08.08.2005 Арсен, arsen65@tut.by Хиппи forever! Для того, чтобы проследить историю возникновения хиппи и прочих неформальных движений, следует начинать пожалуй с 20-х годов прошлого века. Всякое неформальство возникает на стыке эпох. Так, в пограничный период, отделявший старую Россию и СССР возникли многочисленные течения в литературе, живописи, музыке. В 60-е годы появились битники-стиляги, которых как и прочих неформалов гнобили власти. Вслед за ними пришли пресловутые хиппи. Если присмотреться повнимательней, то можно заметить огромные культурные пласты, созданные неформалами - от импрессионистов до наших дней. Их вклад никак не вычеркнешь из истории мировой культуры. Представители всех этих течений были схожи одним – они желали жить так, как им кажется правильно, и зачастую их представление об образе жизни не совпадало с тем, что существовало в этот период в обществе. Неформал и обыватель – понятия антагонистические. И еще: неформал понятие весьма размытое. Каждое движение имеет свои характерные черты. Среди разных течений много легче отыскать отличия, чем черты сходства. Даже внутри такого цельного хиппи-движения существовали разительные отличия. Хиппи западные здорово отличаются от совковых хиппи, а последние - от современных неформалов. Так, хиппи с запада протестовали против роскошно-потребительского образа жизни. А совковое хипповство всегда было не прочь по-мажорски оттянуться, после чего с удовольствием простебав тех самых мажоров. И наоборот: западные хиппи не протестовали против власти как таковой, а их собратья в Совке всегда при каждом удобном случае критиковали советский режим. Советские хиппи вели так называемую психоделическую войну. Отсюда и хипповский образ: длинный хаер (прическа), яркий цвет – в одежде, фенечках (украшениях). Это не просто дань моде, это знак того, что человек другой. В 70-80 годы, если хиппарь встречал на улице прохожего с таким же как у него «прикидом», то мог смело рассчитывать на понимание, спокойно заводить разговор. Постепенно все стало меняться. Я вспоминаю конец 90-х: вдруг появилось очень много людей с длинными волосами-бородами. Я по привычке здороваюсь, а в ответ - пустота, эмоций - никаких. Ведь неформалом человек становится благодаря не внешнему виду, а образу мышления. Нет, не бытиё определяет сознание, а как раз наоборот. И хотя я сам ношу длинные волосы, делаю это по одной причине: мне так нравится. Сегодня хиппарями можно считать антиглобалистов, хотя внешне они редко напоминают хиппи. Зато они уже начали ту самую психоделическую войну против своих государств. Они выступают за личность, за индивидуальность, а государство – враг этих понятий. Мне нравится подход этих ребят. И хотя по трезвому размышлению шансов на победу у них почти никаких – государственная машина все равно их раздавит, перемелет. И все же наблюдать за ними приятно. Я отношу себя к хиппарям третьей волны. На сегодня большинство наших ушли в цивилы (общая масса населения, живущая по обывательски-бюргерским законам). Такие люди вспоминают о прошлом редко, мол, было да прошло - грешки молодости. Но те, кто остался в движении, гордятся этим. Ведь когда-то мы противостояли мощному режиму. А быть причастным ко всякого рода подпольям-революциям во все времена считалось очень романтичным и зачастую почетным. Теперь многие из наших могут время от времени бросить фразу: «Вот мы в своё время…» Сейчас наступило время тех, кого я бы назвал неохиппи. Это не одни лишь представители хиппи-движения, это разношерстная команда, в которую входят многочисленные представители самых различных движений, со своими порядками и философией. Воздействие неохиппи уже порождает новую психоделическую революцию - в способе мышления и образе жизни. Что касается ортодоксального движения волосатых, к которому отношу и себя, оно, как этого не жаль, ушло. Мы получили свободу самовыражения в одночасье и не знали что с ней делать. Парадокс, но факт остается фактом: за что боролись, на то и напоролись. Конечно, такого влияния на умы, как 20-30 лет назад, сегодня хипповство не оказывает. Но мы все же пытаемся поддерживать и сберечь дух свободы 70-80-х годов. Этому служат и традиционные хипповские тусовки местного и всеэсэнгэшного масштаба. Это Шипот, в числе организаторов которого был и я, Русская Радуга, всевозможные Эльбы. Делаем это сознательно, потому что всё новое должно произрастать на хорошо удобрённой почве. Такие встречи – не пустое времяпрепровождение. Например, здесь происходит много контактов, завязываются связи между «нераскрученными», но часто талантливыми музыкантами или просто теми, кто хочет заниматься музыкой или живописью серьезно. А ведь влияние на музыкальную и прочую культурную среду именно неформального искусства огромно. Собственно оно-то и питает культуру. Это потом, когда человек реализовал свои идеи (если они, конечно, есть), его могут заметить, купить, заставить делать за деньги ту музыку, которую можно продавать. Но ведь зачастую это уже имеет самое отдаленное отношение к искусству. Когда искусством занимаются за деньги, то есть продают его, это называется бизнес. Но в любом случае последовательность должна сохраняться: сначала процесс творчества, потом – зарабатывание денег. Увы, сейчас эту схему активно ломают. Будущий музыкант начинает с вопроса: «А сколько я за это получу?» И тут включается мощная машина шоу-бизнеса. Из человека начинают