|
7.03.2007 Ольга Арефьева О статье Алексея Галкина про тантру Сайт рассылки www.ark.ru Привет, привет!
Журнал представлял из себя толстенькую пачку скрепленных вместе ксерокопированных листов, самодеятельно иллюстрированных и украшенных ручного изготовления узлом из грубой веревочки (цифровая фотопечать и скрепки типографии "Маска", выставка художника Марии Ахметовой (в миру Маши-Солнышко), узлы Хлорки - прим.hippy.ru) Я честно полистала его и нашла один материал, который меня и впрямь заинтересовал. Его и предлагаю вашему вниманию. Статья Алексея Галкина не имеет отношения к литературе, но зато к весне, любви и некоторым очень актуальным проблемам, с ними связанным - весьма. Точка зрения автора, может и спорна, и имеет шансы подвергнуться критике, как со стороны адептов описываемого явления, так и со стороны его антагонистов. Но мне многое показалось близким и правильным. Я подвергла статью некоторой редактуре - сократила длинноты, исправила на свой вкус пунктуацию и разбила текст на смысловые куски. Если интересно, с материалом в первозданном виде вы можете ознакомиться на сайте-источнике. ("Варианты духовного поиска" - это рубрика, название статьи в оригинале - "Казантипская аналитика" - прим. hippy.ru) На мой взгляд, лучший вариант для совмещения приятного и полезного - это мероприятия, преимущественно психологической, а не йогическо-тантрической направленности. Молодёжь на мероприятия психологической направленности собирается очень живая, динамичная именно в плане самопознания и самосовершенствования, причем это самопознание имеет преимущественно такой, я бы сказал, "контактный" характер - через многообразие общения, через многообразие контактов и видов партнерства: игрового, исследовательского, тусовочного, интимного... Плюс, всё-таки романтика юга: ночное море, ласковое, светящееся, искрящееся. А какие там звезды... В общем, качество этой психологически-ориентированной молодежной тусовки на мой взгляд, явно выше, чем стандартный социумный клубно-элитарный вариант. Единственно что мне не было близко на этом фестивале, как я уже говорил, были так называемые "продвинутые" массажи с элементами массажа гениталий. И, соответственно, человек может решить - идти ему на массаж в этот день или провести его на пляже, загорая и купаясь - что тоже для здоровья весьма полезно :) Итак, чем тантра так тянет молодежь? Почему она летит на тантру как мотылёк на пламя (и, кстати, зачастую имеет потом соответствующий результат)? Да потому, что тантра цепляет за самое уязвимое у молодежи место - за секс. И ведь как красиво постулируется - через секс к духовности! Молодежь, чье сердце ещё не совсем закрыто дружным старанием нашего постиндустриального общества, чаще взрослых чувствует, что где-то за гранью этого тесного, душного пространства, существует другое пространство - чистое, многомерное, полифоничное, исполненное удивительной глубиной смыслов, красотой образов и гармонией отношений... Такое живое... Такое чарующее... О нем мы читали в эзотерической литературе, в лучшей фэнтези, многие помнят соприкосновение с ним в детских снах, у кого-то эти соприкосновения во снах продолжаются и в юности - пока внутреннее пространство ещё не захламлено суетой внешнего мира... И мы знаем из тех же самых книжек, а кто-то и напрямую от интуиции, что грань, за которой ОНО - не где-то там за тридевять земель, а совсем рядом. Прямо, говорят, здесь и сейчас... Прямо, говорят, чуть ли не у нас в сердце - куда уж ближе... Молодёжь читает книжки, а там дядя Карлос встретил дона Хуана, дядя Ричард - Шимоду, герой Коэльо встретил какого-то алхимика, Йогананда - Шри Юктешвара, Сатпрем - Шри Ауробиндо и т.