу в течение года. Потом наша инициатива начала сходить на нет. Сейчас всё держится на Свете и двух людях с ВИЧ. У группы есть сайт: http://www.hiv63.ru/ Л: С чем ты связываешь ухудшение ситуации с ВИЧ в Самаре и по стране? АЛ: С отсутствием собственного жилья у молодых людей и низким уровнем культуры. Л: То есть распространение ВИЧ - это исключительно проблема безопасного секса? АЛ: Сейчас, когда распространение идёт половым путем, это проблема сексуальная. Л: А есть в городе какие-то люди, работающие в школах, говорящие о ВИЧ? АЛ: Может и есть, я про таких не знаю. Занимаясь проблемой ВИЧ, я понял, что государству наплевать на граждан и на общество. И решил как-то его, общество, подвинуть в сторону прогресса. Но оказалось, что людям не нужны перемены. Л: То есть само по себе государство тебя как способ организации людей устраивает? АЛ: Оно людей устраивает. Всех, кроме ничтожной горстки. Я думаю, что альтернативы нет. Л: А как же альтернатива, предложенная индейцами-партизанами штата Чьяпас, созданные ими общины? АЛ: Сапатистам недолго осталось. Эти традиционные общины не выдержат. Л: А зачем тогда ты Межгалактический либертарный форум в 2007 созывал, зачем хотел говорить о либертарном социализме? АЛ: Хотел помочь сапатистам. Потому что они сопротивляются. Это раз. Делают ставку на гражданское общество. Это два. И, третье — протест идёт слева и снизу. Но это архаические общины Л: А чем плоха архаика? Сделала ли нас "цивилизованность" гуманнее? АЛ: Да. Дети выживают... Л: Зато потом они очень эффектно гибнут в Чечне, в Беслане и на Дубровке. Или на вокзале живут. АЛ: ...продолжительность жизни увеличилась. Л: Жизни управленцев. А по стране-то, наоборот, смертность ранняя. АЛ: Главное, что есть возможности. Просто политика изменилась. Можно было бы ситуацию переломить. И не путем отказа от цивилизации. Л: Ну давай, что бы ты предпринял первым делом сейчас? АЛ: Собрал бы курултай. Л: Субкоманданте Маркос, лидер упомянутых выше мексиканских индейцев-сапатистов, тоже спросил народ. Тактика постоянного референдума хороша. Но он его фактически спросил, что смешно. АЛ: И я бы фактически спросил. Только не дали бы. Л: А у нас же, как ты говоришь, есть возможности. В частности, возможности спросить. Если партизан из сельвы смог спросить у своего народа то, что его интересовало, то уж ты можешь запросто. АЛ: Народ не ответит или ответит, что хочет Путина. Народ Мексики начал отвечать, когда начали отбирать землю. А до того партизаны не имели значения. У нас же правительство похитрее и поподлее, чем в Мексике. Л: Ты думаешь, что у подлости и хитрости есть степени? АЛ: Да. Опытный подлец опаснее. Л: Правда всегда побеждает. Я это очень хорошо почувствовала на слушаниях памяти Синявского в Москве. Все тираны исчезают, растворяются. Остается честный человек . АЛ: Ха. Где это они растворяются? И кто растворился? Напротив, живут и здравствуют. Л: Ну вот, скажем, что ни делали с диссидентами, а все равно их не сломили. На вечере 40-летия Хроники текущих событий, первого в СССР неподцензурного правозащитного бюллетеня, который выходил с 1968 по 1983 год, попросили встать тех, кто имел отношение к ХТС и знаешь, треть зала поднялась... Вот это было торжество правды. АЛ: В начале 80-х с диссидентами как с политически активным движением в СССР фактически покончили. Выдавили на Запад или сгноили. Людмила Алексеева и Наталья Горбаневская, составители хроники, обе на западе очутились, то есть с СССР связь потеряли на тот момент. Политически диссидентов КГБ разгромило, морально, конечно же, нет. Л: А политически - это