Алик Олисевич

 

статья из газеты "Взгляд" №308 (Сан-Франциско), от 19-25 июня 1998 года.

комментарий Алика: публикация приурочена к 30-летию движения хиппи

 

Алик Олисевич

Письмо из Львова

Дорогие друзья! Нам довелось прочитать вашу газету "Взгляд". В ней мы нашли много интересного. В том числе - статью нашей коллеги по львовской группе "Международной амнистии" (МА) Надежды Банчик об этой организации.

МЫ, члены группы "МА Украины-2", высказываем свое желание сотрудничать с вашей газетой, обмениваться новостями в области культуры, политики и т.д.

У нас в Украине, особенно на её западе, к сожалению, нередко нарушаются права человека. Появилось много групп, организаций, партий, которые проповедуют расизм, ультранационализм. Эти группы открыто маршируют с факелами по городу, как это было в Германии 30-х годов.

Вы можете поместить некоторые наши статьи в газете. Думаем. это представит интерес для всех наших соотечественников, которые волею судьбы живут в США. Будем очень рады сотрудничать с вашей газетой.

С любовью к вам Львовская группа "Международной амнистии Украины-2", председатель группы Алик Олисевич.

 

N

Молодое поколение в Украине: вчера бунтари, сегодня - уголовники.

Такой вывод вытекает из статьи моего коллеги из Львова, председателя группы "МА Украина-2" Алика Олисевича. Активист движения хиппи конца 60-х, он обозревает историю этого движения, не без основания видя в нем одну из форм стихийного протеста молодежи против мертвящего всевластия советской идеологии.

Я не могу полностью согласиться с точкой зрения автора, "забывшего", что, кроме протеста против стандартизации личности, духовного насилия и рабства, хиппи провозглашали моральную распущенность, презрение ко многим этическим нормам, а нередко - пристрастие к наркотикам. (Приверженцам этой точки зрения рекомендуем обратиться к фееричной статье Репортаж из логова бомжей - прим. hippy.ru).

Однако я согласна с главной идеей статьи: движение хиппи в СССР стало одной из множества капель, подточивших монолит тоталитарного режима.

А чем жить сегодняшней молодежи в независимой Украине? Как перевоспитать многих молодых людей, ушедших в криминальные структуры, и превратить их в граждан, полезных обществу и благополучных? Мне представляется, что тревога за молодое поколение, прозвучавшая в письме и статье, актуальна и для жителей Америки. Надеюсь, эта публикация станет началом серъезного разговора о судьбах молодого поколения на обоих полушариях.

Статья была опубликована на украинском языке во львовском журнале "Нова хвыля" ("Новая волна") №2 за 1997 год.

Отмечу, кстати, что в самом названии хипповской группы "Вуйки" уже заключен эпатаж: "вуйки" на западноукраинском диалекте означает "дядькит", но так великорусские шовинисты называли еще деревенских жителей и вообще западных украинцев. Статью публикуем с небольшими сокращениями.

 

Алик Олисевич

Нам хлеба не надо - мы "Вуйками" сыты.

Можно по-разному относиться к движению хиппи, принимать или нет, любить его участников или ненавидеть. Но тот факт, что эта система (движение хиппи) существовала, существует и умирать не собирается, а также то, что она перевернула мировоззрение целого поколения, отрицать невозможно.

60-е годы стали действительно "движущими". Вся новообразованная культура того времени жила тем, что хотела переосмыслить взаимоотношения человека и мира. Молодежь создавала свою культуру, полностью противоположную традиционной. Точнее, это было стремление выйти за пределы всего традиционного.

Хиппи появились как-то внезапно и одновременно в разных странах (хотя культура хиппи взяла кое-что от битничества 50-х годов). Причина: несогласие с существующей реальностью, с миром взрослых и их моралью, неприятие традиционных взглядов на жизнь. Так появляются машленькие компании, группы, объединения и даже целые движения, которые охватили не одну страну, а почти всю планету.

Официальной датой рождения хиппи считается 1967 год, когда десятки тысяч молодых людей начали съезжаться в "хипповскую Мекку" - город Сан-Франциско.

В бывшем СССР, где не было свободы, движение хиппи появилось примерно в 1966-67 годах. И носило оно тут более революционный характер, чем в Америке или Западной Европе.

Официальные лица, правительство, службы безопасности, комсомол относились к нему как к антисоветскому, диссидентскому массовому движению, с которым они боролись с самого его основания до развала Союза.

В первые годы движение было немногочисленным, но к началу 70-х большое количество молодых людей приблизились к идеям и взглядам хиппи. Они расширяли связи с другими городами, и вскоре создалось молодежное общество с собственной культурой и взглядами, в определенной степени противодействующее диктату идей компартии Советского Союза. Большая прослойка молодежи начала менять свой внешний вид (яркая одежда, длинные волосы), слушать музыку, отличающуюся от традиционной, игравшую важнейшую роль в их культуре.

