Варианты духовного поиска
Алексей Галкин
Казантипская аналитика
Получилось так, что я был ведущим и на фестивале массажа, и на фестивале тренингов, и на арт-форуме. При этом у меня был довольно тесный контакт с организаторами этих мероприятий: мы обсуждали их концепции, их подходы, их впечатления от прошедших акций, а так же их планы на следующий год. Само собой, прежде всего они меня спрашивали именно "сравнительную характеристику" того и другого (точнее: сравнительную характеристику моих впечатлений от того и другого :)). Другие участники данных мероприятий тоже иногда спрашивали "а что было там", "а стоит ли туда в следующем году"... И поскольку эти вопросы я получаю до сих пор, я, вот, решил тут поразмышлять обо всём этом вслух (пока ещё есть свободное время :))
Разумеется, всё здесь изложенное – это не какое-то глубокое экспертное заключение, не результат каких-то серьезных исследований, а исключительно мое личное, в чем-то даже узкое мнение. Чисто мои впечатления... Если же вдруг для вас окажется тут что-то созвучное, конечно, буду рад :))
Сначала скажу более для молодёжи, для тех, кому "в районе 20-ти" :))
На мой взгляд лучший вариант для совмещения приятного и полезного – это мероприятия, преимущественно психологической, а не йогическо-тантрической направленности.
Молодёжь на мероприятия психологической направленности собирается очень живая, динамичная именно в плане самопознания и самосовершенствования, причем это самопознание имеет преимущественно такой, я бы сказал, "контактный" характер – через многообразие общения, через многообразие контактов и видов партнерства: игрового, исследовательского, тусовочного, интимного... Плюс, всё-таки романтика юга: ночное море, ласковое, светящееся, искрящееся. А какие там звезды...
В общем, качество этой психологически-ориентированной молодежной тусовки на мой взгляд, явно выше, чем стандартный социумный клубно-элитарный вариант.
В такой тусовке при всей её юной динамике, легкости, энергичности, при всех её радостях и удовольствиях, процесс внутреннего роста, обретения зрелости, идет и быстрее и мягче, чем просто в обычном городском социуме...
Далеко не все школы, направления, ведущие, участвовавшие в работе арт-форума мне были интересны и близки по духу, но все ведущие явно были зрелым специалистами, представлявшими реально существующие тенденции и психотипы нашего общества. Короче, арт-форум – это было и познавательно, и практично, и очень интересно.
Но ещё более сильное впечатление оставил во мне шаманский лагерь, проходивший сразу после арт-форума. Поначалу я пошел туда только потому, что мне нравится как работает его ведущий, в какой бы роли я его не наблюдал, и потому я ему весьма доверяю. Проводил этот тренинг талантливый и грамотный психолог Игорь Любитов, который давно практикует шаманизм и подходит к нему трезво, корректно и я бы сказал – очень как-то экологично. Кстати сказать, Игорь – один из основных организаторов того же арт-форума, который я так молодёжи рекомендую.
Что я думал про данный шаманский тренинг? Думал, что это будет что-то такое культурно-познавательное о шаманизме, как это было уже не раз на других тренингах например, трансперсонального пространства, в коем я провел какое-то время своей жизни. Но на самом деле это оказалось не о шаманизме, а сам шаманизм! Живая традиция, полученная её основателем американским антропологом Майклом Харнером от реальных индейских шаманов, и переданная им своим последователям. И данный шаманский лагерь – это прямое приобщение к шаманскому миру (можно было бы даже сказать "посвящение", но уж слишком помпезно звучит...)
В результате чего вы, кроме прекрасно проведенного времени, ещё и получаете в своей жизни совершенно новый психологический, энергетический внутренний ресурс, на который можете опираться в динамике городской жизни.
Я, как религиовед по первому образованию, конечно же, имел о шаманстве вполне определенное представление как о "примитивном культе", как о "духовном детстве человечества" и т.п. А оказалось что-то совсем молодое, живое, свежее, реальное, и хорошо вписывающееся в нашу действительность. Надеюсь, в следующем году этот лагерь снова будет работать.
Далее, вполне интересным был фестиваль массажа (организаторы, вроде как, в следующем году собираются его продолжать, может даже в более масштабном виде). Думаю, этот фестиваль реально улучшает физическое здоровье участников, дает не только существенную проработку тела после всех стрессовых нагрузок прошедшего года, но ещё дает и хороший массажный навык. И теперь, подходя к человеку, которому нужно помочь, этот навык сам включится в памяти тела и человек, побывавший на таком фестивале, действительно сможет помочь ближнему снять тяжесть, боль, напряжение в теле...
Единственно что мне не было близко на этом фестивале, как я уже говорил, были так называемые "продвинутые" массажи с элементами массажа гениталий. Я не буду говорить, как назывались эти виды массажа – если человек на этот фестиваль попадет, то там он это легко узнает, поскольку никто там ничего не скрывает. И, соответственно, человек может решить – идти ему на массаж в этот день или провести его на пляже, загорая и купаясь – что тоже для здоровья весьма полезно :)
Уточню, что я совсем не против этого вида массажа, но уж если делать ЭТО, то тогда уж, скажем, с супругом, или близким человеком, а так вот, с незнакомым или малознакомым... Мне это не близко... Такой вот я "непродвинутый" парень...
Ну и продолжая эту тему – о том, что мне не близко, скажу о том, чем народ чаще всего интересуется – о тантре...
Во первых строках ещё раз обозначу, что это исключительно моё узкое, частное мнение, не претендующее на полноту и глубину охвата данного явления, не являющееся результатом глубокого научного анализа, не могущее отражать все аспекты... Ну и так далее, и всё такое... А то ведь, чую, кто-то может и обидеться...
Итак, чем тантра так тянет молодежь? Почему она летит на тантру как мотылёк на пламя (и, кстати, зачастую имеет потом соответствующий результат)?
Да потому, что тантра цепляет за самое уязвимое у молодежи место – за секс. И ведь как красиво постулируется – через секс к духовности!
Молодежь, чье сердце ещё не совсем закрыто дружным старанием нашего постиндустриального общества, чаще взрослых чувствует, что где-то за гранью этого тесного, душного пространства, существует другое пространство – чистое, многомерное, полифоничное, исполненное удивительной глубиной смыслов, красотой образов и гармонией отношений... Такое живое...Такое чарующее...
О нем мы читали в эзотерической литературе, в лучшей фэнтези, многие помнят соприкосновение с ним в детских снах, у кого-то эти соприкосновения во снах продолжаются и в юности – пока внутреннее пространство ещё не захламлено суетой внешнего мира...
И мы знаем из тех же самых книжек, а кто-то и напрямую от интуиции, что грань, за которой ОНО – не где-то там за тридевять земель, а совсем рядом. Прямо, говорят, здесь и сейчас... Прямо, говорят, чуть ли не у нас в сердце – куда уж ближе...
Только надо что-то сделать, надо как-то правильно поступить, к кому-то пойти, чему-то научиться, и ОНО откроется, станет доступным и войдет в серую повседневность, и озарит его неведомым светом, и наполнит его неведомым ароматом... И всё станет живым, и исчезнет это тотальное отчуждение мира, исчезнет это давящее ощущение бессмысленности происходящего вокруг, и тотальная ложь, в которой живет и кайфует большинство, перестанет душить так жестоко... И эти серые усталые лица в метро или перекошенно-напряженные на работе перестанут так ранить чувства... И оживут вдруг слова, в конец замусоленные: любовь, доверие, единство, красота, правда...
Только надо что-то сделать... Что же?
Молодёжь читает книжки, а там дядя Карлос встретил дона Хуана, дядя Ричард – Шимоду, герой Коэльо встретил какого-то алхимика, Йогананда – Шри Юктешвара, Сатпрем – Шри Ауробиндо и т.д. Каждый, кто находит тропинку ТУДА кого-то встречает, кто его чему-то учит... И тут же возникает понятие "духовная практика", приводящая ученика к Просветлению, к проникновению за завесу внешнего мира...
Ну и возникает в нашем общем "коллективном бессознательном" этот образ, эта программа: кого-то искать, кто может помочь с помощью какой-то системы практики...
Если же посмотреть на это глазами рынка, то можно сказать, что формируется спрос. И спрос, надо сказать, колоссальный, ибо проистекает из самой человеческой души, из глубинной потребности человеческого сердца – обрести самого себя. Того – который не от этого мира суеты, а от иного внесуетного мира...
