Выдержки из материала "Казантипская аналитика" Алексея Галкина, с комментариями Бориса Волчека. О «Постсоветской тантре» «…Итак, чем тантра так тянет молодежь? Почему она летит на тантру как мотылёк на пламя (и, кстати, зачастую имеет потом соответствующий результат)? Да потому, что тантра цепляет за самое уязвимое у молодежи место - за секс. И ведь как красиво постулируется - через секс к духовности! Молодежь, чье сердце ещё не закрыто дружным старанием нашего постиндустриального общества, реально чувствует, что где-то за гранью этого тесного, душного пространства, существует другое пространство - чистое, многомерное, полифоничное, исполненное удивительной глубиной смыслов, красотой образов и гармонией отношений... Такое живое... О нем мы читали в эзотерической литературе, в лучшей фэнтези, многие помнят соприкосновение с ним в детских снах, у кого-то эти соприкосновения во снах продолжаются и в юности - пока внутреннее пространство ещё не захламлено суетой внешнего мира... И мы знаем из тех же самых книжек, а кто-то и напрямую от интуиции, что та грань, за которой ОНО - не где-то там за тридевять земель, а совсем рядом. Прямо, говорят, здесь и сейчас... Прямо, говорят, чуть ли не у нас в сердце - куда уж ближе... Только надо что-то сделать, надо как-то правильно поступить, к кому-то пойти, чему-то научиться, и ОНО откроется, станет доступным и войдет в серую повседневность, и озарит его неведомым светом, и наполнит его неведомым ароматом... И всё станет живым, и исчезнет это тотальное отчуждение мира, исчезнет это давящее ощущение бессмысленности происходящего вокруг, и тотальная ложь, в которой живет и кайфует большинство, перестанет душить так жестоко... И эти серые усталые лица в метро или перекошенно-напряженные на работе перестанут так ранить чувства... И оживут вдруг слова, в конец замусоленные: любовь, доверие, единство, красота, правда... Молодёжь читает книжки, а там дядя Карлос встретил дона Хуана, дядя Ричард - Шимоду, герой Коэльо встретил какого-то алхимика, Йогананда - Шри Юктешвара, Сатпрем - Шри Ауробиндо и т.д. Каждый, кто находит тропинку ТУДА кого-то встречает, кто его чему-то учит... И тут же возникает понятие "духовная практика", приводящая ученика к Просветлению, к проникновению за завесу внешнего мира... Ну и возникает в нашем общем "коллективном бессознательном" этот образ, эта программа: кого-то искать, кто может помочь с помощью какой-то системы практики... Если же посмотреть на это глазами рынка, то можно сказать, что формируется спрос. И спрос, надо сказать, колоссальный, ибо проистекает из самой человеческой души, из глубинной потребности человеческого сердца - обрести самого себя. Того - который не от этого мира суеты, а от иного внесуетного мира... А где есть спрос - там, само собой, возникает и предложение. И не всегда предлагаемый продукт соответствует заявленной сути. А тем более, когда никаких реальных критериев оценки данного вида продукта в обществе НЕТ! И поскольку спрос действительно большой, а критериев действительно нет, то всегда возникает колоссальный соблазн выйти на рынок побыстрее, с продуктом сделанным наскоряк, не дорогим в плане себестимости... И вот появляются гуру... Большие и малые... Много гур... И если у нас в Советском Союзе, когда мы пытались реализовать такую практику, особых дифференциаций в плане йогической культуры не было, то сейчас каких только видов йоги на рынке нет... Раньше в Союзе, если человек практиковал йогу, он знакомился со всеми доступными гранями этого явления и все их как-то интуитивно или рационально интегрировал в свою личную практику. И это было единой йогой - единым процессом поиска своей сущности. Сейчас же это единое целостное пространство, единое тело, с единым же смыслом, разорвали на сотню мелких кусочков: хатха, раджа, крийя, аштанга, тантра... И суть процесса уже отодвинута так далеко, что и не видать её за множеством дифференциаций. Мало того, появились ну просто полные мутанты (с точки зрения, опять же, сути данного явления): фитнес-йога, спортивная йога, артистик-йога... Скоро, наверное, появиться какая-нибудь боевая йога... В Индии во все времена, конечно, тоже существовало очень много видов йоги, но при этом, там существует многотысячелетняя духовная