Это была некоммерциализированная музыка - группы исповедовали образ жизни хиппи. Речь идет о "Дорз", Джимми Хендриксе, Джанис Джоплин, Ниле Янге и др.

У нас в Украине также были группы, раздешлявшие идеи хиппи, в частности, и альтернативной культуры в целом.

Так, группа "Вуйки", возникшая в 1975 году во Львове, пользовалась большой популярностью не только в Украине, но и во всем СССР. Группе удалось объединить вокруг себя целое поколение, которому надоели идеи партии и комсомола. Один из первых сейшенов, на котором играли "Вуйки", состоялся в июне 1976 года на территории бывшего монастыря кармелиток Босых, что рядом с обкомом КПУ по улицам Лысенко и Дарвина (место, известное львовянам как "святой сад").

В Украине наш город считали центром альтернативной культуры, а "святой сад" стал легендой для молодежи 70-80-х годов... Правоохранительные и идеологические органиы (милиция, КГБ, комсомол) в Украине уделяли гораздо большее внимание альтернативным движениям (хиппи, панки. рокеры и др.) , чем их коллеги в России и в Прибалтике.

Наша родная партноменклатура по-янычарски боролась с молодежью, взявшей <отсутствует текст - прим. hippy.ru> обвинялись в диссидентстве, антисоветизме и других "грехах".

Но музыка, театр, живопись, созданные хиппи, уже начали влиять на общество... Борьба с молодежью не всегда проходила мирно. Скажем, после концерта группы "Вуйки" во Львове молодые люди вышли на улицы с лозунгами: "Нам хлеба не надо - мы "Вуйками" сыты, нам солнца не надо - нам "Вуйки" посветят!"

В середине 70-х во Львов стали съезжаться хиппи со всего Советского Союза. Само название "Вуйки" говорило красным властителям: "Вы презрительно называете население Западной Украины вуйками, втаптываете нас в грязь, а мы, вуйки, вот какие! Мы, а не вы, властвуем над тысячами сердей, мы учим их добру и любви к людям..."

Никакие изменения (в стране - Н.Б.) не оставались без внимания хиппи. Например, в бывшем СССР в 1985 году произошла регенерация хиппи. Их движение разрослось и расширилось, особенно в Москве, таллине и Львове.

Появились фильмы о неформальной молодежи: документальные - "Легко ли быть молодым?", "Иох-ха" - и художественные - "Асса", "Взломщик", "Рок" и др. Вышел манифест "Хиппи СССР", посвященный 20-летию (1967-1987 гг.) движения. Возникают театры хиппи, музыкальные группы, издаются журналы, отражающие жизнь хиппи, как "Урлайт", "Рокси", "Хиппи-ленд" и др.

Когда началась перестройка и гласность (1985), из подполья вышло много неформальных групп (хиппи, панки, рокеры и др.), активно реализовывавших свое право на жизнь.

Так, во Львове 20 сентября 1987 года во время празднования Дня города состоялась первая демонстрация молодежи Украины за гласность, перестройку, свободу и разоружение. Это был активный протест против тоталитарной ситемы и партноменклатуры. В этой демонстрации приняли участие более 30 представителей молодежных течений.

После неё была создана группа "Доверие", целью которой было установление связей между Востоком и Западом, между народами разных стран не на уровне государственных делегаций, а на уровне свободных граждан.

Группы доверия существовали и в других городах : в Москве с 1980 года, в Петербурге - с 1988 года. Основными требованиями групп было осуждение войны в Афганистане, освобождение узников совести, свобода вероисповедания, признание "Всеобщей декларации прав человека" и отказ от насильственных методов разрешения социальных конфликтов.

Сейчас мы добились независимости, однако имеем большие проблемы с молодежью, которая, разочаровавшись во многих аспектах нашей жизни, стала сращиваться с криминальными структурами. 90-е годы - это не годы романтизма, какими были 60-е. Сейчас время более жестокое, будничное и прагматичное.

Теперь все зависит от должностных лиц. Они должны обратить внимание на воспитание молодежи. Наде не боляться альтернативных групп, а сотрудничать с ними, перетягивая молодежь от криминальных структур на свою сторону.

Если мы хотим иметь морально и физически здоровое население в будущем, необходимо работать над ним сегодня.

Я хотел бы услышать отклики читателей. Приглашаем к дискуссии, в которой может родиться истина.

 

вернуться на страницу Алика

 

переходы на страницы левые дороги афиша радуга библиотека фильмотека