hippy.ru

 

Страница Яблоньки

  

 

Яблонька

Традиционная народная тряпичная кукла

В последние годы сильно возрос интерес к традиционной тряпичной кукле. И это неслучайно, поскольку кукла дает много возможностей и для творческого развития, и как средство для достижения педагогических задач. Этот элемент культуры уходит своими корнями в глубокую древность. Куклы, сохранившиеся в разных регионах России, удивительно архаичны. Они просуществовали в культуре вплоть до середины 20-го века.

Кукла — это прежде всего образ человека. Это то, каким себя видит или хочет видеть человек в данное время. С одной стороны в кукле отражается данность, реальность того что есть, а с другой стороны фиксируется идеал, обозначается вектор развития. Всё это напрямую касается ребёнка, т.к. он особенно восприимчив к внешним проявлениям и формам. Ребёнок ориентирован на подражание окружающей среде

К. В этой связи кукла особенно важна для него. Существенное значение имеет то, в какие игрушки играют дети – это первые жизненные и культурные ориентиры. В процессе игры девочка отождествляет себя с куклой, а значит и с образом, который несет в себе кукла. По мнению психологов, кукла — одно из воплощений второго «Я» ребенка. Играя в куклу, он наделяет её качествами, которые не прочь бы иметь сам.

Народные куклы являются частью традиционной деткой культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное отличие от современных игрушек. Таким образом, с точки зрения воспитания*, целесообразно вводить традиционных кукол в жизнь современных детей.

Кроме того, традиционная кукла обладает рядом особенностей. Её изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Поэтому, единый технологический процесс всегда даёт индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Такая система позволяет ребенку выразить свои внутренние особенности. При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети. Важна еще одна особенность в строении традиционной куклы. Конструктивная основа — это доминанта вертикали. Какая бы ни была внешняя оболочка, сердцевина одна — стремление вверх. Так в конструкции подобия человека (куклы) отражена суть человеческой жизни — духовное развитие.

Конечно, основное назначение кукол это игра. Но с педагогической точки зрения народная тряпичная кукла может рассматриваться как:

Средство для изучения традиционного семейного уклада

Эта тема затрагивает нравственный аспект и воспитание. Существует большое разнообразие этнографических обрядовых и игровых кукол. Многие из них отражают изменения, происходящие с женщиной на протяжении всей ее жизни. Они представляют собой яркие нравственно-эстетические образы: младенец (кукла «пеленашка»), девушка («кудельница»), невеста (свадебные обрядовые куклы «бояре», «неразлучники»), мать (образ матери и ребенка «нянюшка», «кормилица»), хозяйка («десяти ручка», «зернушка»), бабушка (кукла в образе старушки). Знакомится с таким этнографическим материалом ребенку легче всего в форме игры. Детям можно предложить «прожить» кукольную жизнь, изготовив кукол-представителей разных возрастных групп. Параллельно с технологическим процессом происходит знакомство с фольклором, традиционными обрядами и обычаями, связанными с той или иной возрастной группой. Ребёнок узнаёт, как жили люди определённого возраста в старину, какие имели обязанности, как проводили свободное время, как одевались, как к ним относились окружающие и пр. Например, речь может идти о девочке 6-7 лет, о её постриге и посвящении в женские рукоделия. Или о девушке на выданье, о её приданном, которое она себе готовила, об играх, в которые играли вместе с молодыми парнями, о гаданиях и песнях, соответствующих возрасту.

Оформить работу можно в виде круга, по которому легко проследить жизнь женщины от рождения до смерти. Смотри фото 1.

Народные тряпичные куклы служат прекрасным средством для изучения достаточно сложного свадебного обряда. Детская игра в свадьбу была зафиксирована этнографами в конце 19-го века. Здесь есть возможность, изготавливая куклу, проследить важные особенности одежды каждого персонажа, участника свадьбы. С помощью кукол можно поиграть в свадьбу, соприкоснуться со свадебным фольклором, разобраться и понять структуру обряда.


