hippy.ru 

 

Саша Здолбунивский

Библиотека

 

6.12.2006

Олег Качмарский

Срединный путь патриарха движения хиппи Александра Фещука

источник: газета Ровненский репортер,
из архива Алика Львовского?
сегодня утром, 7.2.2007, она приехала
в бумажном письме

Проблемы мировоззрения, поиски смысла земного бытия - вопросы эти относятся к разряду вечных. Для подобных тем не требуется даже пресловутого газетного "информационного повода", потому что актуальны они всегда. А если сюда примешивается ещё и проблема взаимоотношения поколений - вечный конфликт отцов и детей, - предмет разговора в данном случае становится крайне взрывоопасным.

В предыдущих публикациях нашего издания мы уже приближались к этому животрепещущему вопросу, и наконец решили взять быка за рога. Сегодня читателей "Репортёра" ждёт незабываемая встреча с человеком, который одновременно относится и к отцам, и к детям. К отцам по простой причине своего почтенного возраста, к детям - потому как является настоящим патриархом движения хиппи - пресловутых "детей цветов".

Итак, о собственном постижении жизни, о сущности философии хиппи, о пребывании в постоянном состоянии любви рассказывает художник из Здолбунова Александр Фещук.

- Если мне не изменяет память, с момента последней нашей встречи прошло уже года три с половиной. Рад снова тебя видеть, если и не совсем в полном здравии, то, по крайней мере, живым. И первый вопрос: как и чем нынче живёшь?

- Ну, вопрос очень уж глобальный. Чем живу? Что Бог посылает, тем и живу. Вот сегодня тебя послал. Что же до внутреннего состояния, то оно очень подвижно, постоянно меняется. Происходит какое-то внутреннее борение, при котором возникают вопросы: зачем ты здесь, почему, как, откуда, куда? Эти вопросы возникают каждую секунду. А если они не возникают, то это плохо, - значит, ты живешь жизнью человека, который спит.

С другой стороны, многие люди, которые постоянно говорят о Боге, о духовном, проповедуют Евангелие, на самом деле тоже спят глубоким сном. Подобные проповеди идут не от личного духовного опыта, а от доктрины, проглоченной в готовом виде. А есди бы они проснулись, то поняли бы, что так много чужих и лишних слов не нужны совершенно.

Это было бы очень сильным состоянием, когда уже нет внутренего борения, и человек находит тот центр, через который происходит непосредственное общение с духовным космосом.

У меня же, естественно, идут пока эти самые внутренние борения. Но скажу тебе, Олег: за все свои годы после 50 лет я понял три слова из псалма 90-го: "Живый в помощи Вышнего..." Так начинается 90-1 псалом, и это я ощущаю сейчас наиболее всего. Когда ты понимаешь, что у тебя нет ни матери, ни отца, есть приятели, есть друзья, но живёшь ты один, - поэтому "Живый в помощи Вышнего..." подходит как нельзя лучше. А как уже я живу, трудно сказать.

Каждый день рождает своё. Иисус говорит: не беспокойся о завтрашнем дне, он родит своё. И он рождает. Я же не строю никаких планов, я просто живу.

- В чём ты видишь смысл жизни?

- Кто-то из мистиков хорошо сказал: жизнь твоя подобна зеркалу, которое сразу от рождения начинает присыпаться пылью. И так присыпается всю жизнь. Когда же ты сможешь эту пыль стереть и увидеть своё - кристально чистое - отображение, можешь считать, что не напрасно жил.

- И как у тебя: жизнь прожита не зря?

- Наверное, не мне об этом судить.

- Может, жалеешь о чём-то?

- Нет. Всё, что было в моей жизни, всё было свыше, всё было по божественному предопределению. Давеча я рассказывал одной знакомой кришнаитке, чем является для меня наша Екатерининская церковь. Когда я родился, - у нас был небольшой домик, который отец построил сразу после войны, - я лежал головой на юг, а ногами на север. И первое, что я видел во сне, когда просыпался, это верхний купол церкви и крест. Я как бы родился с этим...

А потом я стал держать голубей. Помню, как ослепительно белые голуби уходили в небо, делали три круга над домом, потом останавливались в одной точке и, наконец, растворялись в небе. А я целыми днями смотрел в голубое небо в их ожидании. Прилетали они уже вечером.Некоторые из них садились передохнуть на церковный крест. А потом слетали ко мне на руки.

Я слушал, как стучали их сердца, и думал: что же они там, на кресте чувствовали? Ты ведь знаешь, что голубь - это символ человеческой души.

Так что с детства было предопределено, что мне не о чем будет жалеть. Всё было предуготовлено. Тогда, конечно, я этого не осознавал, всё это было подсознательно, но оно двигалось, росло. Осознал я уже сейчас.

