форум hippy.ru

свобода состоит из самоограничений

Вы не вошли.

#1 2009-09-27 14:57:31

Любава
админ
Откуда Берген
Зарегистрирован: 2006-05-17
Сообщений: 6,029
Сайт

Молодежь и нетрадиционная религиозность в России

Постоянный адрес этой статьи:   http://www.socionavtika.narod.ru/printe … ol1_pr.htm

Молодежь и нетрадиционная религиозность в России

Миндолина М.

Существует мнение, что начало увлечения новыми религиями положили 60-е годы в Америке и виной всему были битники, а затем и хиппи, первые обратившиеся к восточному мистицизму и другим религиозным исканиям не характерным для традиционных представлений американских граждан. Таким образом, повышение интереса к нетрадиционным религиозным представлениям на Западе связывают с пиком в развитии контркультуры. Несколько лет спустя оккультизм вслед за контркультурой перебирается через океан и в частности проникает на территорию бывшего СССР. Наша «неформальная» молодежь с большим воодушевлением принялась перенимать формы протеста своих собратьев на Западе, в том числе и увлеченность нетрадиционными религиями.

Все же необходимо отметить, что рассмотрение контркультуры как предпосылки или даже причины появления нетрадиционных культов и сект верно только для американской действительности 60-х. В России же нетрадиционные религии появились гораздо позже зарождения контркультуры – в конце 80-х, а широко распространились в 90-х годах. Это объясняется не столько культурной, сколько политической ситуацией: появлением свободы совести и вероисповедания, а главное – копированием либерального законодательства Соединенных Штатов в вопросах религии, что явилось одной из причин проникновения нетрадиционных культов с территории этого государства на нашу территорию.

90-е годы минувшего века по данным социологии стали для России временем всеобщего интереса к нетрадиционной религиозности и основную часть любопытствующих, не говоря уже об адептах, составляла молодежь. За характеристикой религиозной обстановки того времени полезно обратиться к дьякону Андрею Кураеву, который считает, что наиболее специфическим феноменом религиозной жизни в России конца 80-х – 90-х годов является не возрождение православия, а бурный рост оккультизма. В своей статье «Особенности религиозной ситуации в России» он пишет: «По сути, язычество сегодня является самой массовой формой религиозности и едва ли не государственной религией (во всяком случае, выпуски «Вестей» кончаются не сюжетами из жизни православных и мусульманских общин России, а астрологическим прогнозом...)… Даже среди людей, назвавших себя православными, большинство в ситуации выбора прибегает не к советам священника или церковной литературы, а к тем же гороскопам и «целителям»». (Кураев А. Особенности религиозной ситуации в России // Культура и религия: Линии сопряжения. М., 1994. С. 99.)

Для иллюстрации религиозной ситуации в России 90-х можно воспользоваться таблицей «Количество религиозных объединений в России на 1 января 1993 года» (см. Приложение). Как следует из таблицы всего в России на указанный момент было 8612 организаций, из которых почти половина (4046) нетрадиционных.

В сектах – носителях внерелигиозного или квазирелигиозного авангардизма имеет место злоупотребление социальной и духовно-нравственной незрелостью молодежи ради собственных проповеднических или чьих-то патрональных (коммерческих или даже политических) интересов. Это и испытала на себе российская молодежь, застигнутая врасплох «великим переселением» на землю российскую западного и восточного многоцветья религиозных и внерелигиозных пастырей, миссионеров и всяких вероисповедальных «культмассовиков». (Социология молодежи. Уч-к. под. Ред. Проф. В.Т. Лисовского. С-Пб. 1996. С.387). Эта проблема приобрела в России настолько острый характер, что стала предметом обсуждения специальных парламентских слушаний в Совете Федерации России 14 февраля 1995 года, когда было обращено внимание на неконтролируемый со стороны Министерства юстиции РФ наплыв христианских миссий, особенно из США (к этому моменту в России действовало около 400 миссий, в основном Евангельских Христиан-Баптистов и Свидетелей Иеговы). Говорилось и о резко отрицательных последствиях деятельности квазирелигиозных объединений «Великое Белое Братство», «Богородичный Центр» и «АУМ Синрике», вовлекающих в сферу своего воздействия несовершеннолетнюю молодежь. Было также обращено внимание на появление в России антикультовых организаций с сомнительной репутацией и одержимых идеей «депрограммирования», рожденной создателями так называемого «Фонда гражданской свободы» (США), за которым просматривался явно криминальный шлейф. Молодежь была покорена «религиозным обаянием» западных и восточных религиозных объединений.

