Перепечатано из журнала, 4.9.2009 Дмитрий Громов Хиппи советской Украины Дети подсолнухов Журнал «Корреспондент» - Украина pdf номера 5,6 Mb Украинские хиппи были особым явлением среди «детей цветов». У них был свой «остров свободы» - Львов, через который к ним приходили самые передовые фенечки с запада, и своя Калифорния – Крым. Вряд ли собравшиеся в 1967 году на Лето любви в Сан-Франциско американские хиппи могли предполагать, что спустя 10 лет на другом конце света – в СССР, за железным занавесом – по их стопам пойдут сотни молодых людей. И им не помешает ни коммунистический тоталитаризм, ни власти, ни закрытость советского мира. Хиппи made in USSR, так же как их американские прообразы, станут отпускать хаера (длинные волосы), наденут хайратники (тонкую повязку на голову), фенечки (плетеные из бисера браслеты) и будут внимать призыву Make love, not war! (Распространяйте любовь вместо войны!). Но разница между американскими «детьми цветов», как называли хиппи, и советскими всё же была очевидна. Носители хаеров и фенечек из СССР вели собственную борьбу – не с войной, как их американские «коллеги», а с коммунистической репрессивной системой. И в противовес власти они тоже назовут себя Системой – обязательно так, с большой буквы. Особое место в этой Системе заняла Украина. Вуйки-хиппи «Дети цветов» любили родину Тараса Шевченко. Ведь здесь был тёплый рым, который для хиппанов стал летней Меккой (как Калифорния для американских хиппи), где можно жить свободно и почти беззаботно. Была и другая точка на карте УССР, которая манила к себе людей Системы – Львов. Центр Западной Украины всегда гордился своей близостью свободным странам, его населению был присущ свободолюбивый дух. Поэтому длинноволосые ребята одной шестой части суши в разрисованных рваных джинсах чувствовали себя вольготно. Сравниться со Львовом, по мнению человека Системы, могли тольо столицы советских прибалтийских республик (Рига, Таллин, Вильнюс), а также Москва и Ленинград. А вот Киев, к примеру, располагался в этом условном списке намного ниже. А еще Львов стал одной из колыбелей хиппизма в Союзе. Первые поклонники любви и пацифизма появились здесь уже в конце 1960-х, практически одновременно с американскими. По-крайней мере, так утверждает аксакал львовских хиппи – 50-летний Алик Олисевич. Сейчас он готовит книгу воспоминаний по истории движения советских хиппи, занимается правозащитной деятельностью и служит во Львовском театре, а в молодости Олисевич, он же Алик Львовский, работал натурщиком в институте прикладного искусства и начал хипповать. Железный занавес никогда не мешал львовянам активно перенимать самые свежие тенденции быта своих западных единомышленников. Местные «дети цветов» не только были одними из первопроходцев движения в Союзе, но имели даже своих доморощенных йиппи. Об этом радикальном крыле американских хиппи на Западе знали не все, не то, что в СССР. Йиппи, в отличие от основной массы своих собратьев, исповедовавших пассивное сопротивление, считали, что с государственной системой нужно бороться активно. В 1970 году во Львове состоялся громкий судебный процесс над йиппи – Ярославов (Шарниром ) Яресько, которого Олисевич считал своим старшим товарищем. В 19-летнем возрасте Шарнир, культовый для львовских хиппи персонаж, ходивший по Львову в невиданном по тем временам наряде – черном кожаном плаще и кожаных штанах – оказался свидетелем расстрелянной советскими танками Пражской весны 1968 года (восстания чехов против коммунистического просоветского режима). Эти события побудили Яресько обратиться с призывом в адрес хиппи действовать более радикальными методами, борясь за идеи свободы. Мол, нужно поступать так, как американские Йиппи под руководством Джерри Рубина и Эбби Хоффмана – устраивать акции протеста, бунтовать. У львовян-йиппи был свой устав, манифест и даже огнестрельное оружие – пистолет вальтер. Но они не успели перейти от идей к действиям – их отловили правоохранители. Для Яресько это история кончилась тюремным сроком за ношение огнестрельного оружия. Еще одной экзотикой для СССРЮ появившейся в столице Западной Украины раньше, чем где бы то ни было, стали хиппи-байкеры. Уже в 1976 году с длинными бородами, в расшитых жилетах и шляпах они рассекали просторы Советского