Психоактивные вещества
О наркотиках
Сарра и Савва
Проблема наркотиков вызывает значительный резонанс среди различных слоев населения и возрастных групп – подростков и их родителей, работников образования и медицины, представителей общественности.
Всех интересует один и тот же вопрос – почему же люди употребляют наркотики,
не взирая на то, что психоактивные вещества несут людям болезни и зачастую карьера
наркомана заканчивается смертью. Но если любому здравомыслящему человеку ясно,
что для того, чтобы испробовать остроту лезвия топора, вовсе необязательно рубить
им собственное тело, в отношении к наркотикам это, к сожалению, не так.
Многие люди экспериментируют
на себе, желая получить «острые ощущения», не отдавая себе отчета в том, что
в этом случае путь «экспериментатора» ведет в могилу. К подобным экспериментам
человека побуждает страх перед меняющимися условиями действительности,
Что такое наркотики? Эту тему
можно обсуждать долго, можно погрязнуть в медицинских и химических терминах
– ацетилхолин, эндорфин, интоксикация и пр. Можно выдать обычную «наркоманскую»
отмазку – почти каждый человек от чего-то зависит – от компьютеров, книг, работы,
детей, это для них – своеобразный наркотик. На самом деле естественные привязанности
помогают человеку оставаться человеком, и не мешают личностному росту и развитию.
(Для буддистов-недоучек стоит напомнить, что «сансара есть нирвана», а до уровня
просветленного сознания им еще плыть да плыть.)
Расширение сознания? Наверняка,
многие помнят фильм «Ганибалл» с Энтони Хопкинсом в главной роли. В конце его
есть сцена, в которой маньяк-убийца за прекрасно сервированным столом с умильной
улыбкой хлебосольного хозяина за светской беседой угощает человека с завязанной
головой жареным мясом.
– Как вкусно! А что это? – спрашивает гость.
– Секрет.
Однако с человеком происходит
что-то странное – на лице возникает безмятежная улыбка дебила, он начинает запинаться
и нести околесицу. Дело в том, что добрый доктор Ганнибал скормил человеку его
собственные мозги. Ведь в самом мозге не содержится нервных окончаний, и, таким
образом, сняв верхнюю часть черепа, можно абсолютно безболезненно отрезать небольшие
кусочки. В подобном состоянии человек смог жить очень недолго – всего несколько
минут, причем ему казалось, что он пребывает в «полном» сознании.
Человек действительно не замечает,
как мозговые клетки сжигаются стимуляторами, разжижаются опиатами, покрываются
жировыми отложениями от каннабиса. О каннабисе, или марихуане, разговор отдельный.
С одной стороны запрет на марихуану со стороны государства приводит к возмутительным
последствиям, сажать человека на 2 года и за «траву», и за ЛСД, когда пить и
курить в нашем обществе в порядке вещей, а пивной алкоголизм считается чуть
ли не хорошим тоном среди молодежи – мера чисто карательная, что приводит к
здоровому протесту в среде нонкомформистов. Однако государство иначе не может
– оно по природе своей настроено на позицию «проследить – наказать – запретить».
С другой стороны, стоит знать,
что курильщик марихуаны может повторить историю обезьяны-шимпанзе, над которой
экспериментировали наши добрые ученые. Заставив обезьяну-самца регулярно употреблять
марихуану, ученые отметили резкое понижение статуса животного в стаде обезьян
– последний подходит к еде и воде, каждая самка может дать ему отворот-поворот,
а ведь был вожак, уважаемая личность. Клетки головного мозга обезьяны были покрыты
слоем тетрагидроканнабинола (то самое «вставляющее» вещество), что затрудняло
передачу импульсов, составляющих процесс возбуждения и торможения, что приводит
к неспособности человека контролировать свои эмоции, ведь самоконтроль и сила
воли – все это – явления одного порядка.