А где есть спрос – там, само собой, возникает и предложение. И не всегда предлагаемый продукт соответствует заявленной сути. А тем более, когда никаких реальных критериев оценки данного вида продукта в обществе НЕТ! И поскольку спрос действительно большой, а критериев действительно нет, то всегда возникает колоссальный соблазн выйти на рынок побыстрее, с продуктом сделанным наскоряк, не дорогим в плане себестоимости... И вот появляются гуру... Большие и малые... Много гур... И если у нас в Советском Союзе, когда мы пытались реализовать такую практику, особых дифференциаций в плане йогической культуры не было, то сейчас каких только видов йоги на рынке нет...
Раньше в Союзе, если человек практиковал йогу, он знакомился со всеми доступными гранями этого явления и все их как-то интуитивно или рационально интегрировал в свою личную практику. И это было единой йогой – единым процессом поиска своей сущности.
Сейчас же это единое целостное пространство, единое тело, с единым же смыслом, разорвали на сотню мелких кусочков: хатха, раджа, крийя, аштанга, тантра... И суть процесса уже отодвинута так далеко, что и не видать её за множеством дифференциаций. Мало того, появились ну просто полные мутанты (с точки зрения, опять же, сути данного явления): фитнес-йога, спортивная йога, артистик-йога... Скоро, наверное, появиться какая-нибудь боевая йога...
В Индии во все времена, конечно, тоже существовало очень много видов йоги, но при этом, там существует многотысячелетняя духовная культура йоги, и когда человек туда шел, он шел именно за Ишварой, за мокшей, за обретением своей сущности, а уж потом в зависимости от психотипа, человек выбирал вид йоги...
У нас же этого единого основания в культуре общества ещё нет, оно ещё не сформировалось. И в такой ситуации это множество дифференциаций только запутывает, уводя от существенного... Но общество это всё вполне себе переваривает... Народ ходит на эти йогошоу, где гибкие ребята и девчата гнутся в три погибели и всем своим глубокососредоточенным видом намекают, что это вот у них та самая духовная практика...
А многочисленные йогогуру мелькают тут и там на страницах разных изданий в красивых йогических позах (куда уж простому смертному...), на фоне индийских храмовых комплексов (мол, к истокам духовности прикоснулся...), ну и – святое дело – рядом с колоритного вида индусскими дяденьками, разукрашенными по всем тамошним канонам (типа с духовными наставниками)...
Но среди этих разных видов йоги есть и такие, где кроме всего прочего, ещё и, блин, напрягаться надо: гнуться по всякому, на голову вставать, дышать как паровоз... Порой там физическая нагрузка не слабее культуризма...
И кайфа, такого, чтобы сразу и мощно – нету... Соответственно, хорошего бизнеса – так чтобы побыстрее – не сделаешь.
Совсем другое дело – тантра! Тут действительно – всё и сразу.
Секс в нашем больном обществе – надежнейшее основание хорошего бизнеса.
И сейчас даже уже не нужно говорить, что тантра тесно связана с сексом, и всё в ней вокруг него вертится. Сейчас эти гуру в основном говорят, что, типа, совсем даже и нет, секс тут не причем, это духовная традиция, а то, что на Западе "тантра стала подаваться как сексуальная практика – это психоаналитический диагноз Запада" (цитирую одного из ведущих тантра-гуру по журналу ELLE за март-2005, стр.264). Ну как хорошо говорит! Как правильно! А другой гуру, так ну просто песню поёт (цитирую по тому же журналу, стр.266): "Краеугольный камень тантры: я сейчас, в данный момент – совершенное существо...А совершенное существо не может быть мелочным, обидчивым, слабым... И как совершенное существо ты и ответственность за происходящее берешь на себя, а не перекладываешь на окружающих"
Ну что тут сказать? Здорово! Даже не понятно, почему тантра ещё не включена в общеобразовательную программу средней школы...
Но я помню речи этих людей где-то так десятью-пятнадцатью годами ранее, когда весь этот процесс только раскручивался... Там сексуальные акценты были более определенны. А сейчас что? У этих людей тысячи последователей, которые прекрасно знают как всё это выглядит в реальности и именно так передают это своим знакомым, когда зазывают их на тантру. И теперь им, гурам, совсем даже не надо этот сексуальный аспект выделять... Тем более, что о духовности говорить по-любому престижнее и безопаснее. Остальное, как говориться, всё сделает свита...
...К нам на арт-форум в какой-то из дней заходил один тантрический гуру. Ну о-очень продвинутый. Одет – как положено – в скромную экзотическую одежду, на шее – какое-то неброское, но тоже экзотическое, ожерелье. Весь такой медлительный, неспешный, загадочный. Голос очень внушительный, властный – как у военного полковника...
Ну так хорошо говорил. Красиво, складно... И никакого сексуального акцента.
Но в пространстве при этом ощущалось, что "комплекс гуру", который есть в подсознании у многих молодых людей, включался и смыкался с представшим перед ними человеком. А тот самый "таинственно-сексуальный" образ тантры работал в этот момент сам по себе, безо всяких акцентов...
Если бы не организаторы арт-форума, остановившие его речь, он говорил бы там ещё долго, хотя вышел вроде как только для того, чтобы пригласить на свой мастер-класс...
Так кому же она, тантра, нужна, для кого она подходит и в чем её реальная польза – если таковая есть – и реальный практический смысл. Кстати отмечу, что я говорю о тантре совсем не с позиций какой-нибудь там "общественной морали", а с позиций смысла и сути понятия "йога" (я же как раз по образованию религиовед) – ведь именно к этой культуре относят себя тантристы...
Социумные "моральные борцы" чаще всего осуждают тантру совершенно огульно и очень поверхностно, не зная этого пространства изнутри, а часто даже внутренне боясь его. Я же в свое время в этом пространстве был, в чем-то оно мне может быть помогло, и то, что я говорю – это не осуждение, не отрицание, а попытка как раз-таки конструктивного подхода, ибо со стороны самой тантры, со стороны её апологетов и идеологов, я такого подхода, такой трезвой самооценки, на данный момент не вижу.
Начну опять с цитаты из того же журнала. Это одно из мнений человека, побывавшего на тантрическом семинаре (стр.267): "...Складывалось ощущение, что все эти люди какие-то несчастливые, ущербные: их никто не любит, вот они и ищут замену, придумывают чего-то..."
Не скажу, что это мнение охватывает всё данное явление, но на мой взгляд, этот человек довольно точно описал наиболее конструктивную, наиболее рациональную его составляющую.
Да, наша западная или российская тантра – это именно для тех, у кого проблемы с естественной сексуальностью.
Поясню эту мысль.
Общество у нас нездоровое. Негармоничное. А естественная сексуальность это явление, которое должно постепенно сформироваться, ВЫЗРЕТЬ. Помните, в биологии это, собственно, так и называется – "половое созревание". Но если в физиологическом смысле этому созреванию общество пока помешать не может (ещё не достигла генная инженерия таких высот :)), то психологический аспект этого созревания исковеркан и искорежен до предела возможного (за прошедшие со времен античности тысячелетия, тут поработали и церковь, и общественная мораль, и просто тотальное невежество).
Сексуальность у большинства людей НЕВЫЗРЕВАЕТ.
То есть человек, физически вполне половозрелый, психологически по сути совершенно не готов к сексуальным переживаниям. Его "психологические мощности" не могут вместить всего того колоссального спектра любовно-эротических состояний, переживаний, потоков и процессов, свойственных нормальному полноценному человеческому существу, и которые составляют мир человеческого секса.
Невызревшая сексуальность очень примитивна, она не только не дает человеку той радости, того счастья, какие дает нормальная человеческая сексуальность, а напротив, является источником массы проблем: страсть-то животная в теле бурлит (мы ж, как ни крути, в животном теле живем :)), инстинкт-то требует, давит, а сердечной поддержки с её колоссальными объемами гармонии, тепла, красоты и смысла – нет... И вот люди маются, гонимые этой очень императивной "животной составляющей", без радости, без гармонии, без смысла...
Это практически стопроцентно относится к нам, "детям советской эпохи", и в очень большой степени к современной молодежи, поскольку они, соответственно, – дети детей советской эпохи...
Так вот, в плане решения проблемы подавленной, невызревшей, проблемной сексуальности, российская тантра, на мой взгляд, ещё как-то может быть полезна. Да и то, только при одном важном условии: человек, решив свои проблемы (или убедившись, что это не то место, где он мог бы их решить), оттуда уходит, а не "зависает" там, становясь "продвинутым"...
