&nb |
Вадим Чирков Портрет живого человека на могильном кресте
И еще раз он
удивил, ввалившись в наш дом во втором часу ночи, когда мы уже спали.
Ввалился с какой-то смешной историей, его истории, он знал, я всегда
умел оценить встречным хохотом. Рассказал ее, потом вдруг, вмиг
погрустнев, сказал ни к тому вроде бы, ни к сему: Был он после
окончания средней школы (из которой его чуть не выгнали за чтение
на праздничном вечере со сцены стихов Пастернака и Мандельштама)
долгое время никем, но и всем понемногу. Писал стихи, рисовал –
в основном почему-то крестьянских баб, дружно согнувшихся в прополке
на бесконечном колхозном поле, читал тяжкие книги, одни только признаваемые
в его компании, выслушивал со всех сторон советы по поводу хоть
какого-то упорядочения своей безалаберной жизни... Иногда устраивался
на какую-нибудь работу. Однажды исчез на две недели; вдруг позвонил
поздно вечером в дверь. И портрет Артура
украшает ныне чей-то крест на молдавском сельском кладбище, встречая
подошедшего грустным взглядом проштрафившегося прохиндея. А через некоторое
время Артур рассказал нам другую историю. Совсем-совсем другую. Он религиозен.
Где, как, на что «поймала» или проняла его религия – неизвестно.
Но он верует, при случае крестится, посещает церкви в городе и,
когда бывает, в селе. В своих исканиях как-то хотел поступить в
Духовную семинарию в Ленинграде, но его фамилию в местном КГБ, курирующем
семинарию, выяснив, что Аристакисян верует по-настоящему, истово,
и вычеркнули. Будучи в Ленинграде,
у друзей, он искал временное жилье (друзья жили впятером в одной
коммунальной комнате с высокими потолками и старинным шкафчиком
с инкрустациями, оставшимся от родителей). Его направили в некий
дом к 75-летней старушке, сестра которой должна была его приютить.
Они сидели и ждали прихода сестры, деятельный Артур скучал без привычного
для него контакта. Старушка была молчалива, казалась отрешенной.
Никакой разговор с ней не получался: хозяйка квартиры не знала ни
писателей хотя бы ее времени, ни архитектуры двух соседних с ее
домом церквей, да и о религии – а в углу висела икона – не сказала
в ответ на его вопросы ни слова. Даже не кивнула, не повернула головы.
Артур поискал взглядом Библию или молитвенник – чтобы скрасить ожидание
бегом глаз по книжным строчкам – и тех не было: женщина отдала их
сестре. Эти старухины
слова все и объяснили Артуру. И ее отрешенность, и ее молчание,
и кажущуюся пустоту, и ее отсутствие в собственной квартире – просто
душой она была уже не здесь, а там, там, и вела, может быть, безмолвную
беседу с Другим и с Другими... Эта отрешенность,
наполненная, оказывается, смыслом, но уже иным, особым, нездешним,
поразила Артура и дала всем пробам его, мыслям и поискам свое направление.
Он обзавелся любительской кинокамерой и стал завсегдатаем... чердаков,
приютивших бездомных стариков, бомжей и бродяг, стал посещать подвалы,
нанося визиты тому же живописному «сословию», снимал полуразвалившиеся
дома чуть ниже тогдашней улицы Ленина, где на покосившихся крылечках
грелись на солнце беззубые их обитатели и качалось на ветру желтое
от старости белье... А одновременно
он поступил работать в киностудию, помощником режиссера по реквизиту.
Понятно, что к концу каждой съемки родители Артура должны были выплатить
киностудии немалую сумму за разворованное за время работы или просто
утерянное на площадках имущество. И все же интересные
планы съемки и эффекты пыльного солнечного луча на темном чердаке,
высветившего апостольское лицо бездомного, были хороши, да и старость
города выглядела «новизной» на фоне всего, что снималось, и когда
Артур попросил у киностудии рекомендацию для поступления во ВГИК,
ему ее дали. Наш герой не
был бы самим собой, если бы с ним и в Москве не случилось приключения.
Когда в начале 80-х он поступал во ВГИК, на собеседовании на вопрос,
не может ли он рассказать что-нибудь смешное, Артур, сияя своей
безалаберной улыбкой, поведал творческому собранию историю, как
кишиневский КГБ вербовал его в стукачи и он докладывал бы обо всем
«интересном», что говорилось в тогдашних интеллектуальных молодежных
компаниях. С его точки зрения, это было очень смешно, комиссия должна
была разделить его белозубую улыбку. Комиссия переглянулась
и предложила почитать какие-нибудь запомнившиеся стихи; он немедленно
откликнулся... Галичем! За те четыре
года, когда времена изменились, Артура приняли на режиссерский факультет
ВГИКа с восторгом: ведь он уже тогда – тогда! – читал на собеседовании
Галича! А тех, кто читал его сейчас, с презрением гнали вон. То, что я рассказываю
об Артуре, – лишь малая, конечно, часть его жизни того периода,
та часть, что проходила на моих только глазах, и лишь толика всего,
что он говорил, что выслушивал, выкрикивал, объявлял, чему-то возражал
в своих компаниях. А ведь именно там проходят юнцы, тянущиеся к
стихотворной строке, к холсту, к кинокамере, свои главные «университеты»
- под бдительным надзором человеческих гениев, чьи строки произносятся
здесь с благоговением. Фильм Артура о старом Кишиневе и мало кому известных его обитателях, божьих людях, занял на Каннском фестивале призовое место..
|