не важно. АЛ: Для тиранов - важно. Диссиденты обанкротились позже, при Ельцине. Попробуй кому нибудь похвалить "демократов" в глубинке. Диссиденты предстали в виде Гайдара и 93-го года. Хотя они к этому отношения не имели. Л: То есть ты не считаешь, что они повлияли на твое становление? АЛ: Повлияли. Но не Буковский-Новодворская. Л: Что тебе близко в поколении оттепели? Кто? АЛ: Амальрик, Сахаров. Он, пожалуй, Сахаров, единственный продержался, были объективные причины. И то был в ссылке, то есть парализован. Правда, его именем сейчас спекулируют активно. ну, это на их совести. Вообщем, это не Солженицин. Л: Сахаров, Амальрик... Варлам Шаламов? АЛ: Да. Л: Какой у тебя любимый текст Шаламова? АЛ: "Последний бой майора Пугачёва". Л: Есть два фильма по Шаламову. Кроме фильма о Пугачеве - "Завещание Ленина". Слабый фильм, но, всё равно, нежно так сделанный. Расскажи про твою работу. Что сейчас происходит? АЛ: Нет ничего. Вот только сайт. Да так, пара дел. Ничего особенного. Акции да суды. Л: По-моему, для тебя особенное - это когда тебя почти убили. АЛ: Не убили ведь... Что сейчас происходит... Суд по незаконной передаче поселка Гранный в состав Новокуйбышевска из Самары, гражданство РФ для беженца-таджика Бегназарова, суды по нарушениям политических прав - в основном права на свободу собраний. Л: А что ты скажешь о современных независимых СМИ, о сетевых СМИ? АЛ: Если они есть, я их приветствую! Всё только зарождается. Медиа-активизм - источник возрождения свободы слова. В сети я обычно смотрю новостные ресурсы, сайт Института Коллективного Действия, polit.ru, Коммерсант, 63.ру, сайт прокуратуры самарской области, жж. Читаю рассылки. Л: Чем, кроме активизма, ты живешь? АЛ: Читаю Делёза, слушаю Doors. Л: Ребенок у вас растет... АЛ: Дети, чем больше растут, тем больше меня удивляют в отрицательном смысле. Удивляет эмоциональная неуправляемость. Л: Вообще, это зависит от взрослого. Бабушки их умело обманывают и управляют ими. А напролом с детьми не получается. АЛ: Ага, я понимаю. Но обманывать дочку я не могу. Могу ругать, а обманывать не могу! Л: Ну это не обман, это направление по траектории наиболее удаленной от гибели скорее. Просто, наверное, с возрастом понимается двойственность правды. Поэтому люди постарше так много лгут... АЛ: И они ближе к смерти. Ложь есть смерть? Л: Да-да, ложь - это моральная смерть. Взрослые наполняют ложью свою жизнь и поэтому перестают жить. Перестают осознавать. АЛ: И физическая - если стоять на позициях психосоматиков. Л: В общем да, я тоже верю в эту взаимосвязь. Калокагатия форевер. Давай поговорим кратко про права, идеи, движения и инициативы. Что ты думаешь про феминисток? АЛ: Смотря про каких. Есть феминаци, говорящие, что я мужчина и потому человек второго сорта. Думаю, что они шутят. ВалериСоланасасы. ОПУМки. Л: Кстати отличное общество. Следующая идея. Считаешь ли ты права Лесбиянок-Геев-Бисексуалов-Трансгендеров интересом узкой малочисленной группы и бесполезным в наши дни протестом? АЛ: Я против гомофобии. А ты что называешь правами ЛГБТ? Л: Право на брак, на защиту от дискриминации, на шествия, на собрания, на организации, право на усыновление детей. АЛ: Брак? Я против брака. Брак - это имущественные гарантии. В этом смысле я коммунист. Л: Но вот люди просят гарантий. А общество - российское - им не дает гарантий. Оно им по морде дает с помощью Лужкова и его хоругвеносцев. АЛ: Гарантии можно дать. На общих основаниях. Л: Другой вопрос. Еда вместо бомб, инициатива, которая кормит голодных, чтобы продемонстрировать бессмысленную милитаризацию общества - что ты про это думаешь? АЛ: В России это самоорганизованная благотворительность, никакого отношения ко всемирному движению Food Not Bombs не имеющая. Л: Да ты что. Есть люди, которые поднимают баннеры и делают листовки. АЛ: А еду они собирают около супермаркетов? Л: Собирают еду, то есть скипфудят - некоторые группы. Но в России скипфуд, фриганство (использование выброшенного другими людьми) - только начинаются. А так есть группы в Москве и Брянске, которые скипфудят. АЛ: Всё-таки попытка индоктринировать молодежь через субкультуру - это подлость. Л: Веганство — образ жизни, исключающий использование всего, что содержит животные компоненты или тестируется на животных - решает ли проблему голода на земле? АЛ: Нет. Люди хотят мяса. Не хотят отказываться от мясоедства добровольно. Что с такими делать? В печь и там печь? Л: Следующий камень преткновения. Духовные практики. Надо ими заниматься или упадничество это? АЛ: Надо заниматься. Л: Тебе кажутся эффективными современные протесты левых активистов? АЛ: Нет. Они были бы эффективны, если бы в них участвовало большее количество людей среднего возраста. Не молодые делают революции. У революции родители постарше. Правительство - глупое и недееспособное, крестьяне, которым нужна земля, рабочие, которым нужен трудовой кодекс и социальные гарантии. А россияне имеют то, что хотят. Им реально не надо. Они счастливы тем, что живы. Работай и молчи. Л: А что насчет легализации наркотиков ты думаешь? АЛ: Легализовать потребление, чтобы употребление перестали оформлять как хранение. Л: Нужна ли легализация оружия? АЛ: Скорее да, чем нет. Л: Нужны ли тюрьмы? АЛ: Это мощный вопрос! Пока есть государство - тюрьмы будут. Точнее так: пока есть власть, будет и тюрьма. Л: А можно ли без власти? АЛ: Трудно сказать. Кому-то можно. Только не как у Паоло Пазолини. Типа мы, фашисты, самые настоящие анархисты, потому что делаем всё, что хотим. Л: Ради чего стоит жить свободным людям? АЛ: Выявлять и вскрывать механизмы власти, чтобы таким образом их ставить их как вопрос... Л: Спасибо за ответы на вопросы. Удачи тебе. Change the World Without Taking Power. Некоторые самарские акции, в которых принимал участие Александр Лашманкин. 6.07.2006 Антивоенная акция. 8.07.2006 Пикет жителей Гранного. 1-10.10.2006 Гражданская добровольная мобилизация за отмену призыва. 1.10.2006 Антипризывное шествие «За добровольную армию». 24.10.2006 Пикет «Долой жандармерию!» 23.12.2006 Пикет против незаконного увольнения сотрудников GM Авто. 5.02.2007 Акция в защиту зеленой зоны. 4.03.2007 Антимеховая акция. 1.03.2007 Акция «Нет призыва — нет проблем!». 10.03.2007 Протест против уплотнительной застройки. 18.03.2007 Межпрофсоюзная акция солидарности. 20 .03.2007Акция против призывной армии. 22.03.2007 Пикет против наступления власти на гражданские права и свободы. 1.04.2007 Антипризывная акция. 29.04.2007 Культурный марш в защиту областной библиотеки. 17-18.05.2007 Межгалактический либертарный форум. 6.06.2007 Поэтическая акция в защиту областной библиотеки «Пушкин может всё». 17.06. 2007 Чтения, посвященные столетию со дня рождения Варлама Шаламова. 5.07.2007 Пикетирование мэрии — против уплотнительной застройки. 17.08.2007 Акция «Я — экстремист» - против закона об экстремизме. 1.10.2007 Пикет за отмену призыва. 20.04.2008 Акция против призывной армии. 23.02.2008 Пикет против принудительного призыва на военную службу. 7.03.2008 Пикет против уплотнительной застройки. 18.04.2008 Пикет против полицейской жестокости в Самаре. 17.05.2008 Одиночный пикет в День отказника от военной службы. [1] |
|