Религиозные воззрения российской молодежи являли собой не менее пестрое, чем в Америке 60-х нагромождение религиозных и околорелигиозных представлений. Наиболее ярко это подтверждается рассуждениями на религиозную тему представителей контркультуры, например, авторов «Манифеста трех системных людей»: «Бог един, хотя люди и называют его разными именами и идут к нему разными путями. Мы не знаем, скорее всего, никогда не узнаем, каков он в действительности. И поэтому, с нашей точки зрения, не столь уж важно, к какому вероисповеданию причисляет себя тот или иной хиппи. Важное другое: не претендовать на обладание единственно верной и абсолютной истиной и всегда сохранять терпимость к людям, придерживающимся иных религиозно-философских взглядов. Иначе религия, вырождаясь в идолопоклонство и обрядность, из пути объединения людей становится средством их разъединения… Бог един, как бы его ни называли – Иисус или Будда, Великое «Я» Вселенной, Брахман или Кришна… Творите! Помните, что когда вы занимаетесь творчеством, в вас говорит Бог». (Запесоцкий А. Файн А. Эта непонятная молодежь… Проблемы неформальных молодежных объединений. М., 1990. С. 134).

Похоже на то, что в «системе» начиналось все, как и на Западе – с увлечения восточной философией и мистицизмом. В обращении отечественной контркультуры к буддизму, даосизму и другим восточным конфессиям наибольшую привлекательность имела интуитивность веры, нацеленность на самопознание, отсутствие рационализма. Существенным фактором, способствующим популяризации нетрадиционных религий, по мнению ряда советских философов, явилось то обстоятельство, что традиционные религии не в состоянии были стать вполне «молодежными» в силу присущего им консерватизма, опоры на определенные, не всегда пользующиеся уважением у молодежи социальные институты. Поэтому, например, авторы «системного» Манифеста «Союза солнечных лучей» в заключении указывают проповедуемый ими принцип буддизма «Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она». (Там же С.108-109.)

О религиозных представлениях в отечественной контркультуре периода ее расцвета (по С.Левину – 70-е – 1я пол. 80-х гг.) известно очень мало. Единственное, что можно сказать по этому вопросу вполне определенно, так это то, что по аналогии с этим периодом на Западе о нетрадиционных религиях пока еще речи не шло. Имело место лишь использование некоторых элементов восточной религиозности, которые находились здесь в тесном контакте с христианскими представлениями. Но о православии, как религии в чистом виде в данном случае тоже говорить не приходится.

Почему «система» не восприняла традиционной для России религии, ведь христианские идеи очень близки хиппи (любовь, милосердие, сострадание)? Журналист В.Марочкин в своей статье «Православие и хиппи?» отвечает на этот вопрос так: «Во-первых, хиппи – это все-таки социальная система, а не религиозная, поэтому среди хиппи находятся представители самых разных конфессий. Во-вторых, основываясь на многовековых традициях, считает, что рокеры – это исчадия ада». (Марочкин В. Православие и хиппи ? // Забриски Rider 1994. С.63). Для иллюстрации отношения хиппи к христианству стоит привести отрывки из уже упомянутого манифеста «Союза солнечных лучей». Наряду с использованием принципов буддизма здесь встречаются и такие строки: «Мы убеждены, что вера в любое дело, которому отдаешь себя самозабвенно и бескорыстно, всегда носит форму религии. Мы верим в Христа, …как в символ, отразивший в себе высокие и мудрые идеалы человечества, его тысячелетний опыт. Христос принял муки свои за наши грехи, отдал себя в жертву за светлое будущее, ради всеобщего прозрения и явил собой идеал нравственной чистоты. В поклонении Христу – стремление каждого из нас достичь его духовного уровня для того, чтобы чувствовать за собой право проповедовать среди окружающих». Религиозной веры вообще и христианства как такового в частности здесь нет и близко. А далее встречается еще такой перл: «Наше мировоззрение в основе опирается на три столпа: Библия, Достоевский, Леннон». Авторы манифеста объясняют подобное соединение тем, что Библия расценивается ими «как свод мудрости древних, созданный ради процветания человечества под стягом духовности», а Достоевский и Леннон являют собой яркий пример гуманизма: типичного русского и традиционного хиппейского соответственно. (Запесоцкий А. Файн А. Указ. соч. С.108).