выкачивать деньги, делать из него «звезду» на час. Но ведь настоящего музыканта, художника (список можно продолжить) из такой потенциально творческой персоны уже не получится – все его зачатки убиты на корню. Человека просто «развели на деньги» и духовно обокрали, отучили творить и мыслить. Это выгодно любому режиму. Человек не самостоятельный, разучившийся думать, четко исполняющий команды удобен для государства, он - технологичный. Такое единообразное безвкусие насаждается через телевидение, через концерты и выставки, имеющие самое отдаленное отношение к искусству в широком смысле этого слова. Одобряется и поддерживается все, что поддается контролю. Все, чем сложно или нельзя управлять – осуждается, всячески сдерживается. Во всяком случае, именно так происходит у нас, в Минске. Здесь по прежнему сохранился пресловутый совок. Правда, менты и прочие сознательные граждане за хайры уже не таскают. Однако играть на улице по-прежнему нельзя. Даже такое полуофициальное мероприятие-неформальная тусовка, как Русская Радуга раскололась на «правильную» и «неправильную». На Радуге нельзя употреблять мясо, алкоголь, не говоря уже о наркотиках. А вот на Шипоте больше свободы, меньше канонов и ограничений. Например, тяжелые наркотики не приветствуются, зато все остальное не возбраняется. Тебя не осудят, и не будут заставлять делать то, чего ты не желаешь делать. И в то же время старые «безмазовые» хиппи объяснят молодежи политику употребления всяческих «средств». И это по-моему правильно: не запрещайте, а объясните – это намного эффективнее. В этом, наверное, и заключается секрет живучести Шипота, который держится уже 13 лет, даже пожалуй дольше чем Гауя. Нет, я не против стирильного мира, гринписа, и тому подобного. Но все должно быть в меру. В конце-концов, что это за неформалы, которые не курят - не пьют- не занимаются любовью. Всяческие запреты ведут сами знаете куда. Кстати, по поводу запретов на примере родной Белоруссии. У нас все очень странно: С одной стороны, государство не препятствует развитию различных движений, а с другой стороны не разрешает многие «сборища». Так например рок, рок-н-ролл у нас в загоне. Многие группы не ротируются по радио, им не предоставляют концертные площадки. Эти группы вынуждены уезжать за границу и играть там. Но государству эти зарубежные гастроли выгодны, так как эти группы не согласуются с генеральной линией режима. Так, фест белорусского рока проходит в Польше. Называется он «Басовище». Естественно, в наших СМИ о нем ни слова. У нас все же происходят различные сейшена неформального типа, но где-то за городом, в парках (Лошица) и клубах. Но билеты в клуб стоят достаточно дорого - около 10$. Да и площадки не в состоянии вместить всех желающих. А в парке уровень не тот, не сделаешь хороший звук на голом энтузиазме. Рекламы таких концертов конечно же нет. В таком режиме вынуждены играть группы «Солнцеворот», «Хайле Тумс», «Старый Ольса», я уж не говорю о заполитизированных «Мроя» и «Крыви», так как они уже малоинтересны, поскольку те существуют с конца 80-х годов и мало в чем изменились за это время. В то же время у нас оказывается большая поддержка рыцарским клубам. Это понятно - они призваны создать внешний антураж. У нас есть пара замков (Несвиж, Мир) и там проводятся рыцарские фесты, привлекающие много народа из заграницы. Это вписывается в политику государства. А рок-фестов и этнофестов в Белоруссии нет. Славянский Базар не в счет. По радио и ТВ, положено крутить до 75% белорусской музыки, а поскольку хорошие составы не ротируются, то общий уровень музыкальных передач оставляет желать лучшего. Сплошная коммерческая попс,а причем не самого хорошего уровня. Уличных музыкантов гоняют, я даже не могу понять почему. Казалось бы, они создают лицо города, можно было бы даже выдавать им разрешения на работу, как это делается в Париже - ан нет. Нельзя и всё тут! Зато в Беларуси засилье Байкеров. Беларусь - одна из самых байкеризованных стран. Но и тут государство оказывает поддержку лишь избранным клубам. Про них делают передачи, они участвуют в рекламных акциях и пр. А общий уровень официальной беларусской музыки и культуры можно наблюдать на Евровидении. Нашу «певицу» крутили по массмедиа пять раз на дню. Было даже забавно наблюдать ее провал. А деньги были потрачены из бюджета. До Евровидения ее никто не знал. Если коротко, все, что происходит в Беларуси – это совок конца 80-х. Но это – так сказать лирическое отступление. Мы становимся старше, кто-то просто стареет, кто-то еще и мудреет, но главное, что мы остаемся все теми же личностями, которым претят всяческие рамки. В этом и заключается главное предназначение многочисленных неформальных движений. Вчера полазил по сайтам и не без удовольствия вдруг отметил, что молодежь как и мы когда-то снова начинает активно ездить стопом (путешествие автостопом – на попутных машинах). Но сегодня это уже происходит на совершенно другом уровне - молодым подавай Тибет, Монголию, Ближний Восток, Африку. А ведь в наше время человек, который добрался стопом до Средней Азии, уже заслуживал восторженных отзывов. Но сегодня с выездом за границу много меньше проблем, а значит – больше возможностей. Это радует. И еще раз подтверждает: хиппизм, перестав быть массовым молодежным движением, тем не менее, жив и продолжает влиять на умы молодежи, сдерживает процесс всеобщей прмитивизации и однообразия.
|
|