культура йоги, и когда человек туда шел, он шел именно за Ишварой, за мокшей, за обретением своей сущности, а уж потом в зависимости от психотипа, человек выбирал вид йоги... У нас же этого единого основания в культуре общества ещё нет, оно ещё не сформировалось. И в такой ситуации это множество дифференциаций только запутывает, уводя от существенного... Но общество это всё вполне себе переваривает... Народ ходит на эти йогошоу, где гибкие ребята и девчата гнутся в три погибели и всем своим глубокососредоточенным видом намекают, что это вот у них та самая духовная практика... А многочисленные йогогуру мелькают тут и там на страницах разных изданий в красивых йогических позах (куда уж простому смертному...), на фоне индийских храмовых комплексов (мол, к истокам духовности прикоснулся...), ну и - святое дело - рядом с колоритного вида индусскими дяденьками, разукрашенными по всем тамошним канонам (типа с духовными наставниками)... Но среди этих разных видов йоги есть и такие, где кроме всего прочего, ещё и, блин, напрягаться надо: гнуться по всякому, на голову вставать, дышать как паровоз... Порой там физическая нагрузка не слабее культуризма... И кайфа, такого, чтобы сразу и мощно - нету... Соответственно, хорошего бизнеса - так чтобы побыстрее - не сделаешь. Совсем другое дело - тантра! Тут действительно - всё и сразу. И сейчас даже уже не нужно говорить, что тантра тесно связана с сексом, и всё в ней вокруг него вертится. Сейчас эти гуру в основном говорят, что, типа, совсем даже и нет, секс тут не причем, это духовная традиция, а то, что на Западе "тантра стала подаваться как сексуальная практика - это психоаналитический диагноз Запада" (цитирую одного из ведущих тантра-гуру по журналу ELLE за март-2005, стр.264). Ну как хорошо говороит! Как правильно! А другой гуру, так ну просто песню поёт (цитирую по тому же журналу, стр.266): "Краеугольный камень тантры: я сейчас, в данный момент - совершенное существо...А совершенное существо не может быть мелочным, обидчивым, слабым... И как совершенное существо ты и ответственность за происходящее берешь на себя, а не перекладываешь на окружающих" Ну что тут сказать? Здорово! Даже не понятно, почему тантра ещё не включена в общеобразовательную программу средней школы... Но я помню речи этих людей где-то так десятью-пятнадцатью годами ранее, когда весь этот процесс только раскручивался... Там сексуальные акценты были более определенны. А сейчас что? У этих людей тысячи последователей, которые прекрасно знают как всё это выглядит в реальности и именно так передают это своим знакомым, когда зазывают их на тантру. И теперь им, гурам, совсем даже не надо этот сексуальный аспект выделять... Тем более, что о духовности говорить по-любому престижнее и безопаснее. Остальное, как говориться, всё сделает свита... ...К нам на арт-форум в какой-то из дней заходил один тантрический гуру. Но в пространстве при этом ощущалось, что "комплекс гуру", который есть в подсознинии у многих молодых людей, включался и смыкался с представшим перед ними человеком. А тот самый "таинственно-сексуальный" образ тантры работал в этот момент сам по себе, безо всяких акцентов... Если бы не организаторы арт-форума, остановившие его речь, он говорил бы там ещё долго, хотя вышел вроде как только для того, чтобы пригласить на свой мастер-класс... Так кому же она, тантра, нужна, для кого она подходит и в чем её реальная польза - если таковая есть - и реальный практический смысл. Кстати отмечу, что я говорю о тантре совсем не с позиций какой-нибудь там "общественной морали", а с позиций смысла и сути понятия "йога" (я же как раз по образованию религиовед) - ведь именно к этой культуре относят себя тантристы... Социумные "моральные борцы" чаще всего осуждают тантру совершенно огульно и очень поверхностно, не зная этого пространства изнутри, а часто даже внутренне боясь его. Я же в свое время в этом пространстве был, в чем-то оно мне может быть помогло, и то, что я говорю - это не осуждение, не отрицание, а попытка как раз-таки конструктивного подхода, ибо со стороны самой тантры, со стороны её апологетов и идеологов, я такого подхода, такой трезвой самооценки, на данный момент не вижу. Начну опять с цитаты из того же журнала. Это одно из мнений человека, побывавшего на тантрическом семинаре (стр.267): "...