д. Каждый, кто находит тропинку ТУДА кого-то встречает, кто его чему-то учит... И тут же возникает понятие "духовная практика", приводящая ученика к Просветлению, к проникновению за завесу внешнего мира... И кайфа, такого, чтобы сразу и мощно - нету... Соответственно, хорошего бизнеса - так чтобы побыстрее - не сделаешь. Совсем другое дело - тантра! Тут действительно - всё и сразу. Секс в нашем больном обществе - надежнейшее основание бизнеса. И сейчас даже уже не нужно говорить, что тантра тесно связана с сексом, и всё в ней вокруг него вертится. Сейчас эти гуру в основном говорят, что, типа, совсем даже и нет, секс тут не причем, это духовная традиция, а то, что на Западе "тантра стала подаваться как сексуальная практика - это психоаналитический диагноз Запада" (цитирую одного из ведущих тантра-гуру по журналу ELLE за март-2005, стр.264). Ну как хорошо говорит! Как правильно! А другой гуру, так ну просто песню поёт (цитирую по тому же журналу, стр.266): "Краеугольный камень тантры: я сейчас, в данный момент - совершенное существо... А совершенное существо не может быть мелочным, обидчивым, слабым... И как совершенное существо ты и ответственность за происходящее берешь на себя, а не перекладываешь на окружающих". Ну что тут сказать? Здорово! Даже не понятно, почему тантра ещё не включена в общеобразовательную программу средней школы... Но я помню речи этих людей где-то так десятью-пятнадцатью годами ранее, когда весь этот процесс только раскручивался... Там сексуальные акценты были более определенны. А сейчас что? У этих людей тысячи последователей, которые прекрасно знают, как всё это выглядит в реальности, и именно так передают своим знакомым, когда зазывают их на тантру. И теперь им, гурам, совсем даже не надо этот сексуальный аспект выделять... Тем более, что о духовности говорить по-любому престижнее и безопаснее. Остальное, как говорится, ...К нам на арт-форум в какой-то из дней заходил один тантрический гуру. Ну о-очень продвинутый. Одет - как положено - в скромную экзотическую одежду, на шее - какое-то неброское, но тоже экзотическое, ожерелье. Весь такой медлительный, неспешный, загадочный. Голос очень внушительный, властный - как у военного полковника... Ну так хорошо говорил. Красиво, складно... И никакого сексуального акцента. Если бы не организаторы арт-форума, остановившие его речь, он говорил бы так ещё долго, хотя вышел вроде как только для того, чтобы пригласить на свой мастер-класс... Так кому же она, тантра, нужна, для кого она подходит и в чем её реальная польза - если таковая есть - и реальный практический смысл? Кстати отмечу, что я говорю о тантре совсем не с позиций какой-нибудь там "общественной морали", а с позиций смысла и сути понятия "йога" (я же как раз по образованию религиовед) - ведь именно к этой культуре относят себя тантристы... Социумные "моральные борцы" чаще всего осуждают тантру совершенно огульно и очень поверхностно, не зная этого пространства изнутри, а часто даже внутренне боясь его. Я же в свое время в этом пространстве был, в чем-то оно мне может быть помогло, и то, что я говорю - это не осуждение, не отрицание, а попытка как раз-таки конструктивного подхода. Ибо, со стороны самой тантры, со стороны её апологетов и идеологов, я такого подхода, такой трезвой самооценки, на данный момент не вижу. Начну опять с цитаты из того же журнала. Это одно из мнений человека, побывавшего на тантрическом семинаре (стр.267): "...Складывалось ощущение, что все эти люди какие-то несчастливые, ущербные: их никто не любит, вот они и ищут замену, придумывают чего-то..." Не скажу, что это мнение охватывает всё данное явление, но, на мой взгляд, этот человек довольно точно описал наиболее конструктивную, наиболее рациональную его составляющую. Да, наша западная или российская тантра - это именно для тех, у кого проблемы с естественной сексуальностью. Общество у нас нездоровое. Негармоничное. А естественная сексуальность - это явление, которое должно постепенно сформироваться, ВЫЗРЕТЬ. Помните, в биологии это, собственно, так и называется - "половое созревание". Но если в физиологическом смысле этому созреванию общество пока помешать не может (ещё не достигла генная инженерия таких высот :)), то психологический аспект этого созревания исковеркан и искорежен до предела возможного. За прошедшие со времен античности тысячелетия, тут поработали и церковь, и общественная Сексуальность у большинства людей НЕ ВЫЗРЕВАЕТ. То есть, человек, физически вполне половозрелый, психологически совершенно не готов к сексуальным переживаниям. Его "психологические