hippy.ru

Библиотека

Страница Алика Олисевича

 

апрель, 2007

Елена Ильинова

Любовь превыше всего,
интервью с Аликом Олисевичем

Вышло в журнале г.Сумы «Орех», номер 7, 2007 года, прислано Аликом по традиционно дважды вскрываемой спецслужбами бумажной почте, набрано Мариной Антоновой, которой, блин, надо было лежать и болеть, раз болеет, а не стремиться донести свободные мысли до гуляющего на ВДНХ укуренного народа.

«Любовь превыше всего, любите врагов своих».

Хиппи – это любовь, мир и цветы.

Хиппи – это протест против того способа жизни, который называют «жить, как люди».

Духовность, любовь к ближнему, гармоничное единение с природой. (вышенаписанное смотрится архаизмом по причине написания этого будущим вегом - прим МА) Свободу хиппи предпочитают деньгам, комфорту, роскоши, лицемерной морали и добропорядочности – тому, что нужно большинству в этом мире.

1 апреля 2007 года, Алик

Необычно одетый мужчина с длинными волосами, перевязанными ленточкой, разъезжающий по городу на неизменно старом велосипеде «Десна», знаком всем львовянам хотя бы визуально (мы в детстве, в 70-х гг.. были уверены, что он индеец).

Известен он далеко за пределами Львова и даже Украины. Это Алик (Олег) ОлисевичЮ как его называют «патриарх украинского хиппизма», один из первых хиппи СССР, не побоявшийся дать интервью радио «Свобода» в 1982 г., человек, изъездивший автостопом СССР и Европу, всю свою жизнь придерживающийся высоких идеалов братства хиппи.

Вот уже 22 года он работает осветителем во львовском театре Оперы и Балета, гда, будучи председателем профсоюза, добился снятия директора театра, который злоупотреблял служебным положением.

В 1987 г. Алик принимал участие в организации группы «Довiра», подобно существовавшей организации в Москве. Группа пыталась установить доверие между Востоком и Западом на уровне простых людей, требовала осудить войну в Афганистане, освободить всех узников совести, добивалась многопартийности, свободы вероисповедания, признания Декларации прав человека и отказа от методов насилия.

Алик – основатель и руководитель львовской группы «Международная амнистия», и сейчас, как и во времена тоталитаризма, - борец за свободу и права человека. Что еще удивительно в этом человеке – он практически независим от материальных условий жизни, готов поделиться всем, всегда рад людям, новым знакомствам, щедрый, деятельный, весёлый и свободный. Общаясь с ним, просто отдыхаешь душой, и кажется тебе после нескольких встреч, что знакомы вы уже давно.

Сегодня мы встретились с Аликом в одной из «кав`ярень» в самом сердце старинного города, чтобы поделиться с читателями журнала «Орех»своими воспоминаниями и размышлениями о движении хиппи.

Корреспондент: Что собой представляет движение хиппи?
Алик Олисевич: Я думаю, что основную идею хиппи можно выразить фразами «любовь превыше всего», «любите врагов своих». Хиппи – это протест против того способа жизни, который называют «жить, как люди».

Если взять первоисточники, то хиппи ратовали за здоровый способ жизни,т.е. выступали против чрезмерного употребления алкоголя, против наркотиков. Движение фактически начало свое существование в 1965 г, а пресса начала писать о нем в 67 г., когда десятки тысяч молодых людей стали съезжаться в Сан-Франциско.

Молодёжи захотелось новизны, она была не согласна с существующей реальностью, с миром взрослых, их моралью, традиционным взглядом на жизнь. Они выступили за здоровую хиппи-культуру карнавала, т.е. противопоставление серым будням разнообразных красок повседневности, они пытались объяснить людям, что настоящая ценность – не в карьере, не в погоне за материальным – мы их называем не благами, а вредностями, которые калечат души людей. Человек забывает о преданности, люди обманывают друг друга, наживаются друг на друге, появляются двойные стандарты.

Для большинства людей приоритет – это благополучие, но нажитое не честным путем, а, как правило обманом, злоупотреблением. Христианские качества, такие как милосердие и братство, у них на втором плане, а хиппи выбирали для себя именно эти качества.

Хиппи – космополиты и ко всем людям относятся с любовью. Я каждого человека хочу воспринимать как индивидуальность. Хиппи – за то, чтобы были стерты границы в сознании людей, чтобы не было жлобства, зависти, цинизма. Фактически это как идиллия.