Союза. Подобно героям культового фильма Беспечный ездок, породившего повальное увлечение мотоциклами и снятого американцем Дэннисом Хоппером всего лишь за семь лет до того, как тишину Львова потревожил рык железных коней местных хиппи-байкеров. «Их было больше десяти человек – очень колоритные личности, похожие на (знаменитую американскую группу, основанную в 1969 году) ZZ Top (два участника этой группы носят бороды по пояс, широкополые шляпы и черные очки», - вспоминает Алик Олисевич. Экстравагантная внешность сыграла с мотто-хиппи злуш шуту. Когда в 1983 году они появились в центре Киева, из тут же задержала милиция. «В Печерском РОВД с них сняли отпечатки пальцев и сказали буквально следующее: «Вы своим внешним видом позорите орденоносный город Киев, поезжайте к себе, в бандеровский Львов», - рассказывает Олисевич. В итоге хиппи-байкерам пришлось отсидеть 15 суток административного ареста за нарушение общественного порядка внешним видом. Свобода в стране несвобод В мире «детей цветов» не принято делиться по национальному признаку. И «вписаться на флэт» (то есть найти себе временную крышу над головой) «пипл» (член Системы) мог в любом уголке СССР – свои везде были ему рады. Так что одним Львовом и Крымом движение не ограничивалось – оно было во всех крупных городах, в первую очередь – в Киеве. Везде хиппи вели примерно одинаковый образ жизни и имели из-за этого примерно одинаковые проблемы. Причем не все из них создавала власть. «Из-за того, что было меньше доступа к наркоте, меньше и потребляли, чем на Западе, - подчеркивает 53-летний кинодокументалист и хиппи Александр Дирдовский. – При совке все бухали, и не только хипы». Бутылка портвейна легко заменяла советским хиппи косяк марихуаны. Однако не выпивка или наркотики были важны для этих людей. Вернее, не только это. А еще, например, жизнь в дороге, ведь она для «детей цветов» - основа мировоззрения. Свобода передвижения советских хиппи ограничивалась, правда, рамками СССР, но зато простор был от Ужгорода на западе до Владивостока на востоке, от северной Карелии до южной Средней Азии. Поскольку мотоциклы были тогда редкостью, путешествовали автостопом и на «собаках» (электричках). Преимущество того времени было в том, - говорит Дирдовский, - что билеты стоили копейки, и на поездах и электричках можно было легко путешествовать». Сам он вообще сделал ход конем – пошел работать ассистентом оператора в документальное кино и за казенный счет, снимая научные фильмы, побывал и на Севере, и на Дальнем Востоке, и в Средней Азии. Советскую власть раздражало нежелание «детей цветов» ударно работать на благо общества. «Хиппизм – это не просто следствие известных упущений в воспитательной работе и организации досуга молодежи. Здесь мы имеем дело не просто с увлечением, принявшим характер массового психоза, как это было с футбольными фанатами, а примером нравственного и социального самоустранения», - с этих слов начинался текст спецпособия отдела пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ по работе с различными самодеятельными объединениями молодежи, изданного в 1980 годах в СССР (автор статьи имеет ввиду этот текст с нашего сайта). Однако побороть «нравственное самоустранение» в случае с хиппи было сложно. Желая одним махом покончить с ними, власти обратились к помощи силовых структур. Но правоохранители привыкли действовать карательными методами, которые к хиппи применять было тяжеловато, ведь сажать их, чаще всего, было не за что. «У нас же это считалось антисоветским явлением, причем более опасным, чем диссидентство, - считает Алик Олисевич. – Диссидентов было немного, и их можно было взять с поличным с литературой запрещенной (писателя эмигранта Александра) Солженицына или (ученого и правозащитника Андрея) Сахарова. А с хиппи было сложнее: они были далеки от политики как таковой. Поэтому их могли преследовать только за их одежду или длинные волосы и только в учебных заведениях или на работе». В противоборстве с «волосатыми» власти использовали комсомольские оперативные отряды – молодых людей 16-27 лет, которые на общественных началах помогали милиции и КГБ бороться с «антиобщественными» молодежными движениями. Комсомольцы, примеру, отлавливали хиппанов, насильно стригли им хаера, разгоняли их