|
Тексты о Кире из архива Киры:) Предложено для публикации Мариной, в каких сми выходили тексты - неизвестно. Александр Манкин «Чем больше искусства - тем здоровее люди» Самарский художник Кира Суботин о самовыражении, искусстве и жителях больших городов. Прямолинейны и серо-угловаты спальные районы города. Посреди однообразных бетонных коробок играют дети. Какими они вырастут и что будут знать об искусстве, культуре, цвете, форме, красоте? Каким будет их сознание - линейно-серо-прямоугольным или цветным, теплым и гибким? Будущее не зависит от ответа на эти вопросы, но знать ответ требуется - ждут ли нас жесткость и суровость или мягкость и доброта? Ожидают ли нас бессердечие или сочувствие, тупая бесчувственность или мир чувств, ощущаемых и выраженных полно. Один из таких ответов - есть попытка изменить однообразие, перемешанное с бессмысленными рекламными конструкциями. Попытка художника внести в мир производительности и потребления саму жизнь… Художник Кира Суботин. Настоящее имя Илья Владимирович Суботин. Образование высшее, психолог. Закончил и Самарское художественное училище. Женат, есть дочь. Руководитель подросткового клуба «NewОрленок» в Октябрьском районе Самары. К своим двадцати четырем годам успел поучаствовать во множестве арт-проектов, неапример, «Арт-невесомость» (2002), «Девять месяцев чувств» и «Длинные истории Екатеринбурга (2003)», «Контуры семьи» и «Арт-хаос» (2004), а также в фестивале «Культурная столица-2002» (Нижнекамск) и др. Впрочем, едва ли массы различают всю эту деятельность - ее плоды сокрыты от глаз широкой публики. А вот на расписанный Кирой забор мастерской ежедневно смотрит каждый из сотен прохожих… - Зачем ты разрисовал забор возле своей мастерской? - Эта идея возникла случайно. Я очень люблю работать с людьми и красками. Мы собрались с друзьями на Первое мая и решили раскрасить забор. Пришлось побыть Томом Сойером. Кстати, очень много людей тогда заинтересовались, тоже стали красить - от ребятишек вплоть до «новых русских». Один даже подошел и предложил краску. В своих работах я пытаюсь преобразовывать мир сквозь призму рая - ведь если смотреть на мир в розовых очках, мир сделается лучше. Сейчас в мире много негатива, много его и в искусстве. Часто бывая на выставках, я вижу на картинах убийства, голые задницы, кровь, а хочется чего-то светлого. Негатив деструктивен, он разрушает жизнь. Два года назад меня пригласили в Нижнекамск в проект «Культурная столица - 2002. Искусство для городской среды» с инсталляцией «Охота за солнечными зайчиками». В инсталляции раскрывалась тема счастья. Нам дали стену. Мы укрепили на ней осколки зеркал, в них отражался свет, падал на противоположную стену. Разбитое зеркало считается символом несчастья, мы постарались сделать этот печальный символ источником солнечных зайчиков. Своеобразный поиск счастья. - Как связаны городская среда и искусство? - На выставку художника придет не всякий, а вот в самой городской среде, на улицах, его работы будут видны. Тогда-то художник и сможет оказать какое-то влияние на большее количество людей. Искусство в самой городской среде более доступно. - В спальных и промышленных районах не заметно ничего подобного. - Зато в центре города есть. А если внимательно вглядываться, то можно найти это и на окраинах - граффити есть почти на каждом заборе. Искусством это пока назвать сложно, но можно. - Есть какая-то связь между искусством в городской среде и уровнем психологического самочувствия жителей городов? - Чем больше искусства - тем здоровее люди. В демократическом обществе каждый стремится к самовыражению. Подавление свойственно только тоталитарным обществам. И через самовыражение возможна позитивная сублимация негативных эмоций. Культура сама по себе враждебна человеку, поскольку ограничивает рамками его внутренние желания, но культура - механизм, который регулирует отношения между людьми. Она ограничивает взаимное наложение интересов. - Можно ли сказать, что в твоем творчестве есть социальное действие? - Можно. Дело в том, что помимо живописи я занимаюсь еще психологией. Это рождает очень интересные вещи, например, арт-терапию, когда искусство «лечит» людей. По одной из теорий занятие искусством - это своеобразный катарсис. Человек, выражая себя, очищается от негативных эмоций, от агрессии. - Что двигает тобой и твоими проектами? - Для меня важен процесс творчества и его результат. В основном меня побуждает к творчеству движение к женщине. Речь идет о сублимации сексуальной энергии. Она не идет напрямую на удовлетворение потребностей плоти, а, претерпев изменение, перетекает в творчество. - Зачем такие сложности, почему бы прямо не выразить себя в отношениях с женщиной? - Это происходит и в отношениях с женщиной, но я же не могу на каждой жениться. Это своеобразный художественный онанизм. - Из проектов последнего времени какие наиболее интересны? - Ровно два года назад был проект «Другое поколение лица». Я устраивал перформанс, показывающий отмирание старого статического и приход нового динамического искусства, где художник кроме живописных средств использует еще и всевозможные предметы, действия, музыку. Художник выступает как своего рода режиссер. В переводе с английского перформанс - это представление, выражение художественной идеи в форме спланированного действия. Это похоже на хэппенинг, но во время перформанса каждый выражает себя спонтанно. Это некий сценарий, где каждый может принять участие в качестве зрителя или актера. Это театр, но не на сцене, а в жизни. - Ты мог бы подписаться под высказыванием «Красота спасет мир»? - Хотелось бы. Хотелось бы верить, что это так. Я делаю так. Не только красота, есть еще много вещей. Вера, надежда, любовь. Это главное. Эти истины заставляют жить. Красота на втором плане. - Чем ты сейчас занят? - Руковожу подростковым клубом «NewОрленок». Клуб достался мне в наследство в запущенном состоянии, я, пробуя реализовать концепцию поликультурного воспитания, превратил его в студию - живопись, музыка, театр. В клубе работают арт-студия, театральная студия «Апельсин», психологическая программа «Мастерская общения». - Но каков твой главный интерес? - Творчество, мой интерес творчество. Надеюсь, что самое интересное и во мне - это мое творчество. Один из последних проектов называется «Афоризмы». Если зайти на www.aforizm.boom.ru, то все станет понятно. Я использую афоризм как отправную точку для интерпретации, и когда кто-то, читая этот текст, начнет понимать, что это всего-то бред, но бред художественный, имеющий эстетическую ценность, - значит, цель достигнута.
