hippy.ru

 

Страница Яблоньки

  

 

Яблонька

Занятия декоративно-прикладным творчеством как инструмент для приобщения к народной культуре

Сейчас в России наблюдается подъем интереса к народной культуре. Не только к русской, но и к культурам малых народов, живущих в нашей стране (народы Поволжья, Сибири и пр.). Много инициативных коллективов занимается сбором и изучением фольклора. Изучаются разнообразные стороны не совсем еще утерянного народного быта (для ответа на вопрос «какие мы?»), проявляется высокий интерес к русской истории. По всей России проводятся фестивали, семинары, выставки, посвященные народной культуре. Старшее поколение пытается сохранить те крупицы народного богатства, которые еще остались. Но важно не только сохранить их в настоящем, но и передать в будущее. Нужно чтобы молодое поколение (сегодняшние школьники) не просто узнали (получили информацию), но и восприняли, присвоили и полюбили свою культуру. Если не думать об этом, то тогда какой смысл в изучении и сохранении? Как это не печально, но на сегодняшний день культура народа чужда и неизвестна большинству народа. Это притом, что у многих наших современников дедушки и бабушки были носителями этой культуры. К сожалению, современные дети зачастую даже не подозревают, насколько красив, богат, удивителен, самобытен, интересен мир традиционной русской культуры.

В последнее время много говорят о проблеме толерантности. Толерантность—это терпимость, уважение к людям других национальностей, к их самобытности и культуре. Но как можно уважать чужую культуру, не зная свою? Зная свое, понимаешь и оцениваешь по достоинству чужое.

Поскольку сегодня остро встает вопрос о возрождении и развитии духовной культуры общества, образовательная система не должна оставаться в стороне от этого процесса. Есть школы с этнокультурным компонентом, разработаны программы для школьных факультативов. Но школьная программа не может заменить или компенсировать практические занятия, «желания творить и создавать». Большой потенциал и перспективы развития в этой сфере деятельности имеет дополнительное образование.

На мой взгляд, задача любого курса, связанного с изучением народной культуры — приобщение. Важно, чтобы дети присвоили культуру себе. В своих понятиях дети должны перейти от «у них когда-то было, они когда-то умели» к «у нас когда-то было, мы когда-то умели». Как это сделать, как привлечь детей, если зачастую даже родители не ориентируют и не оказывают поддержки? Здесь на первый план выступает проблема мотивации учащихся.

Декоративно-прикладное творчество является прекрасным инструментом для мотивации учащихся. Поэтому целесообразно начинать знакомство с народной культурой с занятий декоративно-прикладным творчеством. Главная «зацепка», инструмент мотивации—это получить «вещичку», сделанную своими руками. В этом смысле народные ремесла предоставляют большой простор для фантазии и выбора. На основе традиции можно работать практически с любыми материалами. С эстетической точки зрения существует большое разнообразие самобытных стилей и направлений, локальных традиций. Кроме того, есть что изучать. При соприкосновении с традицией, в прикладной деятельности неизбежно появляется культурологический аспект. Занятия детей приобретают иное качественное наполнение, появляется познавательная функция. Через это и надо вводить детей в народную культуру. Даже минимальная польза от прикладного творчества на основе традиции — это эстетическое влияние на ребенка-исполнителя.

Само изделие как продукт, результат деятельности, обладает важными свойствами. Как ни странно, рукоделие сегодня становится актуальным, как это было в прошлом. Но причины этого изменились. Можно сказать, что раньше рукоделием занимались «по бедности», из-за дефицита, недостатка вещей. Сегодня картина совершенно иная: переизбыток, казалось бы большой ассортимент товаров. Но качество, эстетическая сторона оставляют желать лучшего. Как правило, при творческом подходе вещь, сделанная своими руками получается индивидуальной, нестандартной, особенной, неповторимой. Мы делаем то, что нельзя купить, то, чего нет ни у кого, кроме нас. В этом изделии частичка нашего сердца, это выражение нашей индивидуальности, это наше творчество. Индивидуальность очень важна в эпоху стандартов, глобализации и стремления культуры к упрощению потребностей человека. Для подростка, юноши это важно в период идентификации, самоопределения. Кроме того, овладев дополнительными способностями, он получает опору во внешней среде. Это оценка со стороны сверстников и компетентных взрослых. Этому может способствовать участие детей в фестивалях, конкурсах, выставках не только Москвы, но и регионов России.