Складывалось ощущение, что все эти люди какие-то несчастливые, ущербные: их никто не любит, вот они и ищут замену, придумывают чего-то..." Не скажу, что это мнение охватывает всё данное явление, но на мой взгляд, этот человек довольно точно описал наиболее конструктивную, наиболее рациональную его составляющую. Да, наша западная или российская тантра - это именно для тех, у кого проблемы с естественной сексуальностью. Общество у нас нездоровое. Негармоничное. А естественная сексуальность это явление, которое должно постепенно сформироваться, ВЫЗРЕТЬ. Помните, в биологии это, собственно, так и называется - "половое созревание". Но если в физиологическом смысле этому созреванию общество пока помешать не может (ещё не достигла генная инженерия таких высот :)), то психологический аспект этого созревания исковеркан и искорежен до предела возможного (за прошедшие со времен античности тысячелетия, тут поработали и церковь, и общественная мораль, и просто тотальное невежество). Сексуальность у большинства людей НЕВЫЗРЕВАЕТ. То есть человек, физически вполне половозрелый, психологически по сути совершенно не готов к сексуальным переживаниям. Его "психологические мощности" не могут вместить всего того колоссального спектра любовно-эротических состояний, переживаний, потоков и процессов, свойственных нормальному полноценному человеческому существу, и которые составляют мир человеческого секса. Невызревшая суксуальность очень примитивна, она не только не дает человеку той радости, того счастья, какие дает нормальная человеческая сексуальность, а напротив, является источником массы проблем: страсть-то животная в теле бурлит (мы ж, как ни крути, в животном теле живем :)), инстинкт-то требует, давит, а сердечной поддержки, сердечной компенсации с её колоссальными объемами гармонии, тепла, красоты и смысла - нет... И вот люди маются, гонимые этой очень императивной "животной составляющей", без радости, без гармонии, без смысла... Это практически стопроцентно относится к нам, "детям советской эпохи", и в очень большой степени к современной молодежи, поскольку они - дети детей советской эпохи... Так вот, в плане решения проблемы подавленной, невызревшей, проблемной сексуальности, российская тантра, на мой взгляд, действительно может быть полезна. Но только при одном важном условии: человек, решив свои проблемы (или убедившись, что это не то место, где он мог бы их решить), оттуда уходит, а не "зависает" там, становясь "продвинутым"... "Продвинутые тантристы" - это нечто такое...о чем я в рамках данного исследования даже и писать не возьмусь... У меня в Щелкино на фестивале массажа была пара совсем взрослых людей (им уже хорошо за сорок). После фестиваля они брали у меня индивидуальные уроки массажа, и мы обо многом говорили. Оказалось, что кроме всего прочего, они уже не первый год участвуют в тантрических тренингах. Надо сказать, что это очень трезвые, практичные люди (оба с высшим образованием, а у мужчины, так аж 5 высших образований). И они вполне искренне говорили: "Ну не было у нас ничего подобного в Союзе, и вся эта сфера жизни была задавлена господствующей идеологией. Всё было тускло, серо, всё было запрещено. Диапазон "нормального поведения" был крайне узок. А люди-то все живые, молодые, кровь-то кипит, хотелось же и поиграться. А чуть попробуешь поиграть - бац - сразу чувствуешь себя извращенцем... И зажимали в себе всё... Водкой заливали..." И когда они встретились с тантрой - это было для них неким прорывом, неким мощным оживляющим импульсом. Согласен, если смотреть со стороны это кажется диковато, и порой как-то даже безобразно, но жить с тем, что у "советского человека" внутри, и ничего с этим не делать - может быть, даже ещё большее извращение, ещё большая дикость, и ещё большее безобразие. И, зная колоссальную мощь вживленных в нас советской эпохой "моральных стереотипов", разрушающих в психике всё живое, я даже где-то рад за этих людей... Кстати: основные нынешние тантрические гуру - они тоже дети той советской эпохи. Они так же выросли в под её давящим прессингом. И соответственно, то, что они создают под лейблом "тантра-йога" неизбежно несет в себе отпечаток той