Статья из архива Александра Иосифова (Москва.
ЭТИ СТРАШНЫЕ, СТРАШНЫЕ ХИППИ...
(статья помещена в рубрике журнала "Семья и школа" 1989г. "Кто они,
наши дети?" )
В редакцию прислал письмо хиппи. Он просил не о помощи - о понимании.
Кто же они - хиппи? Что мы знаем о них - даже если они рядом? Письмо
Б.Волчека комментирует журналист Л.Коваленко, посвятившая
несколько лет исследованию движения хиппи.
У меня сложилось впечатление, что все 30 лет существования хиппи наши
средства массовой информации пытаются запугать советских людей этим
явлением. И пока это удается. Правда, нервничают больше пенсионеры,
а для молодежи разгромные статьи и передачи на эту тему служат бесплатной
рекламой. По моим наблюдениям, после каждого очередного публичного разгрома
"наших жалких подражателей" движения хиппи число участников тусовок
удваивалось, а то и утраивалось.
Западным хиппи повезло больше, хотя слова "хиппи" и "наркоман" писались,
как правило, через дефис и принято было утверждать, будто все они поголовно
заняты свободной любовью (а наши журналисты вкладывают в эту формулу
один-единственный смысл). Но им все же оставили право называться подлинными
хиппи, и даже где-то сообщалось, мол, это движение -форма богоискательства,
поиск смысла жизни...
У нас в стране, судя по публикациям, хиппи и вовсе нет, а есть вот эти
самые "подражатели". И отсутствует социальная почва для нашего существования,
а также и внутренне обусловленные причины. И все мы, хиппи, хиппи, просто
тунеядцы. А самое главное - нас и буть-то не должно!
В последнее время, правда, кое-что изменилось. С опозданием открыв существование
застоя, мы вынуждены были признать: раньше причины вроде были. Однако
сейчас, "когда мы уже перестроились", их опять-таки нет. И снова нам
предлагают исчезнуть, потому что никак мы не вписываемся в доминирующие
повсеместно представления о будущем. А перед исчезновениемдобрые люди
рекомендуют творческой части движения влиться в уже существующие творческие
объединения (чтобы не попасть под метлу).
Это уже прогресс, так как раньше творческую часть движения как бы совсем
не замечали. Поэтому у читателя вполне может возникнуть впечатление,
будто хиппи - просто союз нарушителей, алкоголиков, наркоманов и тунеядцев.
Но ведь хиппи - всего лишь часть общества, и, разумеется, в движении
хиппи присутствует все то, что существует в обществе в целом.
Задуматься об истинных причинах явления недосуг, гораздо проще нагнать
на читателя страху, побаловать его "клубничкой". И тогда появляется
в молодежном еженедельнике "Собеседник" заметка, повествующая о том,
как мы сидим по колено в жидкой грязи (цитирую почти дословно), в этих
условиях занимаемся секссейшенами, а рядом создается очередной манифест.
Сроду подобного синтеза не видел и могу только позавидовать фантазии
корреспондента Галины Токталиевой.
И не удивительно, что во время встречи киевского комсомольского актива
с хиппи в кулуарах комсомольцы интересовались исключительно секс-, а
правильнее сказать, факсейшенами (то есть коллективным сексом) и были
страшно разочарованы, узнав, что слухи о них - преимущественно выдумки
начинающих. Или же, как это у нас назвается, "телеги".
Собственно, "телега" - не просто вранье, а скорее выдуманная на ходу
история, некое небывалое приключение, о котором хиппи рассказывают друг
другу на тусовках со всякими вариациями и импровизациями. Так сказать,
фольклор.
С тем же успехом можно бы утверждать, будто хиппи выходят в "астрал",
разгоняют облака, материализуют различные предметы или, к примеру, общаются
со снежным человеком.
Подобных "телег" мне приходилось слышать множество и теперь я не удивлюсь,
если прочту их вольное изложение (выданное за подлинную информацию)
в очередной статье о хиппи.