"Продвинутые тантристы" – это нечто такое...о чем я в рамках данного исследования даже и писать не возьмусь...
У меня в Щелкино на фестивале массажа была пара совсем взрослых людей (им уже хорошо за сорок). После фестиваля они брали у меня индивидуальные уроки массажа, и мы обо многом говорили.
Оказалось, что кроме всего прочего, они уже не первый год участвуют в тантрических тренингах. Надо сказать, что это очень трезвые, практичные люди (оба с высшим образованием, а у мужчины, так аж 5 высших образований).
И они вполне искренне говорили: "Ну не было у нас ничего подобного в Союзе, и вся эта сфера жизни была задавлена господствующей идеологией. Всё было тускло, серо, всё было запрещено. Диапазон "нормального поведения" был крайне узок. А люди-то все живые, молодые, кровь-то кипит, хотелось же и поиграться. А чуть попробуешь поиграть – бац – сразу чувствуешь себя извращенцем... И зажимали в себе всё... Водкой заливали..."
И когда они встретились с тантрой – это было для них неким прорывом, неким мощным оживляющим импульсом.
Согласен, если смотреть со стороны это кажется диковато, и порой как-то даже безобразно, но жить с тем, что у "советского человека" внутри, и ничего с этим не делать – может быть, даже ещё большее извращение, ещё большая дикость, и ещё большее безобразие.
И, зная колоссальную мощь вживленных в нас советской эпохой "моральных стереотипов", разрушающих в психике всё живое, я даже где-то рад за этих людей...
Кстати: основные нынешние тантрические гуру – они тоже дети той советской эпохи. Они так же выросли в под её давящим прессингом. И соответственно, то, что они создают под лейблом "тантра-йога" неизбежно несет в себе отпечаток той ушедшей эпохи...
Тоже самое можно сказать и о молодежи, выросшей в семьях "достойных детей советской эпохи"... Гораздо лучше, когда они занимаются своей нездоровой сексуальностью через тантру, чем через алкоголь, наркотики и прочие стимуляторы...
Кстати, интересная деталь, которую я тоже открыл для себя этим летом: когда родители начинают увлекаться тантрой или ей подобными процессами, их детям становится намного легче дышать. На одном из сексуально-ориентированных тренингов, проходивших на турбазе "Лаванда", где у меня некоторое время стояла палатка, я там наблюдал два поколения практикующихся – так сердце радовалось... Огромные пласты подсознательной зависти взрослого по отношению к цветущей юности, недовольства этим "молодым брожением" и прочих вещей, от которых страдает молодежь, в таких семьях просто исчезают. Может быть, конечно, это всё очень недолговременный эффект – у меня нет долгосрочной статистики...
Короче говоря, наша тантра для тех, кому за 40...
Но совсем другая, уже далеко не такая оптимистичная картина наблюдается, когда в этот тантрический оборот попадает юноша или девушка с более-менее нормальной, более-менее здоровой сексуальностью. Попадает туда в надежде некоего "духовного опыта", того самого "расширения от секса к духовности"...
Мой друг (я обращаюсь как к девушкам, так и к юношам), послушай меня чем-то чуть более глубоким в себе, чем просто интеллект:
Если, глядя на девушку или юношу, который тебе нравится, ты чувствуешь какое-то невесомое наполнение в области груди, а не просто щемящее давление внизу живота,
Если всё тело твое не напрягается, а радостно трепещет от простых соприкосновений во время прогулки или танца,
Если сближение с человеком для тебя невозможно в "группе единомышленников", но только в ауре таинства, интимности и полной уединенности,
Если, глядя в глаза твоего друга или подруги, когда вы наедине, ты не отводишь в напряженном смущении своих глаз, а видишь в его или её глазах целый мир, таинственный и глубокий,
Если ты можешь, отпустив в себе что-то, буквально провалиться, утонуть в этих глазах,
Если во время близости ты теряешь ощущение границ твоего тела, ощущение его плотности и переживаешь невесомость,
Если во время близости ты начинаешь чувствовать себя и того, с кем ты близок, словно бы единым телом
Если твой оргазм открывает в тебе дверь во что-то неведомое и невыразимое
Если твой оргазм проходит по всему телу, до кончиков пальцев рук и ног, а тело непроизвольно вибрирует, как в океане,
Если после оргазма ты пребываешь вне времени, вне памяти, вне становления кем-то и чем-то,
Если после этого ты засыпаешь в каком-то изначальном колыбельном уюте,
Если секс для тебя - счастье,
Если секс для тебя обыкновенное чудо...
То значит тебе, друг, на мой взгляд, точно не в тантру!!!
Тебе точно не в российскую, не в западную, и даже не в современную индийскую тантру, ибо если ты думаешь, что в Индии нет шустрых дельцов от духовности, то, поверь, сильно заблуждаешься... Ещё какие... Разъезжают по всему миру и делают очень даже неплохой бизнес... И к нам приезжают. А с точки зрения их антуража, наши российские тантра-гуру просто отдыхают! Но это явления одного порядка...
Если всё, что ты прочел выше, отозвалось в тебе узнаваемым теплом и радостью, значит, ты обладаешь тем, что я называю "естественной сексуальностью" и современная тантра может это только испортить. Более того - это то, чем, как я вижу, она питается, что она кушает, смакуя...
Ты же, через проломленные твои психо-энергетические границы, получишь вместо твоей естественной сексуальности совсем иное наполнение, которое в этой среде называется словом "продвинутость".
Это такая вязкая, плотная, тяжелая по сравнению с естественной сексуальностью вибрация... Жить с ней тяжело и она всё время будет тянуть тебя в эту кучу...
Если же, прочитав эти строки, ты увидел, что у тебя такого нет, но твое сердце всё-таки отозвалось на это – значит ищи это где-то в другом месте, но только не в тантре. На мой взгляд, она не только не поможет тебе обрести желаемую гармонию, но уплотнит, утяжелит и усложнит то положение, в котором ты сейчас находишься...
Возвратимся к нашей аналитике :)) Слом психоэнергетических границ в таких "йогах", на сколько мне известно, тоже очень даже хорошо теоретически обосновывается.
На один из моих массажных мастер-классов на арт-форуме пришла девушка. Она пришла уже после того, как мы начали заниматься, и потом рассказала мне, что пришла позже потому, что сначала она решили пойти как раз-таки на тантру, которая шла в этой параллели – в другом зале (для тех кто не был: на арт-форуме одновременно шли 4 параллели – разные тренинги. И люди выбирали какой-то один и занимались там) Так вот решила девушка пойти на тантру. И там всё началось с теоретического загруза о том, что вот, мол, сердечная чакра, вот, типа, нужно её открыть для всех и вся, и всех туда впустить... Ну и так далее о чакрах, энергиях, о нашей всеобщей непродвинутости и закрытости... Зачем нам всем нужно чего-то там открыть, с какой стати, кому это нужно, и вообще, что такое эти самые чакры есть – ничего внятного на этот счет не было... И почувствовала наша девушка, что как-то ей от этих речей неуютно... И ушла. Непродвинутая какая-то оказалась...
Вот, на мой взгляд, пример здорового естественного чувства и хорошей интуиции... А так же твердого внутреннего стержня, не давшего человеку "прогнуться" под "духовный авторитет" под ту самую "продвинутость".
Хорошая, конечно, идея – открыть сердце миру, красивая, актуальная, но именно такими благими идеями вымощена дорога... сами знаете куда... И таких идей в йоге, в тантре – масса. Чего стоит вышеупомянутая идея о том, что "я сейчас, в данный момент – совершенное существо..."
Все эти идеи сами по себе действительно хорошие, все они пришли к нам из того самого подлинно духовного пространства, к которому так тянется человеческое сердце.
Но идеи сами по себе ещё не всё!
Мы же учили историю: крестовые походы и прочие религиозные войны, инквизиция, современные религиозных фанатики – они все действуют на основании книг, в которых такие прекрасные идеи изложены! Они мучили, убивали и убивают на основании Библии, Корана и т.д. – а ведь это книги, в которых всё о любви, о гармонии, о прощении и понимании...
С другой стороны – эти же книги, эти же идеи, дали миру Франциска Ассизского, Жанну Д'Арк, Сергия Радонежского...
И глядя на всё это, мы вполне можем сделать вывод, что правильная идея – это ещё далеко не всё. В лучшем случае – это только начало, отправная точка для какого-то движения. Само же это движение может привести к очень разным результатам...