мощности" не могут вместить всего того колоссального спектра любовно-эротических состояний, переживаний, потоков и процессов, свойственных нормальному полноценному человеческому существу, и которые составляют мир человеческого секса. Невызревшая сексуальность очень примитивна. Она не только не дает человеку той радости, того счастья, какие дает нормальная человеческая сексуальность, а, напротив, является источником массы проблем. Страсть-то животная в теле бурлит (мы ж, как ни крути, в животном теле живем :)), инстинкт-то требует, давит, а сердечной поддержки с её колоссальными объемами гармонии, тепла, красоты и смысла - нет... И вот люди маются, гонимые этой очень императивной "животной составляющей", без радости, без гармонии, без смысла... Это практически стопроцентно относится к нам, "детям советской эпохи", и в очень большой степени к современной молодежи, поскольку они, соответственно, - дети детей советской эпохи... Так вот, в плане решения проблемы подавленной, невызревшей, проблемной сексуальности, российская тантра, на мой взгляд, ещё как-то может быть полезна. Да и то, только при одном важном условии: человек, решив свои проблемы (или убедившись, что это не то место, где он мог бы их решить), оттуда уходит, а не "зависает" там, становясь "продвинутым"... "Продвинутые тантристы" - это нечто такое... о чем я в рамках данного исследования даже и писать не возьмусь... У меня в Щелкино на фестивале массажа была пара совсем взрослых людей (им уже хорошо за сорок). После фестиваля они брали у меня индивидуальные уроки массажа, и мы обо многом говорили. Оказалось, что кроме всего прочего, они уже не первый год участвуют в тантрических тренингах. Надо сказать, что это очень трезвые, практичные люди (оба с высшим образованием, а у мужчины, так аж 5 высших образований). И они вполне искренне говорили: "Ну не было у нас ничего подобного в Союзе, и вся эта сфера жизни была задавлена господствующей идеологией. Всё было тускло, серо, всё было запрещено. Диапазон "нормального поведения" был крайне узок. А люди-то все живые, молодые, кровь-то кипит, хотелось же и поиграться. А чуть попробуешь поиграть - бац - сразу чувствуешь себя извращенцем... И зажимали в себе всё... Водкой заливали..." И когда они встретились с тантрой - это было для них неким прорывом, неким мощным оживляющим импульсом. Согласен, если смотреть со стороны это кажется диковато, и порой как-то даже безобразно, но жить с тем, что у "советского человека" внутри, и ничего с этим не делать - может быть, даже ещё большее извращение, ещё большая дикость, и ещё большее безобразие. И, зная колоссальную мощь вживленных в нас советской эпохой "моральных стереотипов", разрушающих в психике всё живое, я даже где-то рад за этих людей... Тоже самое можно сказать и о молодежи, выросшей в семьях "достойных детей советской эпохи"... Гораздо лучше, когда они занимаются своей нездоровой сексуальностью через тантру, чем через алкоголь, наркотики и прочие стимуляторы... Кстати, интересная деталь, которую я тоже открыл для себя этим летом: когда родители начинают увлекаться тантрой или ей подобными процессами, их детям становится намного легче дышать. На одном из сексуально-ориентированных тренингов, проходивших на турбазе "Лаванда", где у меня некоторое время стояла палатка, я там наблюдал два поколения практикующихся - так сердце радовалось... Огромные пласты подсознательной зависти взрослого по отношению к цветущей юности, недовольства этим "молодым брожением" и прочих вещей, Короче говоря, наша тантра для тех, кому за 40... Но совсем другая, уже далеко не такая оптимистичная картина наблюдается, когда в этот тантрический оборот попадает юноша или девушка с более-менее нормальной, более-менее здоровой сексуальностью. Попадает туда в надежде некоего "духовного опыта", того самого "расширения от секса к духовности"... Ты же, через проломленные твои психо-энергетические границы, получишь вместо твоей естественной сексуальности совсем иное наполнение, которое в этой среде называется словом "продвинутость". Это такая вязкая, плотная, тяжелая по сравнению с естественной