Наверное, можно было бы поблагодарить иных корреспондентов за доровую
рекламу хиппизма - но не хочется. Мы в рекламе не нуждаемся и никого
в хиппи не вербуем, хотя и приветствуем тех, кто приходит к нам по внутреннему
зову (а не за острыми ощущениями). Ведь движение хиппи - это прежде
всего поиск себя, своего места на земле и в космосе, то есть поиск смысла
жизни. Следовательно, одна из форм богоискательства, пусть это кому-то
и не нравится.
О мировоззрении хиппи было уже написано довольно много мудреного и непонятного,
но, честно говоря, нас эти кабинетные умственные построения не слишком
беспокоят. Мы пытаемся искать смысл жизни в ее ощущениях, в самом бытии,
а не только в концепциях. И более всего важен для нас сам человек и
его мировосприятие, а не умственные заморочки. Кстати, среди нас много
людей с разным мировоззрением, но это не мешает нам быть вместе.
Возможно, движение хиппи как раз и является тем полем, на котором вырастает
терпимость людей к взглядам и мнениям других. И урожай с этого поля
может пригодиться всей стране.
Борис Волчек.
"Друг друга узнают за сотню шагов
Славные дети Державы Цветов!" У.Сольми
Признаться, я и не предполагала, что прийдется писать нечто подобное
этим заметкам сегодня, когда расцветают плюрализм, гласность, толерантность
и прочие отрадные цветы демократии. Казалось бы, кому нынче дело до
немногочисленного волосатого племени хиппи? Накалившиеся до предела
политические и социальные страсти отодвинули на второй план тех, благодаря
кому, собственно, и явилось на свет странное, но цепкое словечко "неформалы"
- те есть тех же хиппи, панков, "металлистов" и иных юных нонконформистов,
коих общественное мнение склонно мешать в одну кучу и обзывать по-всякому.
Однако на втором плане или на десятом, но проблемы-то остались. Как
остались и они сами - непонятые и непринятые, не вписавшивеся в традиционные
общественные структуры и потому вызывающие страх и ненавись обывателя.
И покуда будет существовать эта взаимная неприязнь, мы будем то и дело
упираться в тупики конфронтации и нетерпимости.
Зерна зла, прорастая, дают такие ужасные всходы, и упования многих граждан
на танки либо войска специального назначения, увы, несостоятельны, если
не преступны... Значит, нужно выбирать какие-то иные пути выхода из
"вечного боя". Но какие же?
Давайте-ка пойдем по самому простому - и самому трудному - по пути понимания.
Притушим на время чувства типа "нравится - не нравится" и постараемся
разобраться в причинах, сути и следствиях явления, которое, право же,
стоит, чтобы о нем поразмышлять.
Итак, хиппи или, как еще их называют, "дети-цветы" - что мы о них знаем?
Та-ак... Не стригутся, не моются, носят драные джинсы и вообще всякие
обноски. Бродяжничают по дорогам страны, выходя "на трассу" с первым
весенним теплом. Судя по всему, тунеядствуют - а иначе откуда возможность
путешествовать по 3-4 месяца? Средства на пропитание добывают попрошайничеством,
как это у них там называется - "аскают прайс", что ли? Вот ведь и объясняются
на каком-отполублатном слэнге (см. словарь хиппи), и ночуют где придется,
не брезгуя подвалами, чердаками и парадными. Следовательно, образ жизни
наверняка далек от высокоморального; не на пустом же месте возникают
слухи о "свободной любви"?
Что у нас еще осталось неохваченным? Ага, религиозные заморочки, идеологические
диверсии и, наконец, самое страшное: говорят, будто бы хиппи все как
один поражены наркоманией и алкоголизмом. Теперь, кажется, полный джентельменский
набор. Ну, если что забыла, читатель волен дополнить, хотя и без того
картина получилась устрашающая.