- Саша, в Ровно ты - один из наиболее ярких представителей субкультуры хиппи. Что это такое в твоём понимании?

- Это очень просто. Английское слово hap означает проникновение в глубь себя. Этого достаточно. Если человек будет проникать в свою сущность, то обязательно получит ответ. Иисус сказал: Я при дверях. Имеется в виду не то, что придет какой-то судный день - как люди неправильно это истолковывают,- а то, что в любую секунду твоей и моей жизни Он - при дверях. Вот только когда Он стучит, нас никогда нет дома, мы где-то гуляем своим умом, своим сердцем. Поэтому он второй раз стучит, третий... И слово hap в этом случае означает идеальное состояние - я здесь, я дома, я открою.

Что же касается истории хиппи в объемном понимании, то это определенный отрезок времени - как минимум 10 лет, - это огромное количество людей. Здесь всё очень разношерстно: одни туда пошли, другие туда, третьи... Всё зависит от внутренней сущности человека.

Из недавней беседы с кришнаиткой я узнал, что их гуру, Прабхупада, который понёс кришнаизм из Индии на Запад, первоначально столкнулся там с полным неприятием. Его все гнали, единственными, кто его принял, были хиппи. Вот тебе лишнее доказательство того, что хиппи - люди, способные принять человека с духовным потенциалом. Это люди, живущие с открытым сердцем. Люди, которые не мертвы.

Недавно я был во Львове на днях города. Ходили толпы людей: одни сюда, другие вот так. И я ужаснулся от осознания того, что это же мёртвые люди, мёртвые толпы людей. Иисус говорил: ты думаешь, что ты жив, но ты мёртв. Я был в ужасе от этого ощущения. Эти толпы ждут какого-то чуда, ещё чего-то. Они живы физически, у каждого бьётся сердце, но духовно они мертвы.

- В своё время движение хиппи было массовым...

- Только не у нас. Это в Америке, потом в Европе оно перекинулось на студентов, начали бастовать университеты.

- Но сегодня оно сошло на нет?

- Как сказать. Ты посмотри, сегодня ходят в расшитых джинсах, за что в своё время могли посадить в каталажку или отправить в "дурку". А сегодня это мода. Но это - мода хиппи. Понимаешь? Вот тебе хиппизм! Он живуч в различных формах. В этом случае он проявляется в такой форме: дух дышит там, где хочет.

- Но одевать какие-то штаны в духе хиппи...

- Да, это не главное. Но эта мелочь свидетельствует о позитивных эмоциях, которые вызывает в людях мода, заложенная хиппи. Это просто красиво.

- Во времена Союза за длинный хайр, за внешний вид могли и дело пришить...

- В "дурку" запихнуть. Я в Днепропетровске за это "висел": этот человек распространяет западную идеологию. Хотя, по большому счету, идеология эта вовсе и не западная, а скорее восточная. Потому что больше всего на хиппи повлияли восточные мистики. Западное всегда рациональное, западное ищет следствия, а восточное - причину. Разница - колоссальная!

- ...сейчас таких перегибов нет: ходи как хочешь, носи что хочешь. Говорит ли это о том, что в духовном плане нынешнее общество стало более высоким, продвинутым?

- Это какой-то банальный вопрос. Оно отупело, и тупеет не по дням, а по часам. Это раз. Потом компьютеры и все современные технологии - это из прошлого, а не из будущего.

- В каком смысле?

- Когда-то люди уже пережили это. Ничего нового в этом нет. Это из прошлого опыта человечества...

- Нынешнее поколение. Как бы ты охарактеризовал его?

- Я не знаю, чем живёт нынешнее поколение. Кроме электроники, тех звуков, которые доходят и до меня. И кроме того, что они с 12 лет начинают заниматься сексом и употреблять всё, что только может принимать в себя человеческий организм.

- Интересный момент. Когда-то в "триаду" хиппи входили именно секс, наркотики и рок-н-ролл...

- Нынешняя ситуация не имеет с хиппизмом ничего общего. Потому что в этих людях нет протеста - против материального мира, против мира своих родителей. Ведь восстание хиппи - это восстание детей против своих родителей. Они тогда сказали: наши родители тупые, они нас неправильно воспитывали, мы их не осуждаем за это, просто они продукт того общества, в котором выросли. И находясь в этом порочном кругу, они и нас хотели в него затянуть. Но мы вырвемся из этого круга, мы не будем ни с этим обществом, ни со своими родителями.

Это был большой подвиг, что бы сегодня ни калякали. А ныне - это полная противоположность. Нынешние дети - это как раз и есть продукт того общества потребления, против которого в свое время восстали хиппи.

