20.06.2005
Игорь МАСЛОВ
Яппи и хиппи как они есть
Источник
Сегодня
здесь представлены две социальные группы.
Одних зовут яппи. Других зовут хиппи.
У хиппи есть длинные волосы.
А у яппи их нет, потому что они работают в офисах.
Зато после работы они могут позволить себе буквально все.
Ведущий проекта «Другое дело» Игорь МАСЛОВ |
|
Павел Каныгин
Бег с карьерами
Московские яппи как они есть: работа, зарплата,
бильярд, боулинг, секс, трава, ножи, кальяны
Катя,
Андрей и Фима (Фахми) — русские яппи. Яппи — то есть young professional,
молодой профессионал. Формальным языком можно сказать: они имеют высшее
образование, получают больше $2 тысяч в месяц, являются незаменимыми
специалистами в своей сфере, работают пять дней в неделю, а на шестой
— ходят по клубам, напиваются и занимаются сексом. У большинства яппи
нет постоянного партнера. Нет детей. Поэтому они мобильны. Они курят
траву, слушают RNB, читают Акунина и Ролинг. Телевизор не смотрят вообще.
Многие из них хотят уехать из России. Главное отличие яппи от сограждан
– мобильность. То есть легкость, с которой яппи меняют работу, окружение,
страну проживания.
|
Катя,
25 лет:
— В этот день мне исполнился 21 год. Я тогда жила в Нью-Джерси.
Из окна открывался вид на Нью-Йорк, Манхэттен. После обеда мы с
друзьями, как и договаривались, хотели пойти на башни Twins. «It's
OK, Катюха, тебе уже можно пить виски», — подумала я тем утром.
Потом выглянула из окна. На Манхэттене творилась какая-то чертовщина.
И тут позвонил приятель: «Dammit! Катьк, это катастрофа… Включай
CNN». |
Андрей, 22 года:
— Я бабник. Но никого из баб не люблю. Еще не люблю свою работу.
Я хочу играть в театре. Все говорят: «Андрей, у тебя есть талант».
Я не знаю. Очень трудно отказаться от денег, которые я зарабатываю
и потом трачу на баб, и жить на смешную актерскую зарплату. |
|
|
Фима
(Фахми), 29 лет:
— Первое время, когда я только приехал в Москву, было
обидно, что менты постоянно меня тормозили. Потом это стало даже
прикольно. «Что, у вас еще и собственная квартира есть?!» Они не
верят, что черный парень может иметь тут жилье и честно зарабатывать. |
Четыре
года назад Катя закончила психфак РГГУ. Вместе со своим
парнем решила уехать в США. Она хотела быть успешной, хотела родить
детей-американцев от своего парня. Правда, купив билеты и оформив визу,
она узнала, что консульство Америки отказало ему во въезде. Сказали:
прийти через три месяца. И Катя поехала одна. Сначала устроилась официанткой
в кафе. Получала 20 долларов в час. Через какое-то время смогла пробиться
в рекламное агентство.
— И тогда я поняла, что значит быть американцем. Я не знала, что значит
быть богатой в России. Я узнала это в США.
Катя переписывались со своим любимым и звонила ему по телефону. Через
год она узнала, что он живет с другой. Друзья решили поддержать Катерину
и отвели на развалины башен-близнецов. Катя говорит, что раньше русские
ходили туда отмечать праздники. Теперь наоборот… Они сидели и вспоминали
родину. Мимо проходил негр, распространяющий наркотики. Спросил: «Ну
что, два бокса, как всегда?» — «Как всегда».
Русских яппи от американских, говорит Катя, можно отличить только вечером
или в выходные. В обычные дни они работают, как и все. А вечерами ходят
по городу и пьют пиво. По субботам ходят пьяные и пристают к местным
на русском языке. Для американцев такое поведение — очень плохое поведение.
Так у них могут делать только бомжи или русские. Сами яппи-американцы
никогда не пьют на улице. Не потому, что запрещено. По улице могут пройти
их потенциальные клиенты, сорвется заказ. «А к нам все привыкли. Можно
сказать, это такая наша привилегия в Штатах», — говорит Катя.
Все это время Катя жила с просроченной визой. Нелегалов в Америке никто
не отлавливает. Полиция регистрацию не проверяет. Так и живут. Но Катя
решила вернуться в Россию.
В аэропорту консульский работник сказал, что нарушено миграционное законодательство.
И вернуться в США ей теперь разрешат только через 10 лет либо вообще
никогда… В России Катя так и не стала яппи. Говорит, что будет ждать
10 лет. И когда выпьет, пристает ко всем уже на английском.
Андрей работает в крупной энергетической компании.
Его я знаю почти год. Мы познакомились на «Боровицкой», на встрече клуба
Гарри Поттера. С Катькой мы познакомились там же. А потом все вместе
поехали в Питер. Я — чтобы написать о них текст. Они — чтобы потусоваться.
Я рассчитывал увидеть чокнутых фанатов Поттера. Но увидел яппи. Короче,
с тех пор мы — хорошие друзья.
