№101, четверг, 12 июня 2003 Ирина ЕГОРОВА Львів — понад усе
Пусть еще не вся Украина, а только Львов аплодировал в его честь, этот незаурядный, однако очень скромный человек и этого не ожидал. Хотя надо признать, — что такое слава со всеми ее атрибутами, — узнал уже в молодости. Лидер рок-группы «Супер-вуйки», которую боготворила молодежь Галичины, а, возможно, и все хиппи Украины, помнит переполненные залы, свой раскаленный от звонков телефон и толпы девушек, которые хотели с ним познакомиться. Но если бы на этом в 70-е годы заканчивалась его громкая слава, можно было бы только снисходительно улыбнуться. Однако она имела другой привкус — опальный… «Вуйків» силой заталкивали в милицейские машины, вызывали на допросы в КГБ и клеймили как социально вредный элемент. Анализируя их «вину» по сравнению с сегодняшней «раскованностью» молодежи, разумеется, пожимаешь плечами. Особенно, имея в виду «мягких» украинских хиппи, лишенных воинственных настроений. «Квинтэссенция всей идеологии хиппи, мне (цит. из книги «Львів — понад усе») кажется вмещается в нескольких словах «Нового Завета»: «Любовь выше всего», «Хочешь быть совершенным — продай все, что имеешь, и раздай бедным. Хиппи — это любовь, мир и цветы». Понятно, Илько Лемко многое идеализирует в своей книге. Однако, кто из нас не идеализирует свою молодость и друзей, кто не любит улицу, на которой вырос, родной город, когда тебе 17 лет и просто невозможно не быть счастливым!? Но не каждый может быть искренним и честным перед собой и читателями. И далеко не каждый способен анализировать времена с точностью до микрона и оставаться интересным как для львовян, так и для жителей других городов. Так, книга «Львів понад усе» — это ода Львову, молодости, верности своим юношеским идеалам, а еще — умению и в зрелом возрасте не знать, что такое конформизм. …С первых минут знакомства мне показалось, что я уже где-то видела этого человека, его легкую, ненавязчивую улыбку. Ба! Так это же он несколько лет сидел на одной из центральных и многолюдных улиц города и продавал кассеты и билеты на концерты. Хотя, возможно, виделись еще и в университете, ведь в одном году заканчивали его. Хотя Ильку так и не удалось поработать по специальности. Клеймо «хиппи» преследовало его долгие годы, и он вынужден был менять профессии — кочегара на кладовщика, осветителя сцены во Дворце культуры на продавца палатки… Он и на радио «Люкс» пришел с водочного склада, где работал кладовщиком. Смеется: «В советские времена мне бы подметать на областном радио не разрешили, а здесь еще полгода уговаривали, чтобы согласился и стал директором программ на радио «Люкс». Свою же первую статью Илько написал только пять лет назад — о культуре украинской речи. Позже его газетные материалы анализировали различные явления нашей жизни и всегда удивляли какой-то полной, просто таки удивительной свободой взглядов. Он и свою книгу характеризует как «историю для крестьянского ума, на уровне обыденного сознания». Однако ему удается балансировать: дает перечень цен на булочки, трамвайные билеты и минеральную воду и при этом не становится скучным, потому что рассказывает о целой эпохе; подростком чистит черными от молодых орехов руками сочные ядра, поднимается по церковным лестницам на крыши, слушает в Святом саду музыку — как будто рассказывает о всем, что делают молодые люди во все времена, — но передает свое философское видение прошлого. Передает просто и с пафосом, безжалостно и весело в то же время. Почему же Илько так быстро написал свою книгу — не потому ли, что выстрадал ее одинокими ночами, охраняя чужие кладовые? Или потому, что имел возможность получить исключительное литературное образование — только «Братьев Карамазовых» перечитал раз пять, «Кобзарь» знает чуть ли не наизусть, цитирует Даниила Хармса, Шопенгауэра, Канта и Сковороду. А как историю Львова знает! Кажется, может назвать архитектора каждого старинного дома, рассказать, кто из выдающихся личностей и по какой улице ходил. И все-таки меня не покидает мысль, что совсем не в этом дело. Болью отзывается то ли зависть, то ли удивление — не часто можно сказать о человеке словами такого дорогого для Лемко Сковороды: «Мир ловил меня, но не поймал…» Ну кто другой признает на должности директора программ (в газете это — главный редактор), что понемногу тупеет — нет времени читать серьезную литературу. Кто еще своей второй книгой задумал хронику 100 снов, без комментариев и ассоциативного ряда. («Жена шутит, что для этой своей книги я найду спонсора только в психбольнице. Жизнь покажет...») Кто сознается, в таком зрелом возрасте, что так и не нашел работы, которая бы отвечала его сущности? Как же нужно жить, чтобы идя по ступеням вверх, не падать; чтобы жизненные блага приходили к тебе естественно и просто — верная и простая жена, любящие дочки, работа, на которой не приходится унижаться, и даже признание, за которое не заплатил ни изменой, ни годами безумного труда? Сел и за две недели написал, и даже издателей, литературное агентство «Піраміда», нашел без особого напряжения. — Все приходило ко мне, — признается Илько Лемко, — как будто само собой. Иногда мне даже кажется, что это Бог меня ведет, я в его надежных руках, и потому такой свободный, ничего не боюсь и ни о чем не жалею. А благодарности в моей душе к Нему — море. Особенно за то, что родился во Львове. «Какое несказанное счастье жить в городе, где даже запах заплесневелых старых домов, который в летнюю жару вырывается из маленьких подвальных окошек, приятен и сладок для тебя, в городе, где хочется нежно погладить каждый камешек мостовой и где ежедневно не ленишься еще и еще раз поворачивать голову в сторону того балкона, башенки или барельефа, которые ты видишь, возможно, в тысячный раз, в городе, где ты находил серебряные австрийские монеты и медали в счастливые дни твоего детства — в середине прошлого века в Святом саду на Кармелитском холме»… Отложив книгу, спросила: «Сегодня все можно. Демократия такая, что хоть цензуру вводи, ребенка возле телевизора стыдно оставить. Однако ваша неформальная тусовка должна была выжить? Вы воевали с ментами, КГБ, отсутствием моральных свобод…» Задумавшись, Илько Лемко ответил: «Время пришло другое — «время понтов». Неформальное сообщество не согласится с дешевым авторитетом, замешанным на деньгах твоих родителей или на пустопорожних обещаниях. Для нас были равны сын дворничихи и дочка директора завода — в счет шли только их личные качества, причем ни ложь, ни лицемерие не проходили. У нас, конечно, могли быть свои минусы, но во всяком случае не такие. Сегодня же «понты» — это обещания политиков, привилегии, полученные на чужом горе, должности, полученные за деньги. Все это по-онты. Поэтому я со смешанным чувством ностальгии и удивления вижу, как создаются молодежные неформальные группировки, подобные нашим. Те же идеалы, то же невосприятие общества. Опять какие-то запреты, дутые авторитеты. Не на те ли грабли наступаем опять?..» |
Республика Святого сада (Вуйки) Львов 75-81 Сейшен в Святом саду Львов 10.06.1976 Сейшен в Святом саду Львов 18.09.1977 Лычаковский цвынтар Львов Ступени Доминиканского собора Львов Памятник Ленину возле оперного театра Львов Сквер площади Голана Львов (на плацу) Каваярня Армянка Львов Кафе Булка Львов Молочный бар Корова Львов
|