Разумеется, вряд ли столь сильные
изменения произойдут в мозгу человека после единичного употребления марихуаны,
однако, при регулярном употреблении в мозгу человека могут произойти необратимые
органические изменения. Кроме того, реакция на марихуаны бывает разная. Обычный
результат – пробивает на «хавчик» или на «ха-ха», впрочем, как у тех подопытных
обезьян. Только 10 % употребляющих удается достичь иного взгляда на мир, который
можно включить в свой положительный опыт. Существует 15%, у которых употребление
марихуаны вызывает агрессию, не просто «бычку» как при алкогольном опъянении,
а откровенный садизм. Обкуренный бандит или гопник – это страшно. В обычном
состоянии врезал гопник хиппи по морде, доказал свой статус, и пошел дальше.
Под марихуаной – иная картина – он требует «продолжения банкета» – убийства,
изнасилования и зверских издевательств. Договориться с ним невозможно по причине
пребывания его в измененном состоянии сознания.
С некоторых пор массовое тоталитарное сознание не без участия СМИ считает наркотики неотъемлемой части быта и сознания хиппи. Так однажды на одной конференции наркологов авторы статьи слышали мнение руководителя одного центра по работе с подростками о том, что если подростки носят фенечки, то только для того, чтобы скрыть следы уколов. В истории хиппи и вообще неформального движения наркотики сыграли, во многом, роковую роль. Они превратились из способа расширения сознания, действительно, успешно применявшимся уже весьма продвинутыми людьми, такими, как Т.Лири, С.Гроф и прочие, во внутреннего врага, который дискредитировал эту культуру снаружи и уничтожал ее изнутри. Кстати, наркотиками, расширяющими сознание, психоделические гуру считали только ЛСД и частично марихуану. Впоследствии для достижения тех же целей были найдены иные способы – возьмем, например, холотропное дыхание С.Грофа. Надо сказать, что в традиционном обществе употребление наркотиков происходило чрезвычайно редко с соблюдением строгих ритуалов и предосторожностей. Новые для некоторых культур вещества, такие, как алкоголь и никотин, напротив, сделали для разрушения культуры индейцев, чукчей или эскимосов, гораздо больше, чем винтовки европейцев. Что касается неформальной культуры, с ней может произойти то же самое – стремясь к свободе и преодолевая зависимость от общества, люди попадают в химическую зависимость, благодаря чему в обществе бытует мнение о том, что представители неформальных движений являются группой риска по употреблению психоактивных веществ.
Отсюда и карательные меры государства
по отношению к неформальным движениям, в особенности хиппи и растаманов. А на
самом деле, могло бы быть совсем наоборот – имея более подвижную эмоциональную
структуру, развитое, свободное воображение, что и отличает неформальную культуру,
человек может достичь любого состояния сознания без помощи наркотических средств.
Возникает вопрос – зачем же нужны протезы, если можешь ходить на собственных
ногах. К этому пришли все мистики духовных течений мира, в том числе (см. выше)
и многие из психоделических гуру. Многим для того, чтобы понять это, пришлось
заплатить дорогую цену – ведь наркотики предлагают человеку выбор – ходить на
собственных, может быть даже и неказистых, ногах, или отрезать их и щеголять
новенькими фирменными протезами.
В заключение хотелось бы сказать, что мы написали эту статью не для того, чтобы кого-то воспитывать и навязывать свое мнение. Каждый делает свой выбор сам. Надо сказать, что современное общество и порожденная им культура на поверку оказываются глубоко равнодушными к тому, какой выбор сделаешь лично ты. На всех углах говорят о том, что наркотики – это смерть, алкоголь – яд, сигарет душит тебя, минздрав все предупреждает и предупреждает. А табачная и алкогольная индустрия процветает. Наркотики и их оборот логично вписались в систему потребления – драгдиллеры обеспечивают сотрудников ОБНОНа, милиции и прочих организаций по борьбе с наркотиками, да и врачи-наркологи не остаются без работы – даже на дом выезжают, чтобы купировать ломки. Обычно дальше этого наркологическая помощь не идет – а наркоману поди плохо, вмазался, да еще и не кумарит. Да, благодаря такой помощи наркоман выходит после ломки с ослабленной физической зависимостью, но психическая-то остается!!! Таким образом, за свой кайф наркоман платит двум инстанциям – барыгам и наркологам. И где же тут свобода? Поймите же, что побег из цивильного общества с помощью наркотиков – это побег из тюрьмы, подготовленный стукачом-провокатором.