|
Статья
опубликована под рубриками: Стиль жизни, Хиппи Александр Слободян
Миф о всеобщей любви FreeTime > 2003 > №12 - декабрь Что
бы ни говорили сегодня о хиппи, как бы ни смеялись над их наивностью,
идеализмом, эти люди создали значительную культурную нишу. И в отличие
от остальных неформальных движений, хиппи удалось создать свой мир и
утвердить альтернативный образ жизни, который имел под собой основу
и опору. Хиппи. С чем ассоциируется у нас сегодня это слово в первую очередь? Конечно же, с фенечками и длинными волосами. С линялыми джинсами в заплатах и вышитыми бисером цветами. В литературном смысле - это Керуак, Берроуз, Родов (? - недуомение hippy.ru). В философском - различные мистические традиции Востока. А слово, которое может соответствовать им, - любовь.
На грани искусства и протеста
Устроители
рассчитывали на количество зрителей, примерно равное 200 тысячам, однако
на самом деле их оказалось более 400 тысяч человек. Еще около 250 тысяч
так и не смогли добраться до фестиваля, потому что их машины застряли
в пробках на дорогах, и опоздавшие были вынуждены остановиться на обочинах
дорог и в лесах. Хиппи
же явились и причиной множества демонстраций, направленных против войны
во Вьетнаме, которые охватили всю Америку. "Любовь, а не война!"
- кричали плакаты, то же твердили демонстранты. Движение
быстро распространилось, постоянно что-то приобретая и теряя, и в странах
Старого Света. Однако вслед за огромным подъемом пошел достаточно резкий
спад. Отчасти это связывалось с пережитым кризисом, который возник при
столкновении с окружающей действительностью, отчасти - с распространением
в среде поздних хиппи не только легких, но и тяжелых наркотиков. Вообще
наркотики (это были преимущественно галлюциногены и, конечно же, марихуана)
по мнению многих хиппи помогали расширить сознание, иначе взглянуть
на мир. Широкое распространение марихуаны в их среде достаточно тесно
связало хиппи с растаманами, вплоть до того, что часто эти понятия понимаются
как синонимичные. Вопрос
наркотиков вставал в зависимости от отдельной коммуны или участников
движения. И для одних это было просто еще одной степенью свободы, а
для других - превращалось в самоцель. Ведь та же марихуана приносит
здоровью вред, соразмерный с курением обычных сигарет, и не вызывает
физиологического привыкания, что и объясняет факт легализации ее в ряде
стран. Однако у каждой медали есть и обратная сторона - под частым или
длительным воздействием даже легких наркотиков в мозгу начинают образовываться
новые, часто заметно иные связи. В связи с этим сам человек может очень
сильно измениться. Кроме того, считают, часто не безосновательно, что
легкие наркотики - первый шаг к тяжелым... Свои основные идеи хиппи почерпнули из религий Востока и христианства, сюда же были примешаны коммунизм и социализм. Подобное невероятное сочетание оказалось не только жизнеспособным, но и увлекло за собой множество людей. Идеалом было общество равенства, где основой человеческих отношений будет любовь. А главной чертой движения - духовный поиск "своего", находивший выражение в творчестве.
Именно поэтому многие хиппи говорили о том, что творческому человеку
просто некогда протестовать. Он занят делом. Между хиппи постоянно циркулировала информация, касающаяся духовной проблематики, музыки вообще, различная религиозная и философская литература, общие сведения по тому или иному вопросу. А в творчестве отражались основные идеи и нравственные ценности хиппи. Им удалось создать новое искусство, главной категорией которого стала спонтанность. В концертной импровизации это был Хендрикс, в спонтанности рисунка - Уорхолл, текста - Дилан с его романом "Тарантул".
