2006 Антон СОЛОВЬЕВ Без кайфа нет лайфа В России все еще существует движение хиппи
Хиппи - фактически самая первая неформальная молодежная субкультура. Именно она дала старт всем другим молодежным течениям, таким как панки, рокеры, металлисты и даже толкиенисты. Практически все традиции, обычаи, сленг и культура взаимоотношений последующих субкультур были заимствованы у хиппи. Именно благодаря им молодежь в полной мере осознала прелесть и соблазны бунта против старшего поколения, жизни без копейки в кармане в постоянном наркотическом опьянении (автор путает субкультуру хиппи с субкультурой наркоманов - прим.hippy.ru). В обществе сложилось мнение, что хиппи ушли вместе с прошлым веком, однако это далеко не так. На одну из традиционных их встреч, которая проходила в Москве 1 апреля 2006 года, собралось несколько тысяч человек (человек 200 было - прим.hippy.ru). И это только малая часть приверженцев данной неформальной культуры.
Занимайтесь любовью, а не войной
Именно в этой среде с середины 60-х начала формироваться субкультура хиппи. Само название «хиппи» было, как и в случае со словом «панк», придумано журналистами. В 60-х годах существовало устойчивое сленговое выражение - to be hip (англ. «быть в курсе», «просекать»). Так обозначали молодежь, которая пыталась лезть туда, куда ей, по мнению властей, лезть не следовало. Именно благодаря своим яростным антивоенным митингам хиппи и стали широко известны по всему миру. Война США во Вьетнаме вызвала бурю протестов у мирных граждан, однако некоторый пуританизм, свойственный западному обывателю 60-х, не позволял им выражать свое недовольство открыто. И все же многие молодые люди не побоялись заявить властям свое несогласие с политикой президента. Именно тогда и сформировалась центральная идеология хиппи - пацифизм, или абсолютное отрицание любых форм насилия. Молодых длинноволосых людей, одетых в рваные джинсы и майки, жестоко разгоняли полицейские, но хиппи не оказывали им никакого сопротивления. Нередко они просто садились или ложились на землю, выкладывая своими телами антивоенные лозунги. В волосы и бороды заплетали цветы как символ мира. Вместо противодействия органам правопорядка вставляли в дула ружей и автоматов цветы. Именно тогда появился главный лозунг хиппи - «Make love not war» (англ. «Занимайтесь любовью, а не войной»), а также другое название хиппи - «дети цветов». Большую их часть составляли дети обеспеченных родителей, которые не желали наследовать семейный бизнес, становиться добропорядочными гражданами и в точности следовать общепринятым нормам поведения. Также им была ненавистна система ценностей, основанная на культе вещей и росте собственного благосостояния. Многие из таких людей, увлекшись рок-н-роллом, идеями буддизма и даосизма уходили в странствование по дорогам США и Европы, долго не засиживаясь на одном месте. Те же, кому больше нравился оседлый образ жизни, создавали свободные поселения, основанные на абсолютном равенстве всех членов коммуны и полном отсутствии каких-либо моральных и этических запретов. Одна из самых известных коммун хиппи - Свободный город Христания, расположенный недалеко от Копенгагена. В 1971 году группа молодых людей вселилась в старые армейские казармы и основала независимый город. Множество раз власти пытались разогнать его, потому что здесь процветала торговля наркотиками. Однако в итоге хиппи добились своего, и Христания существует по сей день: там можно свободно употреблять легкие наркотики. Но теперь это уже не коммуна в чистом виде, а некая оригинальная туристическая достопримечательность, а также своеобразная Мекка для хиппи из других стран. Хиппи пропагандировали free love (англ. «свободную любовь»); весомая часть их культуры базировалась на употреблении наркотиков, которое оправдывалось поиском определенных духовных истин в состоянии измененного сознания. Словом, была создана мощная контркультура в противовес общепринятой. Это была фактически единая система ценностей, пропагандируемая через живопись, музыку, нередко даже и театр. Например, культовая рок-опера Эндрю Ллойд Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда» сделана с многочисленными ссылками и намеками на культуру хиппи. Кстати, в этой среде даже существует легенда о том, что Иисус был первым хиппи, заложившим традиции вечного путешествия без копейки в кармане. Одно время представители этой субкультуры носили майки с портретом Христа и надписью «Иисус был хиппи». Излишне говорить, что подобные высказывания вызывали недовольство церкви, как и слова одного из основоположников идеологии хиппи, солиста «Битлз» Джона Леннона о том, что «христианство изжило себя, и сейчас даже мы популярнее Христа». Приблизительно к середине 70-х годов прошлого века движение хиппи в США и Европе стало не таким массовым. Хипповская мода уступила место другим стилям, да к тому же их главная идеологическая и политическая задача была выполнена: благодаря массовым акциям протеста война во Вьетнаме была остановлена, а американская армия стала профессиональной.
