|
Яблонька
Воспитание будущей жены и матери средствами народной культурыВ Доме творчества я веду два направления, в основе которых лежит изучение русской народной культуры. Это коллективы «Вышитые письмена» и «Игровая кукла», созданные в 1999году. Коллектив «Вышитые письмена» является активным участником фестивалей «Юные таланты Московии». В 2000, 2002, 2004 годах коллектив становился лауреатом. 10 учащихся коллектива также становились лауреатами фестиваля. Коллектив «Игровая кукла» стал лауреатом фестиваля «Народный костюм—2000» в номинации «Лучшая детская работа»; на фестивале «Юные таланты Московии» 5 учащихся коллектива стали лауреатами. Основные цели своей работы я вижу в следующем:
Работа с коллективом «Игровая кукла» проходит в два этапа. Сначала мы знакомимся с народной тряпичной куклой. Существенное значение имеет то, в какие игрушки играют дети – это первые жизненные и культурные ориентиры. В процессе игры девочка отождествляет себя с куклой, а значит и с образом, который несет в себе кукла. На наших занятиях изучение и изготовление традиционных кукол не является самоцелью, а служит инструментом, средством для того, чтобы
Надо видеть, какую радость испытывает ребенок, делая своими руками первую куклу. Поражает простота изготовления и тот выразительный образ, который при этом получается (на первых занятиях мы изучаем вепсскую куклу и делаем композицию «Мать и дочь»). Для ребенка настоящее чудо, когда из отдельных лоскутков вдруг возникает образ человека. Тем более что при изготовлении вепсской куклы используются нехитрые приемы скручивания и скатывания (без использования иголки). И конечно, сразу начинается игра. Надо сказать, что видов этнографических обрядовых и игровых кукол существует великое множество. Многие из них отражают изменения, происходящие с женщиной на протяжении всей ее жизни. Они представляют собой яркие нравственно-эстетические образы: младенец (кукла «пеленашка»), девушка («кудельница»), невеста (свадебные обрядовые куклы—«бояре», «неразлучники»), мать (образ матери и ребенка—«нянюшка», «кормилица»), хозяйка («десяти ручка», «зернушка»), бабушка (кукла в образе старушки). В ходе занятий я знакомлю девочек с духовно-нравственными представлениями народа о жизненном круге женщины, о традиционной роли женщины в семье. Эти представления неотделимы от православной этики. Главный результат занятий—получить положительную реакцию девочек на традиционные образы, заручиться поддержкой и согласием ребенка играть, наметить в нем стремление к реализации традиционных нравственных установок. Наиболее активные девочки, познакомившись с очередной куклой, немедленно учат этому мам, бабушек. И непременно рассказывают о том смысле и значении, который заложен в традиционном образе. Словом, втягивают всю семью в кукольную игру. А еще у нас есть такая традиция. Я приучаю девочек к тому, чтобы они дарили своим друзьям (например, на день рождения) подарки, сделанные своими руками. Этнографическая кукла подходит для этого как нельзя лучше. Иногда у нас возникают соревнования: кто больше сделает и подарит зернушек, а кто—столбушек. Надо сказать, что всем, а особенно взрослым, очень нравится тот символизм, который содержит в себе обрядовая кукла (зернушка, неразлучники, бояре, десяти ручка). Именно поэтому старшие в семье с удовольствием их изготавливают и дарят друзьям и знакомым. Благодаря кукле ребенок соприкасается с народными традициями. У него просыпается интерес к народной культуре, к обычаям наших предков. Многие дети показывают кукол дедушкам и бабушкам, живущим в деревне. Иногда старики узнают в них игрушки своего детства, иногда учат чему-то новому. Так протягивается ниточка между поколениями, появляется большее уважение к старшим. У нас был такой случай. Мы с детьми делали куклу-младенца «пеленашку». На следующем занятии девочка Аня рассказала: «Когда я показала эту куклу бабушке, она заплакала. Она сказала, что в такие же играла в детстве, только те были чуть побольше». Аниной бабушке тогда было 84 года. С тех пор внучка и бабушка стали играть в самодельные куклы вместе. Второй этап программы предполагает работу не с этническими куклами, а с игровыми. Они созданы на основе этнографических кукол с использованием традиционных технологических приемов изготовления. Тема, которой уделяется особое внимание на этом этапе обучения— «Традиционный уклад семейной