В конгломерате религиозных взглядов, усвоенных современными представителями контркультуры можно выделить следующие направления: околохристианское, о проявлениях которого только что говорилось, восточное и традиционное западное, к которым добавляется еще направление, которое условно можно назвать исконно-русским. Под последним подразумевается обращение к древним языческим верованиям славян, а так же религиозным пристрастиям народов, проживающих на территории бывшего СССР, в частности к шаманизму.

Известный психолог и психотерапевт Гроф, используя приемы шаманов, которые он изучал в азиатской части бывшего СССР, демонстрировал лечение с помощью шаманизма алкоголиков и наркоманов. Он брал настоящий шаманский бубен и под его ритмичный грохот вводил их в транс, заставляя плясать, и так лечил. (Ойвин В.Н. Современная музыкальная культура и христианство // Культура и религия: Линии сопряжения. М., 1994. С. 117). К шаманскому опыту в культуре народов севера обращается в своем творчестве и группа «Калинов мост» во главе с Дмитрием Ревякиным, талант которого питает столь любимая им этническая музыка. Кроме того, в среде современной контркультуры имеет место увлечение древними славянскими религиозными традициями, выражающееся, как правило, в участии в праздничных обрядах, например на Ивана Купала. Существует еще и узкая группа лиц, организованных в военные славянские дружины или подобные им объединения, которые целенаправленно изучают наряду с военным искусством и религиозные традиции наших предков, соблюдают все известные им принципы и обряды и расценивают свою религиозность как языческую.

Однако, гораздо больше нам известно о традиционном западном направлении в религиозности современной отечественной контркультуры. Это в первую очередь увлечение индейским шаманизмом, а еще точнее – пейотизмом, которое представлено поклонниками произведений Карлоса Кастанеды. В своих книгах он пишет о познании необычной реальности и общении с духами под воздействием мескалина – вещества, содержащегося в пейотном кактусе, а так же о религиозных переживаниях в результате использования этого и других природных веществ, используемых мексиканскими шаманами. В классификации тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации, опубликованной Белгородской епархией «В помощь епархиальному миссионеру» упоминается группа последователей Карлоса Кастанеды в разделе «Оккультизм и «Экология духа»». В данной работе следование его учению характеризуется как религиозный культ, примыкающий к сатанизму (??!). Месторасположение основных его центров – в пансионате «Прибрежный» на берегу Истринского водохранилища и в Москве. В столице – это Центр предвидения и магической защиты, зарегистрированный как филиал Американского шаманского центра под руководством ученика Карлоса Кастанеды – Майкла Харнера. Этим московским филиалом руководит его основательница Алла Слободова. (В помощь епархиальному миссионеру. Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации. Белгород, 1996. С. 38).

Кроме поклонников произведений Кастанеды в России изучением американской национальной традиции увлекаются и любители вестернов. Это люди, которых объединяет живой интерес к истории Америки времен ее заселения колонистами, образу жизни на Диком Западе, культуре индейцев и ковбоев, а так же любовь к романам Ф.Купера и М.Рида. В 1997 году в Москве они объединились в Ассоциацию Дикого Запада и Юга с целью создания небольшого уголка Дикого Запада в России, начиная от одежды в стиле «Вестерн» и заканчивая образом жизни. (Забриски Rider N 6-7 1998. С.39-44). Необходимо отметить, что «играют в индейцев и ковбоев» здесь довольно серьезно. Ребятами был проделан титанический труд – исследованы тома научной литературы, восстановлены исторические костюмы, налажены связи с единомышленниками из Америки. Подобные общности существуют не только в Москве, но и в других городах, например в Симферополе «индейцы» занимают весомое место среди прочих представителей контркультуры. К своему увлечению эти люди относятся очень серьезно, – соблюдают культурные и религиозные традиции индейских племен, проводят обряды инициаций. Местом их ежегодного сбора является фестиваль Рэйнбоу (Rainbow – радуга), обычно проводимый под Питером. Необходимо заметить, что это в целом «системный» фестиваль. Ежегодно со всех концов России, а так же из государств ближнего и дальнего зарубежья сюда съезжаются хиппи, индейцы и другие представители контркультуры, чтобы жить в палатках и индейских хижинах, играть и слушать музыку, а главное – общаться, знакомится с интересными людьми.