ушедшей эпохи... Тоже самое можно сказать и о молодежи, выросшей в семьях "достойных детей советской эпохи"... Гораздо лучше, когда они занимаюся своей нездоровой сексуальностью через тантру, чем через алкоголь, наркотики и прочие стимуляторы... Кстати, интересная деталь, которую я тоже открыл для себя этим летом: когда родители начинают увлекаться тантрой или ей подобными процессами, их детям становится намного легче дышать. На одном из сексуально-ориентированных тренингов, проходивших на турбазе "Лаванда", где у меня некоторое время стояла палатка, я там наблюдал два поколения практикующихся - так сердце радовалось... Огромные пласты подсознательной зависти взрослого по отношению к цветущей юности, недовольства этим "молодым брожением" и прочих вещей, от которых страдает молодежь, в таких семьях просто исчезают. Может быть, конечно, это всё очень недолговременный эффект - у меня нет долгосрочной статистики... Короче говоря, наша тантра для тех, кому за 40... Но совсем другая, уже далеко не такая оптимистичная картина наблюдается, когда в этот тантрический оборот попадает юноша или девушка с нормальной, здоровой сексуальностью в надежде некоего "духовного опыта", того самого "расширения от секса к духовности"... Мой друг (я обращаюсь как к девушкам, так и к юношам), послушай меня чем-то чуть более глубоким в себе, чем просто интеллект: Если, глядя на девушку или юношу, который тебе нравится, ты чувствуешь какое-то невесомое наполнение в области груди, а не просто щемящее давление внизу живота, Если всё тело твое не напрягается, а радостно трепещет от простых соприкосновений во время прогулки или танца, Если сближение с человеком для тебя невозможно в "группе единомышленников", но только в ауре таинства, интимности и полной уединенности, Если гляда в глаза твоего друга или подруги, когда вы наедине, ты не отводишь в напряженном смущении своих глаз, а видишь в его или её глазах целый мир, таинственный и глубокий, Если ты можешь, отпустив в себе что-то, буквально провалиться, утонуть в этих глазах, Если во время близости ты теряешь ощущение границ твоего тела, ощущение его плотности и переживаешь невесомость, Если во время близости ты начинаешь чувствовать себя и того, с кем ты близок, словно бы единым телом Если твой оргазм открывает в тебе дверь во что-то неведомое и невыразимое Если твой оргазм проходит по всему телу, до кончиков пальцев рук и ног, а тело непроизвольно вибрирует, как в океане, Если после оргазма ты пребываешь вне времени, вне памяти, вне становления кем-то и чем-то, Если если после этого ты засыпаешь в каком-то изначальном колыбельном уюте, Если секс для тебя - счастье, Если секс для тебя обыкновенное чудо... То значит тебе, друг, на мой взгляд, точно не в тантру!!! Тебе точно не в российскую, не в западную, и даже не в современную индийскую тантру, ибо если ты думаешь, что в Индии нет шустрых дельцов от духовности, то, поверь, сильно заблуждаешься... Ещё какие... Разъезжают по всему миру и делают очень даже неплохой бизнес... И к нам приезжают. А с точки зрения их антуража, наши российские тантра-гуру просто отдыхают! Но это явления одного порядка... Если всё, что ты прочел выше, отозвалось в тебе узнаваемым теплом и радостью, значит ты обладаешь тем, что я называю "естественной сексуальностью" и современная тантра может это только испортить. Более того - это то, чем, как я вижу, она питается, что она кушает, смакуя... Ты же, через проломленные твои психо-энергетические границы, получишь вместо твоей естественной сексуальности совсем иное наполнение, которое в этой среде называется словом "продвинутость". Это такая вязкая, плотная, тяжелая по сравнению с естественной сексуальностью вибрация... Жить с ней тяжело и она всё время будет тянуть тебя в эту кучу... Если же, прочитав эти строки, ты увидел, что у тебя такого нет, но твое сердце всё-таки отозвалось на это - значит ищи это где-то в другом месте, но только не в тантре. На мой взгляд, она не только не поможет тебе обрести желаемую гармонию, но уплотнит, утяжелит и усложнит то положение, в котором ты сейчас находишься... Ладно, завершим это проникновенное общение, поскольку это всё-таки не web-формат, и возвратимся к нашей аналитике :))... Слом психоэнергетических