К: Как ты примкнул к этому джвижению?
А.О.: Что сделало меня таким человеком, каким я есть? Это двойной стандарт в обществе. Фарисейство и родителей, и коммунистической системы в целом отложило отпечаток на моем детском сознании. Первый мой бунт был в 7-8 лет, когда меня отдали в интернат в 1-2 класс, потому что умерла моя  мама, и отцу было трудно меня растить. В то время, в начале 60-х, мальчиков стригли под полубокс, оставляя одни чубчики. Раз в месяцв интернат приходил парикмахер – и всех мальчиков под «ноль». Я заплакал, закричал, что не буду стричся, меня оставили в покое, чтобы на следующий день вызвать отца и разобраться. Это не означает, что я сразу хотел длинные волосы, а просто – почему я должен быть, таким, как все? Мне насилие не нравилось. На следующий день я провел такой акт протеста: поджег деревянный интернатовский клозет, сбежал и у своих соседей три дня прятался на чердаке, пока меня сосед не увидел, а милиция уже поднята – ребенка три дня нет!

С другой стороны, мне нравились книги об индейцах, я увлекался такой романтикой, и мне нравился их внешний вид – длинные волосы, интересная одежда. И образ Иисуса Христа мне очень нравился – длинные волосы, борода. Мне начали в детстве попадаться религиозные материалы о жизни Иисуса Христа, я заинтересовался: а почему именно так? Что к чему? Я был тяжелым подростком, и меня поставили на учет в детскую комнату милиции. В то время у нас были специальные военно-спортивные лагеря для исправления трудных подростков. Можете себе представить, с кем я там познакомился, это не были маменькины сынки. В это время на совдеп нахлынула волна рок-н-ролла, и появилось движение хиппи, и молодежь стала о нем узнавать от поляков, чехов. К нам туристы приезжали, радиостанции старались слушать, и молодежь начало что-то узнавать, отпускать волосы. За это выгоняли из школ, могли насильно подстричь, но молодежь все равно желала этой отдушины, этой свободы которой не было  в нашем обществе. И вот я познакомился с такими ребятами, с движением хиппи, их идеалы мне пришлись по душе.

К.: Как это движение появилось у нас, и чем наши хиппи отличались от западных?
А.О.: В середине 60-х гг. в Риге, Таллине, Львове, Москве стали появляться небольшие группки людей. По сравнению с Западом очень малочисленные, та мбыли массовые увлечения хиппи-культурой, в 1967 г. В Сан-Франциско съезжались до 100 000 хиппи их всей Америки, проводились огромные фестивали хиппи. У нас хиппи были дисседентами, и их было совсем немного – 30 чел. В Риге, около 50 – во Львове, а в 70-е гг. влияние хиппи-культуры на молодежь увеличилось, и все больше людей присоединялось к движению. Они расширяли связи с другими городами, и вскоре образовалось сообщество людей с собственной культурой и взглядами. Они слушали другую музыку, которая сыграла очень важную роль. Это была музыка не коммерческая, а группы исповедовали образ жизни – «Doors», Janis Joplin, Jimmy Hendrix. Neil Young и другие. Правда были люди которые перенимали только внешние атрибуты: длинные волосы, широкие брюки, «фенечки» - их превлекал сам романтизм движения.

До 1971 г. Львов был своеобразной Меккой хиппи. В 1976 г. Во Львове мы организовали первый рок-фестиваль, настоящий братский мини-вудсток: окло 100 хиппи съехались сюда, включая хиппи из Росси и Прибалтики. Происходило все в Святом Саду – сад действующего монастыря Кармелиток Босых – знаменитом месте в Львове, где в 70-е гг, собирались хиппи.  Затем в 1977 г. Приехали 300 человек отметить день памяти Джимми Хендрикса. Но провести мероприятие не удалось – «сейшн» наметили на 18 сентября, а 17 сентября был социалистический праздник воссоединения Западной Украины и Восточной, и около 500 человек, собравшихся на «сейшн» из разных городов СССР, были арестованы по подозрению  в срыве праздника.
В ССР движение хиппи носило более революционный характер, чем в Америке и западной Европе. Хоть хиппи и жили вне политики, нопортили «фасад» показного советского образа жизни, за что и преследовались, как инакомыслящие с запада. Правительство, официальные лица, разные службы безопасности, комсомол относились к нему как к антисоветскому массовому движению, с которым боролись с его возникновения до конца развала совдепа в 90-х гг.