Что же касается восточного направления в религиозных исканиях представителей современной контркультуры, то наибольшей популярностью здесь пользуются буддизм и учение «Общества Сознания Кришны». Последнее довольно прочно вошло в жизнь россиян, особенно жителей столицы. Приверженцев этого движения можно встретить где угодно, но особенно среди хиппи, обычно бывших, ибо настоящему хиппи претит принадлежность к какой-либо одной религиозной конфессии. В качестве одного из средств воздействия на молодежь «Общество Сознания Кришны» использует музыку. Религиозные тексты, молитвы перекладываются на музыку, отвечающую самым взыскательным и разнообразным вкусам. В середине 90-х гг. в Америке появился такой стиль, как Кришна-кор, ставший новым логическим продолжением альтернативной идеи. «Кор» - добавление, происходящее от «хард-кора» - обозначения современной экстремальной музыки. В России Кришна-кор тоже существует и представлен он командой Тим Оушен (Team Ocean), название которой происходит от фамилии ее основателя – Тимошина. "Team Ocean" сотрясала концертные площадки, возрождая почти забытые традиции психоделического рока. Пение имен Бога, красочные феерические фестивали – такова истинная религиозная практика, предписанная Ведами для нашей эпохи насилия и ненависти и осуществляемая в России «Обществом сознания Кришны». (Кришна – Кор // Забриски Rider N 9 1999. С. 53-55).

Как явствует из вышеизложенного, для представителей контркультуры не характерна принадлежность к какой-либо одной религиозной конфессии. Их представления на эту тему являют собой достаточно обширный и пестрый конгломерат религиозных  и околорелигиозных пристрастий, а так же взглядов оккультного и мистического характера. Для того, чтобы получить более четкое представление о том, каковы религиозные представления российской молодежи, относящей себя к рядам представителей контркультуры, в г. Белгороде в 2000 году автором данной статьи было проведено исследование.

Было опрошено методом анкетирования 50 человек от 16-ти до 30-ти лет, что соответствует возрастным рамкам понятия «молодежь», из которых 14 (28%) не достигли еще 20 лет, двоим – 30, а остальные 34 человека (68%) – в возрасте от 20 до 30 лет. 23 опрошенных (48%) имеют среднее образование, из них пятеро (10%) – средне специальное, а 27 (54%) получили или получают высшее образование. 11 человек являются музыкантами и играют в местных рок-группах.

Первые три вопроса анкеты были предназначены для определения принадлежности опрашиваемых к интересующей нас социальной группе. На вопрос о музыкальных пристрастиях 48 человек (96%) предпочло тот или иной стиль рок-музыки – основной составляющей контркультуры. Людей, которые не представляют своей жизни без рок-музыки 66%. 6 человек (12%) относятся к ней, как к искусству, и 9 человек (18%), как к способу проведения досуга. Об участии в музыкальной жизни были получены следующие сведения: только 11 человек из 50-ти (22%) ограничиваются слушаньем музыки дома, остальные 39 (78%) ведут в той или иной степени «системный» образ жизни. Таким образом, перед нами представители той самой музыкальной молодежной субкультуры, которая пришла вслед контркультуре.

Что касается отношения опрошенных к религии вообще, то ответ на жизненно важные вопросы ищут в них 11 человек из 50-ти, то есть 22% анкетируемых. Четверо (8%) изучают различные религии как хобби, шестеро (12%) испытывают к ним любопытство как к своеобразной экзотике, 8 человек (16%) интересуются религиями в порядке общей эрудиции и 7 (14%) только в связи с необычными явлениями и сенсациями. Еще по 14% приходится на тех, кто не понял смысла вопроса и на тех, кто религиозными проблемами не интересуется совсем. Таким образом, к религии серьезно относится только 22% опрошенных. 50% обращаются к ней из познавательного интереса, а 14% религией не интересуются вообще. Как видно, процент умов и сердец, не затронутых проблемами религиозности довольно мал. Это уже является хорошим знаком, так как даже познавательный интерес, направленный на изучение религии, одухотворяет исследователя и сближает с изучаемым предметом.

Верующими себя считают 11 человек – 22% опрошенных, семеро – 14% - только идут к религиозной вере, 30% обозначили свое состояние как состояние духовного поиска, а атеисты и неверующие набирают вместе 16% . Из собственных вариантов ответов анкетируемых один утверждает, что верит в себя, двое имеют собственные, отличные от какой-либо конфессии, религиозные представления и еще один называет себя трансцендентальным агностиком, что к религии скорее всего не имеет прямого отношения. Таким образом, верующие, идущие к вере и ищущие свой путь, то есть люди с активной духовной жизнью, уже составляют большинство – 66%. Атеистов и неверующих всего 16%, не считая 10% вообще не ответивших на этот вопрос, вероятно впервые задумавшись о своей духовной сущности.