Так, может, нужно начать с того, что перестать так легко покупаться на красивые идеи, а начать более внимательно смотреть на то, кто и как их реализует в данный конкретный момент?... Ну ладно, будем считать, что с тантрой мы разобрались. Моё узкое, личное мнение вы услышали :))
Что же теперь со всем этим делать?
Куда идти молодому сердцу, жаждущему познания себя и мира?
Не дома же сидеть, читая сказки о прекрасных принцах и спящих красавицах!
Пожалуй, тут получится так: о том, что делать в широком смысле, я напишу позже на другой страничке, которую, Бог даст, как-нибудь сделаю, а здесь мы всё-таки вернемся к тому, что было в Щелкино.
Продолжая говорить о том, что я бы рекомендовал, скажу, что в программе фестиваля тренингов были направления очень разные – от таких, которые я никому бы не порекомендовал, до таких, которые обеими руками рекомендовал бы всем.
О некоторых направлениях я ничего сказать не могу, поскольку там не был и мало о них слышал (правда, были среди них такие, после которых я людей восстанавливал своими массажными методами, но это, может, не столько из-за самих тех тренингов, а просто человек не вписался – такое тоже бывает). Но была там пара направлений, которые мне ну так не близки, что иначе, как профаническими я назвать не могу. Либо их основателям надо бы как-то поменьше разглагольствовать о духовности, божественности и т.д., либо, на мой взгляд, это чистая профанация.
Когда человек на презентации обещает, что вы на его семинаре через несколько занятий будете танцевать божественный танец (имеется в виду единение с божественным, и вытекающий из этого единения танец), я ему, честно говоря, не верю... Ну почему не назвать этот танец как-то попроще: танец экстаза, танец эйфории, наслаждения, танец высокого чувства, наконец?...
Техники, которые эти тренеры преподают, мне кажется, можно давать и без таких претензий на духовность. Техники-то сами по себе, может быть, вполне рабочие... (опять же, напоминаю – это моё чисто личное мнение, ни на что не претендующее)...
Имен не называю, поскольку тренинги уже прошли, а будут ли они в следующем году ещё не известно...
Но зато был там один тренинг настолько классный, который, я считаю, ну просто перл! Это контактная импровизация Анджелы Доний.
К сожалению, я попал лишь на одно занятие, но был просто восхищен её работой, её ведением, тем пространством, что она создает...
Казантипская аналитика–2
Во первых строках, опять же, отмечу, что всё излагаемое исключительно моё личное мнение... Нас, стрельцов, конечно, хлебом не корми, дай кого-то поучить, умные идеи в массы попродвигать, "погурствовать" на досуге, но, надеюсь, вы сделаете на это скидку (ведь с другой стороны, мы, стрельцы, такие задорные ребята :))
Итак, для тех, кому уже за 30...
Естественно, это далеко не однородная среда, и сначала я скажу для тех, у кого в жизни ну всё в полном порядке: и карьера, и семья, и дети. Для тех, у кого всё удачно складывается, и кто вполне всем доволен.
Для таких людей я мог бы порекомендовать совершенно все мероприятия фестивального типа: там, где есть свободный выбор на какой тренинг, к какому ведущему пойти. А уж внутри этих мероприятий вы по презентациям определите, куда вам интереснее. Все тренинги там обязательно имеют презентацию, когда ведущий выходит и рассказывает, что это будет за тренинг, каковы его цели, задачи, методы.
Даже те тренинги, которые мне по духу совсем не близки, по-своему тоже интересны: хотя бы с точки зрения, что "и такое есть". Любой тренинг открывает какой-то новый взгляд на мир. Мне кажется, даже такой тренинг пройти – и то лучше, чем просто проваляться на пляже в какой-нибудь Турции или Испании...
Далее для тех, у кого всё совсем наоборот: всё как-то не сложилось и не складывается. Ни внутри, ни снаружи... Не жизнь, а мытарство...
Говорить тут я особо ничего не буду, поскольку ну настолько у всех всё по-разному, а просто приведу пример из того, что было в Щелкино. Пример, пожалуй, не самый эстетичный, несколько даже угловато-грубоватый, но зато весьма показательный...
Как-то на арт-форуме, вечером, на общем сборе, когда можно было говорить о впечатлениях прошедшего дня, в круг вышла дама лет эдак в районе 30, и сказала что она есть вот та самая, о ком говорят "недотраханная женщина", и что сегодня на тренинге она пережила какое-то глубинное отпущение этого тяжкого груза, с которым столько лет жила (это, естественно, не цитата, а общее содержание её короткой эмоциональной речи)... Она говорила несколько, может, надрывно, но хорошо чувствовалось, что человек действительно настрадался, действительно что-то в себе всерьез преодолел, придя на этот тренинг, и действительно что-то глубокое, катарсическое пережил...
Скажу банальность, всем известную: наши внешние обстоятельства – следствие нашего внутреннего строя, и, соответственно, ничего внешне в лучшую сторону всерьез не изменится, пока мы в себе не сделаем какое-то движение, что-то не изменим... Так вот, на мой взгляд, на многих психологических тренингах арт-форума возникала такая среда, в которой у человека появлялся шанс сделать такое движение...
И мне кажется, что если в жизни всё вот так клинит и клинит, то уж лучше разок взорваться, и поехать на такого рода мероприятие, чем снова героически копать на даче свои грядки, крутить банки с огурцами и копать картошку – там вероятность получить такой шанс изменения на порядок ниже...
А теперь для тех, у кого в жизни в общем и целом всё вполне нормально, но кто при этом чувствует, что нечто глубинное, нечто существенное в его жизни толи потерялось, толи затуманилось, толи поблекло...
Как ни называй, но что-то внутри стало не так...
И если подавляющее большинство окружающих легко списывают это на возраст, мол, так оно и должно быть, то сердце, разум, интуиция этих людей говорит им вполне определенно: возраст здесь не при чем! Есть в человеке то, что не должно стареть, тяжелеть, обездвиживаться... Пусть фигура уже не та и формы не те, пусть уже какой-никакой, а букет хронических заболеваний имеется, это всё не может повлиять на главное – на легкость, гибкость, пластику человеческого чувства, на ясность ума, на широту сознания...
Не только интуиция, но и широкий, трезвый взгляд на жизнь нам говорит – сознание не стареет! Сердце – не стареет! А "эффект отяжеления" – не имеет фатального характера, он лишь следствие – как это ни банально звучит – образа жизни человека.
Если ты загромождаешь свой дом вещами – свободного пространства в нем не остается, и дышать в нем уже нечем. Если ты загромождаешь свое внутреннее пространство умственно-эмоциональными конструкциями: проблемами, заботами, долгами, обязанностями, степенями, должностями, связями самых разных уровней и характеров, детьми, внуками и т.д. – то в твоем "внутреннем доме", в твоем внутреннем пространстве тоже становиться не чем дышать...
Кто-то с этой постепенно возникающей духотой, тяжестью и неподвижностью свыкается – особенно если внешний, материальный план выстраивается удачно. Кто-то начинает компенсировать эту тяжесть разного рода стимуляторами – алкоголь, сексуальные похождения, азартные игры. Кто-то компенсирует её через власть – самый, говорят, сильный стимулятор...
Но всё это по сути именно способы не замечать процесс умирания чего-то очень существенного в себе... Может быть, того, что называют душой...
Всё это способы заглушить её стон, заглушить её боль...
А кто-то вдруг однажды внутренне встрепенется и, увидев этот процесс, вдруг решает такое положение исправить...
Чаще всего мы, взрослые, так вот вздрагиваем, встряхиваемся от вновь пришедшей любви...
Она вдруг приходит нежданно-негаданно: такая же свежая, живая, как раньше... Такая же мощная, динамичная, яркая, а то и ещё ярче...
И мы вдруг чувствуем, на сколько мы стали тяжелее... Черствее... Неподвижнее и неподъёмнее... А ещё мы вдруг понимаем, что уже столько лет живем без любви, не смотря на то, что чуть ни каждый день говорим жене или мужу "дорогой, любимый"...
А тут вдруг оказывается, что и нет там никакой любви, раз она вот пришла во всей красе: себя-то не обманешь...
И так явственно мы начинаем ощущать все эти накопленные конструкции, загромождающие всё пространство жизни, не дающие радоваться, включаться в потоки чувств и переживаний, забываться в единении с любимым или любимой (поскольку у него-то внутри тоже всё это включается и мучает)...
