Вы не вошли.
Страницы 1
«ШПИОНОМАНИЯ»
Пережив смутные времена первых лет реформ, ФСБ возбудила целый ряд уголовных дел в отношении российских граждан, работавших с зарубежными партнерами по вопросам, которые до последнего времени считались исключительной прерогативой спецслужб. Начало было положено в сентябре 1995 г., когда сотрудники ФСБ провели обыски на квартирах нескольких сотрудников мурманского офиса норвежской экологической организации «Беллуна», изъяв документы и компьютеры.13 «Беллуна» занималась оценкой экологической опасности, которую представляли для северных районов выведенные из состава флота, но не утилизированные атомные подлодки – в советское время такие исследования были немыслимыми. Через пять месяцев, в феврале 1996 г., ФСБ арестовала сотрудничавшего с «Беллуной» капитана первого ранга в отставке Александра Никитина, предъявив ему обвинение в шпионаже.14
За этими делами последовала целая серия новых. В ноябре 1997 г. сотрудниками таможни был задержан военный журналист Григорий Пасько, работавший в газете Тихоокеанского флота «Боевая вахта» и также сотрудничавший с японскими газетой Asahi Simbun и телекомпанией NHK. ФСБ обвинила его в шпионаже, заявив, что он передал закрытую информацию о Тихоокеанском флоте двум японским журналистам. В мае 1998 г. ФСБ арестовала директора Теплофизического центра Красноярского технического университета Валентина Данилова по обвинению в шпионаже в связи с якобы передачей китайской компании секретных космических технологий. Через два месяца был арестован зам. директора 1-го департамента Азии российского МИДа Валентин Моисеев, занимавшийся проблемами Корейского полуострова. В октябре 1999 г. ФСБ обвинила в разглашении государственной тайны зав. лабораторией акустических шумов Тихоокеанского океанологического института Владимира Щурова, после того как на таможне была задержана отправленная им в Китай гидроакустическая аппаратура. В том же месяце по обвинению в шпионаже ФСБ был арестован Игорь Сутягин. В июле 1999 г. при обыске на квартире профессора Тихоокеанского океанологического института Владимира Сойфера сотрудники ФСБ обнаружили секретную карту района базирования подводных лодок; ученого, на протяжении 40 лет занимавшегося проблемой радиоактивного загрязнения Японского моря, обвинили в намерении передать карту иностранной организации. В апреле 2000 г. ФСБ обвинила в шпионаже зав. кафедрой МГТУ им.Баумана Анатолия Бабкина в связи с передачей американской стороне секретной информации о торпедных двигателях. В августе того же года обвинение в незаконном экспорте военных технологий было предъявлено Валерию Ковальчуку.
В то время как обвиняемые неизменно и решительно настаивали на своей невиновности, а их защитники намекали на политическую подоплеку, завеса секретности, которой окружалось следствие, и чувствительный характер информации, о которой шла речь, не позволяют с уверенностью оценивать добросовестность действий ФСБ. Однако по мере следствия во всех делах проявлялась устойчивая система процессуальных нарушений. ФСБ отказывалась проверять заявления о доступности информации из открытых источников; обвинение строилось на основании закрытых приказов, с которыми подследственным не позволяли знакомиться; формулировки обвинения были неконкретными; не назначалась независимая экспертиза степени секретности материалов, переданных иностранной стороне; в ходе следствия допускались многочисленные технические нарушения; представители ФСБ публично заявляли о виновности подследственных. Постепенно становилась все более очевидной недобросовестность действий ФСБ, которая всеми силами добивалась осуждения подследственных, отметая факты, которые могли свидетельствовать об их невиновности.
Российские суды пытаются противостоять наплыву «шпионских дел». С одной стороны, нарушения прав обвиняемых были настолько многочисленными и явными, что их попросту невозможно было игнорировать. К тому же, дела возбуждаются преемником советского КГБ, который еще не так давно в буквальном смысле диктовал судьям текст приговора. При этом оправдательные решения по «шпионским делам» суды отваживались выносить лишь в единичных случаях. Не освоившиеся еще в полной мере со своим вновь обретенным правом – и обязанностью - независимо и объективно рассматривать поступающие из ФСБ дела, суды по большинству «шпионских дел» предпочитают идти на компромисс в той или иной форме. В ряде случаев суд вообще уклонялся от вынесения решения, возвращая дело на доследование со ссылкой на серьезные процессуальные нарушения. В других случаях подсудимого признавали виновным в государственной измене или менее тяжких преступлениях, однако назначали ему наказание ниже низшего предела,15 косвенно признавая очевидную слабость доказательной базы. Ниже приводится несколько примеров, когда суд, после долгого процесса, все же выносил оправдательный приговор:
* В октябре 1998 г. Санкт-Петербургский городской суд вернул ФСБ на доследование дело Александра Никитина, указав, в частности, на то, что следствие не предоставило никаких фактических доказательств совершения преступления. После того как через полтора года дело вернулось в суд со многими из тех же нарушений, по которым оно было возвращено на доследование, суд оправдал Никитина по всем пунктам (к тому времени дело Никитина стало предметом активного общественного протеста).