Светлана Зацепина Заживо закопали художника на местной биеннале «Правый берег»...Другой перформер, Кира Суботин, в отличие от Баландина, был менее активен в своих действиях. Его работа так и называлась - «Сон художника Киры Суботина на «Правом берегу». Рядом с его «ложем» были разбросаны красные формочки для лепки пельменей, что добавляло этой композиции сюрреалистичности.
“Аварийные службы 01,02,03,04”, “Дерево” Две инсталляции самарского художника Киры Суботина расположены рядом. Первая из них, как утверждает сам автор, является экологической аллегорией. На фактуре природных ресурсов он создает знаковые образы, поднимая проблему экологии леса. Вторая инсталляция, представляет из себя дерево, полностью обвешанное любимым материалом Киры, который он очень часто использует в своих работах красными пельменницами. Это выглядит как яблоня, увешанная созревшими красными яблоками, только яблоки эти пластмассовые, что в принципе не помешало зрителям почти все сорвать.
Владимир Логутов, Кира Суботин, Самара. «Охота за солнечными зайчиками». Тема инсталляции: поиск счастья или "охота за счастьем" как охота за чем-то неуловимым и осколочным. Инсталляция делется на три основные части, которые "отражают" способы поиска счастья ребенка, взрослого человека, старика: 1) Гадание; 2) Планирование; 3) Воспоминание.
"Охота за солнечными зайчиками". Ребенок, придумал себе нового героя, посмотрел в зеркало и заплакал, герой заплакал, зеркало разбилось. Жизнь побежала, забежала в линзы розовых очков. "Счастье есть !" "Мама, папа, я и злая собака." Я и Коля, я и Маша, я и Толик, я и Даша. Зеркало забылось, очки потерялись, где я только не был. Солнце слепит, начальник не доволен, глаза не довольны, темные очки одену и смотрю. Смотрю на горизонт, смотрю дальше горизонта не вижу ни хрена. Придумал себе будущее, настоящее будущее. Грандиозные планы отображая, работает мозг, иногда лажая! И сердцу моему, мозг-кассир у руля, свежими идеями планы трассирует. Мимо побежала, остановилась, пробежала. Устали мы с тобой отдохнем давай. Расслабились, очки выгорели и помутнели. Смотри не замечает никто нас. Делать есть чего? Опять и опять делаем тоже. Вспомнилась прогулка одна, тогда еще было все по другому. Кристализовалась картинка, хорошо было, какже, какже, помню, помню. Дмитрий Лобойко Прогрессивная молодежь провела социальную акцию для старших граждан 29 июля 2003 года в Самаре, в КРЦ «ЗВЕЗДА», в бильярдном клубе, прошел Самарский областной некоммерческий турнир по русскому бильярду для старших граждан в рамках социальной кампании «Прошлое. Настоящее. Будущее…», инициированной СПМ и получившей поддержку общественности региона. Помимо участников турнира – пенсионеров и ветеранов Самарской области, гостями акции стали председатель Самарской областной организации Союза художников России Рудольф Баранов, народный артист России Анатолий Пономаренко, заслуженный деятель науки РФ, председатель Президиума Поволжской молодежной академии наук Александр Трунин, председатель социальной комиссии Самарского городского Совета ветеранов войны и труда Валерий Васильев, модный самарский художник Кира Суботин, молодой самарский исполнитель Никита Стил, представители творческой молодежи. Победители турнира получили ценные призы: эксклюзивный кий из ценных пород дерева, неоновые часы с изображением бильярдных шаров и свежие цветы. Социальная акция объединила два поколения – старших граждан и молодежь. Мероприятие такого рода на территории Приволжского Федерального Округа прошло впервые и вызвало положительный общественный резонанс, что нашло свое отражение в СМИ. Трудно переоценить всю важность проведения подобных мероприятий для старших граждан, пенсионеров и ветеранов – людей, кто создавал современную Россию и внес свой личный вклад в ее развитие. К сожалению, не в наших силах увеличить им пенсии и значительно улучшить их бытовые условия. Это в силах и компетенции государства и правительства, и они должны этим заниматься. Мы же должны сделать все от нас зависящее, чтобы люди, которые достойны уважения и лучшего отношения к себе общества, сохранили самоуважение и ощущение жизни. СПМ выражает благодарность КРЦ "ЗВЕЗДА", бильярдному клубу "ЗВЕЗДА" и лично его директору, заслуженному тренеру России и абсолютному чемпиону Самарской области по русскому бильярду Олегу Печинину, за организацию и проведение турнира. |
|