В общем, любовь – а ведь это, как мы помним из той же Библии, и есть наш Господь Бог – становится большой проблемой...
Или мы встряхиваемся, когда соприкасаемся с новым смысловым пространством: психология, религия, эзотерика...
Попадаем на какой-то семинар, почти случайно... Или так же, почти случайно, попадается книга... Или случайный разговор в поезде, в самолете, в деловой командировке... Или появляется новый знакомый, увлекающийся чем-то таким...
В нас входит какой-то новый смысл – а с ним и энергия, оживление, новая живая струя – и мы видим, как и внутри нас, и в нашем ближайшем окружении всё как-то слежалось, заржавело, заплыло жиром...
А нередко бывает, что и просто так, само собой, в результате естественного хода вещей, нам ну так опостыливает наш сложившийся стереотип жизни, даже при его внешней, может быть, устроенности и обеспеченности, что мы чувствуем – ДОСТАЛО... И взрываемся ни с чего, безо всякого внешнего стимула, в никуда...
Просто хочется свободы от этого стереотипа, просто хочется чего-то иного...
Так или иначе, мы имеем "кризис среднего возраста"...
И, кстати, слава Богу, что мы его имеем... Значит – ещё живые... Ещё есть порох... :))
И вот тогда у нас часто появляется какое-то смутное понимание необходимости чего-то такого, что помогало бы нам "внутренне не ржаветь"...
Другими словами, мы интуитивно начинаем понимать необходимость некой внутренней, психологической, энергетической гигиены – кто как это называет, но суть примерно одна. Это можно назвать "гигиена души", хоть это и несколько пафосно звучит...
И вот тогда нас нередко начинает тянуть в эзотерику, в йогу, тем более, что, повторюсь, предложения на рынке достаточно...
Но давайте посмотрим, зачем мы туда идем?
Я уже достаточно давно в эзотерике, что-то где-то с 87-го года, а с йогой знаком так вообще с детства. Был я и "рядовым искателем", хватающим всё подряд со всех сторон, был и "последователем" какого-то одного направления или человека, был и "гуру", ведущим последователей куда-то... А потом был разочаровавшимся как в том, чтобы быть гуру, так и в том, чтобы следовать за гуру. Всякое было.
И вот какая у меня возникла картина этой социо-культурной прослойки нашего общества (опять же: это чисто моё личное представление, без претензий на что-то). Эта прослойка состоит из трёх основных групп, из трех потоков.
Во-первых это люди, которые идут туда за элементарным самоутверждением. Ну хочется почувствовать себя ещё более весомым, ещё более глубоким, ещё более понимающим. Хочется почувствовать себя приобщенным к вечному, к тайному, к духовному, божественному – тем более, что никакого труда для этого не требуется... Просто тусуешься себе...
Эти люди, как правило, быстро накапливают ту самую "продвинутость", являющуюся, в сущности, одной из форм важности. Они зачастую так же внутренне тяжелы, непластичны и малоподвижны, но при этом хорошо владеют эзотерической терминологией, иногда даже обладают какими-то парапсихологическими или оккультными способностями (и, кстати, никогда не преминут их продемонстрировать).
К этой же категории я отношу и "подпрослойку", если можно так её обозначить, "анти-эзотериков". Это люди, которые, так сказать, профессионально критикуют всю эзотерику. Обычно они либо выполняют какой-то заказ, как например церковные идеологи, либо, попав однажды в эзотерику, они потерпели там какой-то жизненный крах, или были обмануты, или – что нередко – "потеряли" там кого-то из близких: супруга (жена ушла к обожаемому гуру или муж "затантрил"), ребенка (скажем, увлекся чем-то эдаким, и уехал куда-нибудь в Папуа-Новую Гвинею, к высокодуховным аборигенам бить в там-там и воспевать дух океана :)) И вот они всё это пространство, всю эту субкультуру активно, и порой агрессивно, осуждают. Они тоже бывают очень "продвинутые", и порой в эзотерике разбираются лучше тех, кто в ней тусуется "на постоянной основе".
Очень распространен и такой вариант: человек много лет тусовался в эзотерике, даже был там в лидерах, а потом вдруг "прозрел", перешел в религию и теперь во всю критикует эзотериков, клеймит их позором...
Есть тут и всякие другие варианты, но, в общем и целом, думаю, понятно, о чем речь...
Во-вторых, в эзотерику идут люди, которые увидели в ней для себя бизнес. Обычно, это люди с какими-то реальными врожденными или приобретенными способностями (порой очень даже сильными и впечатляющими), но это люди, которые своей личной, индивидуальной, интимной, что ли, тропинки к чему-то существенному в себе, на самом деле, не нашли и, по большому счету, не ищут.
То есть они сами реально ни к какому духу, Богу, Ишваре, Нирване, о которых много говорят, не идут, а скорее просто делают свой бизнес: парапсихологические, оккульные, магические и прочие услуги, обучение, "нетрадиционное" лечение, консультирование и т.д.. И не всегда это плохо. Кому-то они и вправду помогают в плане здоровья. Кому-то помогают освободиться от разного рода подсознательных комплексов. Кого-то и вправду чему-то дельному учат...
И, наконец, в-третьих, в эзотерике много людей просто любопытствующих, поверхностно-интересующихся, следующих за модой, чисто проводящих в такого рода тусовках свой досуг...
К этой же категории относятся разного рода любители поговорить, которым только бы побеседовать за жизнь, за дух, пофилософствовать – благо, что диапазон идей, мнений, "озарений" в эзотерике практически безграничен... Любую банальную или даже бредовую идею достаточно снабдить парой "ключевых фраз" и глубокомысленным выражением лица – и глядишь, её уже всерьез обсуждает вся тусовка...
Ну и наконец, сюда же можно отнести людей случайных, которые чисто ситуативно как-то тут оказались (скажем, увлекся кто-то из близких и притащил)...
Эти три потока составляют так сказать "мэйнстрим" данной прослойки, данной субкультуры нашего общества...
Так вот на мой взгляд, в плане той самой "гигиены души" все эти три потока сами по себе мало полезны. У них свои задачи, о которых я уже сказал: самоутверждение, бизнес, времяпрепровождение...
Полезными же они могут быть только в том случае, когда вы входите туда без наивного ожидания чуда, а исключительно по-деловому, чисто прагматически, внутренне особо не открываясь.
Повторю ту мысль, что высказывал на предыдущей странице: когда человек в этой среде не "зависает" – ни в одном из этих трех потоков, – а просто приходит, чему-то учится и идет дальше своей дорогой – эта среда вполне может быть полезна.
Она действительно может чему-то научить. Иногда напрямую, иногда – "от противного" (когда она покажет вам ну такие замысловатые образчики "духовного пути" и "оккультного опыта", что даже просто поглядев на этих людей, послушав их речи, вам очень многое откроется...)
Короче говоря, если не быть наивным, не залипать на "продвинутость" и гуру-почитание, а воспринимать эту среду как тренажер – от неё может быть польза.
Но гораздо больше пользы в плане внутренней гигиены, я для себя вижу в пространстве гуманистической психологии.
Это такие направления, как психодрама, телесно-ориентированная психотерапия, расстановки по Хеллингеру, танцевально-двигательная терапия и т.д. Хотя сразу оговорюсь – здесь очень много зависит от ведущего. Каждый специалист работает по-своему даже в рамках одного и того же метода. Но при всем этом даже малоквалифицированный специалист, работающий в рамках гуманистической психологии, на мой взгляд, гораздо безопаснее и экологичнее подавляющего большинства нынешних разномастных "гуру". Всё-таки психологическая этика, существующая в этом пространстве просто "по умолчанию" – это реальная защита от несанкционированного вторжения в ваше пространство. Такой защиты в оккультной среде у вас нет...
Я, лично, участвуя в тренингах тех психологов, с которыми меня свела судьба, действительно открываюсь – и то, что со мной там происходит, реально соответствует тому, что я называю внутренней гигиеной...
Кроме того, та атмосфера, та среда общения, которая возникает на этих семинарах и тренингах, мне тоже нравится, и бывать там просто по-человечески приятно.
При этом, если смотреть с эзотерической точки зрения, то все каналы, чакры, тонкие тела, потоки, энергии и т.д. – всё там включается и всё там работает по полной программе.
Такой терминологией там, конечно, никто не пользуется, но для того, чтобы все эти полевые структуры нашего существа включались, совсем не нужно их как-то наименовывать!