* В июле 1999 г. военный суд Тихоокеанского флота, сославшись на недоказанность государственной измены, переквалифицировал обвинение Григория Пасько на превышение должностных полномочий и немедленно применил к нему амнистию. После отмены этого решения Верховным судом дело было направлено на повторное рассмотрение: Г.Пасько был признан виновным в шпионаже и осужден на четыре года в колонии строгого режима. К тому времени Г.Пасько отсидел уже 20 месяцев в предварительном заключении; после отбытия еще 13 месяцев в колонии он был досрочно освобожден.
* В феврале 2003 г. Московский городской суд признал Анатолия Бабкина виновным в государственной измене, приговорив его всего лишь к восьми годам условно с пятилетним испытательным сроком.
* В августе 2003 г. Приморский краевой суд признал Владимира Щурова виновным в разглашении государственной тайны. Ему дали два года условно и немедленно амнистировали.
На сегодняшний день все фигуранты «шпионских дел», за исключением беспрецедентного случая с Игорем Сутягиным, находятся на свободе, однако большинство их продолжают вести многолетнюю судебную борьбу за восстановление своего честного имени. Григорий Пасько безуспешно пытался обжаловать второй приговор в Верховном суде и в Президиуме ВС и, исчерпав все возможности внутри страны, обратился в Европейский суд по правам человека. Там же ожидает рассмотрения и дело Валентина Моисеева, осужденного за измену в августе 2001 г. на четыре с половиной года колонии строгого режима и также безуспешно пытавшегося обжаловать приговор. Дело Валентина Данилова по-прежнему находится в Красноярском городском суде. Пока полного оправдания удалось добиться только Александру Никитину и Валерию Ковальчуку.
В каждом таком случае обвиняемые был на годы «выключены» из жизни. Многие по меньшей мере несколько месяцев провели за решеткой. В результате они потратили огромные силы, чтобы защитить себя от ложных, как они считают, обвинений, вместо того чтобы продолжать работать каждый в своей профессиональной области. Они были скомпрометированы в глазах родственников и знакомых. Во многих случаях они вынужденно оказывались в центре публичного скандала или подвергались оговору в прессе. Наконец, все понесли значительные судебные издержки.
Вряд ли приходится опасаться, что уголовные дела такого рода могут привести к возрождению советских тотальных ограничений на свободное выражение мнений по чувствительным вопросам, однако волна «шпиономании» безусловно стала предупреждением журналистам, ученым и активистам, работающим в таких областях. По некоторым сведениям, многие, чтобы не стать следующей жертвой ФСБ, стали практиковать самоцензуру. Как утверждает директор московского Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов, с 2000 г. многие российские газеты, в особенности местная пресса, стали все более неохотно обращаться к чувствительным проблемам, по которым работали фигуранты «шпионских дел». Он считает, что эта тенденция прямо связана с волной «шпиономании».16 К позитивным моментам можно отнести то, что эти дела вызывали активное возмущение в большей части российских СМИ.
http://www.hrw.org/russian/reports/russ … spy.html#3
Не в сети
ФСБ России поймала грузинского шпиона
28 мая 2008
ФСБ России пресекла на территории Южного федерального округа деятельность агента грузинских спецслужб.
ФСБ России пресекла на территории Южного федерального округа деятельность агента грузинских спецслужб.
"Разоблаченный агент - гражданин России и уроженец Грузии, чеченец-кистинец Р.Туркошвили", - сообщили в ФСБ России. Разоблачение грузинского шпиона "подтверждает участие спецслужб Грузии в подрывной террористической деятельности на Северном Кавказе".
Представитель ФСБ сообщил, что Туркошвили, который проживал в Чечне, дал признательные показания о том, что он работал на спецслужбы Грузии.
"За выполнение заданий агент неоднократно получал от грузинских спецслужб денежные вознаграждения в американских долларах. Часть из них выдавалась при личных встречах, часть - переводом по системе "Вестерн-Юнион", - сообщил представитель ФСБ.
Не в сети
ФСБ поймала 300 шпионов
15 октября 2007
Николай Патрушев рассказал, как ФСБ и другие спецслужбы разоблачают шпионов
ФСБ поймала 300 шпионов
Николай Патрушев рассказал, как ФСБ и другие спецслужбы разоблачают шпионов
За последние четыре года российские спецслужбы разоблачили более 300 шпионов. 35 из них с российским гражданством. Сейчас в суде слушается уголовное дело одного шпиона, а в отношении троих ведется следствие. По словам директора ФСБ Николая Патрушева, США и Великобритания используют спецслужбы Польши, Грузии и стран Балтии для работы против России. В этих странах вербуют российских граждан и проводят операции по связи с агентурой.
По информации директора ФСБ Николая Патрушева, за последние четыре года российские спецслужбы разоблачили более 300 шпионов.