Приобщение к ручному труду важно и с другой точки зрения. В силу прогресса, ручной труд уходит из нашей жизни. Массовый поток и легкая доступность вещей формирует потребителя. Научиться уважать людей труда, бережно относиться к рукотворному, к старинным традициям мастеров можно только через свой собственный труд.

Кроме того, занятия прикладным видом творчества на основе народной культуры может повлиять на самоопределение ребенка в будущем. Это может перерасти в профессию, или стать увлечением, что тоже немаловажно.


Традиционная русская вышивка

Вышивка — выдающееся явление художественной культуры. Она была известна всем народам мира и развивалась соответственно представлениям о красоте и гармонии, местным обычаям и традициям. Возникновение вышивки относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка-шва на одеждах из шкур животных. Со временем совершенствование техники шитья обусловлено переходом от каменного и костяного шила к костяной игле. Развитие льноводства и скотоводства позволило совершенствовать материалы, используемые для вышивки.

О высокой художественной культуре вышивки, многообразии технических приемов и способов украшения ткани можно узнать из различных археологических и литературных источников—летописей, мифов, легенд, описаний.

Вышивка—одно из замечательных явлений русской национальной культуры. Она бытовала еще в домонгольской Руси. Сохранившиеся уникальные образцы старинной вышивки свидетельствуют о высоком мастерстве и талантливости русских вышивальщиц. Специально собирать и изучать вышивку стали с середины 19 века. Первыми исследователями были виднейшие представители прогрессивной художественной интеллигенции России. Например, общественный деятель и художественный критик В.Стасов был не только коллекционером вышивки, но и возглавил в 1872 году издание первого альбома образцов народной вышивки, снабдив его своими комментариями.

В 1920-е гг. исследованием русской вышивки занялся известный ученый В.С.Воронов. Он считал, что крестьянская вышивка является хранительницей древнейших и глубочайших художественных образов и мотивов русского искусства вообще и по своим художественным качествам и достоинствам давно должна быть признана классической. Воронов отметил непревзойденные в русском искусстве образцы гениальных композиций.

Таким образом, традиционная русская вышивка предоставляет широкий спектр для развития творческих возможностей детей и для приобщения к народной культуре. Поражает богатство традиций различных областей России. Различается стиль вышивки географических регионов (север, юг, запад) как и культуры в целом. Существует особое звучание, своя интонация, характер. Все это дает дополнительный материал для изучения. Разнообразие — одно из средств мотивации. Дети наглядно видят и познают богатство и сложность культуры. Строя процесс обучения на территориальном принципе, можно знакомиться с культурой разных регионов, прослеживая и различия и общность.

Вышивка — трудоемкий и долгий процесс. Он должен стать привлекательным для ребенка. Как показывает опыт, в условиях дополнительного образования очень важен первый, вводный этап обучения. Залог успеха на этом этапе — убедить в несложности выполнения изделия и по возможности в быстроте получения результата. Другой важный момент—первое соприкосновение с традиционными мотивами, символами, орнаментом. Как правило, опыт такого общения у современных детей отсутствует. Важно, чтобы он стал положительным и нашел одобрение во внешней среде.

Таким образом, чтобы первый орнамент и вышивка понравились ребенку и его окружению, нужно, чтобы изделие обладало рядом качеств. Во-первых, оно должно быть современным. Во-вторых, первая вышивка должна быть легко выполнима. Речь идёт о стилистике и о технологии обучения.

Тут встаёт важный вопрос. Как учить детей традиции? Делать ли копии изделий или стилистику, и где та грань, за которой идет размывание и девальвация древнего наследия. Другими словами, насколько и что можно изменять в угоду современности. Ответ на эти вопросы зависит от поставленных целей. Конечно, в современных условиях нет смысла полностью воссоздавать быт крестьянской женщины, да это и не получится. Нет смысла с детьми изготавливать вещи, которые не имеют применения в современном быту и, соответственно, бесцельны. Следовательно, нужна стилистика. Можно использовать декоративную функцию вышивки, сохраняя при этом традиционные мотивы и орнаменты.

Работа с линейным орнаментом.

Особой областью традиционной изобразительной культуры является орнамент. Орнамент—выражение, воплощение, освоение ритма. Ритм подчиняет жизнь человека, являясь её основой. Нарушение ритма, т.е. порядка, в мироздании, по представлениям наших предков, приводит к разрушению и хаосу. Жизнь человека и общины тоже имеет свой ритм. Следствием его нарушения или сбоя является болезнь или несчастье.