Скажем, в каком-нибудь элементарном движении руки или головы, участвуют несколько групп мышц, и если начать их перечислять (особенно, если по-латыни), так можно, извиняюсь, язык сломать. А если описывать этим языком какое-нибудь сложное движение, так можно забыть, как само это движение выглядит... А если ещё описать какие био-химические процессы обеспечивают это движение...
При этом незнание всех этих мышц с их латинскими и не-латинскими наименованиями совершенно не мешает нам делать самые замысловатые движения...
Точно так же со всеми этими чакрами и тонкими телами: вы ничего о них не знаете, но в той динамике, которая возникает на тренинге, они реально включаются и реально прорабатываются.
Ну и наоборот – можно об этих чакрах и тонких телах долго, красиво и интересно говорить, но никакой реальной проработки не будет...
Поскольку я попал в психологию из эзотерики, то многие процессы, происходящие со мной и окружающими на тренингах, я воспринимал именно с эзотерической точки зрения. И был очень впечатлен: всё там включается и всё там работает.
Но самое главное – никакого слома тех самых психоэнергетических границ, о котором я говорил на предыдущей странице, не происходит, никакие инородные энергии в вас не проникают, никакие чужие поля в вас не проходят... Хотя полевые процессы идут очень мощные...
Если вам интересно – пожалуйста – сообщите мне ваши координаты, и я буду информировать вас о семинарах и тренингах этих специалистов или других, кого они рекомендуют...
Кроме того, вы можете прийти на мои семинары по холистическому массажу и спонтанной йоге. Они являются попыткой прямого синтеза медицины, психологии и эзотерики. О времени и месте проведения этих семинаров я вам тоже могу сообщать.
Ну а ещё большую пользу (если вообще можно так угловато выразиться) в плане внутреннего очищения, конечно же, дает природа. И чем она дальше от цивилизации – тем лучше. Помните песню – "лучше гор могут быть только горы"...
Только, Боже упаси, я не имею в виду наш официальный туризм-альпинизм с его мотивом "покорения"... Я имею в виду непосредственное, "личное" общение с природой. Наедине или в небольшой компании людей, идущих туда за тем же.
Это общение тихое, нешумное, неспешное и, разумеется, безалкогольное...
Это когда вы идете к природе не как "венец творения", не как её "покоритель", а как-то намного проще и тише...
Казантипская аналитика–3
Итак, не дома же сидеть... Мир так интерсен и так хочется о нем побольше узнать, ведь узнавая мир, узнаешь и себя...
Что тут можно с моей стороны сказать? Для начала, я тут повторил бы всё то, что сказал в этом плане для взрослых (об эзотерике, гуманитарной психологии и природе). Разве что мотивация у молодого человека чаще всего другая – жажда нового опыта.
И особо обращу внимание на природу.
Друзья, пока вы молоды и полны сил – не теряйте времени, ищите свою тропинку к природе: ищите свои маршруты, свою компанию понимающих людей, свои формы походов, свои формы общения с природой...
Если у вас уже есть опыт традиционного туризма с его "увеселительно-алкогольным", тусовочным наполнением, то постарайтесь, взяв из этого опыта все технические навыки, попробовать действительно общаться с природой. Общаться как с живым существом, а не просто использовать её как фон для "крутого оттяга", или как средство для получения "галочек" в турклубе...
Если у вас нет вообще никакого походного опыта, можно по этому поводу при случае поговорить со мной: если мы встретимся где-нибудь на семинарах или тренингах, то я могу рассказать вам о том, что для такого туризма нужно в плане экипировки, какие есть доступные маршруты. Либо свяжу вас с моими друзьями, которые могут в этом плане сориентировать (кстати, среди них есть такие, кто реально водит группы в горы – именно для такого неспешного живого общения).
А в плане "городского режима существования", скажу чуть более расширенно о своих обучающих программах – что они могут дать и чем могут быть полезны.
Общее описание этих программ вы можете найти здесь: http://www.alg-massage.ru/teach.htm; я несколько приоткрою тот смысловой объем, из которого мои тренинги происходят, на чем они основаны...
А для этого (если вам не жалко времени :)), мы поразмышляем об одной сфере нашей жизни, на мой взгляд, очень существенной – это тело и телесность.
Эта сфера, как я вижу, является одним из мощнейших факторов, побуждающих молодого человека искать новый опыт вообще, и опыт, связанный с телесным контактом и телесным взаимодействием, в частности.
Начнем с того, что наше тело нуждается не только в физической пище, которая, как известно, переваривается в желудочно-кишечном тракте и питает наши физические ткани.
Тело в неменьшей степени нуждается в ощущениях.
Как бы странно это на первый взгляд не звучало, но ощущения – это тоже пища нашего тела (можно тут конечно, расписать понятие "эфирного тела", расписать чакральную систему, и прочие эзотерические нюансы, но мы пока попробуем обойтись самым простым, повседневным понятийным аппаратом).
У нашего тела, кроме того, что оно является "носителем" нашего "чувствующе-осознающего существа", есть ещё своя собственная жизнь, свой собственный путь.
Пример, поясняющий эту мысль очень простой: народ и государство.
У народа, кроме того, что он является носителем, кормителем, жизнеобеспечителем государственной машины, есть ещё и своя собственная приватная, интимная жизнь, в которой государство совершенно не нужно, куда государство не допускается. Если же оно стремиться туда пролезть, и там тоже гнуть свою линию, то народ этому всячески сопротивляется, и, в конце концов, такое государство сметает (чему пример – новейшая история России).
Народ, кроме того, что он обеспечивает жизнь государства, хочет вести свою частную жизнь: самостоятельно, без привлечения госструктур, строить себе дома, дачи, самостоятельно, "неорганизованно", ходить на природу, ездить за границу и т.д.
Государство народу нужно, когда есть опасность для жизни, свободы, опасность какого-то вторжения и т.д. Если же этого нет, то народ хочет в свое свободное время жить сам по себе, иметь свой собственный опыт. Он хочет взаимодействовать с миром напрямую.
И умное, более-менее гармоничное государство, эту частную жизнь людей ценит, поскольку понимает, что именно там восполняются силы людей, силы, которые пойдут потом на его же – государство – обслуживание.
Не умное же, негармоничное государство, напротив, стремиться лишить человека своей собственной жизни, стремиться пролезть в эту частную жизнь, вплоть до супружеской постели – как это, например, было в Cоветском Союзе.
Такое государство хочет, чтобы у людей вся их жизнь, все 24 часа в сутки были посвящены только лишь служению ему.
Так же и в плане нашей телесности: у нас есть тело – народ, и есть личность – государство.
У личности – свой путь, у тела свой путь.
В чём-то эти пути совпадают, и даже тесно переплетены, а в чем-то не совпадают, и даже совсем расходятся.
А значит, они должны уметь в чем-то друг другу помогать, а в чем-то не мешать.
Должно быть время для личности, когда тело подчиняется личностным программам, обеспечивая их реализацию, и должно быть время для тела, когда личность не мешает телу жить своей жизнью, обеспечивая при этом его безопасность, держа, так сказать, границы на замке...
Как выглядит "время личности"?
В основном это "всё слова, слова, слова"...
Работа, учеба, компьютер, выполнение каких-то чисто механических действий, долгие мотания по городу, метро, магазины, рынки.
Иногда – кино, театр, концерты, где мы сидим в кресле и смотрим, слушаем.
Как выглядит "время тела"?
Это когда тело испытывает различные ощущения, и эти ощущения в данный момент являются основным содержанием этого момента.
Именно через ощущения наше тело познает мир, а личность должна уметь позволять телу получать эти ощущения так, как оно само этого хочет.
Если смотреть чисто формально, то тело испытывает ощущения всегда: сидим ли мы в метро, на работе, за компьютером, общаемся с друзьями или ругаемся с начальством... Даже когда тупо стоим в очереди...
А уж когда мы чего-то не то съели, или выпили...
А если ещё попали в какую-то экстремальную или – не дай Бог – травматическую ситуацию...
Ощущений – масса...
Но это всё не те то...
Не то, потому что для тела это ВЫНУЖДЕННЫЕ ощущения.
Не то, потому что фокус внимания у человека в это время не в теле, а вовне: решение задач, достижение результатов, или, наконец, преодоление последствий тех же экстремальных ситуаций...
Когда государство ведет масштабное строительство, покоряет дикую природу, осваивать новую территорию, конфликтует с соседними государствами, наконец – ведет с ними войну, народ, конечно же, в этом всём очень даже задействован, а значит, в принципе, вполне можно сказать – НАРОД ЖИВЕТ!
