Царицыно
Москва
Царицыно - одно из старейших хиповых мест Москвы. 1-го июня в Царицыно празднуется начало нового года. С 2003 года хиппи начали собираться в Царицыно также 1-го сентября.
Царицыно, 1 июня 1981 года. ->Миша Служаев, Наталья и Сергей Мамедовы, Толя Пикассо. В центре - Олеся Троянская.
Фото Василия Бояринцева
Винету. Я очень ясно представил себе этого щуплого, длинноволосого паренька с неизменным расшитым хайратником. Друзьями мы не были, но одно событие, достаточно яркое, связано оказалось именно с ним: Можно только догадываться, кому пришла идея отметить 1 июня 1971 года , день Защиты Детей, мощной антиамериканской демонстрацией у стен соответствующего посольства. Повод – война во Вьетнаме. Пацифисты всего мира, прежде всего американские же, шумели тогда по этому поводу. Московская тусовка была к тому времени уже достаточно представительной, чтобы тоже, как бы произвести впечатление. Юрка Солнце, наш главный рулевой, вроде бы даже ходил в Моссовет за разрешением, и, якобы, ему там выдали список рекомендуемых лозунгов типа: “Почему плачет вьетнамский ребёнок?”, “Янки гоу хоум”, разумеется пацифик, перечёркнутые бомбы и пр.Нарисовать же целую кучу подобных транспарантов взялись Колпак, Винету и я. Колпак, матёрый хиппи, блюзист и мотоциклист, работал тогда в одной проектной конторе, и сумел убедить начальство, что ночью ему необходимо немного “порисовать”. Вот мы и рисовали ночь напролёт всю эту наглядную агитацию. Серёгу Колпакова – Колпака, я знал с детства, жили по-соседству, а с Винету, собственно говоря, мы и познакомились толком в процессе творчества. Интересный оказался малый, спокойный и, как-то по- индейски именно мудрый даже. Работой своей мы остались довольны, а вот сама эта демонстрация, не успев сделать с “психодрома” и пару шагов – а собралось там тысяч несколько народу – закончилась такими неприятностями, что до сих пор вспоминается с содроганием. Кое-кто, в итоге, даже поплатился жизнью, многие загремели в дурки, иных повышибали с работ и учёбы, а сами тусовки в Москве на долгое время стали делом сугубо партизанским. Спустили с цепи комсомольские оперотряды, предварительно убедив тех, что пацифик – это один из вариантов свастики, по флэтам забегали участковые. Тусовки, правда, всё равно не исчезли совсем, но стали угрюмыми и настороженными, безмятежное опьянение превратилось в мрачный кайф. Появились откуда-то гуру, похожие на Львов Троцких. Многие тогда потерялись во мраке светомаскировок и за дымовыми завесами стрёма. Вот и о Винету я узнал много позже, что он покончил с собой в результате како-то гнилой истории, связанной с наркотой, что на него – каким я его запомнил – было совершенно не похоже... Василий Бояринцев, Крейзи-Классика
Носители традиции определяют ее возраст примерно в два десятка лет: двадцатилетие торжественно праздновалось 1 июня 1987 г. Эта точка отсчета, конечно, мифологическая (считается, что 1 июня 1967 г. первые хиппи вышли в Москве на Пушкинской площади на улицу и призвали отказаться от насилия). “Они,- ррассказывает один из моих знакомых олдовых хиппи, — вышли и сказали: „Вот мы — представители этого движения, это будет система ценностей и система людей"”. Тогда возникло слово “Система”. Не случайно выбрана и дата — День защиты детей : “Было, — продолжал тот же олдовый, — сказано: „Живите как дети, в мире, спокойствии, не гонитесь за призрачными ценностями...". Просто приход был человечеству дан, чтобы могли остановиться и задуматься, куда мы 'идем...”