границ в таких "йогах", на сколько мнеизвестно, тоже очень даже хорошо теоретически обосновывается. На один из моих массажных мастер-классов на арт-форуме пришла девушка. Она пришла уже после того, как мы начали заниматься, и потом рассказала мне, что пришла позже потому, что сначала она решили пойти как раз-таки на тантру, которая шла в этой параллели - в другом зале (для тех кто не был: на арт-форуме одновременно шли 4 параллели - разные тренинги. И люди выбирали какой-то один и занимались там). Так вот решила девушка пойти на тантру. И там всё началось с теоретического загруза о том, что вот, мол, сердечная чакра, вот, типа, нужно её открыть для всех и вся, и всех туда впустить... Ну и так далее о чакрах, энергиях, о нашей всеобщей непродвинутости и закрытости... Зачем нам всем нужно чего-то там открыть, с какой стати, кому это нужно, и вообще, что такое эти самые чакры есть - ничего внятного на этот счет не было... И почувствовала наша девушка, что как-то ей от этих речей неуютно... И ушла. Непродвинутая какая-то оказалась... Вот, на мой взгляд, пример здорового естественного чувства и хорошей интуиции... А так же твердого внутреннего стержня, не давшего человеку "прогнуться" под "духовный авторитет" под ту самую "продвинутость". Хорошая, конечно, идея - открыть сердце миру, красивая, актуальная, но именно такими благими идеями вымощена дорога... сами знаете куда... И таких идей в йоге, в тантре - масса. Чего стоит вышеупомянутая идея о том, что "я сейчас, в данный момент - совершенное существо..." Все эти идеи сами по себе действительно классные, все они пришли к нам из того самого подлинно духовного пространства, к которому так тянется человеческое сердце. Но идеи сами по себе ещё не всё! Мы же учили историю: крестовые походы и прочие религиозные войны, инквизиция, да наконец, современные религиозных фанатики - они все действуют на основании книг, в которых такие прекрасные идеи изложены! Они мучили, убивали и убивают на основании Библии, Корана и т.д. - а ведь это книги, в которых всё о любви, о гармонии, о прощении и понимании... С другой стороны - эти же книги, эти же идеи, дали миру Франциска Ассизского, Жанну Д'Арк, Сергия Радонежского... И глядя на всё это, мы вполне можем сделать вывод, что правильная идея - это ещё далеко не всё. В лучшем случае - это только начало, отправная точка для какого-то движения. Само же это движение может привести к очень разным результатам... Так, может, нужно начать с того, что перестать так легко покупаться на красивые идеи, а начать более вниматьельно смотреть на то, кто и как их реализует в данный конкретный момент?... Ну ладно, будем считать, что с тантрой мы разобрались. Моё узкое, личное, мнение вы услышали :)) Полный текст вы можете прочитать на сайте автора. А.Галкин _______________________ Очень интересный материал. В нем затрагивается много проблем и сторон нашей жизни. Что-то вызывает согласие, а с чем-то хочется поспорить. Я остановлюсь на последнем. Автор, на мой взгляд, справедливо пишет о том, что в нашем обществе сексуальность не вызревает, и почти тут же пишет о юношах и девушках с естественной сексуальностью, а откуда им взяться? Я за всю свою жизнь не встречал ни одного человека с вызревшей с детства естественной сексуальностью и сам ею не обладаю. Мой опыт показывает, что все поэтические критерии естественной сексуальности – «обыкновенного чуда», – проявляются в реальности в виде проблесков гармонии, постоянному присутствию которой часто мешает внутренний диалог (подымите руку, у кого он отсутствует). Поэтому считаю, что сексуальные проблемы в разной степени могут быть у кого угодно. И потому тантрические семинары, претендующие на то, что там эти проблемы разрешаются, могут заинтересовать любого человека. У автора остался нераскрытым вопрос о том, что собственно мешает реализовать заявленные «духовные» цели. Так что на этих семинарах собственно происходит, и откуда мне об этом известно… Однажды в Харькове я был на двухдневном семинаре телесно ориентированных техник осознания. На второй день там начались элементы игры с сексуальными энергиями – люди стояли в круге, и им предлагалось ласкать своего соседа по правую руку и сохранять осознанность. Через какое-то время я почувствовал, что