Но это не та жизнь, которая ему нужна. Точнее – не вся та жизнь. И если ему не давать выходных, праздников, отпусков, когда он предоставлен сам себе – он рано или поздно взорвется...
Помню, когда я начал исследовать свою жизнь под таким углом зрения, то открыл для себя массу интересного и полезного...
Я увидел, как выглядят различные общественно-экономические формации в переложение на внутренний план: рабовладение, восточная деспотия, тоталитаризм, демократия, анархия...
И многое прояснилось в плане того, что делать со своей жизнью, что в себе строить, к чему стремиться, чтобы качество жизни было максимально высоким.
Итак – телу нужны ощущения, которые оно получает в своем собственном режиме, когда фокус внимания человека именно в ощущениях.
Что же это за ощущения?
Это самые различные виды прикосновений: когда тело само к чему-то прикасается, причем различными своими частями, а так же когда что-то или кто-то прикасается к нему – тоже самыми различными способами.
Это ощущения, возникающие от самых различных телодвижений, от разных положений тела, от различных поз, в которых оно оказывается.
Это ощущения, связанные с изменениями гравитации, когда тело теряет-возвращает равновесие, когда оно падает в нетравматичном, игровом режиме, когда оно плавает в воде или парит в воздухе...
Это ощущения, связанные с изменениями веса, когда его вес увеличивается или уменьшается (скажем, вы кого-то на руки берёте, и крутите его по всякому-разному, или вас кто-то на руки взял и играет с вашим телом...)
Это ощущения, связанные с температурными изменениями...
Наконец это ощущения "пустотного спектра": пустота, тишина, разреженность (когда, скажем, сидишь в горах и ощущаешь бескрайние пространства вокруг себя, над собой, под собой...)
Ну, и так далее...
И всё это, повторюсь, в свободном, спонтанном режиме, когда тело само этого хочет и само на это идет.
Может быть, перед всем этим, оно захочет отоспаться, да отлежаться в течение целых суток (недели, месяца – в зависимости от того, насколько его личность измотала...)
Когда тело получает эту пищу, оно наполняется радостью.
В чем-то это похоже на то, когда мы физически сыты, только здесь, конечно, всё тоньше...
Это состояние "эфирной сытости" мы знаем как свежесть, лёгкость, наполненность, бодрость (или приятная усталость)... Тело текучее, игривое, пластичное... Мы чувствуем удовлетворенность жизнью...
Это важнейшая составляющая того, что мы называем счастьем.
Что же происходит, когда телу недостаточно пищи? Очевидно, оно голодает.
Точно так же, как оно может испытывать физический голод, оно может испытывать и "голод ощущений".
Но проблема в том, что по целому ряду причин, разбирать которые – дело ужасно долгое, этот "голод ощущений" мы, как правило, НЕ ОСОЗНАЕМ.
Не осознаем, потому что у нас неправильно настроено восприятие, "сбит прицел"...
И в результате мы принимаем этот "голод ощущений" не как таковой, а как смутное отсутствие чего-то...
Когда наше тело чувствует физический голод – а это тоже "отсутствие чего-то", – мы точно знаем чего нам не хватает. Тут наше восприятие нормально настроено, прицел не сбит (и то, правда, не всегда, скажем: ходит человек раздраженный, на всех огрызается... И вдруг оказывается, что позавтракать забыл, и всё его раздражение – просто неосознаваемый голод... Покушал – и паинька :))
Когда же тело испытывает "голод ощущений", мы этого уж точно не понимаем, а просто испытываем какую-то апатию, тоску, скуку, неуютную пустоту... Мы говорим, что "на душе кошки скребут", что жизнь "серая"...
А поскольку "прицел сбит", мы не знаем, что же нам в данном случае нужно, и продолжаем маяться... Срываемся на окружающих... А они – на нас, поскольку сами в том же положении...
А голод всё больше и больше... И вот тело, видя, что "хозяин" ему на встречу не идет, на своем собственном, телесном уровне, сканирует пространство и ищет, где бы ему этот голод утолить. И что же оно быстрее всего находит?
Во-первых, курение, которое сразу смещает "точку восприятия" в сферу тела (причем, даже не мешая при этом работе).
Во-вторых, алкоголь, который ещё более сдвигает "точку сборки" в телесность. Может сдвинуть легко – если чисто пивка баночку выпить. А может так глубоко сдвинуть, что ничего кроме неё, телесности, вообще не останется. Вся жизнь – исключительно в ощущениях (главное, только не заснуть на холоде и не провалиться куда-нибудь)...
Ну и в-третьих, конечно же, секс, где фокус внимания тоже весь в теле, в ощущениях (кстати, сигарета. пиво и вино тоже прилагаются практически "по-умолчанию").
Но в случае с сексом мы имеем ещё один интересный нюанс (так сказать – козырь).
И состоит он в том, что наряду с неосознаваемым "голодом ощущений", в молодом теле сильно работают все инстинкты, данные нам от природы, в том числе – инстинкт размножения. Этот мощнейший инстинкт, как известно, заставляет тело желать и искать сексуального контакта. А в этом контакте, кроме собственно реализации инстинкта, наличествуют ещё и очень интенсивные ощущения...
Круг замыкается: голод плюс инстинкт.
И в результате молодежь буквально летит на секс и всё, что с ним связано.
Если же рассмотреть все эти тяги более пристально, то мы увидим, что довольно большой процент в них занимает не кайф, не инстинкт, а именно "голод ощущений". Ну что делать бедному телу, если только в курении, опьянении, сексе (а также, упаси Бог, ширянии, кумарении и проч.) мы переносим фокус внимания именно в его сферу, а всё остальное время просто эксплуатируем его как инструмент достижения чего-то...
И может быть всё бы было хорошо: много секса, значит, много ощущений, и значит полное удовлетворение "голода ощущений".
Но увы, при всей интенсивности ощущений, секс всё-таки не удовлетворяет этого голода в полноте.
Телу нужно больше различных видов и типов ощущений. И секс, при всех возможных разнообразиях (помните анекдоты про люстру и т.п.) всё равно не может обеспечить всего спектра. Тем более, что традиционный секс, когда становится регулярным (в смысле: когда образуется постоянная пара), довольно быстро теряет то разнообразие и многообразие, что у него были в начале отношений.
А самое печальное, что секс сам по себе требует большой энергии.
Утоляя "голод ощущений", тело теряет слишком много своей жизненности (особенно, мужское тело – помните общие положения Дао Любви и прочих восточных учений).
То есть, секс (в том числе даже и тантрический) является для тела слишком дорогим, слишком затратным способом восполнения "голода ощущений" (а тантрический секс, в его современном варианте – так вообще чуть ли не всю энергию сжигает)...
Только, пожалуйста, не подумайте, что я выступаю против секса. Совсем нет. Я просто рассматриваю ещё одну сторону этого явления, которая выглядит именно так. Скажем, если рассматривать все наши любимые развлечения (видео, компьютер, музыку и т.д.) с точки зрения энергозатрат, которые они производят (износ оборудования на электростанциях, урон экологии, который эти электростанции наносят, недостаточное финансирование РАО ЕЭС и проч.) – может показаться что мы против развлечений, ведь именно они составляют львиную долю потребеления электроэнергии...
И мы хорошо знаем, что происходит, когда уровень потребления энергии превышает имеющиеся мощности. Скажем, захотели вы устроить дома крутейшую вечеринку: достали мощный усилитель, навороченную цветомузыку, крутые колонки и т.д. Врубаете всё это на полную мощность и – бац – пробки вылетают. Всё гаснет и смолкает...
Так и у нас: когда личность слишком уж увлекается сексом, тело в какой-то момент начинает "вырубаться": сначала исчезает страстное желание, потом исчезает просто желание, потом – если личность пытается это желание искусственно стимулировать – исчезает потенция...
Если же личность в ответ на это пускает в действие виагру – то исчезает здоровье...
Но даже если секс у нас регулярен, гармоничен, без излишеств, он всё-таки, как мы уже говорили, проблему "голода ощущений" во всей её полноте не решает (как не решают его и курение, алкоголь, наркотики)...
И, резюмируя всё вышесказанное, мы можем увидеть, что корни многих наших жизненных чаяний и устремлений, а так же проблем, конфликтов, неудач – именно в этом самом "голоде ощущений", а не в каких-то абстрактных (умственных или эмоциональных) сферах...
А значит, решая наши проблемы только в этих сферах, без учета тела, мы их скорее всего не решим!