А сейчас позвольте предложить вашему вниманию цитату: "Почему-то в нашей
литературе и среди нашей интеллигенции представление о беспрнизорном
сложилось в образе некоего байроновского героя... Все беспризорные воры,
пьяницы, развратники, кокаинисты и сифилитики. Во всей нашей истории
только Петру I пришивали столько смертных грехов". Извиним Антону Семеновичу
Макаренко маленькую неточность - нынче у названных грешников объявились
конкуренты.
Обществу ведь в любое время требуется некий объект тотальной ненависти
- чтобы сбрасывать на этот объект излишки негативных эмоций. Но царя
Петра I вроде бы реабилитировали, классические беспризорники почти перевелись,
а "кооперативщики", начальники и "враги перестройки" либо абстрактны,
либо недоступны для широкой публики. Так что волосатые вовремя подвернулись
- на них много чего навешать можно.
Однако расхожее мнение о хиппи возникло вовсе не на пустом месте, ибо
приметы из образа жизни отражаются в общественном сознании как в зеркале...
правда, зеркале из "комнаты смеха" - кривом и вдобавок гиперболическом.
Так часто случается, если не достает объективной и полной информации.
И тогда частности принимаются за общее, исключения выдаются за правило,
а выводы делаются соответствующие. К тому же печатному слову мы привыкли
верить безоговорочно - и отвыкаем от этого с трудом. Поэтому, видимо,
прав Борис Волчек, возлагая ответственность за упрощенное и искаженное
представление о хиппи на коллег-журналистов.
Между прочим, на моей памяти уже раз пять "хоронили хиппизм", а он возрождался
снова и снова и, похоже, совсем не собирается умирать. Значит, дело
тут не в пресловутом "тлетворном влиянии Запада", моде на длинные волосы
или злостной лени отдельных индивидов?
Обычно историю движения хиппи принято начинать с битников - представителей
"разбитого поколения" середины 50-тых годов. А вот я бы начала ее с
Диогена Синопского, проживавшего в городе Афины за триста с лишним лет
до нашей эры.
Это тот знаменитый Диоген, который жил в бочке и был прозван собакой,
откуда и пошли, как известно, циники (точнее - киники). Если присмотреться,
у древнего Диогена с современными волосатыми немало схожего. В своей
бочке он обитал, понятно, без прописки, существовал исключительно за
подаяние, отвергал брак и прочие традиционные формы жизни. Наверняка
не стригся, а одежде придавал еще меньшее значение - и вовсе без штанов
обходился. Объявил себя гражданином мира и не признавал никаких законов,
кроме закона природы. Всё это для того, чтобы, сведя к минимуму потребности,
достичь максимальной независимости. Следовательно - по Диогеновой мысли
- высшего счастья.
После Диогена Синопского многие еще искали счастья по его методе. Из
знаменитостей вспомним хотя бы Григория Саввича Сковороду, нищего странствующего
философа и поэта, жившего в 18 веке. С чего-то вдруг оставил он престижную
преподавательскую службу в Харьковском коллегиуме и отправился босиком
по городам м весям. Так сказать, "по трассе"...
А сколько же их было еще, безымянных правдоискателей, беспаспортных
вагантов, юродивых и шутов, не страшившихся высказывать правду о власть
имущих даже в самые крутые времена, безоружных бунтарей, отвергающих
всякое насилие. Относились к ним в обществу по-разному. Когда подкармливали
и отогревали, иногда насмехались или побаивались, а бывало, сажали в
каталажку либо отправляли на костер.
Однако до середины нынешнего века нищие бродяги-правдоискатели погоды
в обществе, как говорится, не делали и были малозаметны на фоне социальных
и духовных процессов, куда более значительных, нежели пассивный протест
чудаковатых одиночек.
Первая половина 20-го столетия, казалось, и вовсе вытеснила их из жизни,
оставив крохотную нишу для толстовцев-непротивленцев, которых терпели
разве что из уважения к Льву Николаевичу - да и то недолго. О каком
еще ненасилии могла идти речь в эпоху глобальных революционных потрясений
и кровопролитных войн, грандиозных планов и невероятных преступлений
против личности.
