Статья из архива Алика Олисевича

перевод - Ромашка (Леся Соболевская, Киев)

3.06.2005

Игорь Черновол

Галицькі гіпі

Оригинал

Комментарий Алика к фотоколлажу из книги Илька Лемке "Львiв понад усе": "слева направо: Стас, Пит, ?, Алик, Виталий"

 

Памяти Олега Воробьёва и Игоря Филиппова (Пылыпива)

Летний день, красота – что и говорить!
Но вот … и на «поле сорняк» -
По бульвару бредёт что-то патлатое:
То ли поп молоденький, то ли дьяк!

Степан Олейник

Хиппи (англ. hippy или hippie, в русской транслитерации хиппи), по определению толкового словаря «Википедия» - «американское молодёжное движение, которое совершило в средине 60-х годов ХХ ст. первую сексуальную революцию, преобразовалось в субкультуру и стало одним из символов своей эпохи».


Американские хиппи переняли ряд аспектов буддизма, индуизма и индианских верований Америки, протестовали против грабительского и потребительского капитализма, призывая жить в единении с природой, скромно и без насилия, выступали против войны во Вьетнаме, пропагандировали свободную любовь и жизнь в «коммунах» - аграрных поселениях, жители которых выращивали экологически чистые продукты.

Хиппи одевались в яркую и необычную одежду, носили длинные волосы и бороды, устраивали фестивали психоделической (т.е. создаваемой под влиянием лёгких наркотиков, скажем марихуаны) и рок-музыки. Прототип движения появился в начале 60-х годов на восточном побережье США в Гринич-Вилидж, а вершины популярности достиг в средине 1960-х годов. В частности, на самый грандиозный фестиваль в Гай-Ешбри летом 1967 г. собрались 75 тысяч хиппи.

Где-то до средины 1970-х движение постепенно пришло в упадок, большинство его участников вернулись в лоно буржуазной цивилизации и стали «добропорядочными» гражданами, тем не менее и сейчас существуют упорные последователи хиппизма, которые исповедуют эту доктрину полностью или частично.

Субкультура хиппи имела большое влияние на культуру западной цивилизации (символом их музыки и способа жизни стала британская группа «Битлз»), развитие общества, и даже политики. Бывшие хиппи Билл Клинтон, Хавьер Солона или Йошка Фишер занимают сейчас влиятельные посты.

Широкий отголосок эта субкультура имела и в бывшем СССР, где стала пристанищем для контркультурной молодежи из разных сред, объединённой в сеть контактов под названием «система». Преследуемая КГБ и милицией, она продержалась значительно дольше, чем на Западе, аж до конца 1980-х годов.

Первая тусовка львовских хиппи возникла в 1968 г. Сперва они собирались под аркой Лычаковского кладбища. Среди хиппи выделялся Славко Яресько – длинноволосый инвалид на костылях, в кожаных штанах и таком же длинном плаще. Скоро любителей новой моды стало больше, и в конце 1970-х во Львове уже существовали десятки тусовок. Тусовались, кроме частных квартир, преимущественно в безалкогольных кофейнях на Армянской («Армянка»), молочном баре «Коровка» на Коперника, «Булочке» на пл. Рынок (теперь там пиццерия), а также на аллейке напротив памятника Галану (теперь площадь Петрушевича), в заброшенном саду костёла кармелитов босых («Святой сад», согласно с терминологией студентов исторического факультета 1980-х, «Блек Саббат»).


Эти длинноволосые компании были очень разношерстными, а объединял их нонконформизм, презрение к фальши брежневских времён и рогулям, любовь к джинсам и рок-музыке и стремление к богемности. Лидерами львовских хиппи были преимущественно молодые люди около тридцати лет, т.е. особы с определённым опытом. Эти люди уже сделали свой выбор в жизни, поэтому не боялись преследований и составляли костяк движения. Вокруг них сплачивались младшие, и крутилась разная пена.


Преимущественно львовские хиппи обменивались купленными у арабских студентов медицинского института виниловыми пластинками, записывали их на магнитофонные бобины, пили кофе и чай, спорили, кто лучший – Deep Purple или Led Zeppelin, Блекмор или Пейдж, слушали музыкальную программу Раду Теодора (на румынском языке) радиостанции «Европа Либера». Занимались религиозными поисками, беседовали и на философские темы. Культовой книгой того времени считали «Мастера и Маргариту» Булгакова (которую распространяли в «отэреных» копиях с её первопечати в толстом московском журнале «Октябрь». «Эра» - так называлась советская копировальная машина, аналог ксерокса): те, кто не читал или кому не понравилась она, нарывались на насмешки.

