30/8 - 5/9.2009 Ирина Герасимова Лето. Крым. Поздин.
Харизматичный киевский музыкант черпает вдохновение у моря. Гитариста Анджея Поздина — основателя легендарной группы «Эр.Джаз» — знакомые называют «явлением природы». Можно относиться к подобной характеристике с иронией, но доля правды в ней есть. Как-то одна дама, считающая себя специалисткой по эзотерике, передала мне свою содержательную беседу с Анджеем о гармонии. По ее словам, «гармония» для Поздина — это когда он голым сидит на пляже и молча смотрит на волны. Наверное, потому и стремится Анджей в любое время года в Крым, к берегам свободной стихии, как некоторые эмигранты регулярно наносят визиты на свою бывшую родину. Вообще же, его биография — настоящий путь космополита: родился в Германии, в семье офицера, жил в Перми (потому шутливо называет себя «пермяк — соленые уши»), проходил армейскую службу в Москве, получил образование и осел в Киеве. По окончании архитектурного отделения Киевского строительного техникума он участвовал в реставрации Крестовоздвиженской церкви на Подоле. Конечно же, ко всем уголкам земли, прощупанным собственными ногами, этот хиппующий паломник сохранил память сердца. Но в поисках утраченного Рая его заносит именно в Крым, природа которого служит для музыканта одним из главных источников вдохновения.
Сергей Волохов Мы из эротического джазаЕсть ли в Украине культовый оркестр? Есть. Это «Оркестр эротического джаза». Эта музыкальная формация не выходила во всей своей красе на подмостки десять лет. И тем не менее на концерте, посвященном возвращению «Эр. Джей. Оркестра» на сцену, был аншлаг. При символической рекламе. Представление «Снова на холме» проходило в малопригодном для традиционных концертов помещении — в столичном планетарии. Думаете, на безрыбье, из-за невозможности арендовать более подходящий зал «Оркестр» занесло под купол? На самом деле более удобной площадки для выступления коллектива не сыскать. В зале собрались старые или бывшие хиппи. Кто-то захватил с собой детей. Они, в отличие от родителей, еще никогда не видели «Эротик джаз». Тридцатилетние мамы и папы не боятся брать чад на выступление коллектива с подозрительным названием. Они знают: на сцене не появятся голых девиц и не прозвучат скабрезные тексты. Текстов не будет вообще. Только музыка, слившаяся воедино с завораживающим, уводящим от суеты, зрелищем. Произойдет демонстрация в отдельно взятой точке Вселенной гармонии мира. В креслах сидят сегодняшние знаменитости. Зачем далеко смотреть? Слева от меня — Лилия Пустовит — самый прогрессивный в стране и самый востребованный за границей дизайнер одежды. Ее модели полны этнических мотивов и эстетики хиппи. Справа — Фома — солист рок-группы «Мандры», использующий украинский фольклор. Ведущий концерта, известный джазовый критик Алексей Коган называет «Эр. Джей. Оркестра» «мыслящим музыкальным меньшинством». Он не скупится на дифирамбы, «Эр. Джаз» — его любимый коллектив, хотя к джазу имеет отношение только название этой необычной группы. С этим полностью соглашается и выражает готовность именовать свое творчество понятием «world music», что значит «музыка мира», лидер и автор практически всех композиций «Эр. Джей. Оркестра» Анджей Поздин. С бородой и длинными волосами, в бархатном берете с перьями и с акустической гитарой в руках он похож на средневекового менестреля. Наряду с традиционными электрогитарой, басом, барабанами, роялем в руках и под руками еще дюжины музыкантов «Оркестра» скрипка, индийский ситар, старинная лира, средневековый духовой инструмент цинк, ксилофон и масса перкуссии — бонги, маракасы, погремушки. Какую же музыку извлекает ансамбль из этих инструментов? Современную? Старинную? Скорее, музыку вне времени и без пространственной привязки. Здесь и мотивы Востока, и Индии, Африки, Испании. «Чайная церемония», «Священная река», «Долина Айи», «Путь на Авалон» — длинные композиции мягко перетекают одна в другую. На одну постоянно повторяющуюся гармонию нанизываются сольные партии, то уступая дорогу одна другой, то переплетаясь. Но ни скрипка, ни флейта, ни горн не играют ярко выраженную мелодию. Их партии — скорее импровизация. Привычная европейскому уху мелодика смешивается с экзотикой туземных этнических мотивов и старинных инструментов. Такая музыка способна ввести слушателя в то состояние отрешенности, которое достигается посредством медитации. Особенно если использовать в качестве катализатора какое-либо психотропное средство, что свойственно хиппи, но не «Эр. Джазу». — Я не употребляю никаких допингов не только для вдохновения, но и вне творчества, — признается Анджей. — Не курю даже табак, не пью кофе. Только чай из трав и цветов, соки. Музыка «Эр. Джей. Оркестра» великолепно подошла бы для сопровождения зрелища — необычного спектакля или кинофильма. Действо происходит в планетарии. Точнее — разворачивается под музыкальный аккомпанемент. Светотехника создает под куполом иллюзию сумерек. Зажигаются звезды. Всплывают созвездия и туманности. Музыка доносится то ли от горящего далеко на воображаемой опушке костра, то ли из глубин космоса. Наступает рассвет, и зал взрывается аплодисментами. Следующие композиции звучат в унисон фильму «Блаженные острова». Его автор, седовласый бородач Александр Дирдовский, являясь участником «Оркестра», смонтировал кадры, снятые им в Венеции и в украинском селе Вилково, построенном в плавнях. Последние композиции звучат под проецирующиеся на сводах слайды Дирдовского, под снятыми им кронами деревьев и куполами церквей. Подобное зрелище публика могла видеть 12 лет назад. Тогда Дирдовский пригласил в планетарий необычных музыкантов якобы для озвучивания слайд-программы. — Мы одни в свое время делали шоу. У нас танцевали на сцене девушки, но не эротические, в грубом смысле слова, танцы, Саша показывал слайды, мы зажигали свечи, курительные палочки, приглашали поэтов. Музыка сопровождала зрелище с пластикой и другими видами творческого воздействия на публику. Хотя приходилось играть в самых невероятных местах и в самых невероятных солянках. Однажды выступали в рок-концерте, организованном комсомольскими работниками. Мы впервые тогда сыграли на киевской сцене за деньги. Перед нами громыхали «металлисты». Но нам удалось ввести зал в наше состояние. Музыканты «Эр. Джей. Оркестра» играют и в других коллективах. Но вместе они не собирались в течение 10 лет. Однако в конце 80-х за три-четыре года успели завоевать сердца любителей экзотики. Причем не только в Украине. «Эротик Джаз» объездил всю Европу. Группа образовалась на базе натуральной хипповской коммуны, в которую превратил свою квартиру на улице Челюскинцев, нынешней Костельной, Анджей. Кому-то из будущих «эрджазовцев» негде было жить, кто-то будучи в призывном возрасте скрывался от военкомата, кто-то приходил погостить на недельку. Сам Анждей сочинял музыку и работал художником-оформителем, пока его не уволили за хипповство. Ансамбль раскололся на пике популярности. — Когда у меня родился ребенок, я ради семьи покинул коллектив, который создал,. Нельзя приобрести, не потеряв. Но ребенок вырос, а я разошелся с женой. И вот «Эр. Джаз» снова занял свое место. Без меня группа какое-то время существовала под предводительством моего крестного брата флейтиста Алексея Александрова. А я порой играл на презентациях художников, скульпторов. Среди них у меня много друзей. Ведь я по образованию — архитектор. Вдобавок восемь лет подряд ездил с гитарой в Германию, зарабатывал своей музыкой. — Джаз и эротика — тонкие понятия. Если джаз — это импровизация, а эротика — чувственность, то все становится на свои места. Нас упрекали в отсутствии и вибрирующих девушек на сцене, и джазовых гармоний. — Название «Эротик Джаз» появилось из единственной написанной мной песни. Не складываются у меня отношения со стихами! В той шуточной песне были такие слова: «Эротический я, эротический ты, эротический он, эротические вы, эротический день, эротический час, эротический мир, эротический джаз». Люблю эротику во всех ее проявлениях. (Смеется.) По сути, я основал в Киеве в конце 80-х первый нудистский пляж. Меня друзья спрашивали: где-нибудь на Днепре есть пляж для нудистов? Я отвечал: «Где я, там и нудистский пляж». А первое слово в своем названии мы сократили до буквы «эр», дабы избегать надоедливых расспросов об эротике. «Джаз» обрезали, когда поехали в Венгрию на Мишкольцский фолк-фестиваль, чтобы не провоцировать тамошнюю аудиторию. А учитывая численность состава, чем мы не оркестр? Выживет ли необычный оркестр? «Эр. Джазу» предлагают продолжить музицирование на серьезной основе, работая по законам шоу-бизнеса с участием административной машины. — Мастер Бо подает нам сигналы, — говорит Анджей, поднимая глаза к небу, — а мы их трансформируем. Я просто плыву по течению жизни и стараюсь не сесть на мель. Тридцатилетние мамы и папы не боятся брать чад на выступление коллектива с подозрительным названием. Они знают: на сцене не появятся голые девицы и не прозвучат скабрезные тексты
|
|