Творческий поиск
|
...Наш мир устроен целенаправленно. И все наши выборы - а ведь каждое действие - это где-то когда-то выбор, нет?.. Все наши выборы лежат в этом потоке, как бы в реке... в реке намерений... Я вот хотел сказать "в реке наших намерений", но это не обязательно "наши" намерения. Скорее наоборот, МЫ оказываемся тем, что складывается из вот этого потока намерений. Можно ведь знать - теоретически - "как лучше", но при этом, всё равно, часто получается "как всегда". Знаешь уже (почти), каков мир "на самом деле", но по инерции продолжаешь видеть и вести себя эгоистично... |
Кстати, Тантра (за любую не скажу, но буддийская Тантра точно) - это именно способ видеть мир необычно. Для этого и нужны все эти образы божеств (которые на посторонний взгляд кажутся странными для "безбожного" буддизма)... Человек, доросший до Тантры (то есть прошедший сначала, как говорят, "пути Хинаяны и общие пути Махаяны") - этот человек визуализирует, то есть видит, себя и всех вокруг как воплощения просветлённых существ. И ещё "кстати" - думать, что Тантра - что-то связанное с сексом - очень отдалённое от реальности представление...
Тантра связана со всем в жизни практикующего: из более чем сотни тантрических практик именно сексуальных всего несколько...
Так вот, суть Тантры - отделиться от старого взгляда на мир, от "привычного" себя, и строить себя заново, осознанно, в соответствии со своим (уже накопленным к тому времени) глубоким пониманием. А не в соответствии с тем диким потоком, который обычно тащит человеческую жизнь - без осознанности, без настоящих чувств, как забытую кем-то игрушку...
На пути Махаяны используют понятие "природа Будды", или "изначальная природа всех существ". Это значит, что не нужно пытаться достигать или оставаться в каком-то конкретном состоянии, стремиться к каким-то ДОСТИЖЕНИЯМ. Счастье - здесь всегда, оно вне всех обусловленных вещей. Это как океан. Мы можем видеть верхушку айсберга в жизни, и если нас спросят: "Что ты видишь?" - мы скажем "Айсберг". Мы можем переживать, грязный айсберг в нашей жизни или чистый; или что мы видим только верхушку... Но каким бы ни был айсберг, под всем, за всем, вокруг - океан...
Достаточно отпустить этот айсберг, который паутинно заполняет весь наш ум - его, айсберга, отношениями, мыслями, чувствами - и в освободившийся зазор начинает втекать океан - просто счастье, просто любовь, безо всяких условий, без Я и не-Я, без любящего и любимого...
Поэтому говорится, что по природе - мы все изначально Будды; и нужно не лепить "из себя" новые шаблоны и маски, а освободиться от имеющихся. В этом смысле, Учение - не шаблон, а средство для освобождения от шаблонов.
Но ведь наш "грязный айсберг", то есть эго-центрированное видение - пронизывает собой всё. И даже духовный путь - освобождения - используется "айсбергом" для придумывания новых цепляний.
Ещё можно представить такой образ: мы как бы смотрим на мир через мутное стекло, ледышку; или через решётку, за которой мир предстаёт как набор квадратиков. Это квадратик Я, это Не-Я, вот квадратики Моё, Чужое и Ничейное, Полезное Для Меня и Противостоящее Мне...
И в итоге понятие "природа будды" - она же "природа нашего ума" - становится названием для очередного квадратика, очередной маски.
Я когда-то испытал переживание из числа тех, что люди (не получившие глубоких объяснений) принимают за просветление. Действительно, более яркого переживания в жизни не бывало, и казалось, что весь мир перевернулся... Много лет спустя мне посчастливилось встретить наконец дзенского Мастера, который сказал, что это переживание в дзене называется по другому: Единство Ума. А просветление - это не переживание и даже не то чтобы состояние; это скорее способ видения мира. Настоящее просветление - когда ты находишься в этом видении постоянно.
Я же считал, что по природе - Будда. Поэтому, если я иногда делаю какую-то ерунду, то это только видимость... поверхность... временная маска - надетая, может быть, в учебных целях. Вам знакомо это ощущение? "Вообще-то я хороший(ая), а то, что иногда дурю - так это как бы я и не виноват(а)"...
После общения с Мастером прошло ещё некое время (дальнейшей практики), прежде чем я увидел: "я настоящий", с моей "внутренней просветлённостью" - это, на самом деле, фантазия! Реальный я - это мои поступки. То, что из них складывается. А то, что я о себе воображаю - очередная иллюзия себя...
Итак, возвращаясь к реке намерений... Река нашей жизни - это не "наши намерения", это просто намерения. А мы - это то, во что складывается этот поток... (Этот поток - "живой"... То побуждение, что выпестовано - мыслями, воображением - начинает активно стучаться в мир наших поступков...)
Можно, однако, спросить: где же заявленная тема - творчество? А я хочу подойти сейчас к творчеству с необычной, может быть, стороны. Если обычными считать идеи о творчестве как фантазии, придумывании чего-то, создании нового...
Творчество для меня сейчас - это скорее связь с реальностью. Готовность ответить на нестандартную задачу. Способность видеть мир вне шаблонов. Открыться для восприятия того, что приходит, и стать его точным инструментом...
Много ещё можно в это углубляться - сослаться, например, на философа Роберта Пёрсига или психолога Викторию Юркевич, которые на этом собаку съели, или на мои старые статьи - но я хочу закончить простым примером. На днях - после некоторого сосредоточения на определённой теме - "пришёл" ко мне стих на ту тему. И, пока он приходил, я замечал в нём какие-то корявые слова и порывался править...
Но махнул рукой: путь будет, как получается. Стих пришёл - и я вижу, что эти "корявые" образы дают ещё одну глубину смысла. И ничего лучше не править, чтобы не сделать ещё хуже... Вот этот стих, а я прощаюсь и желаю всем счастья!
Хвать! Поймал! Густым туманом |
|