Может быть, увидев всё это, и в тантре необходимость отпадет...
Может быть, увидев всё это, мы перестанем тратить основное время жизни на поиск "идеального партнера", бой-гёрл-френда, жениха, невесты, а потом – любовника, любовницы...
Может быть, увидев всё это, мы, наконец, поймем причины наших пагубных привычек, от которых уж давным-давно хотим избавиться, а всё никак...
Может быть, увидев все это, мы обнаружим, что большой спектр проблем, связанных со здоровьем, тоже имеет своей причиной не пресловутый "дефицит витаминов и микроэлементов", о котором нам все уши прожужжали, а как раз-таки "дефицит ощущений" (читай: "дефицит внимания, нежности, тепла, энергии")...
Так как же восполнить этот "голод ощущений" нашего тела?
Во-первых, очевидно, этот голод надо увидеть. Надо увидеть, есть ли он на самом деле, и если это так, то как он проявляется в нашем конкретном случае...
Ну и попытаться как-то посмотреть на жизнь под этим новым углом, может быть, переосмыслить что-то...
Когда я в своё время это увидел и пересмотрел свою жизнь, то я пришел к тому, что необходим некий регулярный творческий процесс, в котором бы тело могло восполнять этот голод, получать необходимую ему пищу (при том, что сексуальная сфера, конечно же, тоже должна быть гармонично выстроена – без этого никуда...)
И тут большое значение имеют самые различные формы жизни и деятельности, которые так или иначе ориентированы на тело
Что мы можем получить от повседневного социума?
Физкультура (только, Боже упаси, – не спорт, в котором тело буквально насилуется), дискотека (но желательно та, где звучит музыка, дающая не только ритм, но и какое-то эстетическое пространство – ах, как же таких мало...), медицинский массаж (только не тот, где вас сходу, без разогрева, так "замесят", что потом тело стонет и ноет, или наоборот – чуть погладят и всё), баня (только не та, где народу – не протолкнуться)... Не так много...
Но самое главное, чтобы "голод ощущений" реально утолялся, нужно чтобы всё пространство было на это как-то сориентировано, – а во всех названных процессах этого нет.
Даже когда мы катаемся на коньках или на лыжах, плаваем в бассейне или играем в теннис, главное для нас, чаще всего, не тело со всем спектром ощущений, а окружающая тусовка: мы знакомимся, общаемся, производим впечатление своей спортивной формой, своими навыками и т.д.
Тем более – дискотека! Там у нас столько имиджевости, саморисовки, выпендрежа, желания понравиться – что, не смотря на обилие спонтанного танцевального движения, фокус внимания не в теле, оно всё равно работает на личность с её желаниями и амбициями...
В общественной бане тоже масса деталей, которые не дают в полноте отдаться телесным ощущениям, побыть с телом: досужие разговоры с плоскими шутками, скученность и т.д.
Да плюс неизбежное сопровождение всех этих тусовок – табак, алкоголь, и прочие стимуляторы, которые, во-первых, разрушают все тонкие психоэнергетические процессы, в а во-вторых, элементарно отравляют тело, заставляют его тратить огромную энергию на нейтрализацию токсического фона...
В медицинском массаже "алкогольной составляющей" обычно нет, но в медицине вообще всё направлено на то, чтобы бороться с телом. Считается, что медицина борется с болезнью, но болезнь (если это не травма) – это следствие того, что происходит в ментально-эмоциональной сфере человека, это просто реакция тела на что-то более глубокое. И борясь напрямую с этой реакцией, медицина просто напросто "затыкает телу рот", подавляет его. К великой печали, современная медицина, по большей части – просто "репрессивный аппарат", призванный держать "рабов" в молчании и повиновении.
Что мы имеем ещё? Мы имеем различные йогические практики, а так же восточные единоборства. И если там нет того самого "тлетворного духа" продвинутости, о котором я уже достаточно много сказал, то эти практики вполне решают эту задачу. Диапазон ощущений там очень большой.
И во многом всё зависит от того мастера, от того тренера, который данную практику ведет. Если он не следит за тем, как в среде его учеников или последователей образуется важность, продвинутость, клановость, то последние – подобно сорнякам в саду – быстро заполоняют пространство. И тогда вся эта практика перестает быть жизнедательной, а только ещё более усложняет и утяжеляет человека.
А чтобы это видеть, понимать и нейтрализовать, тренер должен быть на это всерьез сориентирован и прежде всего должен уметь видеть всё это в самом себе. И должен понимать, что, повторюсь, подобно сорнякам, эти негативные тенденции неизбежно будут, и глупо надеяться на то, что эта практика сама по себе ну такая чистая, такая "божественная", что, практикуя её ничего негативного в людях не возникнет... Возникнет...
Далее мы имеем психологические направления, которые непосредственно ориентированы на тело. Те направления, что относятся к гуманистической психологии, в основном все связаны с телом (даже когда просто стоишь в какой-нибудь роли в психодраме или в расстановке – так масса интереснейших ощущений в теле).
Есть в гуманистической психологии направление, которое даже так и называется – "телесно-ориентированная психотерапия" (кстати, направление, глубоко мной любимое, уважаемое и до сих пор прилежно изучаемое :))
Слава Богу, с "продвинутостью" в психологической среде полегче, но это не значит, что не нужно быть очень осторожным и разборчивым: некомпетентности, нечуткости, формализма среди профессиональных психологов немало. А так же очень немало там людей, так сказать, с проблемами. Порой, глядя на такого психолога невольно возникает мысль, что ему первому нужна психотерапия<…>
А вот насчет йоги, мне кажется, что наличие диплома или сертификата совершенно ни о чем не говорит. Научить можно только технике, каким-то специфическим телодвижениям, а йога по сути своей – это всё-таки, нечто иное. Тут, на мой взгляд, нужно просто смотреть на человека и видеть – созвучен он вам или нет.
Если у вас есть какой-то свой позитивный или негативный опыт участия в каких-то группах, семинарах, тренингах, буду вам благодарен, если вы им поделитесь.
Ну и наконец, о своих программах, которые из всего вышеописанного произрастают.
Все они являются синтезом элементов йоги, восточных единоборств и гуманистической психологии.
В своих практиках я постарался максимально помочь телу получить широкий спектр ощущений самого разного плана.
Это и различные виды прикосновений в массажной практике: мягкие, жесткие, скользящие... С маслами, с кремами, с мёдом, на сухую...
Вы ли делаете массаж, вам ли его делают – фокус внимания в ощущениях тела... При этом вы научаетесь дифференцировать, распознавать различные типы массажных движений (а, соответственно, и характер ощущений, которые от них возникают). Вы научаетесь распознавать множество параметров прикосновений ("легкая рука", "тяжелая рука", "наполненное прикосновение", "пустое прикосновение" и т.д.)
Это и ощущения, возникающие от самых различных телодвижений, от разных положений тела в практике спонтанной йоги. Это собственно асаны с их богатейшим спектром ощущений. При этом вы научаетесь распознавать типы спонтанных движений, которые делает ваше тело. Вы научаетесь понимать язык тела, вы начинаете учиться у своего тела.
Что там у нас ещё по списку?
Ощущения, связанные с изменениями гравитации, когда ваше тело поднимают, качают, поворачивают, или когда оно падает на руки других участников – есть в спонтанной йоге и такие техники...
Далее: ощущения, связанные с изменениями веса: всё это есть в практике динамической медитации, особенно – при работе в парах, тройках...
Что ещё? Ощущения, связанные с температурными изменениями. Этот спектр ощущений в широчайшем диапазоне присутствует как в массаже, так и в йоге (особенно в дыхательных практиках). Бывало, что люди рассказывали об ощущении, что тело стало глыбой льда, а потом – словно в жаркой бане...
И, наконец, ощущения "пустотного спектра": это всё есть в медитативной практике (статические и динамические медитационные техники). Люди на тренингах рассказывали об ощущениях невесомости, парения, качания на волнах и т.п.
Ну вот, это, пока, пожалуй, всё :)
Расписание моих занятий – http://www.alg-massage.ru/info.htm
Если у вас есть какая-то уже сформированная компания единомышленников – приглашайте, я с удовольствием проведу у вас свои занятия. Ну и в завершении напомню, что я – массажист, а значит вы просто можете пройти у меня курс массажа :))
До встречи!!
Страница Алексея Галкина
Ольга Арефьева про "Казантипскую аналитику" Алексея Галкина 7.03.2007