Альтернативные отношения в семье и обществе
Пацифика
Самые Интересные Люди
Когда я выросла, то заметила одну странную, но очевидную и обыденную вещь: наверное, все дети заинтересованы друг в друге, но только некоторые взрослые - в других взрослых, тоже очень некоторых. Помню, все без исключения ровесники интересовали меня. Не имело значения, что я о них думаю, подходящая они компания или нет, кто их родители. Некоторые сволочи пятнадцатилетней давности так сволочами и остались, некоторые жадины вряд ли стали щедрее - отталкивающие стороны их натуры были видны уже тогда. Почти ничего не изменилось, кроме одного - пятнадцать лет назад мне не было скучно ни с кем из них. Сегодня - почти со всеми.
И тогда я прочувствовала объективную основу выделения субкультур из общего культурного пространства. То, почему человек, едва выходя из детства, занимает определенную субкультурную нишу, но в детстве - никогда. Дело тут вовсе не в пресловутом "юношеском максимализме", и не в "бурлящих гормонах", а также не в том, что человек, вырастая, становится "личностью" и жаждет "самоопределения". Исследуя феномен молодежных субкультур, стоит всего лишь оглянуться назад, чтобы понять главную причину стремления к объединению - подросший человек утратил товарищей по играм.
Недаром ученые выделяют субкультуру детства как отдельное полноценное социальное образование. Субкультура детства - самая "субкультурная" - то, что связывает детей, является образом их жизни, их способом восприятия мира. Культурное пространство детства - пространство игры; игра - то самое связующее вещество, которое делает существование ребенка невыносимым без общения с ровесниками, та волшебная сила, которая превращает любого ровесника, независимо от его личных качеств, в самого интересного человека на земле - в товарища по играм.
Я уверена, что игры всех детей на земле совершенно одинаковы. Нет, я не говорю сейчас о тех играх, которые собраны в книге под названием, например, "Традиционные игры детей российской глубинки". Я имею в виду, что любой ребенок любой страны сможет играть с любым другим ребенком того же возраста. Детские законы - правила игр - одинаковы для всех. В том-то и проблема взрослых, бьющихся за права и разрабатывающих законы - другие взрослые, часто целые страны, населенные другими взрослыми, не являются насущной необходимостью для Взрослых, Законы Изобретающих. Взрослые играют в разные игры.
Становясь взрослым, а значит, теряя интерес к детским играм, переставая воспринимать мир через детскую игру, человек ощущает растущее одиночество. Но ниша быстро заполняется. Забывая правила детских игр, теряя тот мир, законы которого были просты и понятны, а главное - естественны для всех людей, его населяющих, человек обретает интерес к новым играм. Любая игра порождает правила. И взрослеющий ребенок начинает новый поиск товарищей по Игре. Людей, понимающих и разделяющих ее правила.
Вот и весь фокус, на самом деле довольно простенький. Поиск товарищей по играм, культурного пространства, в рамках которого действуют самоочевидные для его обитателей законы - правила игры, и есть причина возникновения субкультурных объединений. Культурное пространство детства населяли ровесники, и они были Самыми Интересными людьми.
Культурное пространство субкультуры населяют люди, разные по возрасту, но, тем не менее, Самые Интересные На Земле. И самые родные. Любое общение, возникающее между людьми, населяющими разные субкультуры, будет до известной степени поверхностным - представители другой субкультуры не понимают правил Игры. Субкультурное пространство не имеет национальных границ. Для него не важно, в какой стране выросли населяющие его люди - в любом случае, они поймут друг друга. И будут друг другу интересны.