...Но вот успокоился мир, затянулись раны, проржавел "железный занавес"
- и вдруг объявились новоявленные диогены, называвшие себя битниками.
Для нас здесь интересны два момента. Во-первых, движение "разбитого
поколения" возникло в США - к тому времени самой сытой и наименее пострадавшей
в социальных катаклизмах и войнах стране. А во-вторых, подобно своему
древнегреческому предшественнику, битники проповедовали добровольную
нищету и бродяжничество, пренебрежение к традициям и ценностям общества
и прочие вещи, никак не вписывающиеся в устоявшуюся систему мировоззрения.
В нашей прессе о западном "разбитом поколении" сперва писали даже с
некоторым сочуствием - до тех пор, пока не объявились отечественные
битники. Тогда уже заговорили об идеологической диверсии, направленной
в сторону нестойкой части советской молодежи - в целом, разумеется,
трудолюбивой и героической. Другой реакции, думаю, быть не могло: никому
и в голову не могло прийти, будто бы в нашей стране есть какой-либо
повод для социального протеста, активного или пассивного.
Как раз тогда сильно ругали Василия Аксенова за "звездных мальчиков"
и еще больше за роман "Пора, мой друг, пора" - мол, взял писатель в
герои абсолютно безыдейных и вконец зажравшихся юнцов и выдает их за
представителей современной советсякой молодежи. Между тем "нехороший"
Аксенов п опал в точку, предвидя молодежные проблемы, с которыми мы
сталкнулись очень скоро, да долго продолжали замалчивать. Сегодня с
некоторым запозданием приходится признать - есть и у нас повод для молодежного
бунта.
Я полагаю, не стоит подробно останавливаться на этих поводах; достаточно
лишь коротко напомнить, что речь идет о лжи и приспособленчестве, конформизме
и мещанстве, коррупции и мафиозности, бюрократизме и социальной незащищенности...
Добавим сюда все прелести "командирской педагогики", ущербное образование
и поистине всенародную привычку свысока поучать подрастающее поколение.
Долгие годы мы, взрослые, с большей или меньшей тревогой, наблюдали,
как страна всё глубже и глубже погружается в застойную трясину, и утешали
себя пресловутыми кухонными разговорами заполночь.
Право, не хочется рвать на себе тельняшку и посыпать голову пеплом,
но куда уйти от реальности? "Дети 20 съезда", мы покорно ждали, пока
возобновятся реформы "сверху", мы изнашивали свои принципы в бесплодных
спорах и шатких прогнозах. Мы не верили, будто хоть что-то способны
сделать сами - разве только не опуститься, не спиться, не потерять себя
окончательно...
Знаете, дорогие мои ровесники сороковых годов рождения, ей-богу, на
этом фоне даже пассивный и аполитичный протест отечественных битников
и последовавших за ними хиппи выглядит действием, поступком! Хотя, если
говорить всеръез, это также философия ухода. Просто старшие уходили
в быт, а младшие предпочли его отсутствие. Общепринятая форма ухода
тиха и неприметна, а хипповая - нарочито эпатирующая и связанная с непривычной
атрибутикой - бросается в глаза, вызывая возмущение добропорядочного
обывателя.
Теперь, когда мы мало-мальски разобрались с причинами возникновения
и историческими корнями хиппизма, самое время обратьться к сегодняшнему
содержанию движения. Правда, в нескольких публикациях последних месяцев
авторы снова утверждают, что, дескать, "косматому племени" пришел конец.
Нынче хиппарями уже не возмущаются, сейчас в моде их жалеть...
Честно говоря, мне тоже иногда хочется погладить по головке 16-летнюю
"герлу", "тусующуюся" исключительно из-за неизбывного одиночества и
полной неприкаянности. Еще горше становится на душе, когда на вопрос:
"Как живешь?" она кокетливо отвечает: "Торчу помаленьку..."И все мои
доводы против "травы", с помощью которой она "торчит", разбиваются о
спокойное и снисходительное - и чего тетка пристает, какое ей дело?