жизни». Дети изготавливают кукольную семью. Девочки черпают представления о семье из народной культуры, знакомятся с патриархальным укладом семейной жизни. Начало—это изготовление куклы-девочки. Это именно та кукла, с которой девочка идентифицирует себя в игре. Замечу такую особенность: как правило, все дети пришивают очень длинные волосы своим первым куклам, заплетают косы. Одеваем мы своих любимец в народную одежду или делаем стилистику на ее основе. Народная одежда проста в изготовлении и доступна детям. Она дает возможность для самостоятельного развития творчества и фантазии. Характерная особенность наших кукол—индивидуальность. Мы шьем всех кукол по одной технологии, но они получаются у нас разные как по внешнему виду, так и по характеру. В технологии изготовления отсутствует строгая система выкроек, лекал. Поэтому у нас нет стандартных изделий. Такая система позволяет ребенку выразить свои внутренние особенности. Впрочем, есть то, что объединяет наших кукол. Каждая из них воплощает образ простой, трудолюбивой, скромной девочки, которой скорее присуща спокойная внутренняя красота, чем агрессивная внешняя. Такая самодельная игровая кукла очень скоро становится альтернативой фабричным западным красавицам типа «Барби». Забегая немного вперед, скажу, что во второй половине учебного года часто приходят родители девочек и говорят примерно так: « Скажите моей дочери, чтобы она не выбрасывала своих Барби. Они денег стоят. Если не хочет играть, то пусть уберет куда-нибудь, но не выбрасывает». Отмечу, что это один из признаков достижения хороших результатов. Дальше мы шьем всех членов семьи: маму, папу, бабушку, дедушку, сестер и братьев. Важный элемент в общении с детьми — это игра в куклы. Ролевые игры—естественный способ познания мира для ребенка. Именно в игре легализуются представления девочек о семье. Мы шьем кукол для того, чтобы в них играть. Отсюда и название кукол — «игровые» (в отличие от сувениров). В ходе игр затрагиваются и обсуждаются такие темы как материнство, неполные семьи, взаимоотношения со старшим поколением, взаимоотношения в многодетной семье. Через игру можно влиять на представления ребенка, и даже формировать их. Приведу один пример. Медведева Женя росла без папы. Подошло время шить кукольного папу для семьи и для нее это стало настоящей проблемой. По началу она очень активно сопротивлялась. Говорила, что ее кукольной семье без папы хорошо и что он не нужен. Потом все-таки стала шить, глядя на других девочек. Но папа у нее получился некрасивый: неправильные пропорции тела, маленький рост, толстый, лысый. Словом, посмешище. Изготавливая эту куклу, она издевалась над ней, смеялась, словно мстила отцу. Так легализовалась ее внутренняя драма. От имени кукольных персонажей я разговариваю с девочками и в игровой форме стараюсь донести до них понимание того, какое значения каждому принадлежит в семье. Конечно, моя опора—это народная культура, представления наших предков о гармоничной семейной жизни. Медведева Женя все-таки исправила кукольного папу. Может, простила своего отца. Она стала более уважительно относится к роли мужчины в семье. Примерно такая же история приключилась с Серовой Настей, только она росла без мамы... Иногда на занятия приходят такие девочки, которые с порога заявляют примерно следующее: «Я рожать никогда не буду. Это сейчас не модно. Семья, ребенок—все это не для меня. Я хочу стать моделью». Скажу только, что вопреки таким установкам, наши кукольные семьи постепенно обзаводятся не одним, а двумя, тремя и более детьми. Так интереснее играть. Я не знаю, как сложится будущая взрослая жизнь моих учениц. Но хочется верить, что знание образа «идеальной семьи*» поможет им сделать правильный выбор. Ведь недаром говорят, что мысль материальна. А своим девочкам я говорю так: «Сошьете крепкую хорошую семью, приложив свою любовь и терпение – и у вас в жизни все будет хорошо. Будет счастье».
|
Сведения об авторе: Завелишко Татьяна Владимировна, 1979г.р., педагог дополнительного образования. Работает в Центре развития творчества детей и юношества «Аминьево», ЗАО г. Москвы. Возглавляет два детских творческих объединения «Вышитые письмена» и «Игровая кукла». Детские объединения являются неоднократными участниками и лауреатами московского фестиваля детского творчества «Юные таланты Московии» и всероссийского фестиваля искусств и ремесел «Мастера». |