В выборе религиозных пристрастий голоса распределились следующим образом: к христианству вообще себя отнесли 16% опрошенных, 18% назвались православными и еще 2% – 1 человек – католиком; трое (6%) считают себя буддистами, семеро (14%) – язычниками и двое (4%) сатанистами; 22% анкетируемых затруднились ответить на этот вопрос, а среди собственных вариантов трое (6%)  указали язычество и шаманизм, двое (4%) даосизм, один из которых назвал еще и дзен-буддизм, один человек сочетает в своих религиозных представлениях буддизм и сатанизм и еще один является, по его мнению, растаманом. Таким образом, из 78%, которые смогли ответить на этот вопрос христианство набрало 36%, что чуть меньше половины ответов. 26% набирают вместе язычество, шаманизм и сатанизм, поклонники восточных конфессий составляют 12%, и еще есть один растаман, которого, несмотря на характер этой ереси, мы не будем относить к христианам, ибо данный человек вряд ли исповедует растаманство, как религию в полном смысле этого слова.

Среди нетрадиционных культов наибольший интерес вызывают уфологические, их указали 20% опрошенных и кришнаизм (вишнуизм) – 14%, по 4% (по 2 человека) приходится на баптизм и учение Ошо, по 2% (по 1 человеку) на «Дианетику», пятидесятников, сахаджа-йогу и Новоапостольскую церковь. Среди собственных ответов трое (6%) заинтересовались всеми культами сразу, семеро (14%) ответили, что ни один из них не интересует, двое (4%) назвали растаманство, и столько же – культ вуду, один интересуется одновременно кришнаизмом и сахаджа-йогой, 6% приходится на скандинавские религии и церковь Асмодея, еще один назвал Махариши-Махеш-Йоги и Тимоти Лири и еще один ответ вообще не имеет отношения к религии. Таким образом, процент не интересующихся нетрадиционными религиями довольно мал – 14%. С другой стороны, среди тех, кто дал определенный ответ на этот вопрос, насколько известно автору данной работы, нет ни одного адепта указанных культов.

Представления анкетируемых о Боге самые различные. Трое (6%) считают его реальным существом, личностью, существующей в высшем мире, шестеро (12%) видят его как непостижимый для человека Абсолют, 11 человек (22%) называют Богом все лучшее, что есть в душе человека, трое (6%) считают его безличной всемогущей силой, шестеро (12%) – придуманным людьми идеалом, четверо (8%) – совершенным человеком и столько же (8%) абстрактным философским понятием. Что касается своих ответов, то один выбрал сразу два ответа: все лучшее в душе человека и безличная всемогущая сила. Семеро (14%) затруднились ответить на этот вопрос, двое считают Бога высшим космическим разумом, еще один – высшим законом справедливости, один называет Богом природу и еще один – эволюцию. Здесь важно обратить внимание на то, что все опрошенные, вероятно, уже отвечали себе на этот вопрос раньше, так как без колебаний выбирали варианты ответов. Это как нельзя более ярко иллюстрирует место религиозных исканий в их жизни.  Таким образом, в результате опроса пятидесяти человек, принадлежащих к самой духовно мобильной, ищущей части молодежи, было установлено, что из них только 14% декларируют свое безразличное отношение к религии, хотя при этом с удовольствием отвечают на религиозные вопросы и тем самым включают религию в сферу своих интересов. Верующие и ищущие свой путь в этом направлении составляют  66%, что уже достаточно много, особенно если учесть, что из оставшихся 34% 10% только впервые задумались о своей духовной сущности и не смогли ответить на поставленный вопрос. Традиционное для нашей страны христианство  набрало чуть меньше половины голосов тех, кто отвечал на вопрос о своих религиозных убеждениях, (36% из 78%). 26% набирают вместе язычество, шаманизм и сатанизм. Восточные конфессии составляют 12%. Однако есть подозрение, что отвечая на данный вопрос, респонденты, выбравшие нетрадиционные религии, скорее демонстрировала свою эрудицию, чем духовную организацию. Нетрадиционные конфессии среди опрошенных весьма популярны, не заинтересовались ими всего лишь 14%. С другой стороны, этот интерес носит скорее познавательный характер, сродни страсти к экзотике. За то на вопрос о Боге все респонденты отвечали с удовольствием, высказывали свои предположения. Более того, ни один из них не указал в своем варианте ответа, что Бога нет, даже те, кто изначально причислил себя к атеистам или неверующим. Можно сказать, что все они воспринимают существование Бога как нечто само собой разумеющееся.