"Сейчас, по словам Патрушева, в суде слушается уголовное дело еще одного человека, а в отношении троих ведется следствие"
"С 2003 года выявлено более 270 активно действовавших кадровых сотрудников и 27 агентов иностранных разведок, в числе которых 35 российских граждан. Только в текущем году пресечена деятельность 14 кадровых сотрудников и 33 агентов спецслужб иностранных государств", - сказал в интервью "Аргументам и фактам" Николай Патрушев.
Патрушев заявил, что удалось выявить шестерых россиян, которые намеревались передать зарубежным спецслужбам гостайну. За это их осудили на длительные сроки лишения свободы.
Глава ФСБ назвал несколько фигурантов шпионских разоблачений. В этом году суд признал виновным в госизмене бывшего военнослужащего Валентина Шабатурова, который с 1999 года продавал одной западноевропейской стране информацию о сотрудниках российской военной разведки. Московский окружной военный суд весной этого года приговорил Шабатурова к 12 годам тюрьмы.
Также его лишили звания "полковник запаса" и государственных наград. В общей сложности шпион заработал на продаже секретных сведений около 100 тыс. долларов.
По такой же статье в сентябре этого года Московский окружной суд осудил на 9 лет экс-сотрудника НИИ Минобороны России Игоря Арсентьева. Арсентьев во время загранкомандировок с 2002 по 2004 год передавал секретные сведения, полученные по службе.
Сейчас, по словам Патрушева, в суде слушается уголовное дело еще одного человека, а в отношении троих ведется следствие.
В середине августа ФСБ России обвинила сотрудника британской дипмиссии в вербовке российских граждан для шпионажа в пользу Великобритании. Им оказался кадровый сотрудник MI-6 Пабло Миллер.
Он фигурирует в нескольких шпионских скандалах одновременно. Ему удалось завербовать полковника Минобороны России Сергея Скрипаля, осужденного на 13 лет за шпионаж. Миллер тем временем остается на свободе и вербует агентов в других странах.
Ответ Англии не заставил себя долго ждать. В начале сентября британские СМИ сообщили, что половина сотрудников российских дипмиссий в Великобритании связана со Службой внешней разведки (СВР).
Утверждалось, что высланные в июле из Великобритании российские дипломаты также работали на СВР. Тогда их выдворение из страны Лондон объяснил нежеланием Москвы выдать подозреваемого в убийстве Александра Литвиненко бизнесмена Андрея Лугового. Россия ответила на это зеркальными мерами, выслав на родину четырех британских дипломатов.
Но это не самая громкая шпионская история. Одним из самых громких разоблачений ФСБ последнего времени стало дело группы британских шпионов, работавших под прикрытием посольства Великобритании.
Их удалось выявить с помощью случайно обнаруженного тайника, замаскированного под обычный камень. В нем было приёмопередающее устройство. Об этой истории страна узнала зимой прошлого года. Тогда за руку удалось поймать четырех английских шпионов.
Тем не менее эффективность работы ФСБ не останавливает другие страны перед соблазном получать секретную информацию из России. По словам Патрушева, с этой целью США и Великобритания прибегают к помощи спецслужб Польши, Грузии и стран Балтии.
"ЦРУ и СИС (основные разведорганы США и Великобритании) продолжают привлекать к работе на российском направлении своих партнеров из Польши, Грузии, стран Балтии и некоторых других", - заявил господин Патрушев.
"В угоду интересам старших партнеров и в соответствии с конъюнктурными соображениями политического руководства своих стран упомянутые разведки проводят операции, выходящие далеко за рамки их национальных интересов", - отметил Патрушев.
Так, сказал он, в этих странах вербуют российских граждан и проводят операции по связи с агентурой. При этом некоторые из американских и английских союзников действуют весьма агрессивно.
"Кроме того, отдельные сотрудники спецслужб Грузии не брезгуют поддерживать связи с криминалитетом и все чаще использовать его в разведывательных акциях и различных провокациях", - добавил директор ФСБ.
В целом, по словам Патрушева, расходы ведущих иностранных держав на содержание спецслужб ежегодно увеличиваются на 15-20%.
Артем СМОЛЕНСКИЙ
Не в сети
18 сентября 2007
12 сентября Московский окружной военный суд приговорил к девяти годам лишения свободы подполковника запаса Игоря Арсентьева за государственную измену в форме шпионажа в пользу иностранного государства.
http://www.chekist.ru/article/1807
Не в сети
Из России за сбор секретной военной информации выслан гражданин Эстонии Аллан Саар, сообщил "Интерфаксу" сегодня источник в силовых структурах Санкт-Петербурга.
По словам источника, Саара интересовали сведения о подразделениях российской армии, дислоцированных в приграничном с Эстонией регионе. "В деятельности эстонца были явные признаки ведения разведывательной деятельности в пользу иностранного государства", - подчеркнул источник.
Саар покинул Россию 20 августа через пункт пропуска "Ивангород". В пресс-службе управления ФСБ по Петербургу и Ленинградской области подтверждают информацию о высылке иностранца, но от других комментариев воздерживаются, сообщает Лента.ru.
Не в сети
Новый учебник истории оправдает сталинские репрессии http://www.lenta.ru/news/2008/08/25/stalin/
Не в сети
Страницы 1