Пацифик и фенечка (о как! и у них есть такая парочка; только кто мальчик, кто девочка? - прим.hippy.ru)
С
фенечками, или феньками, все гораздо проще. Название происходит от английского
thing - вещь, предмет, и изначально так называли практически любую мелкую
безделушку. И только спустя какое-то время слово стало означать плетеный
браслет на запястье, чаще всего из бисера. Фенечка очень прочно прижилась
в среде хиппи и достаточно быстро обросла традициями и приметами, с
ней связанными. Настоящая
фенечка не может быть куплена в магазине или на лотке, она может быть
только подарена в знак любви или дружбы. Для себя фенечка не плетется,
она только дарится, соответственно, и получить ее можно только в подарок.
Естественно, каждая фенечка плелась отдельно для конкретного человека.
Кроме того, она обычно сплетена в форме сплошного браслета, и если работа
выполнена тщательно, невозможно определить начало и конец плетения.
Из-за этого такая фенечка заканчивалась прямо на руке хозяина. Кроме того, фенечкам давали различные имена. У каждого цвета или сочетания цветов было определенное значение, а разнообразие размеров и узоров, определенная демократичность, которую придавала человеку фенечка, объясняет популярность их даже у людей, к хиппи не имеющих никакого отношения. Система
Опорой
Системы выступала сеть флэтов (квартир, в которых мог проживать практически
любой хиппи), разбросанных по всей стране. Причем изначально Система
отличалась большой гибкостью и открытостью: системные хиппи общались
со множеством различных людей. Движение переплеталось с интеллигенцией,
богемой, поддерживало отношения с различными религиозными кругами. При
этом, естественно, шел постоянный обмен информацией, накопление опыта.
В 80-е годы движение Системы стало широким и неоднородным, в него влилось
множество людей, которые достаточно сильно отличались от традиционных
хиппи. Движение
держалось на одном порыве, на интенсивном всплеске духовной активности
людей, которые принадлежали ему. Это был бурный поток, а не стабильная
структура. И удержаться в нем мог только тот, кто находился в постоянном
"горении", пассивность в сочетании с попыткой жить в Системе
обычно приводили к деградации и внутреннему разрушению. При
всем этом, Система не давала человеку окончательный ответ о его индивидуальном
предназначении, ведь любое декларирование знания о единственно правильном
образе жизни автоматически присваивает ярлык секты и позволяет говорить
о политическом экстремизме. Система была катализатором некоего этического
поиска, стимулировала выработку своей собственной позиции. Кроме
всего прочего, особой яркой чертой Системы было то, что она не предлагала
бегство от окружающей действительности и сосуществовала с остальным
миром, контактировала с ним, училась взаимодействовать или с минимальным
риском для себя, или же сознательно выбирая этот риск. Эти течения,
предлагавшие побег от действительности, и модные направления занимались
играми. Система же имела и имеет дело с реальной жизнью и реальной смертью.
По причине значительной открытости и контактности хиппи всегда существовал целый ряд опасностей. В Системе, вопреки общепринятому мнению, с наркотиками старались не связываться, хотя бы по той простой причине, что получить срок мог не только тот, кто принимал наркотики, но и человек, являющийся хозяином, или на которого оформлен флэт. А ведь считалось, что свободный человек не создает другим проблем и не является для них обузой. Также это могло спровоцировать нездоровый интерес (через каналы распространения наркотиков) криминальных элементов, бандитов, не так редки были случаи, когда квартира превращалась в настоящий наркопритон, склад краденого или вообще отбиралась.
Деньги для системных хиппи были скорее безразличны. Но попрошайничество
обычно не поощрялось. Всегда существовали какие-то возможности эти деньги
заработать. А традиционный способ путешествия по стране автостопом при
наличии денег воспринимался как позерство или жадность, ведь упор делался
просто на человечность отношений, а не на то, что все можно получить
и бесплатно! Моральный долг, который могли ощущать многие хиппи, возвращался,
в первую очередь, Системе.
Сегодня
:) Фото: Ali Images
|
Переходы на страницы: хиппи от А до Я (Скип Стоуна), библиотека, Сага о Системе |