Все это говорит о том, что, хотя наша молодежь и не очень сильна в вопросах религии (выявлено множество несоответствий в их религиозных представлениях), но вопрос духовных и в частности религиозных исканий живо ее интересует. Пытливые умы являются благодатной почвой для произрастания любого рода религиозности. Так какую же религиозность они выберут? В настоящее время главной государственной задачей в области религии и культуры стало возрождение православной духовности. В России повсеместно отмечаются всевозможные православные праздники, организовываются паломничества и крестные ходы, проведение которых широко освещают средства массовой информации. Без сомнения, укрепление позиций традиционной для территории России мировой религии – это положительный момент, но не слишком ли рьяно церковь и государство идут навстречу друг другу, не произойдет ли в конце концов их слияние, против которого мы уже однажды боролись? И не слишком ли настойчивы они в борьбе за души подрастающего поколения? Если у молодежи не останется альтернативы выбора духовного пути, то православие может потерять ее, и тогда кто знает, чем займет она свой пытливый ум. Поэтому вопрос такта в духовном воспитании молодежи стоит сейчас весьма остро. Нынешнее поколение росло на принципах демократии и свободы, с которой не согласится расстаться ни в какой  сфере и ни в какой степени. Поэтому главная задача нравственного воспитания молодежи – пробудить интерес и уважение к духовному наследию своей страны, вселить уверенность в ее настоящем и возложить ответственность за ее будущее.

Приложение.

Таблица: «Количество религиозных объединений в России на 1 января 1993 года».

Религиозные конфессии
   

Количество организаций в России

Православие
   

4566

Католичество
   

73

Мусульманство
   

2537

Буддизм
   

52

Иудаизм
   

40

Старообрядцы
   

108

Истинно-православная церковь
   

11

Духовные христиане-малокане
   

6

Армянская апостольская церковь
   

22

Методистская церковь
   

14

Реформаторская церковь
   

3

Лютеранская церковь
   

75

Евангелистские христиане-баптисты
   

433

Современная церковь евангельских христиан-баптистов
   

11

Адвентисты 7-го дня
   

11

пятидесятники
   

114

Харизматические церкви
   

52

Новоапостольская церковь
   

24

Евангельские христиане в духе апостолов
   

12

Евангельские христиане
   

37

Евангельская церковь
   

11

Иеговисты
   

44

Пресвитерианская церковь
   

30

Бехаисты
   

8

Кришнаиты
   

58

Язычники
   

2

Христианские миссии неденоменированные
   

86

Мормоны
   

1

Духоборцы
   

1

Толстовцы
   

1

Церковь объединения
   

1

Евангелистские христиане «трезвенники»
   

1

Духовные христиане «чуриковцы»
   

1

Евангелистская Российская церковь
   

1

Армия Спасения
   

1

Индуизм
   

1

Тантристы «Тантра Сангхая»
   

1

Последователи «Живой этики»
   

1

Инглиизм «Джива – Храм Инглии»
   

1

Меннониты
   

0 (до 1984 г. – 7)

Грузинская православная церковь
   

0 (до 1989 г. – 106)

Итого:
   

8612

Литература.

1. В помощь епархиальному миссионеру. Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации. Белгород, 1996.

2. Давыдов Ю.Н. Роднянская И.Б. Социология контркультуры: Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь современной молодежи М., 1980.

3. Запесоцкий А. Файн А. Эта непонятная молодежь… Проблемы неформальных молодежных объединений. М., 1990.

4. Кришна – Кор // Забриски Rider N 9 1999

5. Кураев А. Особенности религиозной ситуации в России // Культура и религия: Линии сопряжения. М., 1994.

6. Марочкин В. Православие и хиппи ? // Забриски Rider 1994.

7. Ойвин В.Н. Современная музыкальная культура и христианство // Культура и религия: Линии сопряжения. М., 1994.

8. Составные части и источники хиппизма // Забриски Rider N 6-7 1998.

9. Социология молодежи. Уч-к. под. Ред. Проф. В.Т. Лисовского. С-Пб. 1996.

Не в сети

Подвал раздела

Работает на FluxBB (перевод Laravel.ru)