тусовки, прорабатывали «детей цветов» на собраниях. Иногда власти находили другие варианты борьбы. В 1982 году Олисевич со товарищи поместили письмо о советских хиппи в югославский молодежный журнал Джукбокс, который выходил по всей Европе. «Я там не побоялся дать свой домашний адрес – в день стало приходить по 100-200 писем, - рассказывает Олисевич. (В результате) Мне тогда (власти)хотели «пришить» антисоветскую агитацию и пропаганду». Дело дошло до «задушевного» разговора с капитаном КГБ, который предупредил, что если Алик не перестанет общаться с зарубежными СМИ, власти найдут способ упрятать его за решетку. А Анджей Поздин, киевлянин, организатор одной из первых коммун в столице Советской Украины, а ныне музыкант и руководитель проекта Эротический джаз, вспомнил еще об одном методе работы властей с «детьми цветов». В 1987 году киевские неформалы, в основном хиппи, среди которых было много поэтов и музыкантов, решили попросить городских чиновников, чтобы те им выдали помещение для творческой лаборатории. Власти вроде бы согласились помочь, назначили встречу, на которой всех активистов и переписали. Помещение не выделили, зато неформалов поголовно уволили с мест работы или отчислили из вузов. «Я работал художником-оформителем в строительной организации: остался без работы, и без общежития. Вот тогда то я и понял, что стал настоящим хиппи, абсолютно свободным человеком. И отправился путешествовать автостопом», - вспоминает Поздин. Так он побывал сначала в Крыму, затем в Грузии, позже были Каспий и Средняя Азия. Поздин добрался даже до Бухары и Ташкента. Конец Системы То, чего не смогла сделать вся карательно-воспитательная машина Страны Советов, а именно – извести движение хиппи, с лёгкостью провернуло время. Олисевич с сожалением констатирует, что более половины тех хиппи, с которыми сводила его судьба, в итоге стали заурядными наркоманами или алкоголиками, а многие от этого и умерли. «Ведь хиппи – это не армия, а сообщество свободных людей, и каждый мог выбирать свой собственный путь, - объясняет он. – Кто-то следовал христианству, кто-то буддизму, одни вели здоровый образ жизни, другие – наоборот». Выжившие «олдовые» (старые, преданные Системе (* олдовый – не нашедший свой индивидуальный путь источник - прим. hippy. ru)) хиппи говорят и о другом: пришедший вслед притеснявшему их социализму дикий постсоветский капитализм обошелся с «детьми цветов» еще более жестоко, чем почивший Союз. Пришла долгожданная свобода, но вместе с ней изменилось и общество, в котором главную роль стали играть деньги. Этого закаленные в боях с коммунизмом советские хиппи пережить не смогли. «Материальные блага мы называем материальными вредностями. В погоне за ними теряется человеческая сущность, - считает Олисевич. – В этом смысле, если сравнить то, что было при коммуняках, и то, что сейчас, то, сейчас, может, даже гораздо хуже в духовном смысле». Нынче, вздыхает «олдовый» хиппи, продается и покупается абсолютно всё, криминал у власти, всё коррумпировано. «При коммунизм е хотя бы формально звучало, что человек человеку друг, товарищ и брат», - говорит он. Цветочное поколение Хиппи (от популярного сленгового выражения to be hip – быть в курсе, быть «мировым», то есть - классным) – молодёжная субкультура, возникшая в США в 1960-х годах. Хиппи также называют «детьми цветов» - из-за лозунга Flower power (Власть цветов) и манеры вплетать цветы в волосы и разрисовывать ими одежду. Хиппи протестовали против пуританской морали и власти денег в капиталистическом мире, а таже пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте и свободе через свободную любовь и пацифизм. Хиппи опираются на христианство и восточные религии, в основном буддизм и индуизм, а также мистические практики. Кроме того, хиппи практикуют вегетарианство, нудизм, путешествия автостопом, слушают рок-музыку (чаще психоделический рок и джаз). Зачастую хиппи употребляют наркотики (в основном марихуану и ЛСД). Пик движения пришелся на 1967 год, когда на так называемое Лето любви в Сан-Франциско собралось 100-150 тысяч представителей этой субкультуры. Знаковым событием для среды хиппи был и знаменитый рок-фестиваль Вудсток 1969 года, явивший миру Джимми Хендрикса, Дженис Джоплин, Greateful dead и других. фото Анджея и Алика
|
|