Тем не менее, думая о "системе" (так именуется хипповая общность), я
менее всего склонна жалеть, презирать и уж тем более ненавидеть молодых
людей, подавшихся на этот путь. Но и особых восторгов по этому поводу
не испытываю - состояние эйфории, обуявшее меня при первом знакомстве
с наиболее яркими представителями хиппи образца 80-х, скоро развеялось.
Сейчас я понимаю, что тогдашнее мое и некоторых моих коллег неумеренное
восхищение новыми знакомыми уже само по себе граничило с оскорблением.
Мы как бы пребывали в состоянии снисходительного и приятного разочарования:
"Ах-ах! А говорили, мол, все хиппи - неудачники, тунеядцы и наркоманы,
а оказалось..." Но чему, собственно, было так изумляться? Или не сосуществуют
рядом в "большом" обществе талантливые личности и опустившиеся алкоголики?
Или, мложет быть, не встречаются среди "не хиппи" бездельники и неудачники
- наряду с удачниками и трудолюбцами?
Да и вообще, смешно искать в "системе" некий социальный антипод сложившейся
общественной структуре - она столь же необнородна, как и общество в
целом. Здесь мы снова сталкиваемся с "эффектом зеркала". Хотят или не
хотят признавать сей факт сами хиппи, но в их движении отразились все
беды общества, против которых они бунтуют и от которых сами не свободны.
Можно, разумеется, на время скрыться в Коктебели или на Гауе, заменяющих
нашему "пиплу" знаменитый остров Гомера, куда стремяться хиппи и прочие
беглецы западной цивилизации. Только ведь это - иллюзия независимости,
не более того...
Уж не знаю, в силу ли особенностей нашего общественного устройства или
по другой причине, однако отечественный хиппизм - явление достаточно
самобытное. Впечатление такое, что чем больше откращиваются наши волосатые
от социума, тем глубже они социализируются, особенно в последние годы.
По логике вещей, им сидеть бы в своей бочке, питаться подаянием и поплевывать
на окружающую действительность. Но не тут то было! Кто-то из хиппи ринулся
в экологию, другие стусовались сдвижением "Некст стоп", третьи, кажется,
и политикой не брезгуют - небывалое дело.
Творческий "пипл" создает программу эстетического воспитания детей,
заинтересовавшую специалистов (кстати, один из ее авторов - Борис Волчек,
он же Боб-художник). В крохотно-тиражном журнале "Фонарь Диогена" публикуются
стихи, проза, графика хиппи.
"Системный" художник Сольми третий год пробивает идею Улицы Любви, которая,
по мнению, должна быть непременно в каждом городе, вытеснив всякие железобетонные
и шарикоподшипниковские названия.
Вопреки былым принципам, хиппи идут на определенный контакт и с официальными
организациями, о чем свидетельствует первый "неформальный" выпуск журнала
"Крокодил", почти целиком подготовленный творческими людьми "системы",
и выставки хипповых художников...
Скажите, как иначе назвать эту деятельность, нежели социальной? Да между
прочим, знаете ли вы, что считается "самой волосатой работой"? Представьте
себе, наряду с традиционно престижными у хиппи должностями кочегаров
и сторожей, особенно популярна малооплачиваемая и хлопотная работа в
собесах - по уходу за одинокими стариками.
Я далека от того, чтобы заниматься какими-то оправданиями хиппизма -
дескать, не обижайте волосатых, они не такие уж плохие. Не в том суть
- хотя обижать никого бы не надо. Просто хиппи есть, и нелепо закрывать
на эту реальность глаза.
Так же нелепы попытки насильно "вписать" их в существующие официальные
структуры. Это мы уже проходили: "Загоним человечество в светлое будущее"
и так далее. Найдут для себя место - сами впишутся, коли захотят.
Пора бы нам понять, что человек в цивилизованном обществе имеет право
на свободный выбор - и сферы деятельности, и мировоззрения, и места
жительства, наконец.
