вместе

этичный образ жизни

Эксперименты

ВИТА

Использование животных в студенческих опытах — серьёзная нравственная проблема. Её актуальность вызвана прежде всего тем, что речь идёт о подготовке специалистов гуманных профессий — врачей и ветеринаров. Как правило, такое поприще выбирают те, кто с трепетом относится к любой жизни. Студентам же, на протяжении всего периода обучения, предлагают калечить, истязать и умерщвлять тех, кому они собирались посвятить всю свою жизнь. Профессиональное бездушие и жестокость врачей берут начало от экспериментов на животных.

Вот примеры самых простейших опытов на животных, проводимых в российских вузах: Лягушке на лапку кладут кусочек бумаги, смоченный в слабом растворе серной кислоты. Через некоторое время кислота начинает жечь кожу, и лягушка отдёргивает лапку. Далее на лапку кладут бумажку, смоченную кислотой сильной концентрации. В этом случае лягушка отдергивает лапку быстрее, чем в первый раз. Этот эксперимент, равно как и другие, примитивны, мало научны, и демонстрируют явления, не требующие доказательств: гибель животных при пропускании электрического тока, перегреве и т.д.

Многие студенты (в некоторых случаях до 80%) не одобряют экспериментирования на животных, т. к. это противоречит их нравственным убеждениям. (Дж. Балкомб, 2003). В последнее время вивисекция получила осуждение также и со стороны общественности.

Учитывая этот факт, западные страны уже давно взяли курс на коренное изменение системы образования и подготовки студентов. Растёт и развивается всемирное движение за высококачественное гуманное образование, конечный смысл которого — подготовка квалифицированных специалистов, не лишённых чувства ответственности и сострадания. С этой целью разработаны и внедряются различные альтернативы, заменяющие жестокие опыты на животных.

Альтернативами считаются трехмерные модели, компьютерные программы, интерактивные видеодиски, видеофильмы, культуры тканей и клеток, трупы животных, умерших естественной смертью. Огромную, ни с чем не сравнимую роль играет клиническая практика: сначала студенты наблюдают, как опытные врачи лечат больных животных, потом ассистируют во время операций и прочих процедур, затем начинают сами оперировать под контролем специалистов. То есть, вместо того, чтобы убивать и калечить здоровых животных, они помогают лечить больных, которым действительно нужна ветеринарная помощь.

Преимущества альтернатив очевидны:

Альтернативные методы экономичны, в то время как ежегодные затраты на покупку, содержание и корм подопытным животным могут быть весьма значительными. Это фактор является немаловажным для России, учитывая финансовые трудности российских вузов с приобретением лабораторных животных.

*  Они позволяют подобрать индивидуальный темп обучения

*  Опыты на животных не всегда удаётся воспроизвести, в то время как при использовании, например, компьютерной программы, студент может повторить опыт несколько раз и при самых разных условиях

*  Альтернативные методы интересны и легко запоминаются (например, виртуальная реальность)

Опыт альтернативного образования, принятый во многих западных странах, например, в Англии, Италии, Швеции, показывает, что студенты, отлично заканчивают вуз, и становятся высококвалифицированными специалистами, не прибегая к опытам на животных.

Опубликованные исследования показали, что студенты, использующие альтернативные методы, усваивают материал и приобретают практические навыки так же хорошо или даже лучше, чем те студенты, которые проводят традиционные опыты на животных. (Р. Дауни, Дж. Медоуз (1995), М. Б. Кинзи, Р. Штраус и Дж. Фосс (1993))

Быстрыми темпами внедряются альтернативы к студенческим опытам в странах СНГ. Например, альтернативное обучение используется в Минском Государственном Медицинском Университете, а также в Киевском университете им. Т. Шевченко.

Российские вузы пока сильно отстают в этом направлении. Однако, по инициативе преподавателей отдельных вузов, альтернативное обучение начинает внедрятся и в России. Так, например, в ветеринарной академии им. Скрябина, на кафедре физиологии были заменены эксперименты на животных компьютерными программами.

Открытие в России филиала международного сообщества за гуманное образование ИнтерНИЧ (InterNICHE — International Network for Humane Education) вызвало интерес у преподавателей и студентов российских вузов. Они выразили желание внедрить гуманные альтернативы к жестоким опытам на животных, однако, большинство из них ждут соответствующих законодательных актов.

Жестокие опыты на животных в разное время осуждались известными людьми, писателями, мыслителями, художниками. Например, Ч, Дарвин, Б. Шоу, Э. Сетон-Томпсон, Р. Берне, Д. Голсуорси, Л. Толстой, А. Швейцер, и т.д. высказывались против вивисекции. Знаменитый Виктор Гюго возглавив в своё время первое общество противников опытов на животных во Франции, сказал: « Вивисекция — это преступление. Человеческая раса должна отказаться от этого варварства»

Законодательные акты западных стран строго регламентируют проведение опытов на животных. Например, в 2001 году в странах Западной Европы был введён запрет на тестирование косметических препаратов на животных.Первый шаг по пути преодоления той пропасти, которая сегодня отделяет Россию от многих западных стран, можно сделать уже сегодня, приняв соответствующее законодательство.

эту страничку делал ванька саратовский