«Дети цветов» против коммунистов
Тогда отечественные хиппи создали некую единую организацию, или, точнее сказать, свое государство в государстве, предназначенное для того, чтобы помогать друг другу. И назвали его Системой. Суть Системы заключалась в оказании абсолютно любой помощи собрату по субкультуре. Хиппи из Новосибирска мог приехать в абсолютно незнакомый ему город и, найдя «своих», получить все - жилье, еду, досуг, наркотики и подругу на ночь. Этот круг был замкнут. То есть тот же самый человек из Новосибирска, будучи у себя дома, так же обустраивал жизнь приезжих единомышленников. Чувство общности принадлежащих к Системе было настолько сильным, что люди фактически жили исключительно внутри нее, практически не вступая ни в какие более-менее близкие отношения с обычными «совками». Хиппи 80-90-х - это молодой человек или девушка в рваных джинсах, с огромным рюкзаком за плечами и без копейки денег в кармане, не знающие, где они будут сегодня ночевать. И все же из данной среды вышло довольно много успешно реализовавших себя людей. В большинстве своем это рок-звезды: Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков, Армен Григорян, Юрий Шевчук... Конечно, подавляющее большинство людей, чья бурная молодость так или иначе была связана с движением хиппи, давно откололись от этой субкультуры. Однако кое-кто, например, одна из идеологов движения российских хиппи Анна Герасимова (группа «Умка и Броневичок»), все же продолжает ассоциировать себя с движением и оставаться в нем, при этом не стремясь к большой популярности в народе.
Флэт, стрит и автостоп
Эти «точки» существовали и для того, чтобы приехавший автостопом мог легко найти своих и «вписаться» (то есть найти себе ночлег) на «флэт». «Флэт» - это не просто квартира, где любой желающий из тусовки мог найти ночлег как на одну ночь, так и на более длительное время. Фактически это дом без дверей, некое подобие западной коммуны в малогабаритной советской квартире. Здесь все было общим, и хозяева лишь номинально следили за каким-то подобием порядка. Конечно, периодически на такие квартиры устраивались облавы, благо повод для этого у милиции был всегда: до появлении культуры рэйверов в середине 90-х хиппи были одной из самых мощных организаций, распространяющих наркотики как внутри своей субкультуры, так и вовне. Автостоп тоже играл очень важную роль. Сами хиппи называли это путем, дорогой духовного совершенства. Однако на практике все сводилось к тому, что квалифицировалось тогдашним УК как «бродяжничество» и «попрошайничество». Без денег, с рюкзаком, в котором были только спальник и некоторые личные вещи, они в одиночку или парами путешествовали не только по всему бывшему Союзу, но нередко добирались даже до Индии - культового места для всех хиппи. При этом ухитрялись почти свободно проходить границу туда и обратно. Ежегодным большим мероприятием хиппи был фестиваль «Радуга», который каждый раз в целях конспирации проводился в новом месте, известном только посвященным. Где-нибудь на природе ставился палаточный лагерь, в котором хиппи жили иногда и по несколько недель. Правоохранительные органы с завидным постоянством разгоняют подобные сборища и сегодня, мотивируя это полной антисанитарией лагеря и употреблением наркотиков.
Пацифисты XXI века
Что же касается их идеологии... Не будем анализировать, насколько современными представителями движения выполняются все его постулаты, однако их кодекс сегодня гласит:
Ну и выводы из этого кодекса каждый вправе сделать сам... |