Желает проживать в бочке - пусть себе живет. Находятся доброхоты, снабжающие
его подаянием - и слава богу! От причитаний, нервных взвизгов и гневных
филлипик по сему поводу толку не будет. И уж вовсе не стоит сбрасывать
на плечи весьма немногочисленного племени хиппи ответственность за несовершенство
общества, исторические ошибки и преступления вчерашнего и нынешнего
дня. Не мной сказано: "на зеркало неча пенять, коли рожа крива..."
Гораздо полезнее повнимательнее всмотреться в отражение, и не зеркало
переделывать с точного на кривое, а точ-то такое предпринять для исправление...
ну, скажем, лица. Метод декоративного макияжа нам уже знаком и ни к
чему доброму, как известно, не привел. Значит, надо искать другие пути,
пусть даже более хлопотные и сложные.
Как мне представляется, от хорошей жизни в "систему" не идут. Кажущиеся
исключения (дети из обеспеченных семей, люди с высшим образованием и
хорошей профессией)лишь подтверждают правило. Непременно есть какая-то
трещинка в судьбе или характере, в свое время спровоцировавшая будущий
уход. Впрочем, иногда это вовсе не аномалия, а своего рода эксперимент
на себе, попытка волького поиска в системе "человек-общество" или даже
"человек-человечество". Хипповые коммуны, созданные с единственной целью
- защитить человека - возникли куда раньше, чем официально одобренные
общества "Милосердие".
Загубило же это прекрасное дело вечное стремление заорганизовать помноженное
на стойкую предвзятость по отношению к хиппи. А между тем, сходное по
задачам и методам общество "Монар" в Польше уже несколько лет вытаскивает
молодых людей из наркомании, занимается социальной реабилитацией - а
мы к этому только начинаем подступаться...
Мировоззренческий, духовный поиск хиппи еще более интересен. Не замыкаясь
в тесных рамках догматизма, они (часто стихийно) выходят на идеи, опережающие
господствующий уровень сознания. Скажем, о необходимости приоритета
общечеловеческих интересов над классовыми наши хиппи толковали еще 20
лет назад.
И за пацифизм их гоняли и гоняют по-прежнему, хотя мысль о смертельной
опасности для человечества любого военного конфликта звучит ныне на
самом высоком государственном уровне. Приклеивали волосатому "пиплу"
ярлыки мистиков и богоискателей - но почему же, скажите на милость,
термин "богоискательство" должен звучать ругательством, если это всего
лишь одна из форм поиска себя и смысла жизни?
Бесспорно, чаще всего "системные" философы не слишком оригинальны и,
случается, изобретат велосипед. И мысли свои выражают не таким ученым
языком, как это делают профессора и академики, - зато более доступным
и ясным. Разумеется, нередко молодые люди заблуждаются. Однако в духовном
поиске не бывает, на мой взгляд, беспросветных тупиков, если не запирать
себя изнутри на замок "абсолютных истин".
...И все было бы прекрасно, кабы составляли "систему" исключительно
творческие личности, искатели истины и радетели человечества. Увы, таких
мало. Основную часть хиппи составляют так называемые "пионеры", которых,
разумеется же, никто не вербует и не завлекает специально. Их притягивает
непривычная обстановка "свободы, равенства и братства", характерная
для системного бытия.
Кто-то бежит в тусовку от семейных неурядиц, другие - от школьных неприятностей
или от конфликтов с родителями, третьи - от одиночества. Не последнюю
роль играет живописная хипповая атрибутика - длинные волосы, перехваченные
"рингом" или "хайратником", - расшитые цветами и бабочками джинсы и
куртки, браслеты-"фенечки" из цветного бисера, неизменные песни под
гитару.
Но главное - ощущение того, что здесь ты свой, хоть никто и не претендует
на твою независимость... К сожалению, именно в среде "пионеров" особенно
популярны "вайн" и "торч", они чаще всего попадают во всякие неприятности,
склонны к авантюризму или, наоборот, бездумно подражают "олдовым" хиппи,
а точнее, своему представлению о них.
