март-апрель 1998 Arst Анти-хиппи Хиппи уже несколько десятилетий остается одним из самых распространенных направлений в том, преимущественно “альтернативном”, мире, представителей которого называют то “неформалами”, то людьми какой-либо “субкультуры”, то “волосатыми”, то еще как-то. Мало кто в наше время не имеет хоть какого-нибудь, хотя бы самого схематического и поверхностного, представления о хиппи. У одних с этим словом ассоциируется образ молодого грязноватого бродяги с длинными волосами и разноцветными “фенечками” на голове и руках (ногах), для других “хиппи” означает прежде всего стандартный набор левых идей периода холодной войны – пацифизм, “свободные” отношения между людьми; равнодушие к таким капиталистическим ценностям, как карьера, деньги и комфорт; стремление жить для удовольствия, возведенное чуть ли не в политический принцип. Людей, малоосведомленных в идейной стороне вопроса, хиппи часто раздражают бесцеремонностью своего поведения, вымогательством (кажется, это называется “жить на аске”), грязностью своего облика и удивительной способностью обезображивать места своего пребывания – надписями на стенах (обычно, лозунги в императиве, типа: “Make love not work/war”, а также бесконечные изображения “пацифики”), разбрасыванием окурков и огрызков, разведением луж и пятен. Между тем, эпоха хиппи знала и своих героев – людей высоко идеалистичных и принципиальных. Неприятие насилия, лежащее в основе философии хиппи, привело наиболее последовательных из них к активному участию в политической борьбе пацифистов с милитаристами, особенно актуальной в семидесятые-восьмидесятые годы – время гонки вооружений и возрастающей угрозы новой мировой войны. Хиппи-активисты организовывали “мирные лагеря”, призывали людей на демонстрации против атомного оружия, требовали прекращения империалистической агрессии и военного вмешательства “главных” держав в дела других стран. Однако и в этот “звездный час” политической деятельности хиппи их мирный протест нередко не столько противоречил официальной пропаганде, сколько вливался в хор воплей о дружбе народов во имя “мирного неба” и лицемерных призывов к “борьбе за мир во всем мире”. Идеология хиппи признавала лишь борьбу “за”, то есть именно то, что меньше всего пугает власть имущих, ожидающих неприятностей со стороны тех, кто борется “против”. Любой режим, любая диктатура и власть насилия опираются на законы, запрещающие выступления “против” – советского строя, чистоты расы, единой церкви, общественного спокойствия и т. д. Законы же, запрещающие свободу, равенство, мир, права человека и многое другое, по сути чуждое любым блюстителям любого порядка, но не содержащее само по себе “подрывного элемента”, как правило, не создаются и не применяются. Слова “миру – мир” не пугают милитаристов, они и сами горазды выкрикивать подобные благолепные лозунги. Пацифизм хиппи прокатился по миру волной радостного облегчения для тех, кто хотел мира и спокойствия, а не новой борьбы и напряжения. Призыв жить в свое удовольствие и не портить себе и другим кровь был многим понятен, а больших усилий это не требовало. В мире, где господствовал принцип конкуренции от соревнования сверхдержав в гонке вооружений до самой маленькой фирмы или лавочки, борющейся с другой такой же за выживание, позиция хиппи привлекала беспечностью и возможностью жить для себя и ни для кого больше. Чтобы быть хиппи, не обязательно ненавидеть (ненависть - вообще привилегия цивилов - прим.hippy.ru) капитализм или коммунизм, или любой другой строй, достаточно посылать их со всеми их требованиями подальше, живя лишь собственными интересами и потребностями. Этот универсальный подход оказался заманчивым и для молодежи жестко-капиталистического Запада, и для многих на тоталитарном Востоке. И тем, и другим надоели бесконечные “надо”, а активное противостояние требовало создания и отстаивания собственных ценностей, то есть других “надо”. Насколько приятнее и проще примкнуть к какой-нибудь тусовке, где ничего не “надо”, зато почти все “можно”. Бродяжничество, наркотики, секс (видишь, Пацифика, они всё про тебя знают! - прим. hippy.ru), ни к чему не обязывающие дружбы – все это заполняет жизнь псевдоромантическими приключениями, удовлетворяя, доставляя удовольствие, уводя от проблем. Можно быть слабым, можно быть грязным, можно брать у всех, можно заботиться только о себе. Легкая жизнь эгоиста-потребителя, украшенная дорожно-гитарной романтикой и равнодушным миролюбием. Порой хиппи становились жертвами наиболее агрессивных любителей порядка и дисциплины. Советские милиционеры, не доверяя длинноволосым бродягам, норовили проверить у них документы, а то и затащить в отделение. До сих пор живы предания о нападениях страшных подмосковных люберов на неформалов, мирно тусующихся на Гоголевском бульваре в Москве, в конце восьмидесятых годов. Хиппи могут быть жертвами, но не врагами. Даже милиционерам и люберам быстро надоедает охота на несопротивляющихся, пассивных и безобидных тусовщиков. Сторонники идеологии насилия, как и защитники режима, видят своих врагов (у ненасилия врагов нет по определению - прим. hippy.ru) в людях с другой системой ценностей, в тех, кому есть что противопоставить их примитивным и разрушительным идеям. Хиппи же скорее раздражают, чем всерьез беспокоят всевозможных агрессоров, диктаторов и фашистов. Раздражают хиппи и наиболее нетолерантных обывателей, нарушая чистоту и уют благообразных городков. Раздражают и радикалов-антикапиталистов, борцов с буржуазным обществом: хиппи ведь по сути прекрасно вписываются в толпу потребителей, хотя и в наиболее паразитической форме. Обстоятельства, приведшие к возникновению движения хиппи, во многом изменились. А хиппи остались, утратив идейность, но сохранив образ и стиль жизни – легкий и бессмысленный.
|
|