сексуальностью вибрация... Жить с ней тяжело, и она всё время будет тянуть тебя в эту кучу... Если же, прочитав эти строки, ты увидел, что у тебя такого нет, но твое сердце всё-таки отозвалось - значит, ищи это где-то в другом месте, но только не в тантре. На мой взгляд, она не только не поможет тебе обрести желаемую гармонию, но уплотнит, утяжелит и усложнит то положение, в котором ты сейчас находишься... Возвратимся к нашей аналитике :)) Слом психоэнергетических границ в таких "йогах", насколько мне известно, тоже очень даже хорошо теоретически обосновывается. Зачем нам всем нужно чего-то там открыть, с какой стати, кому это нужно, и вообще, что такое эти самые чакры есть - на этот счет ничего внятного не было... И почувствовала наша девушка, что как-то ей от этих речей неуютно... И ушла. Непродвинутая оказалась... Хорошая, конечно, идея - открыть сердце миру, красивая, актуальная, но именно такими благими идеями вымощена дорога... сами знаете куда... И таких идей в йоге, в тантре - масса. Чего стоит вышеупомянутая идея о том, что "я сейчас, в данный момент - совершенное существо..." Все эти идеи сами по себе действительно хорошие, все они пришли к нам из того самого подлинно духовного пространства, к которому так тянется человеческое сердце. Но идеи сами по себе ещё не всё! Мы же учили историю: крестовые походы и прочие религиозные войны, инквизиция, современные религиозных фанатики - они все действуют на основании книг, в которых такие прекрасные идеи изложены! Они мучили, убивали и убивают на основании Библии, Корана и т.д. - а ведь это книги, в которых всё - о любви, о гармонии, о прощении и понимании... С другой стороны - эти же книги, эти же идеи, дали миру Франциска Ассизского, Жанну Д'Арк, Сергия Радонежского... И глядя на всё это, мы вполне можем сделать вывод, что правильная идея - это ещё далеко не всё. В лучшем случае - это только начало, отправная точка для какого-то движения. Само же это движение может привести к очень разным результатам... Куда идти молодому сердцу, жаждущему познания себя и мира? У нашего тела, кроме того, что оно является "носителем" нашего "чувствующе-осознающего существа", есть ещё своя собственная жизнь, свой собственный путь. Должно быть время для личности, когда тело подчиняется личностным программам, обеспечивая их реализацию, и должно быть время для тела, когда личность не мешает телу жить своей жизнью, обеспечивая при этом его безопасность, держа, так сказать, границы на замке... Как выглядит "время личности"? Как выглядит "время тела"? Итак - телу нужны ощущения, которые оно получает в своем собственном режиме, когда фокус внимания человека именно в ощущениях. Это самые различные виды прикосновений: когда тело само к чему-то прикасается, причем различными своими частями, а так же когда что-то или кто-то прикасается к нему - тоже самыми различными способами. Это ощущения, возникающие от самых различных телодвижений, от разных положений тела, от различных поз, в которых оно оказывается. Это ощущения, связанные с изменениями гравитации, когда тело теряет-возвращает равновесие, когда оно падает в нетравматичном, игровом режиме, когда оно плавает в воде или парит в воздухе... Это ощущения, связанные с изменениями веса, когда его вес увеличивается или уменьшается (скажем, вы кого-то на руки берёте, и крутите его по всякому-разному, или вас кто-то на руки взял и играет с вашим телом...) Это ощущения, связанные с температурными изменениями... Наконец это ощущения "пустотного спектра": пустота, тишина, разреженность (когда, скажем, сидишь в горах и ощущаешь бескрайние пространства вокруг себя, над собой, под собой...) И всё это, повторюсь, в свободном, спонтанном режиме, когда тело само этого хочет и само на это идет. Когда тело получает эту пищу, оно наполняется радостью. Это состояние "эфирной сытости" мы знаем как свежесть, лёгкость, наполненность, бодрость (или приятная усталость)... Тело текучее, игривое, пластичное... Мы чувствуем удовлетворенность жизнью... Когда наше тело чувствует физический голод - а это тоже "отсутствие чего-то", - мы точно знаем чего нам не хватает. Тут