Пример. Раздел обучения: Вышивка русского севера. Тема: Линейный орнамент. Первый год обучения. Изучение техник «набор» и «роспись».

Детям предлагаются рисунки-схемы различных орнаментов, копии этнографических. Все образцы принадлежат одному региону, сохраняют общую интонацию. Ребенок получает представление о характере вышивки данного региона. В дальнейшем, изучая традицию другого региона, есть возможность для сравнительной характеристики двух традиций, выявления общего и различного.

Задание 1. Составить из орнаментов несколько композиций, например три, учитывая их насыщенность, ширину, плотность, характер. Зарисовать в тетрадь. Прорисовка имеет большое значение. То, что не улавливается взглядом, осознаётся через руку. Ограниченное число исходных орнаментов порождает множество композиционных решений. Неповторимость и своеобразие здесь гарантируется.

Задание 2. Дать определение орнаменту. Здесь важны ключевые слова чередование, ритм. Далее вместе с детьми развить тему ритма. Ритм и природа, ритм и человек. Соответствие космического и человеческого ритмов.

Задание 3. Подобрать цветовую гамму для выполнения композиции из орнаментов. Ребенок имеет возможность сам решить цвет своего изделия соответственно своим предпочтениям. Совместно с педагогом выбирается цвет фона вышивки (ткань) и цвета нитей. Эта стилистика цвета делает вышивку современной, сохраняя традиционное ядро.

Задание 4. Выполнение вышивки. Объём работы всегда определяется индивидуально, нужно учитывать возможности каждого ребенка. Очень важно не перегрузить, не отбить охоту большим объёмом и сложностью выполнения.

Задание 5. Изготовление изделия. Изделие также подбирается индивидуально, соответственно объёму вышивки, потребностям и желанию ребёнка. Технология изготовления должна быть несложной, доступной. В зависимости от возраста ребенка возможна помощь педагога или родителей.

Таким образом, можно получить современное изделие, сохранить и полюбить традиционную орнаментику. Рукоделие, вышивка помогает понять смысл орнамента, уловить его красоту и своеобразие. Смотри фото 1, 2.

Изучение древних мотивов.

В процессе развития человеческой культуры изобретались различные способы письма, т.е. графической фиксации информации. В частности, мысль могла графически выражаться при помощи изобразительного рисунка. Посредством ряда связанных общим смыслом рисунков передавалось сообщение, рассказ (пиктографическое письмо). Наряду с этим складывались начертания, которые служили не для повествования или сообщения, но представляли собой условные знаки, обозначавшие некоторые общие идеи. Это символы. Символы обозначают не отдельные слова, а общие понятия. Символы являются дописьменным способом фиксации информации, некоторых понятий и представлений. Исследование культовой символики, сформировавшейся тысячи лет тому назад, показывает, что люди того времени, жившие в условиях бескомфортного быта и примитивной техники, имели сравнительно развитое мировоззрение, хотя и выражавшееся в мифологической форме.

Как известно, человек опознаёт и описывает реальность с помощью знака. Т.о. и древние символы, сохранившиеся в народной культуре, описывают реальность, окружающий мир. Надо только подобрать к ним ключ. Символы, сохранившиеся в нашей культуре, заключают в себе мировоззрение, общее когда-то для многих индоевропейских народов. Они отражают миропорядок, мировые законы бытия, законы сосуществования и взаимодействия человека и космоса, природы. Содержание символов имеет в себе несколько уровней глубины и открывается человеку постепенно, в соответствии с его духовными желаниями и интеллектуальными возможностями. Кроме того, символ как графическое изображение компактно, удобно для запоминания. Поданная таким образом информация легче фиксируется и усваивается. Изображение способно вызвать образный ассоциативный ряд, аналогии. Соприкосновение с символами, мотивами способствует развитию образного мышления, свойственного культуре древних.

В нашей народной культуре вышивка особенно богата древними мотивами-символами. Широко распространены мотивы Женской богини (Матери-земли), Древа Жизни, Двуликой Ладьи, Человека, Всадников, Оленей, Барсов, Птиц.