- А вот наше поколение уже успели окрестить "потерянным". Перестройка, слом сисиемы, перемена ценностей. Поколение как бы выпало: жизнь пошла совоим чередом, а поколение осталось у разбитого корыта.

- Думаю, если ты связан с духовными потоками, ты не останешься у разбитого корыта. Для тебя жизнь и такая, и сякая, и разэтакая, всё равно будет жизнью. Ты же не можешь быть неблагодарным Богу за серый дождливый день. Серые дни тоже нужны. Всё воспринимается на одной плоскости, на одном уровне в том случае, если ты учитываешь, что ты здесь в гостях. Когда-то Бунин Ваня написал очень хорошо: Я у реки, так где же переправа? - это он своим родителям посвятил. - И я приду, с любовью кольца вам верну, И тихо лягу с краю...

То есть, все мы у реки. Река - символ жизни. И главное - плать посередине этой реки. С одной стороны смерть, с другой - жизнь. Если ты будешь впадать в меланхолию, в депрессию, ты будешь приближаться к берегу смерти. А если будешь слишком сильно прилепляться к жизни, к её ценностям, то когда грянет на тебя нечто не от этой жизни, ты получишь очень сильны удар. И то, и другое плохо.

Находиться посередине - это тяжело. Это значит находиться в гармонии, помня о том, и другом. В таком вот состоянии и хотелось бы пребывать.

Ну а поколение не может быть утерянным. Разве что, если ты сам будешь чувствовать себя утерянным, тогда таковым и будешь. Вот скажу про себя. Как художник, как человек, который 12 лет многому учился и мог бы кого-то чему-то научить, сегодня я оказался никому не нужен. Но я же не плачу по этому поводу. Есть сотни преподавателей, которые учат живописи - это их время. А моё, значит, в этом плане уже прошло.

Но есть много другого. А это я унесу с собой в могилу. Значит, я не должен эти знания передавать. Есть высшая божественная энергия, та сила, которую мы называем Богом, - она незримо управляет и распределяет. Главное здесь уловить эти потоки и не переть на рожон. В Библии сказано - упорный пусть погибает своим упорством. Бывает упорство не к месту и не ко времени...

- Но всё же в чём главная причина "потерянности": ожидалось, что вместо "неразумного" советского социализма придет "разумный" капитализм. Новая же система принесла свой негатив.

- Дело в том, что политики всегда останутся политиками. Давеча ты сам цитировал Буковского: "правительства бывают плохие и очень плохие". А люди - это куклы, которые ведуться на что угодно. Я же никогда - ни в 90-е, ни позже - и близка не предполагал, что что-то измениться к лучшему. В духовном смысле только к худшему.

Так и получилось: чем больше строят церквей, тем больше бездуховности. Потому что никто не знает где и как процветает духовность. Она теплится в сердце человека. Поэтому для хиппи главное - это любовь. Которую невозможно описать, рассказать, надумать.

Вот Иисус Христос: шел себе хиппи, был хиппи, устал очень сильно и оказался у дома Марии Магдалины. А она к себе в дом никогда никого не приглашала. Она попросила его в дом, а он не зашел. Сказал: "Ничего, Мария, как-нибудь в следующий раз. Я только посижу, отдохну и пойду себе..." Она была очень оскорблена: как так, в её дом напрашивались именитые люди, а тут?! А он прочувствовал это и говорит: "Мария, я тея люблю больше всех". Встал и пошел. И тут её прорубило. Она поняла, что впервые в жизни увидела мужчину, который находится в состоянии любви.

Поэтому неудивительно Его выражение: "Любите врагов ваших". Это не значит, что нужно своего врага обнимать и целоваать. Отнюдь. Просто он пребывал в состоянии любви, и это ему было легко. Нам же находится в таком состоянии очень тяжело. В постоянном состоянии любви.

- Саша, в завершение нашего разговора о наиболее ярких воспоминаниях вашей жизни...

- Таких было немало. И то, как родился, и купол с кресом, и голуби. Ещё когда в Днепропетровск попал в мир протеста: сразу оказался среди людей протеста, среди мира музыки, рок-н-ролла. Еще живопись, соприкосновение с абсолютно другим миром. Миром параллельным, духовным. Он находится рядом, но не каждый его видит. И если в твоей работе кто-то увидел нечто, значит, тебе удалось передать отблески того мира. Мифа фей, добрых гениев, добрых духов, ангелов.

До 5 лет ребенок находится в ангельском состоянии, то есть он всё еще способен разговаривать с ангелами. После 5 лет связь эта постепенно утрачивается. Поэтому Иисус говорил: "Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное." И наиболее яркими впечатлениями нынешней моей жизни являются те моменты, когда я вновь возвращаюсь в то состояние. А всё остальное сишком угнетает, надоедает, становится скучным...