В рабочие дни мы общаемся через интернет. По субботам — ходим в клубы,
но чаще — к кому-нибудь на квартиру. Недавно мы ездили в гости к одной
девушке. Андрей немного перебрал, стал говорить, что у России нет будущего.
Начал со стула что-то декламировать. Затем упал, ударился головой об
угол, весь вечер молчал. А мы сидели на кухне. А потом уже не помню,
где сидели. А утром пришел папа девушки, увидел бутылки, сломанные стулья,
выбитые двери — и выгнал всех нас — яппи — на лестничную площадку. Больше
всех расстроилась американская яппи Катя. Она взяла из коридора топор,
выматерилась: «Fucking shit!» — и выкинула его с балкона на папину машину.
До сих пор не знаю, попала или нет. Потом мы еще полчаса сидели на площадке.
Кто-то забыл в квартире телефон, кто-то кофту. Пока вспоминали, поняли,
что в квартире остался Андрей. Стали ему звонить. А он уже на работе.
Уехал прямо перед папиным приходом.
Прошлым летом Андрей отдыхал в Подмосковье. Познакомился с какой-то
девушкой. Выпили вина, она пригласила его к себе. А утром сказала: «Ты
сексуальный извращенец! Будешь иметь дело с моим парнем!». Андрей подумал,
что она шутит. А через полгода позвонил парень и предложил «встретиться-поговорить».
Андрей позвал друзей. Те тоже пришли не одни… Дрались на ножах. Андрею
вспороли бок. Его приятелю — легкие и печень. Через два дня приятель,
не приходя в сознание, скончался в реанимации.
Андрей никому об этом не рассказывал. Он вообще куда-то исчез на два
месяца. Мы думали, в командировку. А он хотел в Кащенко. Но не взяли.
Сказали: «У нас таких много. Лечитесь дома».
В 1993 году Фима приехал из Сирии в Москву — поступать
в Медицинскую академию. Учился на фармацевта, но так им и не стал. Еще
студентом он начал заниматься кальянами, научился их правильно «варить»
(раскуривать). Тогда в Москве про кальяны вообще знали мало. Фима съездил
в Сирию за партией аппаратов. Он угостил им владельцев некоторых кофеен,
и уже через год кальян стал самым распространенным развлечением московских
яппи. Да и сам Фима благодаря кальяну превратился в яппи.
Сейчас он — самый главный по кальяну в Москве. Составляет меню для нескольких
десятков заведений города. Сам варить кальяны Фима уже не успевает,
поэтому у него много учеников, которые уже стали профессиональными кальянщиками.
— Кальян можно курить на воде, можно на вине или на абсенте, — объясняет
мне Фима.
А вообще Фима, хоть и араб, — православный христианин. Регулярно исповедуется,
причащается и все такое. Однажды он пошел на службу в церковь Федора
Стратилата и стал читать «Отче наш» на арабском языке. Прихожане подумали,
что Фима — камикадзе, и в панике выбежали из храма. С тех пор он решил
учить молитвы на русском.
В 99-м Фима получил российское гражданство и купил квартиру. Но милиция
по-прежнему относится к нему подозрительно. Как-то в метро Фима проходил
мимо милиционера и вдруг побежал. Сержант — за ним. Пробежав всю станцию,
Фима спокойно остановился, достал книжку и начал читать. Взбешенный
милиционер с дубинкой в руке потребовал документы.
— Зачем убегал?!
— Так на работу торопился.
— А в сумке что?
— Ноутбук.
— Издеваешься?! — Фима показал российский паспорт. А милиционер весь
покраснел и извинился.
Кроме кальяна Фима занимается еще и общественной деятельностью. Является
сопредседателем Совета арабских общин в Москве. Фима считает, что арабов
в нашей стране сильно притесняют. Но Россию он все равно любит. Однажды,
после американской бомбежки Югославии, Фима вместе с лимоновцами вышел
к посольству США, сжег их флаг и затоптал ногами. После этого нацболы
стали считать Фиму своим. А американские власти занесли его в список
персон нон грата.
Когда в Москве не стало электричества, многие яппи радовались, как школьники,
которым отменили последний урок. Только Фима не радовался. В этот день
он застрял в лифте на «Авиамоторной». Каждые двадцать минут звонили
партнеры по работе и спрашивали, что делать, — пропадают заказы. Фима
из лифта пытался их успокоить. Но без света и Фимы город забыл о кальяне.
Позвонила сестра из Сирии. Спрашивала, не начнется ли в России война.
Уговаривала вернуться на родину. А Фима говорил, что его родина — Россия.
И возвращаться ему больше некуда.
25 мая Катя была в Сергиевом Посаде. Из-за пробок на дорогах не смогла
вернуться в Москву. Звонила друзьям и родным, пока на телефоне не кончились
деньги. Всю ночь просидела в пивном баре. Играла в бильярд с незнакомыми
мужиками.