Средство для изучения народного костюма

Как известно, в разных регионах России бытовали различные комплексы народной одежды, костюма. Особенно различаются северорусский и южнорусский костюм. Понять особенности и вникнуть в них легче, сделав костюм самому. Кукла в этом случае служит манекеном, который одевают в одежду. Поскольку одежда традиционная русская, то и кукла должна ей соответствовать. Пластмассовая кукла Барби в национальной одежде смотрится негармонично, не по-настоящему. Слишком разные культурные ценности, противостоящие друг другу, они несут.

Вариант 1. Изучение и сравнение костюма севера и юга России. Изучаемые костюмы должны принадлежать одной возрастной и социальной группе. Например, девичий костюм, принадлежащий молодым незамужним крестьянкам. Одеваем двух кукол поэтапно и одновременно:

  • Рубаха. Общая схема кроя, особенности двух регионов: длина, украшение и пр.

  • Сарафан или понева

  • Передник. Особенности ношения и декорирования

  • Головные уборы

  • Украшения

Местные названия и термины надо записывать в тетрадь, создавая словарик. Это позволяет сравнивать, наглядно видеть общее и различное. Делая своими руками, детям легче запомнить и понять изучаемый материал. Благодаря рукоделию, ребенок пропускает знания через себя и тут же реализует их на практике, получает результат.

Вариант 2. Изучение и сравнение костюмов одного региона, но разных возрастных групп. Например, девичий костюм и костюм молодухи.

После изготовления-изучения следует закрепление знаний. Группа делится на две команды. Каждая команда готовит презентацию одного из костюмов, рассказывает о нём, используя традиционные названия. Одна представляет свой костюм, другая готовит вопросы или называет неиспользованные термины. Потом команды меняются местами.

Средство для изучения годового цикла народных праздников

В народной культуре широко представлена обрядовая кукла. Обрядовая кукла изготавливалась не для игры. Она участвовала в обряде, а затем, как правило, уничтожалась. Это обусловило быстрый способ изготовления, часто без использования иглы. Обряды могли быть связаны со сбором урожая, со свадьбой, с годовым кругом праздников, приуроченных к смене времен года. Многие куклы являются символами, отражают суть, основу праздника.

При знакомстве с подобными праздниками целесообразно не только выслушать теорию, но и что-то поделать руками. Это помогает вжиться в праздник, создать определенный настрой. Сделав вещь, хочется узнать, для чего она, что означает. Через раскрытие символического значения определенного предмета раскрывается смысл праздника или обряда.

Например, свадебная кукла «Неразлучники». Сама конструкция и цвет имеют символическое значение. Схематично представлены мужчина и женщина, имеющие одну общую руку, следовательно, их нельзя разъединить. Это является символом крепости семейного союза. Красный цвет — традиционный символ перехода из одного состояния в другое, цвет границы в народной культуре. Значит, кукла предназначена молодоженам. Свадьба рассматривается как очень серьезное событие, которое обладает необратимыми последствиями. Это граница, переход, за которой начинается другая жизнь.

Важно помнить, что в нашей традиционной культуре заложен мощный потенциал нравственного и духовного развития. В этом основная ценность культуры. Сегодня уже очевидно, что будущие поколения надо приобщать к наследию и опыту предков. Один из путей лежит через декоративно-прикладное творчество. Декоративно-прикладное творчество обладает сильными мотивационными инструментами. Оно способствует не только познанию и самопознанию ребенка, но и его самовыражению.

*мнение автора может...... ну вы сами понимаете:) hippy.ru

 

Сведения об авторе: Завелишко Татьяна Владимировна, 1979г.р., педагог дополнительного образования. Работает в Центре развития творчества детей и юношества «Аминьево», ЗАО г. Москвы. Возглавляет два детских творческих объединения «Вышитые письмена» и «Игровая кукла». Детские объединения являются неоднократными участниками и лауреатами московского фестиваля детского творчества «Юные таланты Московии» и всероссийского фестиваля искусств и ремесел «Мастера».