Ну что тут сказать обеспокоенным родителям? Вы не желаете, чтобы ваше
чадо захипповало? Резонное беспокойство - по глупости-то можно запросто
сломать с ебе жизнь в самом ее начале. Правда, не обязательно в "системе".
С тем же успехом подросток может запутать судьбу морскими узлами и в
среде "рокеров" или люберов, а то и просто в дворовой компании.
Только вот зародыш возможной катастрофы он несет в себе самом и еще
- в ваших с ним отношениях. И никакие замки и запоры не остановят его,
если ему родительский дом - как тюрьма. Он только с большим энтузиазмом
станет стремиться на волю, и не будет особенно раздумывать, нужна ли
ему именно такая "воля" или поискать другую.
Если душа его опустошена вашим невниманием, жестокостью, равнодушием
или пренебрежением, он неминуемо начнет искать забвения, и не нужно
ему в таком случае никакой хипповой атрибутики - вполне устроит флакон
ацетона и целлофановый мешок для кайфа. Поэтому не ищите там, где не
прятали, не старайтесь искоренить следствие, оставляя нетронутыми причины.
Я часто вспоминаю точнве слова одного из "олдовых" волосатых художников:
"Система - это катализатор, и каждый находит в ней то, за чем идет.
Те, кто ищет самовыражения, вливаются в творческие тусовки. А кто идет
"за кайфом" - его и находит, а дальше - ясно..."
Если же говорить о том, какое у "цветочного движения" будущее, то во
многом оно зависит от нашего общего завтра, а пожалуй, что и от завтрашнего
для всей планеты. Из всемирной общности "детей-цветов" вышли участники
миротворческого движения и партии "зеленых", художники, музыканты и
поэты. И просто - люди с тонкой и чуткой душой. Это - если повезло.
Но помнят хиппи и немало трагедий, когда погибали от наркотиков хорошие,
но слабые, "системные", но безмерно одинокие, ищущие. но заблудившиеся.
И поэтому, как сказано в "Манифесте трех системных людей", "Мы считаем
применение наркотиков неоправданным, категорически выступаем против
их употребления". Конечно, эта декларация еще не гарантирует полного,
стопроцентного отказа от "кайфа" всех без исключения хиппи. Но не дает
такой гарантии и государственная программа борьбы с наркоманией и наркомафией.
Покуда будет спрос, будет и предложение. А спрос порождается социальным
и духовным самочувствием человека в обществе, возможностями его самореализации,
если захотите, общим уровнем гуманизма. И здесь до идеала пока далеко...
А закончить свои размышления я хочу не выводами и не моралью, потому
что не хочу навязывать своего мнения - как говориться, думайте сами,
решайте сами... И вот вам еще один повод для раздумья - несколько хипповых
лозунгов, известных во всем мире (я привожу их в русском переводе):
"Пусть расцветают все цветы"
"Занимайтесь любовью, а не войной"
"Всё, что нужно тебе, - это любовь..."
Не правда ли, есть о чем поразмыслить?
СЛОВАРЬ ХИППИ
1. Трасса - дорога, по которой хиппи ездят чаще всего автостопом.
2. Аскать - просить.
3. Хайр - волосы.
4. Хайровник, ринг - лента или шнурок, охватывающий голову, напоминает
древнеславянскую повязку для волос.
5. Фенечка - самодельное украшение из бисера; иногда употребляется щире:
значок, украшение или просто вещь.
6. Кайф - удовольствие, часто употребляется в значение "удовольствие
от наркотиков".
7. Вайн - вино.
8. Заморочка - мысль, идея.
9. Пипл - люди, принятое обращение в "системе".
10. Пионер - человек, "играющий в хиппи", как определяют его авторы
"Манифеста трех системных людей".
11. Торч - обалдение, удивление или реакция на употребление наркотиков.
12. Волосатый - хиппи (разумеется, имея в виду характер прически).
13. Герла - девушка.
|