наше восприятие нормально настроено, прицел не сбит (и то, правда, не всегда, скажем: ходит человек раздраженный, на всех огрызается... И вдруг оказывается, что позавтракать забыл, и всё его раздражение - просто неосознаваемый голод... Покушал - и паинька :)) Когда же тело испытывает "голод ощущений", мы этого уж точно не понимаем, а просто испытываем какую-то апатию, тоску, скуку, неуютную пустоту... Мы говорим, что "на душе кошки скребут", что жизнь "серая"... А поскольку "прицел сбит", мы не знаем, что же нам в данном случае нужно, и продолжаем маяться... Срываемся на окружающих... А они - на нас, поскольку сами в том же положении... А голод всё больше и больше... И вот тело, видя, что "хозяин" ему на встречу не идет, на своем собственном, телесном уровне, сканирует пространство и ищет, где бы ему этот голод утолить. И что же оно быстрее всего находит? Во-первых, курение, которое сразу смещает "точку восприятия" в сферу тела (причем, даже не мешая при этом работе). И в результате молодежь буквально летит на секс и всё, что с ним связано. То есть, секс (в том числе даже и тантрический) является для тела слишком дорогим, слишком затратным способом восполнения "голода ощущений" (а тантрический секс, в его современном варианте - так вообще чуть ли не всю энергию сжигает)... Только, пожалуйста, не подумайте, что я выступаю против секса. Совсем нет. Я просто рассматриваю ещё одну сторону этого явления, которая выглядит именно так. Скажем, если рассматривать все наши любимые развлечения (видео, компьютер, музыку и т.д.) с точки зрения энергозатрат, которые они производят (износ оборудования на электростанциях, урон экологии, который эти электростанции наносят, недостаточное финансирование РАО ЕЭС и проч.) - может показаться что мы против развлечений, ведь именно они составляют львиную И мы хорошо знаем, что происходит, когда уровень потребления энергии превышает имеющиеся мощности. Скажем, захотели вы устроить дома крутейшую вечеринку: достали мощный усилитель, навороченную цветомузыку, крутые колонки и т.д. Врубаете всё это на полную мощность и - бац - пробки вылетают. Всё гаснет и смолкает... Так и у нас: когда личность слишком уж увлекается сексом, тело в какой-то момент начинает "вырубаться": сначала исчезает страстное желание, потом исчезает просто желание, потом - если личность пытается это желание искусственно стимулировать - исчезает потенция... Если же личность в ответ на это пускает в действие виагру - то исчезает здоровье... И, резюмируя всё вышесказанное, мы можем увидеть, что корни многих наших жизненных чаяний и устремлений, а так же проблем, конфликтов, неудач - именно в этом самом "голоде ощущений", а не в каких-то абстрактных (умственных или эмоциональных) сферах... Может быть, увидев всё это, и в тантре необходимость отпадет... Так как же восполнить этот "голод ощущений" нашего тела? Физкультура (только, Боже упаси, - не спорт, в котором тело буквально насилуется), дискотека (но желательно та, где звучит музыка, дающая не только ритм, но и какое-то эстетическое пространство - ах, как же таких мало...), медицинский массаж (только не тот, где вас сходу, без разогрева, так "замесят", что потом тело стонет и ноет, или наоборот - чуть погладят и всё), баня (только не та, где народу - не протолкнуться)... Не так много... Но самое главное, чтобы "голод ощущений" реально утолялся, нужно чтобы всё пространство было на это как-то сориентировано, - а во всех названных процессах этого нет. Даже когда мы катаемся на коньках или на лыжах, плаваем в бассейне или играем в теннис, главное для нас, чаще всего, не тело со всем спектром ощущений, а окружающая тусовка: мы знакомимся, общаемся, производим впечатление своей спортивной формой, своими навыками и т.д. Тем более - дискотека! Там у нас столько имиджевости, саморисовки, выпендрежа, желания понравиться - что, не смотря на обилие спонтанного танцевального движения, фокус внимания не в теле, оно всё равно работает на личность с её желаниями и амбициями... В общественной бане тоже масса деталей, которые не дают в полноте отдаться телесным ощущениям, побыть с телом: досужие разговоры с плоскими шутками, скученность и т.