К.: Движение хиппи ассоциируется с формулой «Sex, drugs, rock-n-roll».
А.О.: Да, это был девиз 60-х годов, но это был бунт назло старшему поколению. И поиск себя приводил к изучению религий, различных путей самоусовершенствования, одних это приводило к духовности, других, к сожалению, привлекали противоестественные способы расширения самосознания – наркотики. Что касается меня, я никогда в жизни и обычной сигареты не выкурил.

Наркотики я никогда не употреблял, дял эксперимента попробовал однажды какие-то таблетки типа ЛСД, когда мне было лет 16, и всё. А так я –ьза здоровый обрах жизни в нашем обществе. Можно получать удовольствие и без наркотиков: есть красота, которая окружает, любовь.
«Sex, drugs, rock-n-roll». Я всегда говорил: «Sex и rock-n-roll, но не drugs. И еще, в движении хиппи ничего не запрещается и не насаждается, никто не может запретить употребление чего бы то ни было, нет правил, устава, любой человек может стать хиппи, никого не принимали и не исключали, все держалось на авторитете. В хипп-движении было много людей, многие его компроментировали. Такая тенденция есть во всех движениях. Я помню, что мы уже в середине 70-х годов в Прибалтике создавали лагеря, в которые старлись уходить от людей, злоупотреблявших алкоголем и наркотиками. В основном это были случайные люди, которых привлекала внешняя экзртика, протест и новизна, романтика – длинные волосы, разноцветные одежды.

К.: Чтобы быть хиппи обязательно носить длинные волосы, бороду, как-то особо одеваться, или модно быть просто хиппи в душе?
А.О.: Это все необязательно, но если человек – последователь этого движения, то волосы – это своего рода символ независимости от тех табу, обязательств, законов, которые общество хочет навязать. Но не надо быть привязанным к длинным волосам или широким штанам, надо быть человеком.

К.: Как хиппи относятся к религии?
А.О.: По вероисповедания я – христианин, но я не отношусь ни к какой религиозной конфессии. У нас на западе Украины доминирует Греко-католическая церковь, я, например, не исповедую ни Греко-католическую, ни православную веру.  Я просто христианин, как первые ранние христиане, которых преследовали за их веру. Меня спрашивают на улице сектанты, свидетели Иеговы, почему я ношу крест поверх одежды, а не прячу. Если я верующий человек, почему я должен прятать крест, что я – боюсь или стесняюсь?

Люди воспринимают друг друга по поступкам, например, если я своими поступками с любовью к близкому человеку отношусь, он меня будет воспринимать таким, какой я есть, независимо от моего мировоззрения. И я не зациклился, я не общаюсь только с такими же, кА я, однодумами, я общаюсь со всеми, мое сердце открыто и для всех альтернативных движений молодежной культуры. У меня много друзей среди Панков, анархистов, и я сам по духу анархист. Не так, как понимают анархию – делай, что хочешь.

Анархия – это уважение свободы других людей. Я против насилия, против любой власти. У меня много друзей, состоящих в разных партиях, и пока они не начинают навязывать мне свою точку зрения, я терпимо ко всему отношусь. Я сам не люблю навязывать своё мнение, могу только поделиться идеями, взглядами. В этом и заключается разница между обычными людьми и хиппи. Они никогда не навязывают свою точку зрения другим, они не вставляют никого в рамки и терпимы, толерантны к другим взглядам и мнениям. Я, например, терпим и толерантен к любым движениям, если они не несет агрессию, насилие. Человек может исповедовать любую идеологию, но если она пропагандирует насилие, имеет брутальных характер, то я стараюсь с такими людьми ничего общего не имеет.

Хиппи – это конфедерация, сотрудничество свободных людей, людей которые исповедуют различные духовные направления, в том числе и религиозные: кто-то интересуется христианством, кто-то буддизмом, кришнаитством, махаришей-махиши-йогой, и это не мешает нам быть вместе. Движение хиппи – это как дерево со многими ветвями, это движение является поиском истинности, человечности.

К.: Живо ли движение хиппи сегодня?
А.О.: С приходом независимости все стало отмирать. Но потом мы решили возродить движение. С 1993 г. В Карпатах около водопада Шипит мы ежегодно проводим сборы хиппи. Каждый раз туда приезжают сотни людей из Украины, России, Германии, Польши. Здесь можно встретить буддистов, кришнаитов, христиан, панков. И все мирно уживаются. А еще можно убедиться в том, что движение хиппи живо и сегодня, заглянув на сайт hippy.ru, где содержится очень много интересной информации.