теряю не только осознанность, но и просто хорошее настроение, и вышел из круга… Кроме того, я смотрел записанные на видео семинары Тетерникова, Лапина и других, чьих имен уже не помню. На этих семинарах (разумеется, это сильно упрощенное описание) иногда в общем кругу, иногда попарно, люди ласкают друг друга или как-то еще сексуально (без акта) взаимодействуют, при этом тренер предлагает сохранять осознанность, которая и должна по идее, интегрировать сексуальные переживания в нечто большее. Возможно ли это? А все, что я видел, это в лучшем случае массовый транс, а чаще всего разнузданность страстей. И то и другое – глубоко бессознательные состояния. Почему же так происходит? Я думаю, что когда на такой тренинг впервые попадает юноша или девушка, то они приносят с собой много разных защитных психологических барьеров, выработанных, чтобы не было очень больно, при столкновении с реальной жизнью. У такого человека есть жесткие границы – чего можно, а чего нельзя. Такая защита позволяет сохранять в разных ситуациях относительный комфорт. И она в той или иной степени осознается. И такой человек в народе зовется «закомплексованным». На тренинге тем или иным образом постулируется, что эти барьеры будут сняты и произойдет раскрепощение человека (оговорюсь: я не знаю, нужно ли их снимать). Мне представляется, что в таких условиях и для подавляющего большинства это невозможно. Так как каждый зажим, комплекс и каждая защита требует большого времени, чтобы их можно было хотя бы подробно разглядеть в себе, не говоря уже о том, чтобы гармонично преобразовать во что-то с качеством свободы… Когда все трутся обо всех, происходит насилие над психологическими границами человека, появляются сильные чувства вины, стыда, стеснительности и неудобства, в общем, он ощущает очень болезненный сильнейший дискомфорт… и чтобы восстановить привычное комфортное состояние, человек вынужден мгновенно что-то предпринять в своем внутреннем пространстве. Относительно тонкие и болезненные чувства вины, стыда, стеснительности и неудобства, остатки нежности просто нещадно давятся, а на их место приходят грубые, зато пока безболезненные качества: цинизм и равнодушие (пофигизм) и разнузданные страсти, являющиеся, по сути, еще более сильной защитой. Кроме того, плотный телесный контакт (с сексуальным оттенком) более чем с одним человеком, практикуемый на таких тренингах, резко снижает возможность осознания происходящего из-за недостатка времени, непривычных ощущений и очень сильных эмоций, а торжествующий стадный инстинкт сводит эту возможность почти к нулю. Таким образом, человек не только не раскрепощается, но еще больше зажимается. При этом он перестает свой зажим не только осознавать, но и замечать, цитируя автора: «становится продвинутым». Зато такое состояние сознания становится заметно для посторонних: Когда я был на семинаре Випассаны, где кроме постоянной практики еще положено 9 из 10 дней молчать и ни с кем не общаться. С удивлением обнаружил отдельную группу держащихся вместе людей разных возрастов. Они отличались тем, что сохранили (остальным это «не удалось») на десятый день «масляный» (полный желаний) взгляд. Это меня удивило. Позднее в разговоре с ними выяснилось, что все они – завсегдатаи лекций и семинаров Лапина. Могу из этого сделать вывод, что встреченные мною люди не только не трансформировали секс, а даже не освободились хотя бы от озабоченности им. По сути, они стали настолько озабоченными, что даже Випассана оказалась бессильной им хотя бы временно в этом помочь. При этом, на мой взгляд, Випассана один из лучших методов трансформации и таких проблем тоже. И все-таки, возможна ли осознанность и в сексе для «закомплексованного» человека практически? Думаю да. Но желательно наедине с тонко чувствующим партнером, который не станет «задевать» его комплексы. А что касается тренинга, то в моем представлении, такой семинар должен длиться месяца три, без перерыва, с глубокой и тонкой индивидуальной работой с каждым из пришедших… Не знаю, как насчет трансформации секса, но при соблюдении определенных условий добиться освобождения от маниакальной озабоченности им, думаю что возможно.
Б.Волчек.
|
переходы на страницы левые дороги афиша радуга библиотека лестница |