Дмитрий СМИРНОВ
БРЮКИ КЛЕШ
Последний подлинный хиппи растворился в просторах России
"Новая
газета", 18.10.2001
Самая гениальная реклама — это, конечно же, «Вриглей Сперминт» и
«Джуси фрут» без сахара. Гениальная не потому, что использует какие-то
хитрые уловки или уникальные рекламные технологии, а потому что
это все — правда. Вкус остается.
Помните эту
рекламу? Сначала — «30 лет назад»: показывают двух хиппи, чистеньких,
в новеньких джинсах от Версаче или Кельвина Кляйна, жующих «Сперминт».
Потом — «15
лет назад». Концерт то ли панковский, то ли металлический. Парень
в косухе в первых рядах перестает трястись под музыку, замирает,
вытаскивает все тот же неизменный «Сперминт», улыбается. Крупным
планом — радостно-плейбойская улыбка парня (ничего не поделаешь,
в рекламе все улыбки такие), белоснежная футболка, кожа косухи.
По коже видно, что надевали косуху ровно один раз — на съемки рекламы,
а футболку перед съемками застирали до блеска «Тайдом» в новой упаковке,
с лимонным вкусом, чистота — чисто «Тайд», мама тратит, а дочка
экономит, а вы обменяете пачку «Тайда» на две пачки обычного порошка?..
Убивают и ненадеванные
джинсы хиппи, и совсем свежая косуха, и радостно-выхолощенные лица
актеров, и прочее, и прочее.
Но ставит точку и все ставит на свои места слоган, превращая примитивно-лубочную
рекламу в шедевр: «Мода меняется, а вкус остается».
О, да. Мода
— это такая машинка, которая перерабатывает человеческие идеалы
и социальные движения во что-то очень простое и приятное: в покрой
брюк, в цвет блузона... «Зачем что-то запрещать, когда просто достаточно
признать это модой и сделать популярным?» — этот принцип оказался
куда более жизненным, чем разные тоталитарные запреты. Отобрать
вкус у запретного плода очень просто: достаточно сделать его плодом
обыкновенным, фруктис вульгарис. Дальше все просто — подмена хиппи
на а-ля хиппи проходит быстро, безболезненно и незаметно.
Хиппи? А, да-да,
конечно же, помню: это такие длинноволосые мирные парни в джинсах,
феньках, повязках на голове и с пацификом. Все. «Сегодня хиппи снова
в моде: не забудьте купить себе на лето пару брюк клеш».
— О, а че на тебе такой браслет? Ты, наверное, металлист?
— О, а че на тебе «Адидас»? Ты, наверное, спортсмен?
(Из непридуманного диалога.)
Панки? Punk
is not dead? «Панк не умер, он просто так пахнет?» — старая хохма,
только сегодня панк пахнет дезодорантом Gilette. Нет, по-моему,
он все-таки умер.
Но все — правда.
Бунт? Протест? Нигилизм?.. Вовсе нет: мода меняется, вкус остается.
Из всех моих
знакомых назвать хиппи можно было, пожалуй, только одного. В его
послужном списке были: перманентное отсутствие денег и долги, промискуитет,
однополая любовь, незаконченное театральное училище, постоянные
поиски смысла жизни и регулярные обретения его в самых неожиданных
местах; на удивление неплохие стихи, несмотря на их суицидально-блюзовую
тематику, из которых я помню теперь только одну строчку: «И имя
твое на могиле моей»; игра в прятки с военкоматом, страстная любовь
к Janis Joplin («Жоплин» — как он ее называл); подруга, опять же
по имени Дженис, которой все-таки потом поставили диагноз «шизофрения»;
самодельные «клеши», единственная, но тоже не самая плохая проба
себя в качестве композитора; постоянные эксперименты со внешностью,
в результате которых он был похож то на Киркорова, то на «быка»;
страсть к second hand'у — помню, как сильно он обрадовался, когда
я сказал, что он похож на нью-йоркского бомжа: перед ним, оказывается,
стояла именно такая творческая задача; связь с 40-летней женщиной
(самому ему было около восемнадцати); роль Деда Мороза на детском
утреннике (откуда его, если мне не изменяет память, с позором выгнали);
ночевки под мостом и стирка носков в Оби, ну и разные совсем уж
забавные случаи: помню, как он, не поморщившись, единым порывом
сожрал мой кактус только потому, что я неудачно пошутил, что это
— мескалин.
Но, конечно, самым потрясающим из его талантов было умение попадать
в удивительно глубокую Жэ (потому что просто «проблемами» ЭТО назвать
было нельзя), чем он и занимался с завидной периодичностью, иногда
втягивая туда за компанию и меня. Когда мне хватило ума свести его
с одной моей знакомой, попадавшей туда Жэ столь же регулярно, их
таланты так безумно наслоились и вошли в резонанс, что они чуть
было не устроили мне карманную копию настоящего апокалипсиса.
Однако все удивительно хорошо кончилось. Лет пять назад он зашел
ко мне в гости, взял погонять на пару дней то ли кофту, то ли жилетку
— по-моему, у него как раз было свидание со своей 40-летней знакомой,
— оставил мне почитать единственную распечатку его стихов, сказал,
что позвонит дня через три. С тех пор я его и не видел. Возможно,
он попал совсем уж в глубокую Жэ и не выбрался, возможно, уехал
все-таки к отцу то ли в Орел, то ли в Нижний и, конечно же, непременно
попал в Жэ уже там.
Сегодня хиппи снова в моде: не забудьте купить себе на лето пару
брюк клеш.