перевод - Ромашка (Леся Соболевская, Киев) 3.06.2005 Игорь Черновол Галицькі гіпі
Комментарий Алика к фотоколлажу из книги Илька Лемке "Львiв понад усе": "слева направо: Стас, Пит, ?, Алик, Виталий"
Памяти Олега Воробьёва и Игоря Филиппова (Пылыпива) Летний день, красота – что и говорить! Степан Олейник Хиппи (англ. hippy или hippie, в русской транслитерации хиппи), по определению толкового словаря «Википедия» - «американское молодёжное движение, которое совершило в средине 60-х годов ХХ ст. первую сексуальную революцию, преобразовалось в субкультуру и стало одним из символов своей эпохи».
Хиппи одевались в яркую и необычную одежду, носили длинные волосы и бороды, устраивали фестивали психоделической (т.е. создаваемой под влиянием лёгких наркотиков, скажем марихуаны) и рок-музыки. Прототип движения появился в начале 60-х годов на восточном побережье США в Гринич-Вилидж, а вершины популярности достиг в средине 1960-х годов. В частности, на самый грандиозный фестиваль в Гай-Ешбри летом 1967 г. собрались 75 тысяч хиппи. Где-то до средины 1970-х движение постепенно пришло в упадок, большинство его участников вернулись в лоно буржуазной цивилизации и стали «добропорядочными» гражданами, тем не менее и сейчас существуют упорные последователи хиппизма, которые исповедуют эту доктрину полностью или частично. Субкультура хиппи имела большое влияние на культуру западной цивилизации (символом их музыки и способа жизни стала британская группа «Битлз»), развитие общества, и даже политики. Бывшие хиппи Билл Клинтон, Хавьер Солона или Йошка Фишер занимают сейчас влиятельные посты. Широкий отголосок эта субкультура имела и в бывшем СССР, где стала пристанищем для контркультурной молодежи из разных сред, объединённой в сеть контактов под названием «система». Преследуемая КГБ и милицией, она продержалась значительно дольше, чем на Западе, аж до конца 1980-х годов. Первая тусовка львовских хиппи возникла в 1968 г. Сперва они собирались под аркой Лычаковского кладбища. Среди хиппи выделялся Славко Яресько – длинноволосый инвалид на костылях, в кожаных штанах и таком же длинном плаще. Скоро любителей новой моды стало больше, и в конце 1970-х во Львове уже существовали десятки тусовок. Тусовались, кроме частных квартир, преимущественно в безалкогольных кофейнях на Армянской («Армянка»), молочном баре «Коровка» на Коперника, «Булочке» на пл. Рынок (теперь там пиццерия), а также на аллейке напротив памятника Галану (теперь площадь Петрушевича), в заброшенном саду костёла кармелитов босых («Святой сад», согласно с терминологией студентов исторического факультета 1980-х, «Блек Саббат»).
Летом популярными были поездки в гости к хиппи прибалтийских республик, в Москву или Ленинград. Среда львовских хиппи не отстаивала «чистоту» движения, часто мирно и дружно сосуществуя с другими субкультурными тусовками, скажем группкой байкеров (любителей «жизни на колесах», заядлых мотоциклистов, которые, конечно, не имели фирменного снаряжения своих западных аналогов – культовых мотоциклов «Харлей Девидсон», но пытались компенсировать его отсутствие изобретательными техническими штучками), немало тусовок наркоманов, которые прежде всего собирались «поторчать» и ставили над собой разные психоделические эксперименты.
Около 1981 г. хиппи, несмотря на преследования, фактически диктовали моду молодежи Львова, поэтому движение приобрело признаки массовости. Советы всегда отличались недостатком деликатности и толерантности к непохожим на себя. Поэтому хиппи, хотя вообщем и не составляли прямой угрозы режиму, были обречены на преследования, а как носители урбанистского мировоззрения – на непонимание общества, которое вышло из села. К тому же, людей натравливали на хиппи пресса и радио.
Наряду с Вильнюсом, Ригой, Таллинном, Ленинградом и Москвой, Львов был основным центром хиппи Советского Союза, чему немало поспособствовала группа «Вуйки» в составе Илька Лемка (сейчас работает журналистом «Поступа», его недавней книгой «Львів понад усе» («Львов прежде всего») я пользовался при написании этого текста), «Джубокса», «Святого» (выехал в Америку), Михаила Саврука «Джеггера» и стильного эмигранта из Аргентины ударника Хуана Карлоса Коцюмбаса «Кацамонии» (сына аргентинского коммуниста, двое последних уже покойные). В июне 1976 года на «сейшн» «Вуйков» в «Саду» съехались несколько сотен хиппи со всего Советского Союза. Интересно отметить: несмотря на расположение «Сада» недалеко от обкома партии, милиция не трогала хиппи ни в 1976 г., ни в 1977 г., когда состоялся второй такой «сейшн». Так «Вуйки» стали легендарными, объектами увлечения львовской молодежи 1970-1980-х. Srav pes – этим высказыванием литиницей из какой-то выпендристой толи песни, толи шутки «Вуйков» подростки исписывали львовские подворотни до 1990-го. Хиппи утратили популярность около 1990 г. вместе с культурным шоком, который сопровождал крах цивилизации Советского Союза. Моду начала диктовать агрессивная российская попса, которую в 1970-1980-х благодаря хиппи считали одним из основных критериев рогулизма, но которая достигла пика своей популярности при независимой Украине. Существует ещё группа меломанов-коллекционеров рок-музыки, которые собирались вечером возле магазина «Книга» на пл. Мицкевича до 2000 р. Теперь носителей чеснот хиппи, пацифизм, длинные волосы и Led Zeppelin выперли на маргинес. В конечном итоге туда, откуда они начинали.
|
переходы на страницы левые дороги афиша радуга библиотека фильмотека |