д. В медицинском массаже "алкогольной составляющей" обычно нет, но в медицине вообще всё направлено на то, чтобы бороться с телом. Считается, что медицина борется с болезнью, но болезнь (если это не травма) - это следствие того, что происходит в ментально-эмоциональной сфере человека, это просто реакция тела на что-то более глубокое. И борясь напрямую с этой реакцией, медицина просто напросто "затыкает телу рот", подавляет его. К великой печали, современная медицина, по большей части - просто "репрессивный аппарат", Что мы имеем ещё? Мы имеем различные йогические практики, а так же восточные единоборства. И если там нет того самого "тлетворного духа" продвинутости, о котором я уже достаточно много сказал, то эти практики вполне решают эту задачу. Диапазон ощущений там очень большой. Далее мы имеем психологические направления, которые непосредственно ориентированы на тело. Те направления, что относятся к гуманистической психологии, в основном все связаны с телом (даже когда просто стоишь в какой-нибудь роли в психодраме или в расстановке - так масса интереснейших ощущений в теле). Есть в гуманистической психологии направление, которое даже так и называется - "телесно-ориентированная психотерапия" (кстати, направление, глубоко мной любимое, уважаемое и до сих пор прилежно изучаемое :)) Слава Богу, с "продвинутостью" в психологической среде полегче, но это не значит, что не нужно быть очень осторожным и разборчивым: некомпетентности, нечуткости, формализма среди профессиональных психологов немало. А так же очень немало там людей, так сказать, с проблемами. Порой, глядя на такого психолога невольно возникает мысль, что ему первому нужна психотерапия. А вот насчет йоги, мне кажется, что наличие диплома или сертификата совершенно ни о чем не говорит. Научить можно только технике, каким-то специфическим телодвижениям, а йога по сути своей - это всё-таки, нечто иное. Тут, на мой взгляд, нужно просто смотреть на человека и видеть - созвучен он вам или нет.
|
А когда-то, давным давно, во времена программы "А", когда концерты ОА происходили, кроме прочего, в нашем институте, ММА, на Измайловском парке и информации было так мало, всё, что было в архиве хиппи ру - это статья Кушнира, маленькая зеленая книга песен и статья Кушнира: Журнал Ништяк (город Свердловск) Два номера: N1 - май 1990, N2 - окт. 1990, 50 стр., тираж 4 экз., маш. + граф. + аппликацииРедакторы: Наталья Баскакова, Ольга Арефьева Наивно-абсурдистский журнал , исполненный любви к акустическим рокерам и мелким грызунам. Издавался при Театре Песни ДК ВИЗа молодежным центром "Альтернатива". Обложка первого номера, разрисованного синим фломастером, включала аппликацию этикетки "Грушевый напиток", очертаниями напоминавшей уорхоловский банан. Посредством визуальных трансформаций напиток превратился в "мышевый", а стилизованая груша на наклейке - в щекастую мышиную морду. На страницах издания царил самоиронично-эзотерический "контркульт" соредактора " Ништяка " Ольги Арефьевой, в миру самозабвенной певицы диапозоном от филармонии до "баптистских" блюзов. Сам журнал в основном состоял из всевозможных двух-трехстрочных шуток, баек и приколов. Арефьева выводит новую породу рокеров, поющих у костра - рокеры-костраты; Арефьева учится печатать на машинке, делая "мышек" из "мишек", Шомберга из Шенберга и пр. Характерные неологизмы журнала : "кош", "кошандр", "мышандр", "немыш" украшают доверчиво захармсированную жизнь реальных деятелей Театра Песни. Хроника текущих событий представлена некрологами типа: "28 июня была зверски убита художником крыса Танька. Она самоотверженно отдала жизнь за акустику". В конце 90г. Арефьева переезжает в Москву, где разворачивает бурную организационно-концертную деятельность (в частности, проводит полуакустический фестиваль памяти Янки "Смерти нет" в клубе "Sexton F.O.Z.D" с участием Кинчева, Олди, Олеси Троянской, Гарика Сукачева и др. (май 94г.)) и основывает инди-клуб "АКУ", при котором изредка выходят компьютерный журнал "Акуреку!" и газета "Акулесица". Иформация взята из книги (стр. 176): |