вместе6

Духовный поиск

Крот

Ишваравада и вопросы этики

Допустим, есть Ишвара. Можно ли оценить его нравственность? Или всё, что ни делает Ишвара, только поэтому считается добром? Общие и для джив, и для Ишвары моральные принципы существуют. Иначе Ишвара не отличается от тирана, любые действия которого автоматически восхваляются подданными.

Можно ли объяснить поступки Ишвары в ходе творения, доброта которых не очевидна, неизвестностью обстоятельств, в которых он действует? Нельзя: в отличие от праведника, чьи вынужденные поступки не всегда понятны, Ишвара не реагирует на ситуацию, а создаёт ситуацию сам: он приступает к творению безо всякой нужды.

При творении не соблюдался принцип «Чего не желаешь себе, того другим не делай». Сам Ишвара никогда не рисковал утратить святость – дживы вынуждены были рисковать. В отличие от джив, Ишвара не страдал недобровольно. (Ишвара не испытывает боль при умалении контакта с бытием другого, не согласившись именно страдать.)

Если Ишваре нужен свободный выбор джив, он мог устроить так, чтоб выбравший Ишвару получил, по справедливости, блаженство – а пожелавший жить без Ишвары не мучился без специального на то решения (не будучи способным причинять недобровольные страдания другим). Для этого необязательно творить других Ишварами.

Вера в Ишвару исключает принцип: «Чего себе не желаешь, то другим не делай» из числа нравственных. Иначе Ишвара по моральным соображениям воздержался бы от творения, несущего риск утраты положения и недобровольные страдания для джив, от чего сам Ишвара защищён. Но как без этого общего принципа отличать добро от зла?

Если истинное благо это сам Ишвара, точно знать благо невозможно: ведь Ишвара несоразмерен. Поскольку он несоразмерен, то проверить его благость, честность тоже никак нельзя. У дживы никогда не будет бесспорного, прямого знания того, что есть на самом деле, и что есть благо: лишь надежды и предположения, как в повседневной жизни.

Если нравственное чувство говорит: «Чего себе не желаешь, другим не делай» - не впав в противоречия, нельзя поверить в доброго Ишвару. Ведь пример Ишвары допускает делать другим то, чего себе не желаешь. Запрет на это дживам может поддерживаться страхом наказания – но чем тогда Ишвара отличается от простого тирана?

E-mail Крота
Сайт Крота