А у Андрея на работе все начальники отделов писали заявления по собственному
желанию. Потому что компания Андрея непосредственно отвечает за свет
в городе. В офисе, кстати, по непонятным причинам свет был, работали
телефоны. А Андрей еще не стал начальником отдела. Поэтому он не так
сильно переживал, как остальные. Он никому ничего не сказал и поехал
к бабушке: «Она там одна на 15-м этаже целый день. Переживает сильно».
По мнению социологов, яппи перестает быть яппи, когда обзаводится семьей.
Падает мобильность, пропадает эгоизм. Семейные яппи вливаются в средний
класс и живут как все.
Елена Вереск
ХИППОДРОМ
В Царицыне отметили день рождения всесоюзной хипповской
организации
На
лавочке сидят и спят волосатые люди. Человек десять. Старые хиппи, «олдовики»,
те, что «вышли на трассу» (стали ездить автостопом) в 70-х годах. Они
пришли в Царицыно еще вчера. Встретиться наедине, без «молодежи», «отметиться»
— проверить, кто жив. Выпить. Мимо проходит молодой милиционер: «Что-то
вас маловато!». «Олдовик» Юргис мгновенно вспыхивает: «Вам хватит!».
1 июня
1971 года в Москве прошла демонстрация хиппи против войны во Вьетнаме.
Демонстрацию разогнали. Но с тех пор каждый год хиппи собираются в Царицынском
парке.
Юргис окончил Суворовское училище. Учился хорошо. Потом прочитал «Стену»
Сартра и решил, что так больше жить не будет. Решил, и все. Зачем ушел?
Идиотский вопрос. Как там, у Уильяма Блейка: «Есть ведомое, а есть неведомое,
а между ними — двери». Такие двери встретились и на его пути. Воевал
в Анголе. Пацифизм пацифизмом — пришлось. «Олд». А больше о себе ничего
не скажет. Он лучше расскажет о рок-н-ролле.
«Да и вообще, зачем вы
сюда пришли? — Юргис лениво чешет бороду. — Все «реальные» хиппи умерли
в 26, 27, 29 лет — таков срок «старчивания» (гибели от употребления
наркотиков. — Е. К.). Те, что остались, — не цвет хипповского движения.
О молодежи вообще говорить нечего».
Они выглядят нелепо. Бородатые мужчины в джинсе, слегка пьяные, говорящие
на непонятном языке. «Вы тут не ищите слишком многого, — советует Рост,
один из хиппи. — Мы лишь клуб любителей собраться выпить и вспомнить
70-е».
А другой хиппи, Герыч, добавляет: «Какое бы ни было время — ему
надо соответствовать. Вот мы и соответствуем как можем». «Я могу быть
менеджером или дворником, — говорит другой, — но 1 июня я становлюсь
тем, кем я был».
А на поляну начинают приходить люди. Прибежали веселые растаманы, прибрели
панки, толкиенисты. Прикатили байкеры на мотоциклах, вспугнув отдыхающих.
Настороженной кучкой пришли готы. Пришли и обыватели, многие с детьми,
глазеют на неформалов, как в зоопарке. Милиционеры угрюмо ходили по
краю поляны, сгоняя с лавочек спящих. Внутрь поляны не заходили.
Я обращаюсь за помощью к «олдовикам»: «А где здесь молодые хиппи?».
Блюз хохочет: «Найдешь — скажешь!». «Не то сейчас время, — терпеливо
объясняет он. — Раньше дорога без границ, хлеба кусок — и счастлив,
а теперь у каждого неохиппи мама с папой, курица в холодильнике. Слышала
анекдот? Встречаются два молодых хиппи. Один другому: «У тебя на сегодня
вписка (место, где можно переночевать. — Е. К.) Есть?». — «Нет. А у
тебя?» — «Тоже нет». — «Ну что, по домам?»
Сегодня у новых хиппи есть интернет-портал www.hippy.ru, издается журнал,
проходит слет «Rainbow». Но даже те, кто называет себя хиппи, не уходят
из дому, работают.
«Хиппи сегодня невозможны, — говорит Сеня Скорпион, один из самых старых
и авторитетных «олдовиков». — Им не хватает противников. Раньше в обществе
были две противостоящие силы — коммунизм и капитализм, был страх, который
нужно преодолеть, молчание, которое нужно разбить. Сейчас говорят много
и громко, но все в растерянности. Силы еще не распределились, нет четких
классов и сословий, которые бы боролись друг с другом, нет систем».
На краю поляны родители-хиппи проводили обряд инициации — проводили
своих детей через врата: грубо сколоченные рейки, украшенные расшитыми
полотнищами. Металлисты внимательно наблюдали за обрядом, толкиенисты
смущались, панки зубоскалили.
«Вам горько, должно быть, — обратилась я к Герычу. Тот непонимающе уставился
на меня. — Хиппи практически исчезли как вид. Ваш праздник превращен
в молодежную тусовку».
Герыч улыбнулся: «Ты нас не понимаешь. Мы любим
всех, и мы рады, что они здесь. В них жизнь. Вот гляди — пьют пиво два
парня, болтают. Один — панк, другой — рэппер. Они в обычной жизни друг
другу морды набьют, а здесь мир, понимаешь?».
|