Летом популярными были поездки в гости к хиппи прибалтийских республик, в Москву или Ленинград.

Среда львовских хиппи не отстаивала «чистоту» движения, часто мирно и дружно сосуществуя с другими субкультурными тусовками, скажем группкой байкеров (любителей «жизни на колесах», заядлых мотоциклистов, которые, конечно, не имели фирменного снаряжения своих западных аналогов – культовых мотоциклов «Харлей Девидсон», но пытались компенсировать его отсутствие изобретательными техническими штучками), немало тусовок наркоманов, которые прежде всего собирались «поторчать» и ставили над собой разные психоделические эксперименты.


Группа Яреська («Шарнира»), который, похоже, и был первым львовским хиппи, за несколько лет существования усвоил фашистскую идеологию и «загремел в зону», закупив у заезжих киношников из Москвы эсесовскую форму. В 1971 г. Яреська приговорили к суровому наказанию. Вильям Риш, американский исследователь львовских хиппи, рассказывал мне, что Яреська судили за фашизм трижды, в последний раз – при независимой Украине, и что он до сих пор находится в тюрьме в Киеве.

Около 1981 г. хиппи, несмотря на преследования, фактически диктовали моду молодежи Львова, поэтому движение приобрело признаки массовости. Советы всегда отличались недостатком деликатности и толерантности к непохожим на себя. Поэтому хиппи, хотя вообщем и не составляли прямой угрозы режиму, были обречены на преследования, а как носители урбанистского мировоззрения – на непонимание общества, которое вышло из села. К тому же, людей натравливали на хиппи пресса и радио.


Сами хиппи считали критерием хиппизма и больше всего ценили длинные волосы. На самом деле в тех условиях носить длинные волосы и, одновременно, иметь престижную работу было невозможно. Милицейские патрули могли постричь слишком волосатых насильно. Поэтому Олегу Олисевичу («Алик», работает в Оперном театре оператором освещения) с перевязанными лентой длинными волосами, который каким-то образом оберегал себя от милицейских парикмахеров и, тем более, ездил по главным улицам города на велосипеде, многие завидовали. Один из моих знакомых (длинные рыжие волосы менты таки постригли) вышел из ситуации таким образом, что носил длиннющий рыжий парик.

Наряду с Вильнюсом, Ригой, Таллинном, Ленинградом и Москвой, Львов был основным центром хиппи Советского Союза, чему немало поспособствовала группа «Вуйки» в составе Илька Лемка (сейчас работает журналистом «Поступа», его недавней книгой «Львів понад усе» («Львов прежде всего») я пользовался при написании этого текста), «Джубокса», «Святого» (выехал в Америку), Михаила Саврука «Джеггера» и стильного эмигранта из Аргентины ударника Хуана Карлоса Коцюмбаса «Кацамонии» (сына аргентинского коммуниста, двое последних уже покойные).

В июне 1976 года на «сейшн» «Вуйков» в «Саду» съехались несколько сотен хиппи со всего Советского Союза. Интересно отметить: несмотря на расположение «Сада» недалеко от обкома партии, милиция не трогала хиппи ни в 1976 г., ни в 1977 г., когда состоялся второй такой «сейшн». Так «Вуйки» стали легендарными, объектами увлечения львовской молодежи 1970-1980-х.

Srav pes – этим высказыванием литиницей из какой-то выпендристой толи песни, толи шутки «Вуйков» подростки исписывали львовские подворотни до 1990-го.

Хиппи утратили популярность около 1990 г. вместе с культурным шоком, который сопровождал крах цивилизации Советского Союза. Моду начала диктовать агрессивная российская попса, которую в 1970-1980-х благодаря хиппи считали одним из основных критериев рогулизма, но которая достигла пика своей популярности при независимой Украине.

Существует ещё группа меломанов-коллекционеров рок-музыки, которые собирались вечером возле магазина «Книга» на пл. Мицкевича до 2000 р. Теперь носителей чеснот хиппи, пацифизм, длинные волосы и Led Zeppelin выперли на маргинес. В конечном итоге туда, откуда они начинали.

 


переходы на страницы левые дороги афиша радуга библиотека фильмотека