Конечно, объяснять символику детям следует на доступном им уровне. Можно вместе попытаться реконструировать картину мира предков, на основе изображений определить важные, приоритетные области, отношение людей к окружающему миру. Ни в коем случае нельзя изменять архаичные мотивы, вносить в них современные сюжеты. Так называемое современное осмысление, которое было распространено в советское время, привело к обмирщению, потери смысла. Это предвещает искажение и потерю традиции. Например, древнему образу Матери-земли придавали черты колхозницы, несущей коромысло.

Таким образом, одно из условий современной стилистики — это сохранение духа архаики. Но нужно дать пространство для творчества и определить область свободы.

Работа с традиционным мотивом может включает в себя следующие этапы:

Этап 1. Знакомство с мотивами. Нужно объяснить их предназначение и роль в культуре. Показать наглядный и видовой материал.

Этап 2. Работа с мотивом. Учащийся выбирает понравившийся мотив. Не обязательно делать точной копии старинного изделия, а можно оформить вышивку по-своему. На основе просмотренного видового материала дети делают зарисовки. Затем нужно подобрать композиционное оформление, насытить пространство работы мелкими интересными деталями, собрав их из разных источников на свой вкус. Это помогает уловить интонацию вышивки, почувствовать её характер, дух.

Этап 3. Работа с цветом. Стилистика допускает изменение традиционного цвета. Учащийся имеет возможность предложить своё цветовое решение и тем самым придать характерное индивидуальное звучание своей работе. Но можно остановиться и на традиционном цветовом решении.

Этап 4. Изготовление и оформление изделия. Оформление изделия требует особого внимания. Декоративность вышивки и архаичность изображения наилучшим образом могут сочетается в панно-хоругви. Но возможны и другие варианты оформления вышивки. Смотри фото 3, 4, 5, 6.


Есть традиционные предметы, которые сегодня не полностью утратили своего ритуального значения. Речь идёт о полотенце. Ритуальное применение полотенца на свадьбе — отголосок далёкого прошлого. В народной культуре полотенце — сакральный предмет, участник и свидетель всех переходных ритуалов человека: рождение, свадьба, смерть. Оно символизирует дорогу, мост, связующий миры или состояния. Этот особый предмет культуры всегда богато украшался вышивкой.

Изготовление полотенца — прекрасный повод для изучения обрядов.

Этап 1. Использование полотенца. Информацию даёт педагог. Принятие при рождении и крещении в полотенце. Свадьба: рукобитье, обвязывание рук молодым, символическое соединение. Похороны: опускание в могилу гроба на полотенцах, перебрасывание через окно в дни поминовения предков. Педагогом ставиться вопрос: «Почему в таких разных обрядах присутствует один предмет?». Цель этого этапа—озадачить детей, вызвать у них недоумение, разные догадки и предположения.

Этап 2. Изучение обрядов предполагает знакомство с текстами (например, плачь невесты, причитания матери невесты, заговоры при рождении ребенка, оплакивание умершего и пр.). Можно организовать чтение текста по ролям или разыграть некоторые сцены. Особенно для этого подходит свадебный обряд.

Этап 3. Педагог задает вопросы о значении событий и связанных с ними обрядов в жизни человека и о символе полотенца. Здесь дети должны сказать ключевые слова «переход» и «мост».

Кроме того, подготовка приданого к своей свадьбе, хотя бы в виде полотенца, является мощным воспитательным элементом. Изготовление полотенца на свадьбу—мостик с предками, элемент осознанной связи с культурой и историей. Этот процесс может лечь в основу семейной традиции, а полотенце станет передаваться по наследству.


Очень важно помнить, что в нашей традиционной культуре заложен мощный потенциал нравственного и духовного развития человека. В этом основная ценность культуры. Сегодня уже очевидно, что будущие поколения надо приобщать к наследию и опыту предков. Один из путей лежит через декоративно-прикладное творчество. Декоративно-прикладное творчество обладает сильными мотивационными инструментами. Оно способствует не только познанию и самопознанию ребенка, но и его самовыражению.



Имя(max 16) e-mail Сайт ICQ
Коммент:

 

Сведения об авторе: Завелишко Татьяна Владимировна, 1979г.р., педагог дополнительного образования. Работает в Центре развития творчества детей и юношества «Аминьево», ЗАО г. Москвы. Возглавляет два детских творческих объединения «Вышитые письмена» и «Игровая кукла». Детские объединения являются неоднократными участниками и лауреатами московского фестиваля детского творчества «Юные таланты Московии» и всероссийского фестиваля искусств и ремесел «Мастера».