. “Живите как дети” - это суть Системного мировосприятия, и многое в ее символике связано с образами детства. Другой Системный теоретик, Боб-Художник, говорил, что Система строит “культуру на фундаменте детскости”. “Поколения” здесь сменяются через два—три, иногда четыре года. С приходом каждого из них Системная традиция пополняется новой символикой. Каждое поколение приходит как новая волна: вначале были хиппи, они и составили ядро Системы — теперь их последователей чаще называют волосатые или хайрастые (от англ. hair—волосы) ; потом пришли панки, потом металлисты, затем люберы (и другие, отмеченные также символикой уходящего Советского Союза). Каждая волна приносит свои атрибуты. Вначале она обычно враждует с Системой: первые панки терроризировали волосатых, первые металлисты — волосатых и панков. Затем начинаются контакты, постепенно обнаруживается, что Система впитала символику новой волны: в ней появились свои панки, металлисты и проч. Таким образом, нам представилась возможность наблюдать процесс восприятия традицией инноваций, а также и другие процессы, связанные с трансляцией традиции. В “большой” (например, племенной или общинной) традиции, где период смены поколений составляет 25—30 лет, наблюдение такого рода процессов потребовало бы времени, сопоставимого с жизнью исследователя. В Системе же всё происходит быстрее. Это делает Систему удобной моделью для наблюдения закономерностей воспроизводства и пополнения традиции, хотя мы отдаем себе отчет в некоторой условности ее аналогий с привычными объектами этнографического исследования. Они сопоставимы в той мере, в какой одна коммуникативная система вообще может быть сопоставлена с другой. Так или иначе, есть общие закономерности в способах диахронной передачи информации. Обнаруживаются коммуникативные структуры, ответственные за сохранение и передачу кода сообщества; есть основания полагать, что они во многом схожи в разных средах.
Cимволика молодежной субкультуры (Т.Б.Щепанская, 1993г.) Мифические дети
Нельзя обойти вниманием и другое, неформальное празднование Дня защиты детей, ставшее уже доброй традицией. Раз в год Царицынский парк Москвы, а точнее его знаменитая Большая поляна, что сразу за дворцом, преображается. Сюда стекается весьма примечательная публика. Потертые джинсы, длинные волосы (независимо от пола и возраста), обилие фенечек из бисера на руках и даже ногах. Именно 1 июня здесь собираются те, кто так или иначе исповедует жизненную философию «детей цветов» 60-х – хиппи. Нынешнее 1 июня исключением не стало, несмотря на немилостивую к собравшимся погоду.
Притягательность праздника понятна. Для кого-то это символ уходящей молодости, для кого-то – эйфория молодости настоящей. Многие захаживают сюда просто по привычке: и нет уже длинных волос, и вроде как поистерлись актуальные некогда идеалы, а все почему-то тянет сюда, тянет. А милые шестнадцатилетние хиппаны и хиппушки тем временем вовсю резвятся, пьют пиво, дарят друг другу разные безделушки и рассказывают новости с последних тусовок. Именно у них, как правило, бывают самые яркие и экстравагантные наряды – следствие неуемной и впечатлительной юношеской фантазии. Нередко сюда подтягиваются такие «известные в узких кругах» фигуры, как Александр Иосифов (кинодокументалист и художник), Анна Герасимова (блюзовая певица, известная всей России под именем Умка), Артур Аристакисян (автор нашумевшего в Каннах фильма «Ладони»). Те, кому за 25–30, приходят часто уже целыми семьями: длинноволосый папа играет на гитаре битлов, совсем юная и оттого как-то по-детски трогательная мама плетет из одуванчиков веночек, а их милый карапуз резвится на лужайке и машет ручонками в ритм очередной «Шизгары» (правда, в последнее время все чаще слышится почему-то «Аукцыон»). И хотя все понимают, что происходящее, по большому счету, – воплощенная иллюзия, ценности праздника это нисколько не умаляет. Иногда так хочется почувствовать себя детьми! Пусть и мифическими. Владимир Чебурахов, газета Россiя
Карта с сайта Яра Маева
: